Добрый день, класс! Начну с плохого: у нас уже есть первые отчисленные по собственному желанию. Когда я учился на историческом факультете, то первая сессия, в которую надо было сдавать монструозные Древнюю Грецию и Древний Восток (суровых преподавательниц за глаза мы называли Сциллой и Харибдой) отсеивала тех, кто не способен был ни учить материал, ни импровизировать во время экзамена. В нашей школе такой «первой сессией» оказался первый же урок.

На самом деле, ничего страшного. Для того и было набрано более 10 человек, потому что всегда кто-нибудь отсеивается. Покуда остаются те, на кого можно опереться, всё будет в порядке. Да и хватает отзывов от тех, кто следит за нашим курсом, так сказать, дистанционно.

В минувшее воскресенье мы пытались смотреть на игру глазами команды нападения. Проверяем домашние задания и отвечаем на вопросы.

Проверка домашнего задания по арифметике

Задачка звучала следующим образом: Квотербек Джонни Мэнзел за сезон-2015 отдал 129 точных передач за 223 попытки, набрал ровно 1500 ярдов, бросив 7 тачдаунов при 5 перехватах. Рассчитайте его пасовый рейтинг согласно приведённой формуле.

Правильный ответ: пасовый рейтинг Джонни Мэнзела составил 79.4 балла.

Ася: Так, математика готова:) Пришлось в excel мини-считалку запилить. 79,4, неплохой такой QB вроде:)

Всё верно, кроме последнего тезиса. По пасовому рейтингу в сезоне-2015 Джонни Мэнзел не вошёл в топ-30 лучших квотербеков. Во-первых, очень маленькое соотношение тачдаунов к перехватам — семь к пяти. Во-вторых, низкая точность передач — 57.8%. Для сравнения, у игравшего тогда за «Хьюстон» Брайана Хойера, считающегося предельно среднестатистическим разыгрывающим, было 19 тачдаунов при семи перехватах с процентом точности 60.7%. А у лидера сезона Рассела Уилсона — 34 тачдауна при восьми перехватах с 68.1%.

У Джонни вообще история больше околофутбольная — выходец из богатой семьи, он очень круто зажигал в колледже как на поле, так и в ночных клубах. В НФЛ осталось только второе. Потом нашли биполярное расстройство личности, депрессию, сейчас он пытается восстановить репутацию в Канаде. Но получается не очень.

Ренат: Если я не ошибся в первой формуле и правильно вычел из дроби в скобках 0.3, то кэф этого парня равен 101.6.

Всё-таки ошибся, Ренат. До такого уважаемого пасового рейтинга Джонни, боюсь, уже не светит дотянуться. В колледже у него был рейтинг 172.9, но там формула другая, более щадящая.

Виталий: Рейтинг = (0,8355 + 0,9325 + 0,6278 + 1,8145)/6*100 = 70,1717

Виталий привёл всю формулу расчётов, но меня как гуманитария приводит в ужас сама мысль пытаться это дело пересчитать. Промахнулся, но не сильно.

Домашнее задание по геометрии

Задачка звучала следующим образом: Найдите видеоролик с розыгрышем команды нападения и зафиксируйте письменно, что делает каждый из игроков нападения кроме линии нападения: что делает квотербек, что делают принимающие, что делает раннинбек и тайт-энд. Необязательно использовать термины, можно своими словами. Если не уверены, какую позицию занимает игрок, также своими словами. Ну и ссылку на ролик, конечно.

Ренат: Вот этот ролик смотрел. По атаке Чикаго. В 1 попытке квотербек получил мяч и сделал пас своему правому ресиверу, который умчался по правому флангу. Линия нападения держала оборону, защищая квотера. По остальным я не успеваю следить за ними, но вроде так : раннинбек ушел влево,  тайт-энд тоже начал вилять, чтобы запутать соперника.

Лучше всего начинать анализировать розыгрыш с того, что происходит до него начала, с построения.

В данном случае у нас идёт построение с двумя бегущими (раннинбек дальше всех от квотербека, а чуть впереди и справа фуллбек) и двумя принимающими (один стоит слева ближе к флангу, правый стоит ближе к линии нападения). Тайт-энд стоит в линии с левой стороны. Квотербек принимает мяч от центра, то есть находится в непосредственной близости к нему.

Что происходит сразу, как только мяч вводится в игру?

Квотербек отбегает назад и имитирует вкладку сначала на фуллбека, потом на раннинбека. Это делается для того, чтобы обмануть защиту. Если защитник купится на выносную комбинацию, то побежит вперёд сбивать игрока с мячом (как он думает) и даст больше пространства принимающему.

Принимающие в кадре просто бегут вперёд, траектория их маршрута меняется за пределами нашего видения. Зато мы видим, что оба бегущих работают в блоке и помогают линейным нападения защитить квотербека, дать ему больше времени на чтение ситуации и бросок.

18-й номер принимает мяч свободно лицом к квотербеку — защитников нет рядом. Я могу предположить, что это камбек-маршрут, когда ресивер сначала бежит прямо, а потом режет угол и смещается чуть назад, «сбрасывая» с себя защитника. Я могу ошибаться, поскольку знания игровой механики мне все ещё недостаёт (её лучше понимаешь, глядя на игры и тренировки команд вживую, а не по телеку).

По линии нападения в теории можно разобрать, кто что конкретно делает (блок в левую сторону, создание коридора и так далее), потому что линия всегда старается защитить квотербека. Но это уже advanced level, нам такого не надо. Хотя, напомню, как только появится умение видеть, как круто свою работу делают эти большие мужчины в линии, так сразу рассеется мысленный туман о «тупо возне» впереди.

Сверка ощущений от просмотренных игр

Саламат: Смог посмотреть 15-ти минутный обзор Миннесоты и Грин Бей и был очень сильно удивлен таким фактом что была ничья 29-29. А причина удивления в том, что когда я жил в США, то пытался до местных донести, что лучший футбол и настоящий это соккер, а они пытались меня убедить в обратном. Одним из аргументов одного из них было то, что в вашем скучном соккере бывает ничья, а вот у нас всегда весело, и поэтому ничейный счёт этой игры меня очень удивил, хотя я думаю, что он все же имел в виду счёт 0-0. Также я посмотрел 40-минутный обзор Питтсбурга и Канзаса. Меня все больше и больше радует, что я начинаю понимать игру особенно после прошлого урока, следил за атакой и уже понимаю, что происходит и примерно, что будут делать. Нравится следить за линией нападения, как они охраняют квотербека. Одно могу сказать, что меня все больше и больше затягивает эта игра и где-то в глубине души появляется голосок согласия с теми американцами, что футбол более захватывающий, чем соккер (а соккер я люблю очень сильно) и что за полтора года жизни в США эта бестолковая беготня за яйцом, как мне тогда казалась, начинает меня все больше захватывать, и начинаю наконец ее понимать.

Про то, что игра становится всё более понятной и увлекательной — это здорово. Я и сам с шести лет был страстным болельщиком футбола традиционного, а американский для себя открыл только в 23 года и подходил к нему со всем набором стереотипов.

Что же касается ничьей, то твои американские друзья тебя не обманывали. Ничья — действительно крайне редкая птица. Но такова уж аномальная особенность этого сезона, что у нас фиксируется ничья уже вторую неделю подряд.

Сейчас правила скорректированы таким образом, что ничья стала более вероятным исходом поединка, хотя всё равно надо умудриться набрать одинаковое количество очков по итогам четырёх четвертей и овертайма, в котором практически любой набор очков становится смертельным.

В прежние времена ничья была ещё более маловероятна. Не то, что болельщики, даже некоторые игроки не подозревали о её существовании. Известная история о том, как квотербек «Филадельфии» Донован Макнабб после завершения овертайма очень удивился, когда его товарищи пошли в раздевалку. Он был уверен, что если овертайм заканчивается вничью, то играется второй овертайм. Его можно обвинить в некоторой ограниченности, но с другой стороны с 24 ноября 1997-го по 15 ноября 2008-го в НФЛ была зафиксирована всего одна ничья.

Я смотрю НФЛ девятый сезон и за это время застал семь ничьих.

Ренат: Посмотрел другой матч: Сихоукс — Чикаго Беарз. В трансляции очень много рекламы. Смотреть стало интереснее) чуть понятнее))

Да, от рекламы никуда не денешься. Во многом благодаря ей НФЛ остаётся самой финансово успешной и продвинутой спортивной лигой мира. Одному по телевизору целый матч посмотреть не так-то просто, особенно если нет привычки. Со временем адаптируешься к такому дискретному формату игры, успевая во время пауз налить чаю, посмотреть что-то в телефоне.

Зато в компании смотреть удобно, всегда есть время пообщаться и что-то обсудить. Есть вариант смотреть так называемый Red Zone — по сути, аналог «лучших моментов Лиги чемпионов онлайн», когда тебе показывают всё самое интересное из 7-9 матчей одновременно и без рекламы.

Кстати, такое количество пауз — особенность именно НФЛ, тут можно не делать знак равенства между лигой и видом спорта вообще. Если трансляция НФЛ занимает часа три с половиной в среднем, то игры по американскому футболу в России проходят где-то два часа 15 минут. Первое время, когда я собирал статистику с отечественных игр, я даже поражался, насколько всё динамично — не успеваешь порой сориентироваться, кто куда и сколько.

Вопросы

Ася: Учитель, вот это б разобрать бы

View this post on Instagram

wut (via @nbcsports)

A post shared by Sports Illustrated (@sportsillustrated) on

Ты как те ученики, которые на уроках литературы на задних партах читают Брэдбери вместо заданного Толстого, да? Окей, в двух словах про этот розыгрыш из студенческого матча между университетами Нотр-Дам (в сине-жёлтой форме) и Вандербильт (в белой).

Квотербек «Вандербильта» бросает пас на ресивера, тот ловит, приём зафиксирован. После этого защитники вырывают у него мяч, который взлетает в воздух — это фамбл, мяч свободный, его может подбирать кто угодно. В борьбе мяч на мгновение оказывается у игрока «Вандербильта», но он не может его зафиксировать, от его удара мяч летит в зачётную зону.

Свободный мяч в зачётной зоне — это весёлое обстоятельство, потому что в зависимости от того, игроки какой команды его накроют, результат будет прямо противоположный. Если его накроют игроки в белом, то есть команда нападения, то будет тачдаун, они заработают 6 очков. Если его накроют игроки защиты, то будет тачбек, на поле выйдет нападение «Нотр-Дама» и начнёт со своих 20 (или сколько там сейчас по студенческим правилам) ярдов.

Тут вся мякотка в том, что мяч как будто бы накрыл игрок «Вандербильта», но удержать его в руках, зафиксировать не смог. Так что, подоспел более цепкий парень из «Нотр-Дама» и был зафиксирован тачбек. Вот это самый что ни на есть игровой хаос, весёлый и довольно редкий (особенно для НФЛ, в колледжах почаще).

Ренат:

— Периодически при атаке появляется секундомер с обратным отсчетом. Сколько времени дается на розыгрыш мяча?

На розыгрыш мяча даётся 40 секунд, но таймер включается по-разному. Иногда он включается сразу после того, как судья установил мяч на нужную точку. Иногда он включается по сигналу судьи. Пока не будем вдаваться в подробности. Если за 40 секунд команда нападения не успевает ввести мяч в игру, то она получает нарушение и отодвигается на 5 ярдов назад.

— Была надпись 2и15 — но нужно же пройти 10 ярдов? Или я чего-то не понял?

10 ярдов нужно пройти, когда начинается розыгрыш, как бы в любой дефолтной ситуации. Но если ты потерял ярды, то должен добрать столько, сколько потерял. Вспомни, отсчёт эти 10 ярдов идёт от установленного мяча, но квотербек получает мяч не там, где он установлен — мяч ему откидывают назад. И если квотербека (или любого другого игрока с мячом) заваливают до линии, откуда мяч был введён в игру, то получаются минус ярды. И 1-и-10 превращается в 2-и-15. Ситуации бывают всякие. Может быть даже 3-и-37. И да, в таком случае для нового набора попыток команда должна набрать не 10, а 37 ярдов.

— Зачем некоторым игрокам полотенца?

Как ни странно, чтобы вытирать руки :) Полотенца находятся у тех игроков, которые соприкасаются с мячом постоянно — квотербеки, принимающие, бегущие. Если погода нелётная, то они протирают руки от влаги, чтобы мяч было проще бросать/ловить/держать.

— Может ли ресивер или кто-то другой после паса от квотера еще раз отпасовать мяч кому-то?

Смотри, за один розыгрыш мяч можно отдать вперёд только один раз. Но назад его можно отдавать бесконечное число раз.

Если квотербек бросает мяч вперёд, то принявший его ресивер может отдавать его только назад. Было пару великих моментов в истории, когда это сработало, но в основном так никто не делает, потому что слишком высок риск мяч тупо потерять. Но такие ситуации можно увидеть, когда у команды последний розыгрыш в матче и она проигрывает, то есть заносить надо через всё поле. Тогда начинаются все эти пляски с отдачей мяча назад, но они тоже практически никогда не оканчиваются успехом.

Чаще можно увидеть обманный розыгрыш, когда квотербек бросает мяч поперёк поля или чуть назад, а принявший игрок бросает его вперёд.

— Что значит аут? Как вводится мяч в игру?

Мяч из аута здесь не вводится, как в традиционном футболе. Просто если ты бежишь с мячом и выбегаешь за пределы поля, то следующий розыгрыш начнётся из той точки, где ты пересёк границу поля (на той же отметке, но из центра). А если ты ловил мяч, но заступил за линию аута или откровенно поймал его за пределами поля, то просто засчитывается непринятый пас, и следующий розыгрыш начинается с той точки, откуда производился предыдущий.

Виталий:

— Как сформировались вот эти вот сакральные «2,375», «20», «25», «0,25», «5», «0,3» и «3», используемые в формулах? Почему двадцать, а не двадцать семь и не шестнадцать?

Честно говоря, понятия не имею. Но Ася нашла вот такой материал. Может, там расскажут.

— Кто Пеле гридайрона? Старик, которого почти никто не видел в игре, но все одинаково уважают как полубога.

Сложный вопрос, потому что Пеле — фигура универсальная и очень уж монструозных масштабов. В НФЛ самые знаковые персонажи в истории — Джерри Райс, Джо Монтана, Том Брэди — играли уже в современность. Сама лига стала гораздо популярнее с развитием телевидения плюс изменение в правилах способствовало появлению всё более легендарных спортсменов.

Под критерий «мало кто видел, но считаются мегакрутыми» подходят Джим Браун и Джонни Юнайтас.

Джим Браун был фуллбеком «Кливленд Браунс» с 1957-го по 1965-й. Тогда фуллбеки были куда актуальнее, чем сейчас. Он избирался в Матч всех звёзд каждый сезон своей профессиональной карьеры, а в первую символическую сборную лиги не попал лишь один раз (попав во вторую). Трижды получал награду MVP. За исключением одного сезона, он всякий раз больше всех набирал ярдов на выносе мяча. В семидесятых стал кинозвездой. Сейчас 82-летний дед появляется на разного рода спортивных церемониях и строго смотрит на стендап-ведущего, когда тот шутит про лузерство «Браунс».

Джонни Юнайтас играл примерно в то же время — с 1955-го по 1973-й — но на позиции квотербека. Его выбрали очень поздно на драфте, и «Питтсбург» его проморгал, отчислив после неудачных проб. А подобравшие квотербека «Балтимор Кольтс» приобрели игрока, который выиграл для них три чемпионства и столько же раз признавался MVP. По сути, Юнайтас был прототипом современного квотербека — он много и часто играл в пас (что в пятидесятые-шестидесятые было редкостью), был любимчиком прессы и одной из первых суперзвёзд гридайрона в Штатах.

Что же касается статуса «полубога», то я бы его присвоил Джону Хайсману, тренеру и инноватору американского футбола. Он не работал в НФЛ, потому что умер ещё до её появления, но это именно придумал пас вперёд. Лучшая иллюстрация про него — это рассказ о том, как ведомая им команда университета Джорджия Тек обыграла «Камберленд Буллдогс» со счётом 222–0.

— Кто Марадона гридайрона? Человек, у которого гений и безумство совместимы, который блистателен как игрок, но ужасен за пределами поля.

Таких в истории НФЛ было чересчур много. В эту лигу прорываются ребята порой из жуткой нищеты, поэтому когда они становятся миллионерами, им сносит башню. Можно вспомнить многих ресиверов, таких как Рэнди Мосс или Террел Оуэнс — абсолютно скандальных парней, боживших на поле. Неплохой пример — квотербек Майкл Вик, устроивший определённую революцию уже в современной НФЛ, но севший в разгар карьеры на два года в тюрьму за организацию нелегальных собачьих боёв. В отличие от Марадоны, он ничего не выиграл, но в остальном аналогия мне кажется наиболее подходящей.

Материал по теме: «В интересах революции». Что потерял американский футбол с уходом Майкла Вика

— Тотти и Джеррард гридайрона? Люди, ставшие символами клубов, пошедшие на отказ от удовлетворения личных трофейных амбиций ради своих родных команд.

Таких людей в НФЛ тоже больше, чем в европейском футболе, поскольку здесь нельзя просто выкупить игрока из другого клуба. Самый свежий пример — линейный нападения Джо Томас, проведший всю карьеру в «Кливленд Браунс». Это однозначно лучший игрок в своём амплуа последнего десятилетия-двух, но выступал он за худшую команду в лиге за тот же период. Пресса всё время представляла, как его обменивают куда-нибудь ради шанса выиграть чемпионский перстень, но хрен там, Джо завершил карьеру, отыграв только за «Кливленд».

Материал по теме: Цена верности. Что переживает Джо Томас в «Кливленде»

— Рори Дэлап гридайрона? Отстойный игрок, сумевший поиграть на топ-уровне благодаря предельной прокачке одного скилла.

На этот вопрос нет ответа из-за кардинального отличия в философии двух игр. В американском футболе практически все на поле — узкие специалисты. И мы можем долго говорить про чернокожих квотербеков, которые первый сезон-два играют на топ-уровне благодаря быстрым ногам, а потом их добивают или просто учатся против них играть. Или сама позиция пантера, который хорошо делает одну вещь — пинает мяч далеко и высоко — но по сравнению с остальными атлетами выглядит как среднестатистический офисный клерк.

Вон кикер Себастьян Джаниковски, который, кстати, внешне очень похож на меня, если я отъем себе такую же ряху к 40 годам. В 15 лет к нему присматривались в юношеской сборной Польши по соккеру, но он эмигрировал в США без знания английского, где оценили его умение сильно бить по мячу. Поляк, который любил напиваться и драться в барах, с 2000 года до сих пор играет в НФЛ, побил несколько рекордов и является самым результативным игроком в истории «Окленд Рэйдерс». Это один скилл — бить по мячу.

Классный час

Сегодня два небольших ролика на прощание.

Первый — про молодого квотербека «Канзас-Сити Чифс» Патрика Махоумса. В прошлом году «Чифс» специально поднялись ради него на драфте, хотя у них в составе был опытный ветеран Алекс Смит. Алекс Смит всегда считался квотербеком надёжным, но без искорки — из разряда тех, кто хорошо проводит регулярный сезон, но не тащит вас в плей-офф.

Махоумс практически весь дебютный сезон просидел на скамейке запасных, потихоньку изучая ремесло квотербека в НФЛ. В заключительном туре регулярки его выпустили показать себя, и он впечатлил тренерский штаб настолько, что Алекса Смита обменяли в «Вашингтон». То есть, тренеры «Чифс» сделали все свои ставки на молодого парня, сыгравшего один официальный матч.

Начало этого сезона показывает, что не зря. В первой игре Махоумс сделал 4 пасовых тачдауна. Это уже много. На второй неделе он сделал 6 пасовых тачдаунов. Перед нами, возможно, следующая мегазвезда среди квотербеков. Во всяком случае, пока его не раскусили тренеры защит других команд.

Ну и просто полюбоваться красотой освещения лучших эпизодов прошедшей игровой недели.

В пятницу поговорим с вами о том, как смотреть игру с точки зрения защиты и получать от этого удовольствие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.