Завершилась одна из самых громких историй, связанных с НФЛ, но не имеющая практически ничего общего с тем, что происходит непосредственно на футбольном поле.
Футболисты Колин Каперник и Эрик Рид, обвинявшие лигу в коллективном сговоре против них, пошли на мировую. Условия сделки не разглашаются. Скорее всего, мы не узнаем о них никогда.
Краткое содержание предыдущих серий для тех, кто не в курсе или успел подзабыть детали:
- В конце лета 2016-го квотербек «Сан-Франциско» Колин Каперник во время исполнения гимна США перед матчем остался сидеть на скамейке, а после игры заявил, что сделал это в знак протеста против угнетения прав чернокожих и других меньшинств в стране.
- К протесту Каперника начали присоединяться футболисты других команд, в их числе его одноклубник Эрик Рид.
- В США набирает обороты общественная дискуссия: имеют ли право футболисты выражать протест таким образом или же это неуважение к американскому флагу и гимну? Согласно опросам, более трети американцев негативно относятся к Капернику.
- В феврале 2017-го Каперник выкупил свой контракт у «Сан-Франциско» и вышел на рынок свободных агентов. Проходят один месяц за другим, но ни один клуб НФЛ не предлагает ему работу.
- Активным публичным противником квотербека выступает сначала кандидат в президенты, а затем и президент США Дональд Трамп. Он обвиняет игрока в неуважении к священным символам страны, а НФЛ — в потакании футболистам, которые должны знать своё место. Издание Times признаёт Каперника самым влиятельным спортсменом мира.
- В октябре 2017-го Каперник формирует иск к НФЛ и обвиняет лигу в коллективном сговоре с целью не дать ему работу из-за его социальной и политической позиции. Владельцев клубов, комиссионера и тренеров начинают допрашивать следователи. В мае 2018-го к Капернику присоединяется Эрик Рид, также свободный агент.
Сегодня американская спортивная пресса пестрит разными заголовками. Журналисты, в массе своей придерживающиеся либеральных взглядов, объявляют Каперника победителем. В комментариях к материалам, где политический спектр взглядов гораздо шире, часто встречается противоположная оценка: Каперник продался.
На мой взгляд, обе этих полярных точки зрения больше про желаемое, а не действительное. Сделка была заключена в интересах обеих сторон. НФЛ заплатила за то, чтобы сохранить лицо и избежать пиар-катастрофы. Каперник вышел из напряжённой и изматывающей истории с деньгами и в образе героя, который как мог бился с системой. Win-win.
Повторю, условия мирового соглашения конфиденциальны и не будут раскрыты, это один из основных смыслов его заключения. В прессе фигурируют следующие цифры: Каперник получил от 30 до 60 миллионов долларов, которые будут выплачены в течение нескольких лет.
Бюджет НФЛ — это «общак» 32 клубов-участников, поэтому за молчание квотербека заплатит каждая из команд. Можно предсказать повышенное внимание к следующему годовому финансовому отчёту «Грин-Бэй Пэкерс», поскольку это единственный клуб в лиге, который обязан публиковать подобные материалы. Впрочем, журналисты уверены, что юристы оформят все траты таким образом, что их невозможно будет вычленить из общего потока информации.
Почему НФЛ пошла на это? Разве подход «давайте мы дадим вам много денег, и вы согласитесь на ничью» не означает, что претензии Каперника были целиком и полностью обоснованы? Не совсем. Дело не в том, что лига боялась проиграть дело в суде. Дело в том, что сам факт процесса в суде стал бы катастрофой.
Во время процесса была бы обнародована информация из многочисленных звонков, смс, электронных писем и разговоров между владельцами, генменеджерами и функционерами НФЛ. Эта информация попала бы в прессу, многие высокопоставленные люди были бы выставлены идиотами. Даже намёк на то, что кто-то из владельцев или спортивных чиновников вслух говорил о том, что Каперника нельзя трудоустраивать из-за его политической позиции, имел бы эффект разорвавшейся медийной бомбы.
НФЛ заплатила за молчание. Какой бы ни была конечная сумма, она наверняка стоит того, чтобы избежать пиар-цунами для суперприбыльного бизнеса.
Почему на это пошёл Каперник? Потому что это самый быстрый, безболезненный и прибыльный вариант выйти из сложной ситуации. Если убрать в сторону всю шелуху про Битву с Системой, отстаивание своей Свободы и прочее, суть иска в том, что Капернику сознательно не давали заработать, занимаясь любимым делом. В конечном счёте, он заработал, и с вероятностью в 95% он заработал больше, чем если бы оставался квотербеком НФЛ.
Сторонники и оппоненты Каперника в этом деле очень избирательно подходят к его достижениям и статистике в лиге. Это действительно талантливый разыгрывающий, который выводил команду в Супербоул. Но он также с каждым годом играл всё хуже. И всё равно он оставался гораздо сильнее и перспективнее множества квотербеков, которые получили работу, когда он оставался свободным агентом.
Первое время я оправдывал решения клубов. Мне казалось, что действительно не имеет смысла брать на борт столь специфичного разыгрывающего с учётом огромного шлейфа публичности и проблем, которые придут за ним в раздевалку. Но за эти несколько лет накопились совсем уж анекдотичные случаи, когда клубы готовы были брать Марка Санчеса, Джоша Джонсона и прочих ноунеймов, но только не экс-квотербека «Сан-Франциско».
И он сейчас понимает, что после двух лет отсутствия в НФЛ его лучшая ставка — это не ставка на себя на поле, а ставка на себя в юридическом процессе. Идея о квотербеке Колине Капернике сильнее квотербека Колина Каперника.
И можете быть уверены, что мы больше не увидим его на поле в НФЛ. Не могу себе представить, какими юридическими формулировками это обозначено, но лига выплатила весь финансовый пакет за то, чтобы навсегда похоронить эту тему. «Бери деньги и молча проваливай». Кажется, что когда Трамп кусал НФЛ, он как вампир передал лиге часть своей сущности, потому что это его подход к решению вопросов.
Оцените тайминг событий. Новость о заключении перемирия вышла по американскому времени ближе к концу рабочего дня в пятницу, в период минимальной информационной активности. В понедельник, период максимальной информационной активности, это будут уже «вчерашние новости». А ровно за сутки до перемирия всплывает информация о том, что Каперник потребовал от Альянса американского футбола $20 миллионов за то, чтобы там сыграть. Но ведь предложение было сделано явно не вчера и даже не месяц назад. Работают профессионалы.
Не стоило всё это время путать Каперника с почти однофамильцем. Этот — звезда, а не астроном. Он не устроил революцию, не изменил восприятие картины мира. Но зато вышел из всей ситуации не проигравшим. Возможно, это была его лучшая игра в карьере.
Материал по теме: Давайте поговорим о Колине Капернике. Он был классным игроком
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.