Марек – один из ветеранов варшавских «Орлов». Тех самых, что должны были летом в матче со «Спартанцами» выяснять, кто из них может считаться лучшей командой Восточно-европейской лиги. В итоге финала в Западном дивизионе так и не состоялось, и проигравшими фактически оказались все заинтересованные стороны. С того, как так получилось, мы и начали разговор с Влодарчиком.

Любопытно, что мать Марека родилась в России, а родственники и по сей день живут в Курске. Правда, по-русски он говорит «ploho», поэтому беседа протекала, скажем так, на языке футбола.

Марек Влодарчик. Фото: Евгений Шуваев, First & Goal

— Сезон для «Иглс» закончился матчем, который так и не был сыгран. Есть ощущение некоей недосказанности?

— Последнюю игру мы провели аж в июне. Июльская встреча с «Арчерс» (так называемый Суперфинал) была отменена, но со своей стороны мы правда сделали все, чтобы она состоялась. Владелец «Иглс» был готов выделить дополнительные средства, не заложенные в бюджет на сезон. Однако конфликт «Арчерс» с президентом лиги из-за дозаявки игроков зашел слишком далеко.

— Я так понимаю, соперник в итоге получил технарь, но «Спартанцам» играть все равно оказалось не с кем?

— На Суперфинал был забронирована арена в городе Зомбки, где мы играли решающий матч в сезоне-2018. В промо игры участвовал и сам город, выделивший бюджет под это дело.  Отмена матча плохо сказалась на этой истории с точки зрения пиара и впоследствии, как выяснилось, привела к отмене брони будущей встречи «Иглс» со «Спартанцами». Мы хотели сделать запасным вариантом стадион «Полония», но, во-первых, там уже надвигался традиционный ежегодный забег в память о Варшавском восстании (Warsaw Uprising Run) – крупное мероприятие, в котором участвуют около 20 тысяч человек. В основном вокруг арены и частично внутри нее. Оно должно было состояться примерно за 16 часов до намеченного кик-офф. Во-вторых, ценник за месяц вырос в пять раз (в июне – 150-170 тыс.руб, в июле уже – минимум 600 тыс.р.). Плюс ко всему перед «Спартанцами» отклеились люди и компании, которые готовы были помочь с проведением Суперфинала.

Мы компенсировали определенную часть средств «Спартанцам», так как на подготовку выезда у них уже ушли какие-то деньги. Но больше всего пострадали сами игроки, которые долго ждали международного матча с соперником хорошего уровня. Мы смотрели видео матчей «Спартанцев» и примерно представляли себе их возможности.

— Как оценивали свои шансы против лучшей команды России?

— Сложно сказать наверняка. Процентов 65 отдал все-таки нам. Ди-беки «Иглс» не самые опытные парни. В то же время наши лайнбекеры, скорее всего, имели бы преимущество в своих матчапах, а квотербек – молодой американец, второй год проводивший в Европе (первый он отыграл в Мадриде), – является настоящим дифференс-мейкером. Плюс я не сомневался в нашем тренерском штабе, очень опытном и маститом. Они подготовили нас так, как надо.

После уже мы смотрели финал Кубка ЦЕФЛ. Защита «Спартанцев» играла очень жестко и напористо, они держались до последнего. Это было в какой-то степени сюрпризом, потому что они не были фаворитом. Я знаком с Дэниелом Леви, координатором нападения «Больцано», и был удивлен тем, что «Спартанцы» выдержали свою линию, хотя во многих моментах игры очевидно уступали. Есть вопросы и по недооценке соперника со стороны итальянцев.

— Вы считаете себя победителями Западного дивизиона ВЕС?

— Матч не состоялся, но повторюсь, мы готовы были играть. Это лига запретила некоторым футболистам «Арчерс» принимать участие в финале, потому что они уже были заиграны в сезоне в другой лиге – LFA.

— Сколько таких игроков было?

— Девять, все поляки. Комиссионер дал добро относительно троих. Таким, «расширенным» ростером «Арчерс» на самом деле уже играли раньше – в Вильнюсе, причем, там было аж 12 футболистов, которым по идее нельзя было выходить на поле. Но тогда никаких санкций не последовало, потому что «Железные Волки» тоже выставили пару человек, появившихся уже после дедлайна заявок. Другое дело, что у «Волков» это были новички, которыми затыкали дыры из-за кадровых проблем, а у «Арчерс» по сути целая группа приличных игроков, один из которых занес тачдаун в полуфинале.

Наши говорили, что готовы играть со всеми, кого бы там «Арчерс» ни привезли на финал.

— Каковы сейчас, в межсезонье отношения «Иглс» с «Арчерс»?

— Мы не любим их, они не любят нас. Все просто. На самом деле все началось еще в регулярке, плюс мы встречались на уровне юношеских команд и там тоже было горячо. Перед первым матчем в сезоне с их стороны была поразительная уверенность в успехе, а завершилось все нашей победой в два владения, хотя по идее там вообще дело шло к разгрому.

В этом году мы изначально делали ставку на молодежь, потому что думаем о будущем и хотим каждому дать шанс показать себя. Игровое время получали реально многие. Благодаря этому был большой ростер и не наблюдалось проблем, подобных тому, что случились у «Арчерс» в той первой игре, когда им просто некем было заменить вылетевшего из-за травмы сейфти. В полуфинале, в Каунасе некоторые представители основы вовсе отсидели в запасе, а матч мы заканчивали практически полностью резервистами, чтобы сохранить всех сильнейших к решающей игре.

— Западный дивизион ВЕС «Иглс» завершили шестью победами, встретив сопротивление лишь с теми же «Арчерс». Прибалтийские команды оказались не готовы к такому уровню?

— Думаю, что там сложности с тренерским штабом. У «Волков» есть потенциал, спонсоры, матч в Вильнюсе вообще показывали по национальному телевидению. Физически игроки тоже в порядке, но надо работать над техникой. Детали всегда имеют решающее значение на поле.

В Каунасе отличный генменеджер Мэттью Савицкис, он сам из Чикаго, а в Европе успел поиграть в чешской и сербской лигах. К сожалению, в этом году он смог принять участие буквально в паре матчей. Но как менеджер он ведет дела здорово.

В какой-то момент мы действительно подумали, что уровень прибалтийских команд выше. Стартовые матчи отрезвили, но там у соперников начались еще и проблемы с травмированными.

— Я понимаю, что дало участие в этом турнире «Волкам» и «Дьюкс», но зачем это было «Иглс» с «Арчерс»?

— Мы обеспечили игровым временем молодежь и, честно говоря, сильно ждали матча со «Спартанцами». Также в календаре стояла встреча с киевскими «Патриотами», которая не состоялась в силу технических обстоятельств. Их уровень мы представляли лучше, так как они уже приезжали к нам в тренировочный лагерь. Плюс вырисовывалась встреча с «Зубрами», в польском Элке, это где-то посередине между Варшавой и Минском. Три хороших матча, которые так и не довелось провести, – это серьезный удар. Среди игроков пошли разговоры о потерянном сезоне и все такое.

— Киевские «Патриоты» в прошлом году приезжали к вам за обменом опытом. Что запомнилось из этой истории?

— Нам нужен был скриммидж с командой, которая исповедует силовой футбол. Возможно, в тот год, когда они стали чемпионами Украины, они больше подходили под эту характеристику, чем сейчас. За два дня мы провели 3-4 совместные тренировки. Мы примерно представляли свои сильные стороны. Помню, что удостоверились в приемлемой глубине состава в о-лайне и ди-лайне, а вот насчет лайнбекеров появились вопросы.

— Если брать глобально, американский футбол в Польше сейчас на подъеме или на спаде?

— Последние пару лет футбол переживает не лучшие времена, из-за чего некоторые игроки перешли в другие виды спорта. Не видели отдачи и развития. Уходили, например, в регби, которое признано Министерством спорта и финансируется соответствующим образом.

К слову, регби показывают по национальному каналу каждую неделю, хотя там уровень порой даже ниже, чем у клубов по американскому футболу. Показывают бесплатно благодаря Минспорта. Нам же приходится продвигать свои трансляции благодаря вложениям спонсоров – как, например, в прошлом году делал владелец «Иглс». Собственно, самый масштабный ивент, связанный с американским футболом в Польше, тоже случился благодаря владельцу «Иглс». В 2012 году тот организовал в Варшаве матч под афишей «Европа против Америки», его тоже показывали по доступному телеканалу.

— Знакомая история. Только владелец нашего клуба затем пропал, как и сам клуб.

— Я говорил не так давно с ребятами из Украины, у них аналогичные с нашими проблемы. Без господдержки сложно на что-то рассчитывать. Минспорта на самом деле занималось национальной командой, но это было скорее в виде исключения – в 2017 году на Всемирных играх (Международные соревнования по видам спорта, не входящим в программу Олимпийских игр – Прим.ред.) во Вроцлаве, где американский футбол был представлен в показательной программе, а матчи показывали по национальному телевидению. В течение двух лет были потрачены нормальные деньги на подготовку к турниру.

— Как выступила ваша национальная команда?

— Участвовали четыре сборные. Французы заняли первое место, немцы – второе, американцы – третье, мы – последнее. Штаты представляли игроки, выступавшие на тот момент в Европе и проведшие буквально пару тренировок перед стартом турнира. В рамках подготовки к Всемирным играм, кстати, сборная Польша и сыграла тот самый товарищеский матч с Россией (7-0).

— Что будет представлять собой американский футбол в стране в следующем сезоне?

— Насчет сборной давно уже сложно сказать что-то конкретное. Что касается клубного уровня, этим летом восемь команд, включая «Иглс», «Арчерс» и несколько клубов LFA («Пантерс», «Лоулендерс» «Кингс», «Метс», «Армиа», «Ватаха») создали новую федерацию, которая призвана объединить как мужской, так и женский американский футбол в Польше, плюс детские команды и флаг-футбол. С организацией помог Комитет неолимпийских видов спорта, который работал в тесном контакте с ИФАФ и Министерством спорта страны.  Приглашения были разосланы всем. Единственное условия: один город – одна команда.

— Что думаете насчет приглашения в «Иглс» чуть большего числа легионеров?

— Все зависит от того, каким будет регламент. Одно время чемпионат шел по правилам: два импорта в нападении, два в защите (четыре в ростере, соответственно). Затем сократили до одного там и там. Наконец, представителей так называемой Big-4 (США, Канада, Мексика, Япония) вывели в отдельный лимит. Пока нам остается только ждать, что так себе история – хотелось бы более предметно готовиться к сезону. Есть предварительные соглашения, в том числе с иностранцами, но нужно время. В любом случае правила должны быть едины для всех – легионер может не захотеть поехать в маленький город, где нет, например, хорошего университета.

— В сезоне-2015 за «Иглс» играл Эй Джей Вудс, который навел шороху в России под занавес карьеры. «Каким он парнем был»?

— Он пришел к нам посреди сезона, заменив ди-энда Джеральда Гудена. В силу своей манеры игры успевал оказаться чуть ли не в каждой точке поля одновременно. Я бы сказал, что он проделал хорошую работу, участвуя также в промоакциях команды и помогая, помимо прочего, тренерскому штабу юношей.

В соцсетях не жестил?

— В Интернете нет, но на поле всякое было. В матче с «Пантерс» его удалили, в итоге он не набрал нужное количество игр в регулярке и не смог участвовать в плей-офф (по правилам, легионеры должны были отыграть для этого минимум 50% встреч в регулярном сезоне).

— В прошлом году в Варшаве появился еще один клуб – «Метс». Как это сказалось на столичном футболе?

— В Познани тоже раньше было две команды, они объединились и стали явно сильнее. В таких футбольных городах, как Вроцлав и Краков, по одному клубу. В лиге, которая планируется на следующий год, они не могут участвовать, потому что там тоже действует правило «один город – одна команда». Не вижу никаких плюсов дробления.

— Догнать неудавшийся в этом году опыт международных матчей «Иглс» не планируют?

— Есть шансы на участие в таком турнире с тремя домашними и тремя выездными играми. В Исландии существует одна команда, которая постоянно ищет, с кем бы ей сыграть. Они ежегодно рассылают приглашения, готовы помочь с размещением гостей. Мы подумываем над этим вариантом, чтобы взять с собой юниоров и совместить приятное с полезным – туризм с футболом.

Ну, и на уровне детских команд продолжим встречаться с киевскими «Молотобойцами». Их отмечу отдельно – когда ребятам исполнится по 18-19 лет, за плечами уже будет существенный опыт (сейчас они играют достаточно много матчей в год) и вот эти самые «детали», о которых я говорил выше, они будут знать и исполнять на высоком уровне.

— Ты, как один из тренеров юношеской команды «Иглс», доволен своими ребятами?

— В целом, да. Но сейчас молодые игроки стараются получить все сразу – здесь и сейчас. Человек приходит на тренировку и уже видит себя будущей звездой. После четырех занятий он уже просится выступать на высоком уровне. Это в целом проблема современного менталитета, где все можно купить за одну секунду в один клик. Когда я рос как игрок, приходилось месяцами ждать доставки с бутсами своего размера. Родители неделями копили деньги, чтобы достать мне экипировку. Сейчас одна просьба – окей, держи. Никто не хочет травм, все хотят гарантий, а это не очень-то стыкуется с футболом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.