Когда говорят о противостоянии Джо Монтаны и Джона Элвея, чаще всего вспоминают либо Супербоул-24, оставшийся за «Фотинайнерс», либо матч 1994 года, когда в  дивизионной перестрелке «Чифс» и «Бронкос» в Monday Night Football победили первые.

Но в истории взаимоотношений легендарных квотербеков была одна куда более странная встреча. 11 ноября 1985 года «Денвер» принимал «Сан-Франциско». Восьмиградусный мороз и снег не то чтобы сильно помогали пасовой игре — матч Элвей и Монтана завершили примерно с равными показателями и одинаковым рейтингом (69.0), реализовав менее половины передач.

К большому перерыву гости уступали 3-14 и готовились сократить отставание в счете до одного владения. Надо было всего-то забить 19-ярдовый филд-гол. Однако далее произошло нечто необычное.

Запись не очень качественная, поэтому требуются пояснения. После того, как лонг-снэппер отбросил мяч, с трибун вылетел снежок, приземлившийся под носом у холдера Мэтта Кавано. Непосредственно в игрока «стрелок» не попал, но сделал достаточно для того, чтобы тот засуетился, потерял концентрацию и не удержал мяч.

«Найнерс» тот матч проиграли с разницей в одно очко (16-17) и закончили сезон 10-6. Для первого места в дивизионе и пропуска уайлд-кард раунда плей-офф не хватило одной победы. В постсизоне команда Монтаны тут же уступила «Джайентс» (3-17), весьма символично ограничившись в наборе очков как раз филд-голом и пропустив те же 17 очков.

Рефери того матча регулярки Джим Тунни никак не отреагировал на инцидент со снежком. Днем позже в интервью Associated Press он уточнил свою позицию: «У нас не было технической возможности дать нарушение правил со стороны принимающей стороны или болельщиков. В правилах ничего такого не сказано». Объясняться также пришлось перед главой судейского комитета Артом Макнелли — рефери напомнил, что снежок не попал в Кавано или в кикера «Сан-Франциско» Рэя Вершинга и что якобы холдер вообще не среагировал на посторонний предмет.

По большому счету, там, в поле Туни не хватило то ли зоркости, то ли реакции, то ли все-таки смелости. Макнелли после матча говорил, что в правилах действительно ничего не говорится про снежки и другие посторонние предметы, если они не докоснулись игроков. Но! Рефери был вправе принимать любое решение, если какой-либо случай не регулировался правилами. Увы, отсутствие решения — в известной степени тоже решение.

«Фотинайнерс» негодовали. Много повидавший на своем веку Билл Уолш отмечал: «Такое надо было останавливать с помощью нового розыгрыша. Тогда никаких снежков больше не было бы. Если судьи позволяют оказывать влияние на ход событий во время важного розыгрыша и говорить, что руки связаны, они тем самым подстегивают фанатов к еще более диким поступкам».

Глава комитета по проведению соревнований НФЛ (а заодно президент «Каубойс») Текс Шрамм считал, что игру нужно было остановить: «Должно быть как в бейсболе. Если на поле появляется воздушный шар, лист бумаги или что-то еще, что может отвлечь игрока, немедленно дается тайм-аут. Нельзя терпеть что-то подобное. В следующий раз прилетит бутылка пива или виски». Высказался даже главный тренер «Фэлконс» Хью Кэмпбелл: «Розыгрыш надо было переиграть. А если бы и в следующий раз прилетел снежок — засчитать филд-гол».

Молчал лишь сам Кавано.

Любопытно, что тремя годами ранее снег выбесил другого культового тренера — Дона Шулу. Его «Долфинс» на промерзшем поле в Фоксборо проиграли «Пэтриотс» (0-3), причем решающий удар хозяева нанесли в конце заключительной четверти, воспользовавшись… услугами снегоочистителя. Тот должен был зачистить десятиярдовые линии, но «совершенно случайно» проехался и по тому месту, откуда пробивался филд-гол.

Отметим и старания холдера «Нью-Ингленда», справившегося с мячом в сложных условиях. Знаете, как его звали? Мэтт Кавано. Через год он переедет в солнечный Сан-Франциско подальше от непогоды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.