Параллельно с сезоном НФЛ в американской прессе с завидным постоянством выходят материалы о Дэне Снайдере, владельце «Вашингтон Коммандерс». В прошлом году лига оштрафовала его на $10 миллионов и отстранила от участия в текущих делах команды из-за создания «токсичной атмосферы в клубе».

Только за последние пару недель мы увидели:

  • как болельщики «Коммандерс» приходят на матчи с плакатами «Продай команду» и скандируют кричалку аналогичного содержания в то время, как секьюрити на стадионе пытаются им мешать
  • как владелец «Индинаполис Кольтс» Джим Ирсей заявляет, что «для лиги было бы полезно расстаться со Снайдером»
  • как на ESPN вышел огромный разгромный материал про Снайдера, где утверждается, что он игнорирует все правила и готов представить компромат на большинство своих коллег

Так кто же такой этот Дэн Снайдер, почему его все ненавидят, но никак не могут потопить?

Как Снайдер стал владельцем клуба НФЛ?

Уроженец штата Мэриленд Дэн Снайдер вместе со своей сестрой Мишель в 1989 году занялся продажей рекламного места — сначала внутри учебных заведений, затем в кабинетах врачей, и так далее. В течение первой половины девяностых компания стремительно росла, и Снайдер стал одним из вундеркиндов национального маркетинга. В 1996 году в возрасте 32 лет он стал самым молодым президентом компании, чьи акции торговались на бирже Нью-Йорка.

В апреле 1997 года умер владелец «Вашингтон Редскинс» Джек Кент Кук, команда перешла под управление организованного им фонда. Через два года Снайдер купил у фонда как клуб, так и стадион за сумму в $800 миллионов. На тот момент это была самая дорогая покупка в истории спортивных клубов.

Сейчас «Вашингтон Коммандерс» (клуб сменил название в 2021 году, подробнее об этом ниже) занимают восьмое место в списке самых дорогих спортивных клубов по версии Forbes. Приблизительная оценка стоимости «Коммандерс» — $5.6 миллиарда.

За что Снайдера не любят простые болельщики?

Во все времена для спортивных болельщиков на первом месте стоят две вещи: результаты любимой команды и опыт посещения матчей. Здесь Снайдеру похвастаться нечем.

Клуб из Вашингтона — один из самых известных и успешных в истории НФЛ. Если вас смущает такая формулировка, то это неудивительно — все успехи команды остались в прошлом.

Embed from Getty Images

В восьмидесятые, при тренере Джо Гибсе «Редскинс» были доминирующей силой в Национальной конференции. За 11 сезонов, с 1982 года по 1992-й, «Вашингтон» восемь раз выходил в плей-офф, четыре раза участвовал в Супербоуле и три раза там победил. Команду образца 1991 года называют одной из сильнейших за всю историю американского футбола.

Каковы успехи в эпоху Снайдера? За 23 года «Вашингтон» вышел в плей-офф шесть раз и одержал в матчах навылет лишь две победы, ни разу не пройдя дивизионный раунд. При этом было 14 сезонов с отрицательным балансом побед и поражений.

Что же касается опыта посещения игр, то стадион «Федекс Филд» по многочисленным опросам (в том числе, на реддите) считается худшим среди всех арен НФЛ. Открытый в 1997 году, он морально устарел, находится в неудобном месте (нужно добираться на загруженном метрополитене и потом ещё идти до стадиона пешком, либо брать дорогое такси) и со стороны выглядит как обыкновенная бетонная коробка. В прошлом году произошли два случая прорыва канализации — нечистоты лились в непосредственной близости от болельщиков.

Но есть не только спортивная сторона вопроса. За последние несколько лет Снайдер стал самым токсичным владельцем в НФЛ.

В чём Снайдера обвиняют?

Порой кажется, что легче перечислить, в чём не обвиняют.

Началось всё с названия команды, которое давно мозолило глаза правозащитникам и отдельным представителям коренного населения Америки. «Редскинс», то есть «Краснокожие» в современных США считается оскорбительным термином. С каждым годом таким вещам уделялось всё больше внимания, и публичные требования поменять название звучали всё громче. В 2013 году взбешённый Снайдер ответил журналистам, что никогда не сменит название клуба. Сменить пришлось в 2020-м, когда группы активистов, используя медийное оружие массового поражения — соцсети, убедило крупнейших спонсоров «Вашингтона» отстраниться от клуба.

«Редскинс» сначала превратились в «Футбол Тим», а затем и в «Коммандерс».

С журналистами у Снайдера как-то сразу не сложилось. В 2011 году Washington City Paper опубликовало материал под названием «Гайд ворчливого фаната «Редскинс» по Дэну Снайдеру», написанный его давним оппонентом Дейвом Маккенной. На обложке материала владелец клуба был изображён в образе дьявола с соответствующими рогами. Снайдер усмотрел в этом антисемитизм (сам он из еврейской семьи) и подал в суд. И если за обложку издание извинилось, то сам факт критики публичной фигуры судом оспорен не был.

В 2020 году газета The Washington Post опубликовала целую серию статей, в которых 40 женщин, ранее работавших в «Вашингтоне», обвиняют Снайдера в создании дискриминационной атмосферы в клубе — офисных работниц и чирлидерш притесняли, запугивали и сексуально домогались как минимум с 2006 года. Тогда же стало известно, что одной из женщин Снайдер заплатил $1.6 миллиона в качестве досудебного соглашения. Два частных детектива не смогли найти доказательства преступлений, совершённых лично владельцем, а выплаченные средства клуб объяснил желанием избежать чёрного пиара в прессе.

НФЛ провела своё расследование, в результате которого часть обвинений были признаны справедливыми, и как раз за это Снайдер заплатил штраф в $10 миллионов и был отстранён от футбольной деятельности. Впрочем, в материале ESPN, вышедшем на прошлой неделе, говорится о том, что владелец проигнорировал все запреты и, например, лично участвовал в обмене квотербека Карсона Венца из «Индианаполис Кольтс». Якобы именно таким образом он хотел отвлечь внимание публики от проблем клуба за пределами поля, а также рассчитывал на успех команды с именитым разыгрывающим. Главный тренер «Коммандерс» Рон Ривера на вопросы об этой ситуации очень эмоционально отвечал, что только он в ответе за приобретение Венца, но не сказать, чтобы ему все поверили.

В марте прошлого года всплыла информация, якобы Снайдер намеренно скрывал часть доходов от продажи билетов, чтобы платить меньше в казну НФЛ. Пошли разговоры о том, что в «Вашингтоне» ведут два бухгалтерских учёта — один реальный и один липовый, для отвода глаз. Причём это дело разбиралось уже на уровне Конгресса США.

Это если называть самые громкие и недавние скандалы. Мелких — вроде судебных исков в адрес владельцев абонементов, незаконной вырубки деревьев на территории стадиона и так далее — найдётся ещё с десяток.

Его могут как-то отстранить от владения командой?

Да, есть несколько способов.

Самый цивилизованный — две трети владельцев клубов НФЛ должны проголосовать «за» уход Снайдера из их рядов. Вообще такой вариант считается маловероятным, поскольку владельцы, несмотря на все внутренние разногласия, привыкли держаться друг друга. Клуб владельцев — это очень сложная экосистема, внутри которой постоянно ведётся какая-то подковёрная борьба, но открытые конфликты — исключительная редкость.

Тем удивительнее было услышать ремарку от владельца «Индианаполис Кольтс» Джима Ирсея о том, что Снайдер приносит НФЛ больше вреда, чем пользы. Ирсей далеко не самый уважаемый из числа владельцев клубов НФЛ, но то, что хоть кто-то позволил себе вслух обозначить такое положение дел, уже говорит о том, что над Снайдером сгущаются тучи.

Как правило, владельцы уходят сами. Например, бывший владелец «Каролина Пэнтерс» Джерри Ричардсон в 2017 году был обвинён в неподобающем поведении  — миллиардер позволял себе грубые комментарии, фривольные выражения и даже расистские замечания в адрес своих работников. Ричардсон понял намёк и оперативно продал клуб за $2.2 миллиарда. Памятник владельцу у стадиона был демонтирован, а сам он — демонизирован.

Вот только Снайдер уже обозначил, что сдаваться и продавать клуб не собирается, а будет биться до конца.

Почему владельцы других клубов не любят Снайдера?

Владельцы не любят тех, кто приносит с собой проблемы. Дело не просто в скандальном ореоле. Самый уважаемый среди владельцев коллега Джерри Джонс из «Даллас Каубойс» в разное время каким только сумасбродом в прессе ни выставлялся. Но это никогда не угрожало самой лиге, остальным владельцам.

Агрессивно либеральная среда в Штатах тестирует на прочность консервативную и в чём-то закостеневшую систему НФЛ. Не преуспев в оперативном скидывании Снайдера, американская пресса начинает задаваться вопросами: а почему лига потворствует его выходкам? Почему другие владельцы молчат? Почему покрывают человека, который вообще никак не соответствует нашим представлениям о хорошем бизнесмене?

Проблемы Снайдера становятся проблемами НФЛ. И это не нравится уже никому.

Та же ESPN написала, что Снайдер в этом году потерял расположение своего могущественного заступника — вышеупомянутого Джерри Джонса. Пять лет назад, когда Джонс хотел избавиться от комиссионера Роджера Гуделла, Снайдер ему в этом содействовал, но сейчас владелец «Каубойс» якобы отстранился от Снайдера, несмотря на неоднократные просьбы о помощи.

Тогда почему не отстраняют?

Две основных причины. Первая — никто не хочет создавать опасный прецедент. Обиженные работники найдутся в любой крупной организации, а учитывая социально-политический климат в стране и последние тенденции, обвинения в сексуальных домогательствах не заставят себя ждать (имели место эти домогательства или нет, в данном случае, нерелевантно, пусть разбирается суд). Разница между Ричардсоном и Снайдером в том, что первый лично распускал руки и длинный язык, а второй лишь «создал атмосферу». Под более абстрактное определение можно будет при желании подвести любого владельца клуба НФЛ.

Вторая — Снайдер умеет давать отпор. В материале ESPN говорится о том, что владелец «Вашингтона» пригрозил, что в случае чего опубликует компромат на большинство коллег, тренеров, функционеров и лично Роджера Гуделла. И, похоже, другие владельцы знают, что это не пустые угрозы. Более того, слив вульгарных писем Джона Грудена, из-за которых тренер «Лас-Вегас Рейдерс» потерял работу в прошлом году, был произведён с подачи Снайдера. То ли намеренно — чтобы обозначить безграничные возможности шантажа; то ли случайно — в попытке повесить всех собак на бывшего президента клуба Брюса Аллена (именно с переписки Аллена с Груденом начались дальнейшие изыскания на тему эпистолярных навыков второго).

Для того, чтобы противостоять формальному отчислению из числа владельцев, Снайдеру нужно найти восемь голосов «против». Говорят, столько друзей в кругу владельцев у него уже нет. Есть ли столько потенциальных жертв компромата?

Он уже далеко зашёл в борьбе с общественностью, прессой и частью своих могущественных коллег. Если же вас не очень интересуют подробности футбольного «Карточного домика», то достаточно вспомнить слова футболиста «Вашингтон Коммандерс» Терри Маклорина, объясняющие, почему команда ещё не скоро начнёт побеждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.