Предыдущие выпуски: 

Часть 1. Массовые формации и летящие клинья
Часть 2. Как зарождался блок
Часть 3. Пас как предчувствие
Часть 4: Пасовые развязки и проходы в защите
Часть 5: И отделил Бог свет от тьмы
Часть 6: Спецкоманды до эпохи спецкоманд
Часть 7: Добро пожаловать в настоящее!
Часть 8: Основа основ 

С самого начала цикла мне очень хотелось, чтобы он получился применимым и релевантным дню сегодняшнему — и сегодняшнему футбольному болельщику, не говоря уже об атлетах или тренерах, раз уж в нашей стране эти категории так часто пересекаются. Именно поэтому я стараюсь говорить не только об успешных концепциях и идеях, которые прошли проверку временем, но и тех, что канули в пучину безвестности (например, «А-формация») или применяются в очень и очень редко. В конце концов,  есть отдельное удовольствие в том, чтобы вникнуть, почему какие-то идеи получились успешными, какие-то нет — так мы можем полнее изучить саму суть тактики футбола.

Сегодня мы рассмотрим две системы, которые зародились в начале 1950-х и сегодня считаются весьма специфичными и даже узкоспециализированными — но при этом остаются релевантными и актуальными и сегодня.

Первая — система нападения «Винг-Т», разработанная тренером Дэвидом Нельсоном в университетах Мэна и Делавэра и доведённая до современного её вида его учеником Гарольдом Реймондом.

Тренеру Нельсону довелось играть в футбол в довоенные годы в самых распространённых в те времена варицациях системы одиночного винга. Он прекрасно понимал все ограничения системы: она требовала феноменальных атлетов на позиции как бегущих, так и линейных — им постоянно приходилось срываться и менять направление движения. В конечном счёте, эффективность её сошла на «нет» во многом благодаря повышению уровня тактической дисциплины в защите, и тут же появилась потребность либо создавать куда более весомое преимущество в точке атаки (и тут некоторые тренеры стряхнули пыль со старой доброй Т-формации), либо растягивать защиту по полю (а тут — изобрели I-формацию). Однако ретроград Нельсон не принял этих нововведений: он решил модернизировать принципы винг-нападения и построить на них конкурентоспособную систему.

Так появилась «Винг-Т» — как и следует из названия, смесь винг- и Т-формаций. Не отказываясь от растягивания защиты при помощи сплит-энда, она — в своём изначальном виде — была несбалансированной: Нельсон переставил одного из бегущих в «Т» на позицию винг-бека в блок (в современных вариациях и второй бек иногда становится вингом или дополнительным слот-ресивером).

Такое построение позволяло по-прежнему использовать срывы, сложные блоки типа «трэпов» на выносе, а также играть составные выносы типа «каунтера» — и при этом увеличивать оперативное пространство на поле за счёт использование сплит-беков и составных пасовых развязок в широкую сторону поля. Типичными для Винг-Т в этом исполнении была комбинация «крэк-свип», получившая название от соответствующего типа блока (крайний игрок блокирует внутрь, а вынос идет шире него) и откидки мяча. Выглядела она примерно следующим образом:

Помимо прочего, такое сочетание сложных блоков, заставлявших защиту тратить время, чтобы разобраться, где находится мяч, и широкого оперативного пространства для пасовой игры позволило активно применять такие комбинации, как, например, «уэгл»: тип бутлега, где после фейковой вкладки квотербек покидал конверт для пасового розыгрыша с сохранением срывающихся блокировщиков перед собой, при этом не только выбивая защитников из правильной позиции для прикрытия, но и создавая более правильные углы для пасовой игры со своими принимающими:

В чём же были недостатки такой системы и почему она не получила широкого распространения? Прежде всего, дурную службу сослужила её некоторая однобокость: нападение могло либо за счёт силы продавливать соперника на сильной стороне, либо за счёт срывов разыгрывать защитников на слабой (но не наоборот!), а все смены направления и другие уловки можно было защитить одной лишь дисциплинированной игрой в защите без потери своей позиции. По сути своей, Винг-Т переняла все тенденции предыдущих винг-систем, просто выведя их на принципиально новый по сложности уровень.

И тем удивительней, что эта формация, даже несмотря на все свои известные и хорошо изученные сегодня недостатки, весьма широко используется на определённых уровнях. Она является одной из самых распространённых систем нападения в школьных программах и небольших университетах и даже — как специальная информация — в НФЛ!

В качестве примера такой же узкоспециализированной системы по другую сторону мяча мы рассмотрим защитную система Бада Уилкинсона, тренировавшего тогда в Университете Оклахомы. Всем нашим футболистам и тренерам хорошо известно контактное упражнение под названием «Оклахома-дрилл» — так вот, сегодня нельзя сказать с уверенностью, кто его придумал, но взял за основу тренировочного процесса его именно тренер Уилкинсон (к слову, он вообще отметился множеством нововведений в защите). Но сейчас он нас интересует не по причине своей внезапной любви к «оклахоме», а потому, что в 50-е годы прошлого столетия он задал тренд, который на многие десятилетия вперёд станет основным — а тогда ему приходилось соперничать с идеями Тома Лэндри. Бад Уилкинсон создал первую защитную систему, основанную на фронте 3–4.

Конечно, до такого названия тогда было ещё далеко — ведь непосредственно на линии скримиджа тогда размещались отнюдь не три игрока. Сам Уилкинсон называл свою систему 7–2 (первая цифра учитывала игроков, которых мы сегодня называем корнербеками и внешними лайнбекерами), но прижилась она под названием «52 Оклахома» — по контрасту с «52 Игл», о которой мы тоже рассказывали.

«52 Оклахома» должна была стать очередным ответом на вставшие в 1950-е перед Игл-фронтами вызовы. Если Том Лэндри для этого поднял центрального линейного защиты на позицию лайнбекера, то здесь — если смотреть просто на схему, не вникая в суть — центр поля против паса предлагается защитить, сузив расположение двух лайнбекеров и поменяв их ответственность против выноса с линейными защиты:

Однако здесь-то и кроется принципиальное отличие системы! Как и нападение, которое в те годы вернулось к Т-формации из позапрошлого века, защита отошла от самой концепции контроля над проходами, что уже тогда считалась устоявшейся (и снова считается сейчас), и вернулась к описанию зон ответственности каждого игрока фронта при выносе — в очень схожих терминах с тем, что говорили праотцы американского футбола. Сегодня мы бы сказали, что каждый из трёх внутренних линейных защиты отвечал за оба соседних от себя прохода в блоке нападения, но Уилкинсона видел это несколько иначе.

В своей классической книге Modern Defensive Football он описал технику, по которой должны были работать игроки фронта против своих визави в нападении, упоминая, среди прочего, что никогда нельзя позволять блокировать себя внутрь бокса. Он сводил защиту против выноса не к чтению проходов, а чтению блоков, которые предлагал соперник, вырабатывая в своих игроках правильную реакцию на них (узкое положение лайнбекеров как раз и было призвано облегчить это чтение, а не только упростить работу против паса по центру). И пускай сама система из Оклахомы не дожила до сегодняшних дней в своём первозданном виде, заложенный в её основу подход оказал огромное влияние на развитие защитной мысли.

А не дожила по одной простой причине: она предъявляла невероятно высокие требования к линейным защиты, которые должны были полностью доминировать над своими оппонентами, моментально выключать их из игры один на один, и удерживать позицию против двойного блока. Редко какая из футбольных программ оказывалась достаточно удачливой, чтобы на регулярной основе пополнять состав такими игроками. И всё же концепция защиты против внутреннего выноса персоналом 3–2 с двумя дополнительными игроками на периметре бокса получила своё развитие, и в наши дни построение 3–4 считается мейнстримом.

А о его эволюции в 1960-е мы поговорим в следующем выпуске.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.