Предыстория

Embed from Getty Images

Чемпионская династия «Далласа» в девяностые ведёт отсчёт с крупнейшего обмена в истории НФЛ (было задействовано 18 игроков), которое его автор — главный тренер «Каубойс» Джимми Джонсон — именовал не иначе как «ограбление поезда».

В конце восьмидесятых «Даллас» был совсем плох. После трёх лет подряд без плей-офф сезон–1989 начался для «Ковбоев» с четырёх поражений подряд. Джонсон решил провернуть сделку, расставшись с лучшим игроком команды — бегущим Хершелом Уокером. Сначала интерес проявили «Нью-Йорк Джайентс», но хитрый Джонсон понимал, что выгоднее будет создать искусственный ажиотаж вокруг игрока и заставить соперников конкурировать за право его получить. Он позвонил генменеджеру «Миннесоты» Майку Линну и сказал, что у того есть несколько часов на то, чтобы перебить предложение «Джайентс». «Миннесота» несколько лет подряд выходила в плей-офф, но не могла добраться до Супербоула, и Линн считал, что Уокер — недостающее звено.

Сделка была составлена интересным образом. «Миннесота» получала Хершела Уокера, третий раунд «Далласа» на драфте–1990, 10-й раунд (был тогда и такой) «Далласа» на драфте–1990 и третий раунд «Далласа» на драфте–1991. «Даллас» получал лайнбекеров Джесси Соломона и Дэвида Ховарда, корнербека Айзека Холта, ди-энда Алекса Стюарта, первый раунд «Миннесоты» на драфте–1990, второй раунд на драфте–1990, шестой раунд на драфте–1990. Но главная фишка в том, что в случае отчисления вышеуказанных игроков до 1 февраля, «Даллас» получал за них высокие драфт-пики «Миннесоты» на последующих драфтах.

Майк Линн ликовал, он был уверен, что выиграл по итогам обмена, ведь суперзвезда Хершел Уокер гораздо круче, чем четыре средних игрока и пара высоких пиков на следующем драфте. Но, на самом деле, Джимми Джонсону не нужны были игроки «Миннесоты», он с самого начала хотел только драфт-пики. Все обменянные «Далласом» игроки были отчислены до 1 февраля, и «Ковбои» получили ещё пики в первом и втором раундах в 1991-м и 1992-м, а также третий раунд в 1992-м. Именно на этом наследии Джонсон сумел получить игроков вроде Эммита Смита и Рассела Мэриленда, и создать чемпионскую команду. Хершел Уокер провёл в «Миннесоте» два с половиной сезона, ни разу не набрал тысячи ярдов на выносе и не выиграл Супербоул.

Драфт

Embed from Getty Images

Драфт–1989 был историческим событием по целому ряду причин. Во-первых, в топ-5 было выбрано сразу четыре будущих члена Зала славы: квотербек Трой Эйкмен («Даллас»), раннинбек Барри Сандерс («Детройт»), лайнбекер Деррик Томас («Канзас-Сити Чифс») и корнербек Дейон Сандерс («Атланта»). Кто же из пятёрки не попал в Зал славы? Тэкл Тони Мандарич, выбранный «Грин-Бэй Пэкерс» под вторым общим номером.

Мандарича перед драфтом называли самым талантливым линейным в истории футбола. Он играл в колледже «Мичиган Стейт» под руководством Ника Сейбена. Его рост составлял 198 см, а вес — 150 кг. И он умел создать хайп. Мандарич вызывал на поединок Майка Тайсона, пропускал запланированные мероприятия из-за похмелья и называл Грин-Бэй «деревней». Ещё Тони был ярым фанатом группы Guns N’ Roses — его пса звали Аксель, а на руке красовалась татуировка обложки дебютного альбома группы «Appetite for Destruction».

Embed from Getty Images

После выбора на драфте Мандарич динамил подготовку команды всё лето из-за разногласий по контракту новичка, и приехал на базу за неделю до первой игры. Дебютный сезон Мандарич провёл в спецбригадах, но довольно быстро стало понятно, что это его потолок. Долгие годы все думали, что проблемы в характере. «Я не такой, как другие. Я Тони Мандарич, и все должны это понимать. Если им это не нравится, то что поделать, таков уж я, им надо смириться», — говорил игрок. Много лет спустя стало известно, что проблема была не только в отношении линейного к делу, но и в том, что в колледже он употреблял стероиды.

«Пэкерс» отчислили Мандарича уже через три сезона. Два года он провёл в клинике, пытаясь избавиться от пристрастия к алкоголю и наркотикам. В 1996-м вернулся в НФЛ и отыграл три сезона за «Индианаполис» (последний год выходил в старте во всех матчах) и завершил карьеру после травмы плеча.

Барри Сандерс стал первым третьекурсником, которому разрешили выходит на драфт НФЛ. Колледж Оклахома Стейт, за который Сандерс выступал, был уличён в разнообразных нарушениях правил НСАА. Раннинбек считал несправедливостью, что его звёздная карьера может понести репутационные потери из-за ошибок руководства университета и добился досрочного выхода в профессионалы, тем самым создав прецедент. Со следующего года на драфт можно будет выходить не по окончании университета, а спустя три года после школы.

Ещё это первая церемония, на которой присутствовали сами футболисты… вернее, футболист. Агент Троя Эйкмена Лей Стайнберг пригласил квотербека с собой на церемонию драфта и обнаружил, что кроме Эйкмена там никого из игроков не было. Только с 1990 года начнут активно приглашать спортсменов.

Итоги регулярного сезона

Восточные дивизионы
Команда АФК В П Команда НФК В П
Баффало Биллс 9 7 Нью-Йорк Джайентс 12 4
Индианаполис Кольтс 8 8 Филадельфия Иглс 11 5
Майами Долфинс 8 8 Вашингтон Редскинс 10 6
Нью-Ингленд Пэтриотс 5 11 Финикс Кардиналс 5 11
Нью-Йорк Джетс 4 12 Даллас Каубойс 1 15
Центральные дивизионы
Команда АФК В П Н Команда НФК В П
Кливленд Браунс 9 6 1 Миннесота Вайкингс 10 6
Хьюстон Ойлерс 9 7 0 Грин-Бэй Пэкерс 10 6
Питтсбург Стилерс 9 7 0 Детройт Лайонс 7 9
Цинциннати Бенгалс 8 8 0 Чикаго Беарс 6 10
Тампа-Бэй Бакканирс 5 11
Западные дивизионы
Команда АФК В П Н Команда НФК В П
Денвер Бронкос 11 5 0 Сан-Франциско Фотинайнерс 14 2
Канзас-Сити Чифс 8 7 1 Лос-Анджелес Рэмс 11 5
Лос-Анджелес Рейдерс 8 8 0 Нью-Орлеан Сейнтс 9 7
Сиэтл Сихокс 7 9 0 Атланта Фэлконс 3 13
Сан-Диего Чарджерс 6 10 0

Лучший матч

Третий тур регулярного сезона. «Филадельфия Иглс» 28–38 «Сан-Франциско Фотинайнерс»

https://www.youtube.com/watch?v=hEzHXXjPndA

Обычно мы выбираем матчи плей-офф, но в этом случае самой показательной была игра на старте регулярного сезона. «Сан-Франциско» на пике своего могущества приехал в Филадельфию после сложной победы над вечными аутсайдерами «Бакканирс». «Иглс» под руководством Бадди Райана выиграли дивизион в прошлом сезоне и очень хотели пробиться в элиту НФЛ. В предыдущем туре «Орлы» победили «Вашингтон» со счётом 42–37, занеся тачдаун на последних секундах игры. К этой игре обе команды подошли с результатом 2–0.

Нападение «Фотинайнерс» не работало практически всю игру, хотя периодически им удавались биг-плеи. Именно с такого биг-плея был открыт счёт в матче, когда Джо Монтана забросил 68-ярдовый тачдаун-пас на Джерри Райса. Дальше включился мощный фронт защиты «Иглс» во главе с Реджи Уайтом — Монтана с трудом уходил от захватов и никак не мог найти времени для броска. В начале четвёртой четверти счёт был 21–10 в пользу «Филадельфии», а после обмена тачдаунами 28–17 за 8:24 до конца.

И вот здесь включился чемпионский инстинкт «Фотинайнерс». Монтана начал творить привычную магию, выдавая затяжные драйвы из коротких точных передач и выносов, а затем шокируя защиту соперника забросом на Райса. За оставшееся время «Сан-Франциско» занёс три безответных тачдауна и победил.

Чемпион

«Сан-Франциско Фотинайнерс»

Embed from Getty Images

Найти интересную игру с участием «Фотинайнерс» в сезоне–1989 не так просто, потому что они выносили всех соперников в одну калитку. Регулярный сезон «Сан-Франциско» завершил с результатом 14–2, оба поражения суммарно — в пять очков. В плей-офф доминирование вышло на заоблачный уровень — три победы с общим счётом 126–26. В Супербоуле будущие чемпионы уже к перерыву вели в счёте 27–3, а итоговый счёт — 55–10.

Практически в каждой линии у «Сан-Франциско» было по одному представителю символической сборной сезона. Эта команда была близка к идеалу, если не по результату в регулярке, то по игре.

Ещё 3 сильнейших команды

«Денвер Бронкос». По сравнению с позапрошлым сезоном, когда «Бронкос» проиграли Супербоул, команда приобрела классного молодого раннинбека в лице Бобби Хамфри. В финале конференции квотербек Джон Элвей провёл на тот момент лучший матч в карьере, закинув «Кливленду» три тачдауна без перехватов и набрав 385 пасовых ярдов. Перед Супербоулом эксперты всё равно отдавали преимущество «Сан-Франциско». Элвей уже проиграл два финала, а Монтана выиграл три. Но никто не думал, что результат будет настолько в одну калитку.

Embed from Getty Images

«Лос-Анджелес Рэмс». Последний хороший сезон «Рэмс» в Лос-Анджелесе. Больше они в этом городе в плей-офф не выйдут (до 2017 года), а следующий сезон с положительным балансом побед и поражений состоится уже в 1999 году в Сент-Луисе.

«Нью-Йорк Джайентс». Ещё один драматичный сезон для «Джайентс». В 1988 году они не попали в плей-офф в последнем туре с результатом 10–6, а на этот раз сенсационным образом вылетели в первой же игре плей-офф. Матч с «Рэмс» перешёл в овертайм после того, как кикер лос-анджелесской команды дважды забил филд-гол в четвёртой четверти. Спустя минуту после начала овертайма квотербек Джим Эверет бросил 30-ярдовый тачдаун-пас на Флиппера Андерсона.

Символическая сборная

  • Квотербек: Джо Монтана («Сан-Франциско»)
  • Раннинбеки: Кристиан Окойе («Канзас-Сити»), Барри Сандерс («Детройт»)
  • Ресиверы: Джерри Райс («Сан-Франциско»), Стерлинг Шарп («Грин-Бэй»)
  • Тайт-энд: Кит Джексон («Филадельфия»)
  • Линия нападения: Энтони Муньос («Цинциннати»), Джим Леки («Вашингтон»), Том Ньюберри («ЛА Рэмс»), Брюс Мэтьюс («Хьюстон»), Джей Хилгенберг («Чикаго»)
  • Линия защиты: Крис Долмен («Миннесота»), Реджи Уайт («Филадельфия»), Кит Миллерд («Миннесота»), Майкл Дин Перри («Кливленд»)
  • Лайнбекеры: Карл Мекленбург («Денвер»), Майк Синглтери («Чикаго»), Тим Харрис («Грин-Бэй»), Лоуренс Тейлор («НЙ Джайентс»)
  • Ди-беки: Альберт Льюис («Канзас-Сити»), Эрик Аллен («Филадельфия»), Дэвид Фалкер («Цинциннати»), Ронни Лот («Сан-Франциско»)
  • Кикер: Майк Кофер («Сан-Франциско»)
  • Пантер: Шон Ландета («НЙ Джайентс»)
  • На возврате: Род Вудсон («Питтсбург»)

Обладатели индивидуальных наград

Embed from Getty Images

Самым ценным игроком сезона и лучшим игроком нападения был признан, естественно, Джо Монтана. Квотербек чемпионской команды установил рекорд по пасовому рейтингу в регулярке — 112.4. Он отдал 70.2% точных передач и 26 тачдаунов при восьми перехватах. В плей-офф, как и вся команда, он играл ещё лучше: за три матча 78.3% точных передач, 800 ярдов, 11 тачдаунов без перехватов. Монтана установил такую планку, до которой ещё долго никто не мог дотянуться.

Защитником года был признан ди-тэкл «Миннесоты» Кит Миллард. Он установил рекорд по числу сэков за сезон (18) для своей позиции. В 2018 году его рекорд побил Аарон Дональд. Увы, уже в следующем сезоне Миллард получил тяжёлую травму колена, после восстановления от которой уже не был прежним. Два попадания в символическую сборную сезону в 1988-м и 1989-м так и остались для него единственными.

Embed from Getty Images

Лучшими новичками были наконец-то признаны не какие-то ноунеймы, стрельнувшие только в дебютном сезоне, а уже упоминавшиеся будущие члены Зала славы — Барри Сандерс и Деррик Томас. Сандерс сходу набрал 1,470 ярдов на выносе с 14 тачдаунами. Раннинбек «Детройта» проведёт 10 сезонов подряд с тысячей ярдов на выносе (в среднем будет набирать по полторы тысячи за год) и станет MVP сезона–1997. Томас сделал 10 сэков и спровоцировал три фамбла. Он доиграет в «Канзас-Сити» до 1999-го и сделает суммарно 126.5 сэка за карьеру.

Что в это время делал Роберт Крафт

Embed from Getty Images

Будущий владелец «Нью-Ингленд Пэтриотс» был фанатом команды еще с тех пор, как команда выступала в Американской футбольной лиге. Активно развивая свой бизнес, Крафт всё время держал в уме возможность приобрести любимый клуб. Он знал, что тогдашний владелец «Патриотов» Билли Салливан владеет стадионом в Фоксборо, но не землёй, на которой стадион построен. Крафт разработал многоходовочку по банкротству хозяина бостонской команды. В 1985 году он купил прилегающий к стадиону трек для конных скачек, что юридически лишило Салливана возможности во время скачек проводить на своём стадионе мероприятия, не связанные с «Пэтриотс».

Стадион обанкротился, и в 1988 году Салливан решил продать клуб. Крафт купил стадион за $22 миллиона. Сама арена была устаревшей, и вкладывать в неё деньги было невыгодно, но Крафта интересовал лизинг, подписанный с «Пэтриотс» до 2001 года. А вот купить клуб сразу ему не удалось — его обскакал предприниматель Виктор Кием. Кием вместе с Салливаном попытались перевезти команду в Джексонвиль, но Крафт не позволил нарушить условия лизинга. Клуб продолжал терпеть убытки, и в 1994 году Кием решил продать команду кому угодно, но только не Крафту. Так владельцем в 1992-м стал Джеймс Ортвайн. Спустя два года он попытался выкупить у Крафта право лизинга на стадион за $75 миллионов, но Крафт отказался и в итоге сам уломал продать ему клуб за $172 миллиона, что на тот момент стало рекордной суммой продажи клуба по американскому футболу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.