Все, кто внимательно следил за тренерскими назначениями в последние дни, могли заранее предсказать, в каком направлении движется лига.

Через год после того, как Шон Маквей трансформировал нападение «Рэмс» из безнадёжного в высокоэффективное, последовали новые достижения: Мэтт Нэги поднял «Чикаго» с последнего места в дивизионе на первое, Франк Райх вопреки прогнозам вскочил с «Кольтс» на подножку раунда уайлд-кард, а Энди Рид вырастил Патрика Махоумса в киборга, убивающего всё живое.

Всё это указывало на то, что в новой волне назначений клубы попытаются повторить успех предшественников. Было нетрудно предсказать, что генеральные менеджеры будут искать нацеленных на нападение главных тренеров, способных самостоятельно назначать розыгрыши. Но вряд ли кто-то предполагал, что тренд будет настолько всеобъемлющим.

Во вторник «Аризона» объявила о назначении экс-главного тренера «Техас Тек» (с короткой остановкой на позиции координатора нападения «Южной Калифорнии») Клиффа Кингсбери. Многим любителям студенческого футбола это решение показалось странным. За шесть сезонов в «Ред Рэйдерс» Кингсбери выиграл 35 матчей при 40 поражениях. Его защита ни разу не завершала сезон выше 88 места в стране, и он ни разу не добивался внутри конференции лучшего результата, чем 4–5.

И всё же специалист, который не смог сделать реального контендера на студенческом уровне, получил важнейшую позицию в НФЛ. Это назначение состоялось на следующий день после того, как «Пэкерс» объявили своим новым главным тренером экс-координатора нападения «Теннесси» Мэтта Лафлёра.

Как и в случае с Кингсбери, резюме Лафлёра не делало его очевидным кандидатом на должность главного тренера. В сезоне–2018 он впервые назначал комбинации в НФЛ, и «Титаны» завершили год 22-ми в нападении по системе DVOA и 27-ми по набранным очкам. Лафлёр должен был реанимировать карьеру Маркуса Мариоты, но этого не произошло. Мариота сыграл лишь в 11 матчах, а его продуктивность лишь чуть-чуть возросла по сравнению с двумя предыдущими сезонами, когда им руководил Майк Муларки.

Взгляните повнимательней на Кингсбери и Лафлёра, и вы поймёте, что генменеджеры НФЛ выработали определённый типаж тренера. Им нужны специалисты, максимально похожие на Шона Маквея во всех возможных аспектах. В случае с Лафлёром, легко найти параллель. В 2017 году он был координатором при Маквее в «Рэмс», а до этого работал с ним и Кайлом Шенахеном в «Вашингтоне» (также с Шенахеном в «Атланте»).

Связь Кингсбери с Маквеем отыскать сложней, но «Кардиналс» всё равно решили его озвучить. В официальном пресс-релизе «Аризоны» Кингсбери значился как «друг Маквея», которому была предложена должность консультанта «Рэмс» после увольнения из «Техас Тек».

Нет совпадений и в том, что помимо личного знакомства с Маквеем, Кингсбери и Лафлёр чем-то его напоминают. Прошли те времена, когда в претендентах на должность главного тренера в НФЛ сплошь были прожжённые рубаки, повидавшие всё на своём футбольном веку. Теперь клубам нужен Райан Гослинг с плейбуком в руках. Густые усы и жёваный табак ушли в прошлое, а на смену им явились триммеры для бородок и гель для волос. А если вы тренер, специализирующийся на защите, то, в общем, будьте счастливы, если вам хотя бы позвонят.

Трудно в чём-то винить тех, кто скептически относится к перспективам «Аризоны» и «Грин-Бэй». Координатор защиты «Чикаго» Вик Фанджио целый сезон потратил на то, чтобы превратить «Медведей» в ужас для нападения соперников, и получил лишь одно собеседование. Кингсбери пару месяцев назад не смог обыграть «Ол Мисс», и получил вдвое больше предложений.

Но можно понять, почему клубы НФЛ так сильно налегают в эту сторону. Пускай результат Кингсбери в Лаббоке оставляет желать лучшего, успех в студенческом футболе зависит от многих факторов, не имеющих ничего общего с игрой на профессиональном уровне. Кингсбери не придётся заниматься рекрутингом, соревноваться с университатами Техаса и Оклахомы за талантливых игроков. Если Кингсбери сможет собрать сильный штаб (куда войдут опытный тренер линии нападения и сильный координатор защиты) и сосредоточиться на разработке и внедрении нового стиля нападения, то «Кардиналс» станут очень весёлой командой.

В то же время существенную часть сезона Лафлёра Мариота провёл в лазарете, а тайт-энд Дилейни Уокер — в резерве для травмированных. Периодически нападение «Теннесси» демонстрировало высокий уровень, и трудно винить болельщиков «Пэкерс» в желании увидеть, что сможет сделать Аарон Роджерс в нападении, вылепленном из того же теста, что и нападения Маквея и Шенахена.

В своей сути выбор как «Аризоны», так и «Грин-Бэй» был нацелен на то, чтобы найти человека, который сможет выжать максимум из их квотербеков. Для «Грин-Бэй» таким человеком должен стать тот, кто сможет максимально раскрыть потенциал Роджерса на закате его карьеры, кто сможет бросить ему вызов как тактически, так и на личном уровне. Для «Аризоны» таким человек должен стать тот, кто сумеет реанимировать карьеру Джоша Розена после отвратительного дебютного сезона.

Увольнение Стива Уилкса после первого же года работы может показаться поспешным решением, но это не совсем так. Наблюдая за Розеном во второй половине сезона, руководство «Кардиналс» осознало, что оставлять квотербека в тех же условиях может привести к необратимым последствиям в отношении самого ценного ресурса клуба. Владельцы клубов оглядываются по сторонам и видят одни и те же типажи тренеров (Маквей, Рид, Нэги, Райх, Шенахен, Шон Пэйтон и Даг Педерсон). И они хотят воссоздать ту же систему у себя. В каких-то случаях это приводит к клонированию Маквея. Но не во всех.

Визуально Брюс Эриенс вообще не похож на Шона Маквея. Во-первых, ему 66 лет. Он никогда не обладал репутацией вундеркинда и получил первую координаторскую работу в НФЛ в 2001 году. Ему тогда было 49 лет. Вряд ли мы когда-либо увидим Маквея в панамке.

Но если копнуть глубже, окажется, что выбор «Тампой» Эриенса был продиктован тем же желанием, что и у «Аризоны» с «Грин-Бэй». У Джеймиса Уинстона остался последний год по контракту новичка, и главная цель «Тампа-Бэй» сейчас — выправить траекторию его карьеры. Эриенс доказал свою состоятельность как специалист по работе с квотербеками, а его вертикальные схемы включают в себя одни из самых дальних бросков в НФЛ. Его система заточена под то, чтобы отправлять мяч вглубь поля и при этом минимизировать побочные эффекты. Эриенс и глазом не моргнёт, если нужно будет раскритиковать Уинстона за то, что он бросил мяч в тройное прикрытие во второй четверти при ничейном счёте.

Выбор «Кливленда» тоже вписывается в эту канву. Перед тем, как стать тренером раннинбеков в «Браунс», Фредди Китченс провёл четыре года в штабе Эриенса в «Аризоне». Китченсу 44 года, он не работал координатором в НФЛ, пока ему не упала эта должность по ходу минувшего сезона после увольнения Тодда Хейли. Однако отсутствие опыта не помешало «Кливленду» сделать его главным тренером. Мотивация «Кливленда» очевидна: в клубе видели, как под его управлением играет Бейкер Мейфилд. Вместо того, чтобы рисковать и приглашать человека со стороны, который может и не поладить с одним из самых перспективных квотербеков чемпионата, клуб сделал ставку на знакомый и рабочий вариант.

Ни Китченс, ни Эриенс не обладают маквейским имиджем, свойственным Кингсбери или Лафлёру, но оба подходят по тем же критериям, которые сейчас так востребованы в лиге. Пускай кого-то шокирует, что опытные координаторы типа Уинка Мартиндейла из «Балтимора» оказываются не востребованы, на самом деле лига давно двигалась в данном направлении. Удивляет только то, насколько такой подход стал безальтернативным.

Тренерскую карусель в НФЛ раскручивает революция в нападении. Все функционеры пытаются поспеть за ней, но невозможно предсказать, какой из непроверенных вариантов преуспеет, а какой провалится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: The Ringer