Как нападению выбраться из затруднительных ситуаций

Одна из сложнейших задач для тренера или квотербека – выпутаться вместе с командой из затруднительной ситуации. В этом подразделе мы поговорим о стратегии, которую нападение использует, чтобы набрать необходимые ярды для завоевывания первой попытки при дефиците времени, а также о многом другом.

Стоит ли играть в ситуации 4-и-1

Счет равный, и в ситуации четвертая-и-один вам нужно решить: стоит ли команде пробить филд-гол или же рискнуть ради первой попытки и сохранения владения в надежде дальше заработать тачдаун?

Для большинства тренеров ответ кроется в количестве оставшегося времени, а также характера их соперника. Если ты играешь на выезде против серьезного оппонента, который ранее тебя неоднократно обыгрывал, то большинство тренеров решат бить филд-гол. В НФЛ некоторые коллективы особенно тяжело обыграть на их арене. Например, «Нью-Ингленд Пэтриотс» с 2002-го по 2005-й выиграли 21 домашнюю игру подряд (включая плей-офф). Против таких команд даже самое маленькое преимущество на выезде лучше, чем риск. На стадионе «Джиллет» надо бить филд-гол и брать три очка.

Embed from Getty Images

Один и тот же тренер может применять разную стратегию, играет он дома или на выезде. Если я играю на своем стадионе и в четвертой четверти веду 17-7, то могу разыграть ситуацию 4-и-1, особенно если мы находимся внутри 20-ярдовой линии соперника. Я бы дал своей команде шанс, особенно если она ранее действовала неэффективно. Если попытка провалится, сопернику предстоит пройти более 80 ярдов, к тому же им нужно набирать очки дважды, чтобы победить в матче. Риск оправдан только когда находишься на половине поля соперника. Никогда не рискуйте на своей территории – так вы гарантированно дадите сопернику три очка или даже тачдаун.

Тяжелее всего принимать решение, когда находишься между 35-ярдовой и 40-ярдовой линиями на территории соперника. Такое расстояние может оказаться слишком большим для вашего кикера, но слишком коротким для пантера. Если пантер добьет мяч до зачетной зоны, тогда соперник начнет с 20-ярдовой линии, а значит вы добились всего лишь 15-ярдового преимущества. В таких ситуациях можно даже монетку подбросить, чтобы решить.

Зарабатываем первую попытку на четвертой

На четвертой попытке вам нужно набрать один ярд, а ваше нападение только преодолело центр поля. Вы хотите рискнуть, поскольку доверяете нападению. Самый лучший вариант комбинации – это вынос в левую сторону построения за спинами тэкла и тайт-энда.

В игре у вас находится три тайт-энда – стандартный набор персонала для ситуации, когда нужно набрать короткие ярды. Эти игроки всегда тренируют перед матчем особенные комбинации. Ваше нападение понимает, что защита рассчитывает забить середину, ведь они не хотят, чтобы их обыграли через простой вынос по центру. Эту зону они будут защищать. Чтобы одурачить защиту и повысить шансы на успешный розыгрыш, нападение выставляет два тайт-энда в правую сторону в надежде, что соперник отреагирует на построение и выставит максимум персонала в ту сторону. Поскольку защита будет играть на остановку выноса вправо, нападение выносит влево.

Нырок квотербека

Нырок квотербека (quarterback sneak) – один из старейших розыгрышей. Но его не так уж просто исполнить, и он не всегда срабатывает. Смысл розыгрыша в том, чтобы квотербек продвигался вперед за гардом, используя того как основного блокирующего. Команды используют нырок квотербека, когда им нужно набрать меньше ярда для завоевания первой попытки.

Чтобы розыгрыш прошел успешно, квотербек на мгновение медлит и определяет угол, с которого к нему прорываются линейные защиты. Затем он прыгает вперед головой, помещая плечи в проем, организованный тем гардом, который был определен в хадле.

Embed from Getty Images

В идеале квотербек направляется в сторону самого слабого защитника в линии. Например, в свое время глупо было прыгать в сторону линейного «Миннесоты» Кевина Уильямса, нужно было выбрать любого другого. Если линейный защиты «Балтимора» Халоти Ната встает против вашего правого гарда, значит идти нужно за левым. Для обеспечения успешного розыгрыша центр и гард вдвоем отодвигают тэкла защиты (или кто играет в проеме напротив двух линейных нападения).

Работаем в двухминутном нападении

Вашей команде нужно за две оставшихся минуты пройти 70 ярдов и занести очки. Вам нужен только тачдаун (и экстра-пойнт), чтобы сравнять счет. Как тренер нападения, вы будете надеяться, что соперник будет использовать превентивную защиту, то есть использовать семь игроков в пасовом прикрытии, а на квотербека бросать лишь четверых линейных или лайнбекеров. Против превентивной защиты надо играть вынос, поскольку после пересечения линии схватки у бегущего будет много свободного пространства.

Лучшим пасовым розыгрышем в такой ситуации будет тройная растяжка (triple stretch), которую также наызывают вертикальной растяжкой (vertical stretch). Один из принимающих бежит дальний маршрут сквозь линию секондари, другой бежит маршрут в середине, а еще один просто оббегает линию защиты – он может находиться в 5 ярдах от линии схватки и при этом под лайнбекерами, играющих пасовое прикрытие.

Один из принимающих бежит маршрут позади лайнбекеров и перед игроками секондари. Необязательно бросать далеко, ведь защита сосредоточена на прикрытии длинных передач, однако ресивер должен растянуть защиту или хотя бы заставить ее отойти как можно дальше от линии схватки. Дальний принимающий выступает в роли отвлекающего маневра.

Задача квотербека – найти принимающего, движущегося слева в середину. Если ему удастся оббежать лайнбекеров и принять мяч, то он наберет ярдов 15, но ему нужно обязательно выбежать за пределы поля, чтобы остановить часы и сэкономить время. Если мяч поймает ресивер на кратчайшем маршруте, значит лайнбекеры оттянулись глубоко, прикрыв предыдущий вариант. В такой ситуации можно отдать мяч на раннинбека. После ловли он может немало набрать ногами, но тоже должен выбежать в аут. Если защита блицует, тогда у вас появляется шанс на дальний бросок и тачдаун. Как правило, квотербек читает ситуацию от дальнего игрока к ближнему.

Нападение зарабатывает очки

После того, как вы получили мяч на половине поля соперника и выкрутились из всех затруднительных ситуаций, у вашего нападения появилась возможность набрать очки. Сейчас мы расскажем о том, как это можно сделать.

Находим лучший выносной розыгрыш у зачетной линии

На самом деле, я не смогу назвать вам лучший выносной розыгрыш у зачетной линии, потому что такого нет. Но могу сказать, что самые успешные в этом смысле команды обладали потрясающими бегущими вроде Джима Брауна или Маркуса Аллена. Команды постоянно находятся в поисках классных бегущих, способных прорваться через троих защитников и достичь зачетной зоны. Таким силовым раннинбеком был Брэндон Джейкобс из «Нью-Йорк Джайентс».

Embed from Getty Images

У зачетной линии тренеры совершенно необязательно дают мяч лучшему бегущему в составе. Те, кто умеют «танцевать» на месте и набирать высокую скорость в открытом поле, могут оказаться бесполезны в ситуации, когда нужно просто прорваться через оппонентов. На одноярдовой линии вам понадобится крепкий, физически сильный парень, способный выталкивать людей вперед. Ладно. Как вы поняли, самый лучший розыгрыш у зачетной линии – прямолинейный, дешевый и сердитый.

Набираем очки в пределах десяти ярдов от зачетной зоны соперника

Один из пасовых розыгрышей в современной НФЛ идеально подходит, когда вы находитесь в пределах 10 ярдов от зачетной зоны соперника: быстрый выход (quick out). Внешний принимающий пробегает вперед от 5 до 7 ярдов, а затем быстро уходит во внешнюю сторону. Нападения часто задействуют такой пас, потому что в защите часто используют старую студенческую зонную схему, выставляя четырех ди-беков далеко позади.

Если у вас в составе есть габаритный, сильный принимающий, квик-аут – идеальный вариант. Ресивер и квотербек должны действовать в синхроне и правильно распределять время. Если квотербек исполняет передачу, у ресивера есть шанс сбросить захват и заработать тачдаун. Такая возможность возникает потому, что при таком построении у ди-бека нет подмоги, он должен захватить ресивера в одиночку. Если у него не выходит, игрок нападения легко набирает шесть очков. Само собой, быстрый выход – довольно рискованный вариант паса. Если корнербек быстро прочтет и исполнит розыгрыш, или квотербек бросит мяч недостаточно точно и сильно, тогда у защитника есть хороший шанс перехватить передачу и вернуть ее уже в вашу зачетную зону.

Двухочковая реализация

После зарабатывания тачдауна у команды есть два варианта: пробить по мячу в ворота или же исполнить двухочковую реализацию. Команда заработает два очка, если окажется с мячом в зачетной зоне соперника в результате выносной или пасовой комбинации после тачдауна.

В НФЛ в случае двухочковой реализации мяч устанавливается на двухярдовой линии (студенческие и школьные команды играют с трехярдовой). Можно предположить, что два очка заработать проще пареной репы, но на деле в 2009 году лишь 44% двуочковых реализаций оказывались успешными, тогда как кикеры забивали экстра-пойнты в 98.5% случаев.

У тренеров есть шпаргалка на все случаи жизни, которая подсказывает, когда лучше пробить экстра-пойнт, а когда – разыграть два очка (ее составил тренер УКЛА Томми Протро в 1970 году при помощи координатора нападения Дика Вермейла). Тренерам пришлась по душе эта шпаргалка, поскольку они не любят, когда их решения подвергают сомнениям игроки или пресса. Вот что утверждается в шпаргалке:

  • Если вы отстаете в счете на 2, 5, 9, 12 или 16 очков, разыгрывайте двухочковую.
  • Если вы ведете в счете в 1, 4, 5, 12, 15 или 19 очков, разыгрывайте двухочковую.
  • Если вы отстаете на 1, 4 или 11 очков, вам придется определяться самим.

Команды играют двухочковые реализации, когда им нужно сократить отставание от соперника по разнице в счете. Например, если команда уступает в пять очков, то экстра-пойнт сократит отставание до четырех. Значит команда может пробить филд-гол и все равно проиграть. Однако двухочковая реализация сократит отставание до трех очков, и тогда филд-гол переведет игру в овертайм. При отставании в девять очков двухочковая реализация сократит отставание до одного тачдауна плюс экстра-пойнта.

В зависимости от ситуации двухочковая реализация может помочь сократить отставание или увеличить преимущество при правильном подсчете филд-голов и тачдаунов. Большинство тренеров предпочитают сравнять счет в концовке игры и перевести ее в овертайм. Однако некоторые специалисты, особенно если они доверяют нападению или чувствуют кураж команды, могут попытаться набрать два очка в концовке и выиграть матч. Такое больше распространено в школах и колледжах, поскольку в НФЛ тренеры более консервативны и боятся потерять место работы.

Embed from Getty Images

Большинство команд при двухочковой реализации используют зонные пасовые розыгрыши, поскольку защиты редко играют персональное прикрытие. Нижеуказанный розыгрыш разработан против зонной защиты. Не забывайте, что нападению нужно набрать всего 2 ярда (или 3 в случае школ и колледжей), чтобы добраться до зачетной зоны.

Чтобы попытаться набрать два очка, нападение ставит трех ресиверов на одну сторону. Один из них бежит во флэт, другой бежит 6-7 ярдов, после чего бежит спираль (curl), а третий ресивер добегает до окончания зачетной зоны, разворачивается и ждет. На схеме вы увидите трех принимающих (тайт-энда и двух WR) на одной стороне – правой. Непринципиально, сколько среди них тайт-эндов и принимающих, главное, чтобы они были сгруппированы вместе. Один ресивер бежит прямо в зачетку и останавливается где-то в двух ярдах после пересечения зачетной линии. Другой ресивер – внутренний – бежит прямо, добегает до края зачетки, после чего поворачивается для исполнения маршрута «сквейр-аут». Оставшийся ресивер просто отправляется в зону флэт. Если квотербек смотрит в линию секондари и считает, что перед ним зонная защита, то ему нужно, чтобы открылся принимающий, исполняющий шестиярдовую спираль (curl).

Если защита играет персональное прикрытие, тогда квотербеку нужно, чтобы быстро открылся ресивер в зоне флэт. Если защита здорово прочитала комбинацию, то у квотербека проблемы: ему нужно найти свободную цель в секондари, находясь под серьезным давлением. И все же против такой пасовой комбинации очень сложно защищаться, так как нападение готово к любому варианту защиты.

Выработка успешного розыгрыша

Во вемя игры команда может обнаружить, что один из пасовых розыгрышей против определенной защиты работает особенно удачно. Чтобы и дальше использовать этот розыгрыш, а также оставлять защиту в дураках, нападение начинает играть его из разных построений, примерно сохраняя пасовые маршруты.

В качестве примера: нападение выстраивает трех ресиверов, тайт-энда и раннинбека. Один ресивер стоит слева, раннинбек тоже слева позади тэкла. Тайт-энд расположен справа, а два других ресивера позади него. Ресивер слева бежит в поле на 18 ярдов, а затем исполняет сквейр-ин. Тайт-энд бежит перекрестный маршрут в 7-8 ярдах от линии схватки. Раннинбек смещается из бекфилда влево.

Ресивер, расположенный в слоте справа, просто бежит в середину поля. Он служит приманкой, оттягивающей защитников вглубь. Адресат квотербека – расположенный слева ресивер. Если он закрыт, тогда квотербек пытается попасть в тайт-энда; в самом худшем случае, он сбрасывает мяч на бегущего.

В скорректированном варианте того же розыгрыша тот же ресивер слева бежит 18-ярдовый сквер-ин. Раннинбек слева встает на ту же сторону, но на этот раз движется вдоль линии схватки на 7-8 ярдов и разворачивается к квотербеку. Таким образом он воспроизводит роль тайт-энда из оригинального розыгрыша. А тайт-энд на этот раз бежит в центр. Ресивер в слоте теперь смещается чуть правее и бежит между хэш-отметками. По сути это тот же розыгрыш. Основной целью нападения остается ресивер слева. А остальные принимающие отвлекают внимание.

Оглавление
Часть 1: Введение в американский футбол
Глава 1: Величайшая американская игра
Глава 2: Встретимся на гридайроне
Глава 3: Правила и обязанности
Часть 2: Вперед, нападение!
Глава 4: Квотербек – самый ценный игрок в американском футболе
Глава 5: Пасовая игра
Глава 6: Выносная игра
Глава 7: Линия нападения
Глава 8: Розыгрыши и стратегия игры в нападении
Часть 3: Суровая защита
Глава 9: Великаны из линии защиты
Глава 10: Последний оплот обороны в линии секондари
Глава 11: Тактика и стратегия игры в защите
Часть 4: Остальная команда
Глава 12: Спецкоманды и мастеры ударов по мячу
Глава 13: Тренеры, генменеджеры и другие важные персоны
Часть 5: Футбол для всех
Глава 14: Квотербеки в инвалидных креслах и другие потрясающие болельщики
Глава 15: Молодежные лиги и школьный футбол
Глава 16: Студенческий футбол – колыбель всего
Глава 17: Национальная футбольная лига
Глава 18: Фэнтези-футбол
Часть 6: Списки десяти лучших
Глава 19: 10 величайших защитников всех времен
Глава 20: Более 10 лучших игроков нападения
Глава 21: 10 величайших тренеров в истории
Глава 22: 10 лучших команд в истории
Глава 23: 10 самых горячих студенческих противостояний
Часть 7: Глоссарий
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.