Изначально планировалась карточка, при взгляде на которую всё должно было стать понятно. Но поскольку даже наброски моментально превращали дерево в лабиринт, было принято решение расписать чуть подробнее.

Поездки в США и визиты из США

Разумеется, на большинство первопроходцев влияние оказало знакомство непосредственно с «носителями». Отец американского футбола на Урале и основатель первой команды в стране Александр Ковригин рассказывал, как им сбрасывали с «вертушки» настоящий мяч и вспоминал игру с «Оклахомой Бумерс». С учетом того, что уже в наше время своими учителями (помимо Ковригина) американцев называет, например, и бывший главный тренер «Молний» Валерий Негруца (в 2012-м участвовал в кэмпе в Бишкеке, который проводили американцы, в 2016-м в Екатеринбург приезжали американские коллеги), можно говорить о том, что куда большее влияние на уральский регион в этом плане оказали заокеанские специалисты, нежели, например, московская школа. Любопытно, что своеобразным мостиком между Уралом и столицей сейчас служит занимающийся нападением «Спартанцев» американец Керри Ярусси, в 2015 году пришедший в «Молнии» (чьи представители до сих пор отзываются о нем в самых лестных тонах), а затем перебравшийся в Москву.

Многие современные тренеры в России отмечают значительное влияние на их видение футбола таких специалистов, как Василий Добряков и Александр Шевченко. Оба начинали тренировать еще в начале 1990-х и практикуют до сих пор (новый сезон первый начнет в МЧС и «Северном Легионе», второй — в московском «Спартаке»). О первых шагах теперь уже опытнейших наставников Добряков подробно рассказывал нам несколько лет назад. К нему мы еще вернемся, а пока отметим, что Шевченко своим учителем называют такие разные специалисты, как Дмитрий Попков (сборная), Руслан Курбанов («Спартак»), Денис Тяпаев («Спартанцы»). И наверняка под их словами подпишутся многие другие.

В «Футбольных историях» Добрякова — да и много где еще у нас на сайте — вы можете прочитать про такого человека, как Гарри Гэмбл. Его роль в развитии американского футбола в России сложно преувеличить. Да, именно в России, не только в Москве. Так, например, Гэмбла своим учителем называет Георгий Лисунов, придумавший астраханских «Гладиаторов». А самому Лисунову (помимо нынешнего опыта в США) должное отдает Максим Осокин, успевший поработать как на юге страны, так и в Казани, и в Петербурге. В свою очередь, идеи Осокина выделяет для себя Дмитрий Максимов («Патриоты») и таким образом история закольцовывается, потому что это еще один тренер, ставший ментором для целого ряда современных спецов.

Особое положение Добрякова и Максимова

Алексей Скибин («Тарантула» и брянский «Спартак»), Георгий Лобанов (основатель «Титанов»), Александр Базин («Юнайтед»), уже упоминавшиеся Курбанов и Тяпаев — вот явно неполный список тех, на кого самым прямым образом повлияли тренерские принципы Дмитрия Максимова. Специалиста, успевшего поработать и на самом высоком уровне — с национальной командой страны.

Эпизод матча «Витязь» – «Юнайтед», 18 июня 2016. Фото: Евгений Дубовик (First & Goal)

Сам Максимов (помимо американского влияния в 1990-х) вдохновлялся идеями Марата Липатова и все того же Добрякова. Вряд ли есть смысл перечислять хотя бы частично тех тренеров, которые упоминали Василия в числе своих менторов. Но мы попробуем: Виктор Скапишев (многолетний лидер «Патриотов»), Александр Ильичев и Илья Бутаков (многолетние лидеры «Грифонов»), Алексей Геец («Спартанцы»), Александр Малышев («Феникс»), Игорь Илюхин («Северный Легион»), Андрей Алексеев (один из опытнейших и лучших тренеров о-лайн в стране), Кирилл Стяжкин (бывшие «Невские Львы» и еще целый ряд петербуржских команд), Роман Порошин («Тигры»), Александр Жаданов («Молнии»), Виталий Кузин («Рейдерс 52»), уже упоминавшиеся Лисунов, Курбанов и Базин. Внушительный разброс с точки зрения географии (по сути от Ярославля до Владивостока, которые мы сознательно пропустили), возраста и опыта, согласитесь?

Для именитых спецов Добряков фактически стал тем, кто принес огонь с Олимпа и вместе с ними несколько десятилетий помогал его поддерживать, чтобы пламя до сих пор не угасло. Для новой волны тренеров немалую роль здесь сыграли еще и отборочные лагеря, которые в 2010-х проводил Добряков, возглавляя сборную России, а также кэмпы и турниры, куда его лично приглашали уже руководители региональных команд.

Европейский и азиатский опыт

Еще одно направление, давшее нашему футболу определенное количество идей, — европейское. В Австрии набирался опыта Марат Липатов («Патриоты»), в Англии выступал Дмитрий Попков (сборная Новороссийска и Ставрополя). Кроме того, они оба достаточно долгое время пробыли в Германии, равно как и Алексей Ожгибесов («Спартанцы») — единственный в истории чемпион Германии и России. Шуан Фата, Ли Роланд, Тони Аллен, Джим Робертсон, Талиб Уайс, Кент Андерсон, Патрик Езуме, Джо Роман, Боб Явалесенте — наверняка вы слышали хотя бы частично данные фамилии, этим людям мы тоже должны быть благодарны за современную тренерскую школу.

Тони Аллен и Дмитрий Попков на тренировке «Черного Шторма» // Фото: Елена Попкова

Ёсихиро Гото (или, как его кличут друзья, 後藤 吉宏) называет своим учителем в плане американского футбола Илья Кравцов. Думается, многие петербуржские игроки, особенно женского пола, считают таковым самого Кравцова. Сейчас Илья, к слову, работает в Европе и определенные уроки уже дает, пусть и не совсем тренерские. Совсем недавно из Польши вернулся Александр Малышев, если говорить об опыте последних лет.

Это не значит, что никто больше не играл или не тренировал в Европе. Речь о том, что вышеупомянутые специалисты считают именно зарубежный опыт ключевым в становлении себя как профессионалов. Некоторые до сих пор активно летают в Америку и ту же Европу пополнять свой багаж знаний.

Влияние донецкой и харьковской школы

Говоря о футболе в России, невозможно не упоминать футбол в соседних странах. Особенно украинский, где на первых порах тон задавали регионы — Донецк и Харьков. Первым мы благодарны за выходца из «Скифов» Сергея Корнева («Оружейники»). Вторым — за одного из лидеров «Атлантов» Олега Подоляку (бывшие «Носороги»).
В обоих случаях опять же имел место опыт работы с американскими специалистами. В Донецке дело налаживал Роберт Джеймс Кук, позже его дело подхватил Сергей Непогодин, чьи ученики сейчас играют и в России, а в будущем наверняка окажутся качественными тренерами. Наученные американцами «Скифы», кстати, одно время активно ездили помогать «Скаутам» на Урал, так что и здесь всё тоже взаимосвязано. Что касается Харькова, то Подоляка дал северным командам России (Череповцу и Вологде) знания, полученные не только в «Атлантах», но и в Европе, и в США. К сожалению, Непогодина уже нет с нами, а Подоляка по какому-то дикому стечению обстоятельств сейчас без тренерской работы.

Межгород на проводе

В начале мы упоминали про влияние, которое оказал Керри Ярусси на футбол в Москве и Екатеринбурге. Но таких людей, успевших плодотворно поработать в самых разных концах страны, очень и очень много. Максим Лавренов («Скауты») своими учителями называет Константина Барышева и Алексея Кокотова. Первый сделал для нашего вида спорта на Урале не меньше, чем Ковригин, второй заслужил хорошую репутацию еще в Москве. При этом Барышев, Кокотов и Лавренов вошли напрямую в историю и петербуржского футбола. Равно как и Максим Осокин, которого своим могут считать также любители футбола в Ростове-на-Дону и Казани.

Главный тренер «Северного Легиона» Максим Осокин в матче против «Рэбелс», 18 мая 2016г. Фото: Юрий Марин (First & Goal)

Основатель обнинских «Киборгов» Дмитрий Ведешин отдает должное москвичу Алексею Геецу. Уехавший с некоторых пор на Юг, главный человек в истории «Черного Шторма» Дмитрий Попков — увы, уже покинувшему нас москвичу Олегу Ларину, доценту кафедры Теории и методики футбола Мосспортакадемии.

Посчитать всех тренеров, которые вышли из ДЛАФ и по тем или иным причинам покинули столичный регион или спорт в целом, и вовсе не представляется возможным. С оставшимися проще. Для примера, весь тренерский штаб «Спартака» по сути сейчас состоит из тех, кто занимался футболом еще на рубеже веков. А история «Патриотов» и «Юнайтед» просто немыслима в отрыве от данной аббревиатуры.

Вместо заключения

В этом тексте фигурирует около 50 фамилий, хотя по сути мы говорили только о тех, кто продолжает тренировать или закончил совсем недавно. И все равно при этом названа не была, я уверен, и половина достойных специалистов. В том числе работающих с детьми (Константин Лариков, Денис Бацкалович и многие другие). Пусть это будет всего лишь попытка зафиксировать настоящее. В прошлое мы обязательно будем возвращаться основательнее, предметнее и чаще. Ну, и вместе с вами наблюдать, в какую сторону станет расти тренерское дерево в будущем. Мощная корневая система позволяет верить в лучшее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.