Предыдущие выпуски: 

Часть 1. Массовые формации и летящие клинья
Часть 2. Как зарождался блок
Часть 3. Пас как предчувствие
Часть 4: Пасовые развязки и проходы в защите
Часть 5: И отделил Бог свет от тьмы 

Панты, начальные удары и филд-голы, конечно же, всегда были и остаются важнейшей частью футбола — и в прошлом это утверждение было не менее справедливым, чем сейчас. До начала прошлого века за точный удар по воротам команде присуждалось больше очков, чем за тачдаун, а пант не означал автоматическую смену владения, а был, как и в регби, просто одним из способов продвижения мяча по полю. Но при всей значимости этих розыгрышей следует понимать, что никаких специальных команд в те времена ещё не было, и для пробития на поле выходили всё те же 11 человек, что играли и в защите, и в нападении. По мячу били тейлбеки, блокировали форварды, а возвращали квотербеки — сегодня поговорим о том, как строилась игра ногами до эпохи свободных замен.

Начальный удар

Изначально в футболе никакого начального удара не было — а было всё почти по-соккерному: в начале половины и после результативных действий соперника команда просто получала мяч в центре поля для обычного розыгрыша, а защита при этом должна была располагаться не ближе 10 ярдов от линии скримиджа.

Это давало команде с мячом уникальные возможности. Подушка в 10 ярдов позволяла создать концентрацию блока в любой точке поля, в то время как у беков было достаточно времени на две или три беспрепятственные вкладки с несколькими обманными потоками. Вот пример такой комбинации, где блок с концентрируется на правом фланге перед получающим откидку левым хавбеком, который затем откидывает мяч фуллбеку в противоход среагировавшей на поток защите (самый ранний пример современного реверса):

Цит. по: A Scientific and Practical Treatise on American Football for Schools and Colleges. By A. Alonzo Stagg and Henry L. Williams

Цит. по: A Scientific and Practical Treatise on American Football for Schools and Colleges. By A. Alonzo Stagg and Henry L. Williams

Защищаться против чего-то подобного было очень сложно, и команды набирали огромное количество ярдов на этой «свободной» попытке, а то и сразу же заносили тачдаун. В 1884 году правила ограничили пространство, где могли располагаться игроки нападения, по глубине и ширине, однако базовый принцип сохранился: одна команда просто подбирала мяч в центре поля, а их соперник был отодвинут на 10 ярдов. Это ограничение привело к появлению массированных формаций и клиньев, подаривших нам самые кровавые эпизоды в истории футбола, о чём я рассказывал в первом выпуске цикла.

Только в 1894 году американский футбол в этом аспекте игры отошёл от своего европейского родича, когда были введены правила начального удара, схожие с современными: выбивать мяч нужно было ногой в сторону соперника, причём этот удар предполагал смену владения в его пользу. Удар тогда пробивали с центра поля (в 1930-х его отодвинут на 40-ярдовую отметку и дальше будут двигать назад, пока внезапно не вернут на 5 ярдов вперёд в 2015 году), и по принципу он уже напоминал современный кик-офф, однако короткое поле для команды возврата заставляло футболистов обеих команд действовать в несколько ином ключе.

Так, целью команды возврата было сконцентрировать наибольшее количество игроков блока в одной точке и сформировать хоть какой-то небольшой клин (а они были полностью запрещены совсем недавно, уже в XXI веке). Но на коротком поле, когда мяч летит довольно быстро, клин можно было выстроить только в самое глубине — так что команда возврата не оказывала сопротивления набеганию, пока полностью не формировала свой строй.

Что касается команды пробития, то их игра тоже отличалась. Набегать, как сейчас — одной цепью, закрывающей всю ширину поля, было нельзя: стоило клину пробить её в одном месте, и возврату открывался свободный путь к зачётной зоне. Но этого было и не нужно: из-за концентрации блока в одном месте работать по всей ширине не было необходимости. Вместо этого набегание выполнялось двумя или тремя волнами: первая была призвана разрушить формацию блокировщиков и остановить её, вынуждая возвращающего выйти за пределы блока, и игроки второй волны (или третьей — при её наличии) захватывали его. Причём, пока начальный удар пробивали на коротком поле, эти волны стояли неподвижно в своих позициях, пока не наступала их очередь работать.

Цит. по: Championship Football. A Guide for Player, Coach and Fan. By Dana X. Bible

Цит. по: Championship Football. A Guide for Player, Coach and Fan. By Dana X. Bible

Пант

Самое интересное в ретроспективном взгляде на пант — не столько то, как изменялось его тактическое исполнение, но стратегическое значение. В самом начале пант не предполагал непременной смены владения мячом, как сейчас, а был лишь таким же способом продвижения мяча по полю, как вынос и, позднее, пас — отчего пантов на игре было намного больше, а били их намного раньше. Например, тренер Филдинг Йост, книгу которого мы рекомендовали в первом выпуске, на рубеже XIX–XX веков прямо указывал: пант стоит пробивать на первой же попытке любого владения, которое начинается внутри своих 35 ярдов. А тренер Дана Байбл приводил такую схему выбора комбинаций нападения в зависимости от положения на поле ещё в 1940-х годах (когда у нападения было уже целых 4 попытки!):

Цит. по: Championship Football. A Guide for Player, Coach and Fan. By Dana X. Bible

Цит. по: Championship Football. A Guide for Player, Coach and Fan. By Dana X. Bible

Поясняя эту схему, он предлагал следующее: например, на своих 30 ярдах нужно сначала попробовать какой-то простой вынос. Если не получится пройти минимум пять ярдов — то сразу пинать со второй попытки; если получится — то попробовать на второй попытке набрать первый даун; иначе — всё, на третьей уже точно пробивать пант.

Очень интересно, что тренеры даже в середине прошлого века, когда пасовая игра уже развилась довольно хорошо, считали, что даже в ситуации «2-и-10» первый даун набрать проще пантом, чем выносом или пасом. Важно понимать, за счёт чего это получалось.

Сегодня, когда пант означает смену владения, команда возврата располагает игроков соответственно: оттягивает возвращающего в оптимальную для ловли позицию, выстраивает блок. Но когда обязательной смены владения не было, пант могли пробить на любой попытке, и защите нужно было уметь против него защититься. Да-да, вся литература того времени использует именно словосочетание «защититься против панта» — ведь если пант неожиданно пробьют за спину, набегающие энды будут иметь все шансы добраться до мяча первыми. Это фактор, о которым защитникам приходилось помнить постоянно.

Угроза панта влияла на построение защиты в целом: если современная защита старается поддерживать баланс против паса и выноса, а нападение стремится её из этого баланса выбить, то в те времена баланс нужно было поддерживать и против выноса, и против паса, и против панта. Это открывало нападению дополнительный простор по части выбора способов заставить защиту ослабить какие-то аспекты своей игры, например, заставив за счёт короткого паса защитников на периметре (эндов — нынешних корнербеков) играть в прикрытии близко к линии скримиджа, пробить неожиданный пант в сторону боковой — за спину эндам и вне пределов досягаемости квотербека, который располагался в защите глубоко по середине поля (примерно ярдах в двадцати, корректируя позицию в зависимости от того, насколько вероятен был пант).

Это же добавляло и целый дополнительный пласт комбинаций в игровой арсенал, которые мы уже никогда не увидим на футбольном поле — таких, как обманный вынос и пант (наподобие современного «play action» — обманный вынос и пас). Более того, величайшими футболистами того времени остались в истории те, кого было принято называть «тройной угрозой»: беки, которые могли на любом розыгрыше создать одинаково опасную угрозу и выноса, и паса, и удара ногой — такие как Брэд Робинсон.

Филд-гол

Тактически этот компонент игры ногами претерпел меньше всего изменений с самого XIX века — с ранних времён и до наших дней его успех зиждется на тайминге между снэпером, холдером и кикером, а также на работе блока, формирующего единую стену.

Изменилось лишь стратегическое его значение, связанное с количеством очков, которое можно было заработать. Изначально, когда за него давали 6 очков (а за тачдаун, между прочим, только 4), целью нападения в целом было выйти на хорошую позицию для удара. Затем это количество  снизилось до 4, а позднее — и до современных 3, что уже было меньше тачдауна — и филд-гол перестал быть главной целью нападения, оставшись всего лишь попыткой набрать хоть какие-то очки в драйве, который иначе бы застопорился.

* * *

Так или иначе, футбол со временем изменился в погоне за зрительскими симпатиями. Стало понятно, что тачдауны куда эффектнее филд-голов — и начисление очков пересмотрели не в пользу последних. Стало понятно, что смотреть на глубокий пас интереснее, чем на бесконечный обмен пантами — и те стали автоматически означать смену владения. И даже когда с внедрением неограниченных замен стали выделяться не только защита и нападение, но и спецкоманды, что позволило игрокам обрести узкую специализацию, значительно повысить качество их игры, силу и точность ударов по мячу…

Увы, целый тактический пласт игры в американский футбол мы всё-таки потеряли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.