Продолжаем обсуждать с экс-главным тренером сборной России как актуальные футбольные моменты, так и фундаментальные вещи. Хотите узнать, кто, по мнению Василия Евгеньевича, кого стоит ждать в финале ЛАФ? Роль внешнего лайнбекера в построении 3-4? Особенности тактики, ключевые схемы, подбор персонала, история российской и зарубежных лиг. Вы спрашиваете – Добряков отвечает.

Свои вопросы можете оставлять уже сейчас в комментариях к этой записи. На какие-то из них Василий Евгеньевич ответит сразу, на другие, требующие обстоятельного подхода, – в рамках следующего выпуска. Особо приветствуются вопросы по тактике.

Предыдущие выпуски можно посмотреть здесь, здесь и здесь. В этом выпуске Добряков отвечает на вопросы читателей и редакции First & Goal.

Каким Вам видится будущее «Долфинс» с Адамом Гейзом? Стоит ли ждать прорыва от Райана Таннехилла?

Тренерский состав, который ранее работал с Пейтоном Мэннингом и добивался успеха, отчасти должен быть благодарен легендарному квотербеку. Просто проецировать то, что было с Пейтоном на Райана Таннихилла – не очень хорошая идея. Если, конечно, такая идея вообще есть. Нужно в любом случае что-то готовить новое. То, что Мэннинг приезжал и учил чему-то Таннехилла – это, конечно здорово, но вряд ли этот приезд может в одночасье что-то изменить. Никаких иллюзий у меня на этот счет нет. Думаю, в ближайшие несколько лет такая вершина, как победа в дивизионе АФК Восток, «Майами» не покорится. Тут очень важно, как построена система подготовки команды и функционирования клуба в целом. Мы об этом ничего же не знаем. У Гейза была возможность учиться у классных тренеров. Я думаю, что если он все сделает правильно, то они могут претендовать на то, чтобы быть вторыми в дивизионе. Что касается Таннехила, то могу сказать, что он мне очень нравится. Райан начинал в колледже как принимающий, и то, что он был выбран на драфте так высоко (восьмой пик первого раунда), говорит о его огромном потенциале. И я с этим полностью согласен. Но позиция квотербека – это в большОй степени опыт. В том числе и тот, который ты набирал еще в школе и колледже. Если бы он занял место за центром не семь лет назад, а раньше, то в его конкретном случае все было совсем по-другому.  А сейчас он средний квотербек в лиге, не больше. Тем не менее, уже третий главный тренер доверяет ему место в старте. Это о чем-то да говорит.

Когда закончится гегемония «Пэтриотс» на Востоке АФК?

Говоря о «Пэтриотс», мы говорим о квотербеке, который входит в пятерку лучших игроков на своей позиции в истории. Он один из тех, кто меняет франчайз в лучшую сторону. Одно его наличие в команде позволяет каждый год претендовать на выигрыш, пусть не Супербоула, но, как минимум, дивизиона. Том Брэди – это, безусловно, величина. Я порой поражаюсь, как он до сих пор играет, как радуется тачдаунам. Если ты столько лет играешь в НФЛ, выиграл уже 4 перстня, то очередной точный пас в зачетную зону на Гронковски не должен особо вызывать у тебя эмоций. А он бежит через все поле, прыгает на этого Гронковски, радуется… потрясающе.

193ebd90cb59fab52c47256884aca089

А поскольку Брэди работает с таким человеком, как Билл Беличик – тренером, который полностью контролирует организацию в клубе, это делает данный тандем невероятно грозным. На мой взгляд, у «Пэтриотс» просто прекрасно проводится работа с персоналом. Каждый год у них очень сильный, конкурентоспособный состав.

До тех пор пока Брэди будет играть, а Беличик тренировать, с «Патриотами» будет все хорошо, и никто их гегемонию на Востоке АФК нарушить не сможет.

Василий, после прихода в НФЛ таких квотербеков, как Ньютон, Каперник, Уилсон, у всех на слуху такие термины как «Зон-рид» и «Опшен». Не могли бы Вы рассказать об этих понятиях (в общем) и об их применении в условиях нашей любительской лиги (подробнее).

В начале поговорим о комбинации типа «Опшен». Самый распространенный вариант назывался «тройной опшен». Смысл этого розыгрыша – показать для защиты несколько точек атаки, заставляя фронт защиты работать сразу по трём направлениям, вместо одного, как это происходит при обычном выносе. Сначала показывается вынос по центру, в проход А, после чего квотербек с мячом двигается (и угрожает) шире тэкла. Одновременно с ним задний бегущий угрожает широким выносом в ту же сторону. Таким образом мы имеем три точки, которые фронт защиты должен контролировать. Потенциальная откидка позволяет не только изменить точку атаки нападения, но и заставляет энда защиты выбирать, что именно он будет защищать. Крайний защитник вынужден выбрать, так как и квотербек, и задний бегущий одновременно атакуют проход, за который он отвечает. В зависимости от того, что именно делает ди-энд, квотербек может оставить мяч у себя или откинуть мяч бегущему. В идеале, у квотербека три выбора (опции, отсюда «опшен»): по центру на фулбека, шире тэкла или быстрый (широкий) вынос на заднего бегущего. Ключи, по которым квотербек решает, называют «чтением» (рид).

2

Внедрение всё большего количества пасовых комбинаций заставило менять формации задних бегущих. Они всё больше выдвигались к линии розыгрыша, чтобы иметь возможность участвовать в пасовых розыгрышах. Сама комбинация при этом практически не менялась, развиваясь по тем же правилам.

22

С развитием пасовых формаций и вводом снепа типа «шотган», «опшены» стали выглядеть немного по-другому, так как пропала возможность угрозы прохода по центру. С другой стороны, появилась возможность играть так называемые «мисдирекшены» – ситуации, когда вынос показывается в одну сторону, а фактическая атака идет в другую. Принцип тот же – показать несколько точек атаки, хотя разница существенная. Если раньше все три выбора точки атаки были с одной стороны от центра, то из шотгана такое было сделать сложнее. Соответственно больше вероятности захвата квотербека или заднего бегущего. Все лайнбекеры на стороне атаки преследуют именно их.

223

Комбинации эти все хорошие, но для НФЛ слишком рискованные – защитники здесь гораздо быстрее, сильнее и больно бьют. До игры координатор защиты всегда говорит, как играть ди-эндам в ситуации «опшен». Два варианта: или квотербек, или откидка. Какой бы способный квотербек в НФЛ ни был, немного найдется координаторов, которые захотят чтобы их стартовый распасовщик получал удар от ди-энда на каждом «опшене».

Все это заставляло координаторов (колледжей – на данном этапе) стараться уменьшить количество защитников в боксе. Стали появляться спрэд-формации, когда в боксе у нападения оставался только один задний бегущий. Защита вынуждена была уменьшать количество людей в своем фронте. Естественно, в такой ситуации речь уже не идет о «тройном опшене», однако открываются новые возможности для нападения. На единственного заднего бегущего играется полноценная выносная комбинация, при которой ди-энд с противоположной стороны остаётся без блока, а единственный задний не только угрожает направлением, но и может атаковать практически в любой проход. Это заставляет фронт защиты в полном составе играть против него (зонный вынос). Вот так, собственно, мы и получили название «рид-опшен».

За квотербека стал отвечать один защитник – обычно это как раз ди-энд с бексайда, которого не разбирают при зонных блоках. Квотербек получает мяч и смотрит на действия этого крайнего защитника. Если он остается на месте и готов к тому, что квотербек с мячом пойдет в его сторону, то распасовщик отдает мяч заднему бегущему. Если же он движется за раннинбеком, то квотербек оставляет мяч себе.

Чем больше ваш распасовщик бегает с мячом, тем лучшим атлетом он должен быть. Но это не означает, что он может получать лишние удары. Рассел Уилсон бегает умно и старается избегать жестких захватов. С РГ3 другая история вышла, и потому теперь он в «Кливленде».

2233

Теперь о том, что принес в НФЛ Кэм Ньютон. Конечно, он без проблем сыграет «рид-опшен», но благодаря его размерам и силе координаторы команд, в которых играет Ньютон, могут пойти дальше. Для фронта нападения и защиты важно знать, сколько человек блокируют бокс. Если представить, что ваш квотербек может бежать с мячом как задний бегущий, то при любой вашей формации у вас будет плюс 1 человек для блока. Том Брэди, разыгрывающий вынос – это минус 1 человек на выносе, так как он просто вкладывает мяч. Отсюда появились комбинации в НФЛ, которые используют преимущество перед защитой в того самого одного блокирующего в нападении.

223345

Или, как вариант, можно перегружать сторону выноса еще больше с помощью срывающегося гарда с противоположного фланга:

22334

Что думаете об участии «Грифонов» в Лиге чемпионов?

Я очень рад, что «Грифоны» приняли участие в этом турнире и призываю их не переживать по поводу счета. Такое случается. Они играли с хорошей сильной командой. Надо признать, что какие-то базовые футбольные вещи у шведов развиты на голову выше, чем у нас. Это лишний повод «Грифонам», да и всем остальным командам, усердно над ними работать. А так вообще, я уверен, что они сделают правильные выводы из этих матчей. Ничего страшного не произошло, а очень важный опыт получен.

От чего зависит количество защитников в боксе?

Для понимания этого, нужно разобраться, сколько проходов для атаки может получить нападение. Рассмотрим самый простой вариант, в котором присутствуют пять лайнменов и задний бегущий с мячом. Квотербека мы сейчас не рассматриваем, так как он просто вкладывает мяч (рид-опшен и вынос квотербеком рассматривать лучше отдельно).

Итого, на пять лайменов в боксе защита имеет шесть проходов, которые нужно защищать:

Бокс2

А если нападение решит добавить тайт-энда во фронт, то количество проходов увеличивается до семи:

123

Самый простой способ защититься от выноса – поставить по защитнику в каждый проход. Многие команды именно так и делают в короткоярдовых ситуациях или на гол-лайне:

234

Если защита постарается таким способом решить проблему контроля проходов, нападение может усложнить им задачу, добавив в блок не тайт-энда, а фулбека. Тогда точка, в которой появится дополнительный проход будет непредсказуемой:

12344

Таким образом, у нас на поле обязан появиться лайнбекер, который будет иметь возможность усилить фронт защиты в точке атаки:

123445

При этом защита вынуждена думать не только о выносных ситуациях, но и о пасовых. Держать на линии 6 человек в боксе означает сильное ослабление возможностей в прикрытии. Чтобы найти решение этой проблемы, защита вынуждена убирать лайменов с линии, оставляя разбираться со свободными проходами лайнбекеров. Таким образом, защита может оставить против пяти блокирующих игроков нападения в боксе пять своих защитников (или шесть — против шести).

1234456

12344561

Может ли нападение увеличить количество проходов для атаки, не увеличивая количество игроков, блокирующих в боксе? Ответ: да. Для этого используются блокирующие, смещающиеся для блока с в сторону выноса:

123445612

На диаграмме можно видеть, как нападение может получить не только дополнительный проход для выноса в точке атаки, но и количественное преимущество перед защитниками со стороны выноса.

Теперь, думаю, все понимают, почему против Адриана Питерсона из «Миннесоты» играют бокс защиты из восьми человек. Причина в том, что нападение имеет восемь проходов для выноса:

12344561223

 

 

Капитаны «Литвинов» в недавнем интервью для First & Goal упомянули, что к противникам специально не готовятся. Мол, гнем свою линию и поправки делаем только по ходу матча. Насколько по Вашему мнению все-таки важно делать разбор противника в наших реалиях?

Cложно серьезно воспринимать слова, что кто-то не готовится к определенному сопернику. Я могу только надеяться, что тут либо неправильно были поняты слова, либо лукавят. По-моему, очень важно заранее знать какие комбинации играет соперник, кто у него лучший игрок и как он действует. Несомненно это дает большое преимущество в игре. Я даже не сомневаюсь в том, что перед игрой санкт-петербургских «Грифонов» и «Денвера» координаторы «Бронкос» перерисуют все формации соперника, высчитают процент пас/вынос из каждой формации, будут знать скорость первого шага каждого лаймена и тому подобное. Хотя всем ясно, что выиграют и так.

В прошлом выпуске Вы писали, что любите «Про». Почему оно? Опишите, чем «Про» выигрывает в Ваших глазах у «Спреда»? Или тут дело в минусах «Спреда»?

Тут дело не в плюсах или минусах. «Про» – это то, с чего я начинал. Тут мы не ищем слабое звено в защите, как при «Спреде», и стараемся обмануть его, поставить защитника в ситуацию, когда он вынужден выбирать нужное действие, и, пользуясь его выбором, стараемся получить преимущество. В «Про» мы сами создаем условия для успеха,»проламывая» защиту в нужном месте. Также «Про» требует гораздо более фундаментальных знаний в плане подготовки для всех позиций. «Спред» в этом плане проще, хотя там больше схем, больше использования личности в футболе, больше координатора нападения. Но меньше командного.

В эти выходные сыграют «Спартанцы» – «Литвины» и «Патриоты» – «Юнайтед». Какой матч для вас представляет больший интерес?

Я думаю, что игра «Спартанцы» – «Литвины» имеет большее значение. Не в обиду кому-то будет сказано. Просто эти команды условно решают одну задачу, у них одна цель, и этот матч может сыграть решающую роль в итоговом распределении мест.  То есть со спортивной точки зрения этот матч кажется более интересным.

Если говорить о «Юнайтед» и «Патриотах», то задачи у этих клубов все-таки разные. «Патриотов» интересует только первое место, а команда Марата Липатова ставит целью выход в плей-офф. Понятно, что «Юнайтед» будут играть на победу и стараться показать свой лучший футбол. Получится это у них или нет – другой вопрос. Я однозначно буду смотреть московское дерби, поскольку там играют футболисты, которых я знаю. Мои друзья, если хотите.

Очень хорошо, что в этом году игры не идут параллельно, и любители футбола смогут в прямом эфире посмотреть обе этих игры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.