Изначально планировалась карточка, при взгляде на которую всё должно было стать понятно. Но поскольку даже наброски моментально превращали дерево в лабиринт, было принято решение расписать чуть подробнее.
Поездки в США и визиты из США
Разумеется, на большинство первопроходцев влияние оказало знакомство непосредственно с «носителями». Отец американского футбола на Урале и основатель первой команды в стране Александр Ковригин рассказывал, как им сбрасывали с «вертушки» настоящий мяч и вспоминал игру с «Оклахомой Бумерс». С учетом того, что уже в наше время своими учителями (помимо Ковригина) американцев называет, например, и бывший главный тренер «Молний» Валерий Негруца (в 2012-м участвовал в кэмпе в Бишкеке, который проводили американцы, в 2016-м в Екатеринбург приезжали американские коллеги), можно говорить о том, что куда большее влияние на уральский регион в этом плане оказали заокеанские специалисты, нежели, например, московская школа. Любопытно, что своеобразным мостиком между Уралом и столицей сейчас служит занимающийся нападением «Спартанцев» американец Керри Ярусси, в 2015 году пришедший в «Молнии» (чьи представители до сих пор отзываются о нем в самых лестных тонах), а затем перебравшийся в Москву.
Многие современные тренеры в России отмечают значительное влияние на их видение футбола таких специалистов, как Василий Добряков и Александр Шевченко. Оба начинали тренировать еще в начале 1990-х и практикуют до сих пор (новый сезон первый начнет в МЧС и «Северном Легионе», второй — в московском «Спартаке»). О первых шагах теперь уже опытнейших наставников Добряков подробно рассказывал нам несколько лет назад. К нему мы еще вернемся, а пока отметим, что Шевченко своим учителем называют такие разные специалисты, как Дмитрий Попков (сборная), Руслан Курбанов («Спартак»), Денис Тяпаев («Спартанцы»). И наверняка под их словами подпишутся многие другие.
В «Футбольных историях» Добрякова — да и много где еще у нас на сайте — вы можете прочитать про такого человека, как Гарри Гэмбл. Его роль в развитии американского футбола в России сложно преувеличить. Да, именно в России, не только в Москве. Так, например, Гэмбла своим учителем называет Георгий Лисунов, придумавший астраханских «Гладиаторов». А самому Лисунову (помимо нынешнего опыта в США) должное отдает Максим Осокин, успевший поработать как на юге страны, так и в Казани, и в Петербурге. В свою очередь, идеи Осокина выделяет для себя Дмитрий Максимов («Патриоты») и таким образом история закольцовывается, потому что это еще один тренер, ставший ментором для целого ряда современных спецов.
Особое положение Добрякова и Максимова
Алексей Скибин («Тарантула» и брянский «Спартак»), Георгий Лобанов (основатель «Титанов»), Александр Базин («Юнайтед»), уже упоминавшиеся Курбанов и Тяпаев — вот явно неполный список тех, на кого самым прямым образом повлияли тренерские принципы Дмитрия Максимова. Специалиста, успевшего поработать и на самом высоком уровне — с национальной командой страны.
Сам Максимов (помимо американского влияния в 1990-х) вдохновлялся идеями Марата Липатова и все того же Добрякова. Вряд ли есть смысл перечислять хотя бы частично тех тренеров, которые упоминали Василия в числе своих менторов. Но мы попробуем: Виктор Скапишев (многолетний лидер «Патриотов»), Александр Ильичев и Илья Бутаков (многолетние лидеры «Грифонов»), Алексей Геец («Спартанцы»), Александр Малышев («Феникс»), Игорь Илюхин («Северный Легион»), Андрей Алексеев (один из опытнейших и лучших тренеров о-лайн в стране), Кирилл Стяжкин (бывшие «Невские Львы» и еще целый ряд петербуржских команд), Роман Порошин («Тигры»), Александр Жаданов («Молнии»), Виталий Кузин («Рейдерс 52»), уже упоминавшиеся Лисунов, Курбанов и Базин. Внушительный разброс с точки зрения географии (по сути от Ярославля до Владивостока, которые мы сознательно пропустили), возраста и опыта, согласитесь?
Для именитых спецов Добряков фактически стал тем, кто принес огонь с Олимпа и вместе с ними несколько десятилетий помогал его поддерживать, чтобы пламя до сих пор не угасло. Для новой волны тренеров немалую роль здесь сыграли еще и отборочные лагеря, которые в 2010-х проводил Добряков, возглавляя сборную России, а также кэмпы и турниры, куда его лично приглашали уже руководители региональных команд.
Европейский и азиатский опыт
Еще одно направление, давшее нашему футболу определенное количество идей, — европейское. В Австрии набирался опыта Марат Липатов («Патриоты»), в Англии выступал Дмитрий Попков (сборная Новороссийска и Ставрополя). Кроме того, они оба достаточно долгое время пробыли в Германии, равно как и Алексей Ожгибесов («Спартанцы») — единственный в истории чемпион Германии и России. Шуан Фата, Ли Роланд, Тони Аллен, Джим Робертсон, Талиб Уайс, Кент Андерсон, Патрик Езуме, Джо Роман, Боб Явалесенте — наверняка вы слышали хотя бы частично данные фамилии, этим людям мы тоже должны быть благодарны за современную тренерскую школу.
Ёсихиро Гото (или, как его кличут друзья, 後藤 吉宏) называет своим учителем в плане американского футбола Илья Кравцов. Думается, многие петербуржские игроки, особенно женского пола, считают таковым самого Кравцова. Сейчас Илья, к слову, работает в Европе и определенные уроки уже дает, пусть и не совсем тренерские. Совсем недавно из Польши вернулся Александр Малышев, если говорить об опыте последних лет.
Это не значит, что никто больше не играл или не тренировал в Европе. Речь о том, что вышеупомянутые специалисты считают именно зарубежный опыт ключевым в становлении себя как профессионалов. Некоторые до сих пор активно летают в Америку и ту же Европу пополнять свой багаж знаний.
Влияние донецкой и харьковской школы
Говоря о футболе в России, невозможно не упоминать футбол в соседних странах. Особенно украинский, где на первых порах тон задавали регионы — Донецк и Харьков. Первым мы благодарны за выходца из «Скифов» Сергея Корнева («Оружейники»). Вторым — за одного из лидеров «Атлантов» Олега Подоляку (бывшие «Носороги»).
В обоих случаях опять же имел место опыт работы с американскими специалистами. В Донецке дело налаживал Роберт Джеймс Кук, позже его дело подхватил Сергей Непогодин, чьи ученики сейчас играют и в России, а в будущем наверняка окажутся качественными тренерами. Наученные американцами «Скифы», кстати, одно время активно ездили помогать «Скаутам» на Урал, так что и здесь всё тоже взаимосвязано. Что касается Харькова, то Подоляка дал северным командам России (Череповцу и Вологде) знания, полученные не только в «Атлантах», но и в Европе, и в США. К сожалению, Непогодина уже нет с нами, а Подоляка по какому-то дикому стечению обстоятельств сейчас без тренерской работы.
Межгород на проводе
В начале мы упоминали про влияние, которое оказал Керри Ярусси на футбол в Москве и Екатеринбурге. Но таких людей, успевших плодотворно поработать в самых разных концах страны, очень и очень много. Максим Лавренов («Скауты») своими учителями называет Константина Барышева и Алексея Кокотова. Первый сделал для нашего вида спорта на Урале не меньше, чем Ковригин, второй заслужил хорошую репутацию еще в Москве. При этом Барышев, Кокотов и Лавренов вошли напрямую в историю и петербуржского футбола. Равно как и Максим Осокин, которого своим могут считать также любители футбола в Ростове-на-Дону и Казани.
Основатель обнинских «Киборгов» Дмитрий Ведешин отдает должное москвичу Алексею Геецу. Уехавший с некоторых пор на Юг, главный человек в истории «Черного Шторма» Дмитрий Попков — увы, уже покинувшему нас москвичу Олегу Ларину, доценту кафедры Теории и методики футбола Мосспортакадемии.
Посчитать всех тренеров, которые вышли из ДЛАФ и по тем или иным причинам покинули столичный регион или спорт в целом, и вовсе не представляется возможным. С оставшимися проще. Для примера, весь тренерский штаб «Спартака» по сути сейчас состоит из тех, кто занимался футболом еще на рубеже веков. А история «Патриотов» и «Юнайтед» просто немыслима в отрыве от данной аббревиатуры.
Вместо заключения
В этом тексте фигурирует около 50 фамилий, хотя по сути мы говорили только о тех, кто продолжает тренировать или закончил совсем недавно. И все равно при этом названа не была, я уверен, и половина достойных специалистов. В том числе работающих с детьми (Константин Лариков, Денис Бацкалович и многие другие). Пусть это будет всего лишь попытка зафиксировать настоящее. В прошлое мы обязательно будем возвращаться основательнее, предметнее и чаще. Ну, и вместе с вами наблюдать, в какую сторону станет расти тренерское дерево в будущем. Мощная корневая система позволяет верить в лучшее.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.