Как обыграть защиту

Один из основных факторов, помогающих тренеру определиться с выбором формата нападения и назначения розыгрыша – как выстраивается защита. Разные типы защит требует разного подхода к ним. В следующих разделах мы рассмотрим некоторые из видов защит и методы наилучшей борьбы с ними.

Разбиваем фронт 3-4

При столкновении с фронтом 3-4 (три линейных и четыре лайнбекера) нападению лучше всего играть вынос в слабую сторону, то есть подальше от тайт-энда (он символизирует собой сильную сторону в любом построении нападения). Один из подобных розыгрышей называется «вести в слабую сторону» (weak-side lead). При данном розыгрыше ди-энд обычно пытается контролировать и заталкивать тэкла нападения вовнутрь к центру на линии, чтобы остающийся позади лайнбекер мог оборонять большое свободное пространство. Нападение выстроено в построении-I, а фуллбек бежит в слабую сторону и блокирует лайнбекера, затаскивая его вовнутрь. Левый тэкл нападения позволяет ди-энду немного себя толкнуть, чтобы у того появилось впечатление, будто он контролирует ситуацию. Однако затем линейный нападения хватает защитника, удерживает его и убирает с пути в правую сторону. После того, как владеющий мячом игрок достигнет линии схватки, перед ним должен открыться свободный коридор.

Вынос против фронта 4-3

Нападение может играть против фронта 4-3 (четыре линейных, три лайнбекера) разными способами, но основной стратегией остается атака того, что тренеры называют «раздутой стороной» (bubble side, сторона защиты, где располагаются два лайнбекера). Помните, что при схеме 4-3 защита может перегружать как слабую, так и сильную сторону. Когда линия защиты встает на перегруз слабой стороны, нападение атакует раздутую сторону.

Розыгрыш нападения, показанный на изображении ниже, называется «дилей-дро» (delay draw, термин «draw» пришел в американский футбол из вестернов и буквально означает скорострельную стрельбу от бедра, а «delay» в свою очередь значит «отложенный» — Прим. пер.) и идет в сильную сторону (где тайт-энд) построения нападения. Когда защита выстраивается подобным образом, три линейных защиты встают напротив центра, левого гарда и левого тэкла. Этих линейных нападения тогда также называют тэклом и гардом со слабой стороны. Стало быть, сильную сторону построения-I остаются защищать лишь один линейный и два менее габаритных лайнбекера.

При «дилей-дро» правый гард блокирует ноуз-тэкла, а фуллбек бежит в коридор и блокирует переднего лайнбекера. Правый тэкл блокирует ди-энда, не давая тому прорваться в середину, а тайт-энд блокирует и удерживает внешнего лайнбекера. Такой подход называют выносом в слабейшую точку защиты. Когда владеющий мячом игрок достигнет линии схватки, он должен обнаружить свободное пространство между правым гардом и правым тэклом нападения.

Средство борьбы с четырьмя оттянутыми защитниками

В защите с четырьмя оттянутыми игроками все четыре игрока линии секондари располагаются глубоко позади, в 12 ярдах от линии схватки. Чтобы обыграть такую защиту, нападению нужно дать двум принимающих камбек-маршруты, тайт-энду пробежать 16 ярдов и завернуть во внутреннюю сторону, а обоим бегущим побежать во фланги. Располагающийся слева от квотербека раннинбек должен исполнить более запутанный пасовый маршрут. Квотербек бросает мяч на принимающего слева.

Квотербек бросает влево, потому что мяч расположен на левой хэш-отметке, а это короткая сторона поля. Бросать на 15-ярдовый камбек-маршрут влево куда проще, чем вправо, на широкую сторону поля. Пас на широкую сторону поля должен преодолеть большее расстояние, почти 42 ярда вместо 15-ти. От левых хэш-отметок до номеров на правой стороне поля расстояние более 19 ярдов. А камбек-маршрут направо всегда бросается между номерами (10, 20, 30, 40).

Если защита предполагает, что квотербек бросит принимающему на левой стороне и решает сбросить в прикрытие лайнбекера в надежде на перехват, то квотербек не исполняет передачу. Лайнбекер при этом хоть и отходит назад, но все равно сейфти остаются располагаться гораздо глубже его. Квотербек в такой ситуации бросает на бегущего в той же стороне. Квотербеку нужно следить за лайнбекером. Если лайнбекер уходит в прикрытие, то квотербек бросает на бегущего, потому что тот не будет прикрыт. Если лайнбекер играет по бегущему, тогда квотербек бросает принимающему.

Обыгрываем пресс-прикрытие

Пресс-прикрытие – это когда у команды защиты оба корнербека выстраиваются на линии схватки и играют против внешних принимающих персонально. Одно из тактических решений против такой защиты – это пас на тайт-энда, бегущего в середину поля. Другой вариант – бросить на бегущего, уходящего влево. Принимающие, которых прессингуют, движутся в направлении, противоположном тому, в котором движутся тайт-энд и раннинбек.

Пас при зонном прикрытии

Когда я говорю «пас при зонном прикрытии», я имею ввиду линию секондари защиты, которая играет зоны, то есть корнербеки начинают розыгрыш не на линии схватки. Они не прессуют. Лучший пас против такого прикрытия – это «спираль» (curl), а лучшего всего его использовать в ситуации 1-и-10. Ресивер бежит 10-12 ярдов и разворачивается к квотербеку. Обычно поворот идет в левую сторону, после чего игрок пытается продолжить движение вглубь так, чтобы набрать первую попытку. Прикрытие должно быть достаточно мягким (то есть корнербек играет в 5-7 ярдах от ресивера) на таких маршрутах, чтобы габариты принимающего не имели значения. А вот при персональном прикрытии маленькие ресиверы могут оказаться неэффективны в борьбе с более рослыми и сильными ди-беками.

Выбор нападения против зонного блица

Бывший координатор защиты «Питтсбурга» Дик Лебо изобрел зонный блиц в конце восьмидесятых, что дало прозвище его команде «Блицбург». Против команд, исповедующих зонный блиц, сложно выносить. Некоторые нападения находили успех в выносной игре против зонного блица, но по-моему, очень сложно обыгрывать такие защиты на регулярной основе, полагаясь лишь на вынос мяча.

При столкновении с защитой, которая часто блицует под углом (когда лайнбекеры или сейфти двигаются с любой широкой стороны поля к линии схватки по направлению к вашему линейному нападения), нападению стоит выставлять двух тайт-эндов, помогающих опеке паса. Чтобы победить зонный блиц пасовой игрой, нападению нужно отыскать самого слабое звено в защите против паса (будь то корнербек, сейфти или лайнбекер).

Квотербек должен пасовать в сторону, противоположную перегруженной (там где у защиты больше игроков). Например, если защита выстраивает четверых игроков на левую от квотербека сторону, то он должен бросать вправо. Однако нападению все равно нужно блокировать ту сторону, с которой нападает защита.

Бросаем «пост» против блицующих команд

Большинство защит хорошо предотвращают попытки квотербеков исполнить столбовой маршрут («post»), это когда принимающий делает обманное движение во фланг, а затем бежит вглубь поля по прямой. Квотербек планирует бросок, ориентируясь на хэш-отметки. Когда он отпускает мяч, то старается дать пас на ход, то есть чтобы мяч в итоге оказался перед принимающим. В таком случае даже если защитник бежит по пятам за принимающим, у него не будет возможности перехватить мяч.

Глубокие пост-маршруты не работают против хороших защит, работающих зонный блиц. Почему? Потому что эти команды практически не оставляют «пост» свободным. Против него они хорошо защищаются.

Однако другие команды, блицующие из стандартного построения 4-3, могут использовать сейфти для атаки квотербека. Если команда использует сейфти для блица, то как правило она становится уязвима в центре поля, где должны располагаться два сейфти. И все же крайне редко команды так рискуют, потому что нападение может быстро набрать шесть очков.

Как получить хорошее расположение на поле

Само собой, набор очков – это главная цель нападения. Но чтобы набрать очки, нужно двигаться по полю по направлению к зачетной зоне соперника. Сейчас я расскажу о разных стратегиях по набору ярдов и завоеванию наилучшей позиции на поле.

Бросать пас ради позиции на поле

Когда нападению на третьей попытке нужно пройти более шести ярдов (эту ситуацию часто называют «3-и-много»), то самый безопасный вариант – бросить на раннинбека, который находится перед прикрытием секондари защиты. Почему? В таких ситуациях линия секондари, расположенная вдали от линии схватки, имеет указания: дать принимающему поймать мяч, а затем захватить его и повалить на землю, чтобы не дать набрать первую попытку.

В начале игры, если ваше нападение отстает в счете на десять или менее очков, вам стоит сыграть безопасный розыгрыш в ситуации 3-и-много. Вы понимаете, что и так скорее всего пробьете пант. Иными словами, ваше нападение прекращает бороться и выбрасывает белый флаг. Вот почему пас на раннинбека зовется пасом ради позиции на поле. Вдруг бегущему повезет, он уйдет от пары захватов и наберет первую попытку, но главное – вы улучшите позицию на поле. Шансы обыграть хорошую защиту в ситуации 3-и-много невелики.

Пасовая игра, основанная на владении

В большинстве случаев, пас на владение – это короткие передачи на 8-10 ярдов в сторону бегущего или тайт-энда. Здесь задача не столько набор первой попытки, сколько сохранение владения мячом при фоновом наборе ярдов. Часто команды назначают несколько пасов на владение за короткий отрезок игры, чтобы квотербеки сделали несколько точных передач и заново обрели уверенность в своих силах.

Если квотербек хочет бросить пас на владение ресиверу, а линия секондари защиты играет на линии схватки, то самый лучший вариант – реализовать пятиярдовый хич. Пятиярдовый хич – это когда ресивер бежит 5 ярдов вглубь поля, останавливается и разворачивается лицом к квотербеку. Когда ресивер делает разворот, мяч уже должен быть практически у него в руках. Тренеры назначают такие комбинации, когда квотербеки бросили несколько неточных передач. Это хороший способ успокоиться и сделать несколько легких пасов.

Продвижение вглубь при помощи плей-экшн передач

Во время передачи плей-экшн, квотербек делает ложную вкладку раннинбеку, затем отходит еще на 4 ярда назад и бросает мяч. Обманный маневр обычно заставляет лайнбекеров и ди-беков замешкаться и перестать двигаться вперед, когда они понимают, что это не выносной розыгрыш. Они останавливаются, потому что понимают – им нужно отойти назад и исполнить свои функции в защите против паса.

Если счет не открыт, а нападение располагается на своей 20-ярдовой линии, то самое время бросать мяч. Некоторые консервативные команды используют плей-экшн только на коротких ярдах (например, 2-и-3). Однако плей-экшн работает всякий раз, когда защита устанавливает своего сильного сейфти около линии схватки в надежде остановить вынос. Из-за того, что пасовое прикрытие защиты вероятнее всего будет мягким, у нападения есть хорошая возможность на бросок мяча. А защита не должна блицевать, стало быть у квотербека будет достаточно времени для исполнения броска.

Оглавление
Часть 1: Введение в американский футбол
Глава 1: Величайшая американская игра
Глава 2: Встретимся на гридайроне
Глава 3: Правила и обязанности
Часть 2: Вперед, нападение!
Глава 4: Квотербек – самый ценный игрок в американском футболе
Глава 5: Пасовая игра
Глава 6: Выносная игра
Глава 7: Линия нападения
Глава 8: Розыгрыши и стратегия игры в нападении
Часть 3: Суровая защита
Глава 9: Великаны из линии защиты
Глава 10: Последний оплот обороны в линии секондари
Глава 11: Тактика и стратегия игры в защите
Часть 4: Остальная команда
Глава 12: Спецкоманды и мастеры ударов по мячу
Глава 13: Тренеры, генменеджеры и другие важные персоны
Часть 5: Футбол для всех
Глава 14: Квотербеки в инвалидных креслах и другие потрясающие болельщики
Глава 15: Молодежные лиги и школьный футбол
Глава 16: Студенческий футбол – колыбель всего
Глава 17: Национальная футбольная лига
Глава 18: Фэнтези-футбол
Часть 6: Списки десяти лучших
Глава 19: 10 величайших защитников всех времен
Глава 20: Более 10 лучших игроков нападения
Глава 21: 10 величайших тренеров в истории
Глава 22: 10 лучших команд в истории
Глава 23: 10 самых горячих студенческих противостояний
Часть 7: Глоссарий
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.