Привет всем, кто зашёл в этот материал не только для того, чтобы сходу обвинить меня в левацкой пропаганде, перверсивной любви к афроамериканцам и просто следованию толерастической моды.

Я знаю, как большинство наших читателей болезненно реагирует на любые новости о создании искусственного преимущества для чернокожих тренеров в НФЛ (как и создания преимущества для небелого населения США вообще). Конечно, вчерашние новости о том, что теперь клубы НФЛ обязаны брать на роль ассистента координатора нападения представителя меньшинства или женщину, а также отставка Брюса Эриенса из «Бакканирс» и замена его на Тодда Боулса, это хороший повод поговорить о наболевшем.

Но ей-богу, это не попытка создать срач на ровном месте. Просто я терпеть не могу простые объяснения сложных вещей.

Дискуссия про перспективы чернокожих тренеров, что у нас в комментариях, что в футбольных студиях США часто скатывается до банальных аргументов.

— А вот игроки в НФЛ все чёрные, кроме пантеров, а тренеров чёрных только полтора, да и то Томлин работает с 2007-го, а второй какой-то не очень и чёрный!

— И чего добились эти ваши тренеры?! На работу надо принимать исходя из знаний и умений, а не цвета кожи!

Знаете, я совершенно согласен с последним утверждением. Наверное, так оно и должно работать. В идеальном мире.

Для начала небольшое отступление. В замечательной книге «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла описан хрестоматийный пример неправильной работы системы.

Embed from Getty Images

Как-то раз любопытные любители хоккея обнаружили, что в юношеской сборной Канады играют преимущественно молодые люди, которые родились в январе, феврале или марте. Тех, кто родился позже, были единицы. Стали проверять эту аномалию по юношеским составам команды за прошлые годы, и выяснилось, что это никакая не аномалия, а тенденция.

В Канаде в серьёзные хоккейные школы детей отдают с пяти лет (произвожу прочитанное по памяти, поэтому про мелкие детали могу соврать, но на суть это не влияет, честное слово). Возрастные группы собирают с 1 января. То есть, если ты родился 8 января 2016 года, то попадёшь в группу 2016 года. Если родился 30 декабря 2015 года, то попадёшь в группу 2015 года.

Для детей в столь раннем возрасте разница в несколько месяцев очень важна в плане физического развития. Родившиеся в январе, феврале и марте дети оказываются более физически развиты, чем попавшие в ту же группу дети, родившиеся в октябре, ноябре и декабре. Преимущество в физических данных позволяет лучше играть на хоккейной площадке, выделяться на фоне остальных. Тренеры на этом уровне делают выводы, что такие дети «более талантливы». И эти «более талантливые» дети отбираются на следующий год в группу А, где с ними работают более классные специалисты и проводят с ними больше времени, чем с детьми, попавшими в группу Б или далее.

То есть, на основании месяца рождения твои шансы заиграть в хоккей в Канаде либо сильно повышаются, либо сильно понижаются. Просто из-за того, что вот так странно была устроена система (с тех пор уже всё изменили).

Какое отношение это имеет к НФЛ и чернокожим тренерам? К тому, что в НФЛ тоже есть система, которая работает весьма своеобразным образом.

Это система — тащи своих. Кумовство, если по-простому.

Адам Зиммер и Клинт Кьюбиак

В моей любимой «Миннесоте» в прошлом сезоне координатором нападения был Клинт Кьюбиак, сын работавшего координатором нападения в 2020 году Гэри Кьюбиака, а координатором защиты — Адам Зиммер, сын главного тренера Майка Зиммера.

С лайнбекерами «Пэтриотс» вот уже третий год будет работать Стив Беличик, сын главного тренера Билла Беличика.

Как вы думаете, они были самыми квалифицированными кандидатами на эти должности в момент выбора? Проводился ли вообще какой-то отбор кандидатов?

И это только родственники, которых я вспомнил за 30 секунд. Как разбирали ассистентов Шона Маквея, друзей Шона Маквея и людей, которых Шон Маквей хотя бы раз упомянул в интервью, вы ведь наверняка помните. Что это было?

Этих людей взяли не за резюме, потому что по резюме они уступали многим другим кандидатам. Необязательно представителям меньшинств. Тот же Майк Зиммер получил шанс поработать главным тренером через 14 лет после того, как впервые занял должность координатора защиты, и он очень быстро стал одним из самых крутых специалистов в своей области.

Дело не в резюме, а в связях и рекомендациях. Когда американские журналисты вслух размышляют об очередном цикле тренерских назначений, они в первую очередь начинают вести стрелочки — кто кого знает, кто с кем работал. Без этого нет практически никаких шансов получить должность.

Когда говорят о том, что на дворе не шестидесятые годы XX века, и никто не мешает чернокожим специалистам устроиться на работу, то забывают, что отсутствие «нельзя» не равно наличию «можно». Юридическая сегрегация исчезла, но естественная сегрегация никуда не делась.

Она и не могла никуда испариться по щучьему велению — людям свойственно находиться в среде тех, на кого они сами похожи (в США меня бы уже, наверное, отменили за такое высказывание). Это не значит, что не существует мультикультурных и мультирасовых браков, дружеских отношений, компаний и так далее. Но глобально разделение сохраняется.

https://www.youtube.com/watch?v=yrR48pQTQhc

Случайные прохожие, пойманные представителем шоу Джимми Киммела, отвечают на сакральный вопрос: «А у вас есть чернокожий друг?». Некоторые из них врут, что есть, потому что никто не хочет выглядеть пещерной деревенщиной

Опять же, среди владельцев и тренеров НФЛ есть отдельные подвижники. Покойный Арт Руни (в честь которого и названо скандальное правило) любил идти против тренда и приглашать чернокожих специалистов, но это именно что сознательное стремление плыть против течения. В штабах Беличика или Рида работали чернокожие специалисты (навскидку Ромео Креннел и Эрик Бьенеми), но их тоже по сути свели обстоятельства.

Куда чаще возникает другая ситуация — владельцы, генменеджеры и тренеры приглашают специалистов из своего круга, и в этих кругах по естественным причинам дефицит чернокожих.

Правило Руни, которое я абсолютно не считаю идеальным решением проблемы (уходящей вообще-то корнями в историю американского общества, а не являющейся каким-то частным футбольным грехом) направлено именно на это — на то, чтобы искусственно вовлекать представителей расовых и национальных меньшинств в круг общения действующих руководителей.

Изначальная форма правила Руни была просто издевательством над здравым смыслом. Обязательное собеседование тренера из меньшинств. Очевидно, что большинство клубов будут это делать для галочки. Хотя бы потому, что в 90% случаев владелец/генменеджер либо сразу знает, кого хочет пригласить на роль главного тренера (можно подумать, Джон Груден в «Рейдерс» или Энди Рид в «Чифс» устроились по итогам честного конкурса и взвешиваний «за» и «против», смешно же), либо у него есть два-три заранее очерченных фаворита. Главный тренер — слишком важная роль, чтобы отдавать её первому попавшемуся парню даже под давлением повесточки.

Изменения, которые были приняты в последние годы, направлены на другое. Сейчас клубам выгодно брать чернокожих специалистов в штаб, потому что в случае их ухода на повышение в другой клуб, ты получаешь право выбора в третьем раунде драфта. Это не обязывает тебя делать представителя меньшинств главным у себя, это мотивирует тебя именно брать таковых на работу, и если они с этой работой справляются настолько, что им дают позицию выше где-то ещё, ты будешь вознаграждён.

Озвученное вчера правило в ту же кассу. Ну, серьёзно, на что будет влиять приглашённый со стороны чернокожий специалист и/или женщина с абстрактным титулом «ассистент координатора нападения»? Это по сути навязанная интернатура. Но она даёт 32 представителям тех самых меньшинств возможность попасть в круг, в который они ранее попасть не могли. Не потому, что все вокруг отъявленные расисты, а по вполне естественным причинам.

https://www.youtube.com/watch?v=O7VaXlMvAvk

Совершенно гениальный скетч SNL о том, что у белого бедного населения больше общего с чёрным населением, чем с белым богатым

Потому что речь идёт о гигантских мегаприбыльных корпорациях, во главе которых стоят престарелые консерваторы, а управленческие должности занимают ребята, которые учились в правильных колледжах и знали нужных людей. Фактор цвета кожи в этом социальном расслоении далеко не единственный (уверен, точно так же в круг посвящённых не могут пробиться и молодые белые специалисты, которые никого не знают и вышли из рабочих семей), но именно он подсвечен текущей политической ситуацией в Америке.

Многие крикуны (особенно из числа адвокатов правила Руни) путают причину со следствием. Дефицит чернокожих специалистов в НФЛ — обычное следствие устройства всего американского общества. Если внутри него станет меньше расслоения по расовому (а, на самом деле, по экономическому) признаку, то и обозначенная проблема решится естественным образом. Спойлер: этого не будет. И поскольку лоббисты правила Руни прекрасно это понимают, они продавливают обязательный ввод костылей для ручного решения проблемы.

В конце концов, почему никого не смущает наличие в НФЛ программы привлечения европейских игроков? Они получают гарантированное место в тренировочных составах команд, хотя многие из американцев туда не пробиваются в честной конкуренции и вынуждены отказываться от мечты зарабатывать профессиональным футболом. Это ведь тоже искусственная помощь категории людей, которая находится заведомо в неравных условиях (потому что в Европе американский футбол не так развит).

Получают ли благодаря правилу Руни тренеры из числа меньшинств конкурентное преимущество? Да. Справедливо ли это? А что, существует расклад, при котором всё справедливо — все находятся в одинаковых условиях и оцениваются только по резюме и умению обозначать стратегию? Да ладно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.