Прежде, чем стать главным героем популярного сериала, Тед Лассо был частью рекламной кампании NBC в 2013 году, когда американская телесеть получила права на трансляцию матчей английской премьер-лиги в США.

Суть рекламного ролика была той же, что и в будущем сериале: Лассо в исполнении актёра Джейсона Судекиса — хрестоматийный тренер по американскому футболу, нанятый «Тоттенхэмом» и изо всех сил старающийся понять основы «соккера».

В одной из сцен помощник Лассо рассказывает ему про два самых легендарных клуба Англии.

«Манчестер Юнайтед» он называет «очень богатым», и «все либо любят их или ненавидят».

«Даллас Каубойс», — находит аналогию Лассо.

«Ливерпуль» «раньше был сильным», продолжает инструктировать ассистент, но «не становился чемпионом очень давно».

«Тоже «Даллас Каубойс», — резюмирует Лассо.

Шутка немного устарела. «Ливерпуль» с тех пор завоёвывал чемпионский титул не только в Англии, но и в Европе. «Манчестер Юнайтед» по-прежнему тратит много денег, но относительно его перспектив соперники злорадствуют куда больше, чем на момент выхода рекламы.

А вот «Ковбои» остаются там же, где и были — их любят и ненавидят в равной пропорции; выросло уже целое поколение, не заставшее больших побед команды; и, главное, они всё ещё «очень богаты».

Народная команда Америки только-только приступила к подготовке к сезону–2022 в тренировочном лагере в Окснарде, штат Калифорния. С момента их последней победы в Супербоуле прошло 27 лет. За это время «Даллас» выиграл лишь четыре матча на вылет из 15 и ни разу не прошёл дальше второго раунда плей-офф. Со времён последнего триумфа «Далласа» уже 13 разных клубов, включая двух соперников по дивизиону, успели выиграть Супербоул, а «Питтсбург Стилерс» и «Нью-Ингленд Пэтриотс» обошли «Ковбоев» по числу выигранных призов Ломбарди за всю историю. Возникали и скандалы за пределами футбольного поля — например, клубу пришлось выплатить $2.4 миллиона, чтобы погасить обвинения в том, что функционеры клуба устраивали тайную видеосъёмку чирлидерш в раздевалке.

Со времён последнего триумфа «Далласа» уже 13 разных клубов, включая двух соперников по дивизиону, успели выиграть Супербоул. Фото: Drew Hallowell/Getty Images

Ни посредственные результаты, ни скандалы не затормозили экономический рост «Далласа». Эта звезда горит ярче всех других сверхновых во вселенной американского спорта — даже «Нью-Йорк Янкис» и «Лос-Анджелес Лейкерс» с ней не сравнятся. В этом сезоне «Даллас» проведёт пять матчей регулярки в прайм-тайм — это максимум для команды. Команда остаётся главной темой для обсуждения в прессе, вне зависимости от их текущих результатов.

«Они по-прежнему «команда Америки». Их всё ещё смотрят больше всех остальных. Каждая телесеть хочет заполучить как можно больше матчей с участием «Далласа». У них самая крупная фан-база в стране», — сказал спортивный журналист Sportico Курт Баденхаузен.

По части финансовых результатов «Ковбои» неуязвимы. Даже в период супербоульной засухи над Далласом идёт денежный дождь. С 2016 года «Каубойс» регулярно возглавляют список самых прибыльных спортивных клубов по версии «Форбс». В эпоху, когда клубы покупаются за астрономические суммы, «Ковбои» установили бы исторический рекорд, если бы когда-нибудь клуб был выставлен на торги. В «Форбс» считают, что рыночная цена «Далласа» — $6.5 миллиарда, но это почти наверняка заниженная оценка.

Владелец команды Джерри Джонс в мае сказал, что, по его подсчётам, он на рынке смог бы выручить за продажу клуба минимум $10 миллиардов — хорошая отдача, учитывая, что в 1989 году он купил «Даллас» за $150 миллионов.

Джонс ясно дал понять, что «никогда не продаст «Каубойс», но заоблачный ценник служит подтверждением финансовой мощи самой популярной спортивной лиги США.

«Всё дело в экономической структуре НФЛ», — подтвердил Баденхаузен, помогавший запустить рейтинг самых прибыльных спортивных клубов по версии «Форбс» в 1998 году.

НФЛ — самая богатая спортивная лига в мире. Каждый год она генерирует миллиарды долларов, которые приходят, в основном, от продажи прав на телетрансляции и стримы, а доходы поровну распределяются между всеми 32 клубами. В 2021 году лига заработала порядка $18 миллиардов — это соотносится с целью НФЛ заработать $25 миллиардов в 2027 году. В прошлом году НФЛ подписала контракты с CBS, Fox, NBC, ESPN и Amazon до 2033 года за общую сумму в $113 миллиардов, то есть, каждый клуб будет получать по $300 миллионов в год.

Этот контракт подтвердил статус НФЛ не только как главного бриллианта в короне американского спорта, но и вообще как главного развлечения страны. Из сотни самых популярных телепередач США в прошлом году 75 — это матчи НФЛ.

«Сам вид спорта очень популярен. В матчах много интриги, футболисты становятся лучше с каждым годом, и всё это уже стало частью американской культуры», — поясняет спортивный бизнес-консультант Марк Гэнис

НФЛ ограничивает бюджет, который каждая команда может потратить на зарплату футболистам, чтобы обеспечить соревновательный паритет.

По словам Баденхаузена, комбинация запредельного богатства лиги и мудрого способа распределения этих денег привела к тому, что клубы НФЛ оцениваются выше, чем более известные на международной арене команды. В топ-50 самых прибыльных клубов по версии «Форбс» более половины представляют НФЛ, включая три команды в топ-10.

«Большие европейские клубы наработали глобальные бренды, но прибыльность клубов не идёт в ногу с масштабами брендов из-за экономической структуры этих клубов и сумм, которые они должны тратить, чтобы оставаться конкурентоспособными. В европейском спорте идёт гонка вооружений без каких-либо ограничений», — объяснил Баденхаузен.

Нефтяной магнат Джерри Джонс, заплативший за покупку «Каубойс» $150 миллионов в 1989 году, считает, что на рынке сможет заполучить за команду $10 миллиардов. Фото: Bettmann/Bettmann Archive

Весьма показательны случаи «Денвер Бронкос» и «Челси», совсем недавно сменившие владельцев. «Челси», один из шести крупнейших клубов Англии, базирующийся в столице крупной европейской страны, был продан за $3.2 миллиарда. «Бронкос» — всего лишь десятая по стоимости команда НФЛ, находящаяся за пределами топовых рынков США, была продана за $4.65 миллиарда.

«Бренд «Челси» более глобален, чем у «Денвер Бронкос», но из-за экономических особенностей клуб НФЛ из второго десятка продаётся дороже, чем «Челси», — отметил Баденхаузен.

Джонс сыграл ключевую роль в формировании той экономической модели, которая обогатила как «Даллас», так и все остальные клубы НФЛ. В 1993 году владелец «Ковбоев» заключил сделку с Рупертом Мёрдоком, в результате которой основным телевизионным партнёром НФЛ вместо CBS стал телеканал Fox. CBS предложила лиге меньше денег, чем раньше. Мёрдок, поддерживаемый Джонсом, приобрёл права на четыре года за $1.6 миллиарда — на 60% больше, чем предлагала CBS.

«Джерри привёл Fox. Fox радикальным образом повысил ценник. CBS потеряла НФЛ. Эта история объясняет всё как про «Каубойс», так и про НФЛ», — сказал Гэнис.

В 1995 году Джонс подал в суд на НФЛ из-за того, что лига пыталась ограничить число спонсорских контрактов для каждого клуба в отдельности. Пытаясь получить выгоду за счёт бренда своей команды, Джонс вёл переговоры с Pepsi, Nike и American Express. В НФЛ посчитали, что Джонс нарушил правила лиги по заключению спонсорских контрактов. Джонс в ответ на это использовал антимонопольное законодательство, обвинив лигу в создании картели, которая контролирует логотипы и торговые марки клубов.

Стороны пошли на соглашение, и теперь Джонс — как и любой другой владелец команды — может самостоятельно вести переговоры со спонсорами.

«Он изменил экономику лиги, предоставив больше свободы клубам. Он продавал «Ковбоев» на рекламном рынке сильнее, чем кто-либо ещё. В результате этого, а также благодаря сильному бренду, он смог извлечь финансовую выгоду», — рассказал Баденхаузен.

Под руководством Джонса «Каубойс» расширили свою вотчину в Северном Техасе и тем самым создали ещё больше возможностей для спонсорских и коммерческих сделок. В 2009 клуб представил новый ультрасовременный стадион, расширив вместимость до 100 тысяч зрителей, а в 2016 году — тренировочную базу в два раза больше предыдущей.

«Каубойс» также успешно сработали в плане увеличения своей фан-базы за пределами Техаса. Болельщики из штата Одинокой Звезды давно злорадствуют, что их команду активно поддерживают в Вашингтоне, округ Колумбия, хотя там базируются их соперники по дивизиону — «Коммандерс». Многие связывают это с тем фактом, что «Ковбои» были на первом плане с самого своего рождения, в отличие от команды НФЛ из Вашингтона, а также у «Далласа» высокий процент поддержки среди чернокожего населения столицы.

Баденхаузен в прошлогоднем рейтинге спортивных клубов Sportico оценил «Даллас» в $6.92 миллиарда и считает, что «Ковбои» «станут первой командой в истории североамериканского спорта, которая будет зарабатывать по миллиарду долларов ежегодно».

Гэнис высказал мысль, что Джонс на рынке получит за «Каубойс» $8 миллиардов, поскольку ценность клуба выросла из-за новой тренировочной базы и общего процветания лиги.

Но главная причина роста стоимости «Далласа» — это человек, который сделал из футбольной команды золотую жилу.

«Команда «Каубойс» построена на фантастическом фундаменте. Добавьте сюда Джерри Джонса, и вы полите нечто экстраординарное в мировых масштабах», — заключил Гэнис.

Материал по теме: Стадион «Даллас Каубойс» построен не так, как другие арены. И всё ради красивых фоточек

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.