Предыдущие выпуски: 

Часть 1. Массовые формации и летящие клинья
Часть 2. Как зарождался блок
Часть 3. Пас как предчувствие
Часть 4: Пасовые развязки и проходы в защите
Часть 5: И отделил Бог свет от тьмы
Часть 6: Спецкоманды до эпохи спецкоманд
Часть 7: Добро пожаловать в настоящее!
Часть 8: Основа основ
Часть 9: Кесарю — кесарево
Часть 10: Гиганты из «Джайентс»
Часть 11: Хэнк Стрэм и «Футбол Будущего»
Часть 12: Пир или голод?
Часть 13: Полетели!
Часть 14: Что в имени твоём?

В предыдущем выпуске мы разбирались, как в 70–80-х защита научилась активно использовать не только свою силу, но и скорость для давления на бекфилд нападения и разрушения их комбинаций еще до того, как они смогли развиться. Наверное, наивысшей точкой развития этой тенденции была система «46» «Чикаго Беарс». Ее создатель Бадди Райан очень просто формулировал основной принцип и цель: «Никакой квотербек еще не отдал точного паса, валяясь на спине». И действительно: что защита его «Медведей», что защита «Майами Харрикейнс» Джимми Джонсона, который взял на воорудение систему Райана, доминировали на своем пике — в середине 80-х.

В ответ на это сразу несколько тренеров независимо друг от друга пришли к идее, что силе нужно противопоставить силу — то есть, бороться с защитой, которая стремится разрушить твою пасовую игру нужно… тоже пасом!

Первыми, кто успешно развернул такую систему на высоком уровне, была программа Университета Бригема Янга во главе с тренером Лавеллом Эдвардсом, завоевавшая титул национального чемпиона в 1984 году. Впрочем, широкому кругу любителей футбола этот подход стал известен после того, как его внедрил легендарный Билл Уолш в «Сан-Франциско». Во многом благодаря этому «49-м» удалось завоевать целых 4 Супербоула, а система пасового нападения Уолша вошла в историю (и всем известна до сих пор) под названием «West Coast Offense» (WCO).

В чем же она состояла?

Как это было и с многими другими инновациями,  что Эдвардс, что Уолш пришли к ней, пытаясь не столько утилизировать сильные стороны своего персонала, сколько наоборот — сгладить слабые. В их распоряжении в те времена были квотербеки с довольно-таки слабой рукой, и нужно было разработать систему эффективной игры, когда растянуть защиту по вертикали угрозой дальнего паса не представлялось возможным. И тогда они сделали упор на  растягивании защиты по горизонтали — вдоль линии скримиджа.

Строго говоря, концепция «спрэда» — разброса формации нападения вдоль линии скримиджа — уходит корнями ещё в школьный футбол: ее прародителем в современной форме является тренер Джек Ноймайер из школы «Гранада Хиллс». Но Ноймайер преследовал несколько иные цели: ему нужно было быстро доставить мяч плеймейкерам как можно ближе к бровке, чтобы они могли набирать ярды, пока относительно медленные (речь идёт о школе, напомню) защитники организуют преследование из центра поля.

Перед Эдвардсом и Уолшем задача стояла по-другому: им нужно было хоть как-то играть хоть какой-нибудь пас… И тут пришёл асимметричный ответ, который позволил слабость конвертировать в силу: а что если вместо выноса использовать короткий пас — для атаки ближних зон, оставленных сорвавшимися на блиц защитниками? И с этого момента самое лицо пасовой игры преобразилось до неузнаваемости. Концепция «спрэда» приобрела новый смысл: растягивая защиту в горизонтальной плоскости, нападение добивалось сразу нескольких целей.

С одной стороны, за счёт этого открывались или глубокие пасовые зоны, если к линии скримиджа подтягивались ди-беки, или выносные зоны по центру, если шире бокса растягивались лайнбекеры. Менялась сама парадигма баланса в нападении: вместо классического выноса, который заставлял защитников подтягиваться к линии и открывал пасовые окна, теперь пас открывал возможность для выноса по центру.

С другой стороны, разброс давал множество целей для броска на короткие дистанции, но с большим шансом на успех. Такая игра, в отличие от «закидушек» Дона Кориэлла, могла успешно заменить вынос для контроля мяча и сжигания игрового времени. Целью паса уже не были исключительно биг-плеи и тачдауны — теперь пасовая игра позволяла постепенно и планомерно продвигаться по полю.

Embed from Getty Images

А теперь давайте вернемся в 80-е и посмотрим, почему это все так эффективно сработало против тогдашних агрессивных защит.

Во-первых, короткая пасовая игра предполагает короткий дропбек — не более чем на три шага. Мяч покидал руку разыгрышвающего настолько быстро, что настигнуть его было чрезвычайно сложно, сколько бы агрессивен и быстр ни был пас-раш соперника. Когда такой молниеносный пас становится основой твоей системы и ты можешь сыграть его практически в любом розыгрыше, теряется всякий смысл давления на квотербека.

Во-вторых, когда нападение вытягивает защиту к боковым линиям для прикрытия дополнительных широких принимающих, та либо лишается кого-то из потенциальных пас-рашеров, либо вынуждена завязываться на потенциально невыгодные для себя индивидуальные противостояния (к примеру,  медленным лайнбекерам приходится играть против более мобильных внутренних принимающих).

В-третьих, активное использование всех пяти легальных принимающих (плюс квотербека, как потенциального выносящего игрока — это тоже одна из особенностей WCO), диктовало защите условия, кто и откуда может оказывать давление на пасующего, а кто — нет.

В-четвертых, прикрытие (личное или зонное) потенциальных принимающих не на линии скримиджа — куда более сложная задача, когда они работают короткие маршруты. Слишком уж много свободного пространства в их распоряжении!

Все эти факторы сложились в систему, которая породила одно из самых ярких тренерских противостояний в истории НФЛ — между Биллом Уолшем и Бадди Райаном.

Embed from Getty Images

История их рассудила: после 1985-го исповедовавшие WCO-систему команды начали регулярно одерживать верх над всеми агрессивными защитами; система получала всё более и более широкое распространение, совершенно изменив, в конечном итоге, весь футбол. Сегодня ее элементы являются неотъемлемой частью практически любого нападения.

Впрочем, есть и другие мнения. Билл Билличек, например, cчитает, что не WCO убило «46», но «46» убило господствовавшие до этого системы нападения с двумя задними бегущими. Какая всё-таки сложная игра американский футбол!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.