Отставка Алексея Гееца с поста главного тренера «Спартанцев» (и, следовательно, сборной России) стала одним из самых громких скандалов 2021 года в отечественном футболе. Общественность, только основываясь на слухах и разговорах, могла догадываться, что такое решение стало следствием ситуации с заявкой «Спартанцев-2» и личного конфликта с президентом «Спартанцев» и ФАФР Артемием Роговым.

В декабре московские «Киборги» записали интервью с возглавившим команду Алексеем Геецом, в котором специалист затронул в том числе и уход из бывшего клуба. Мы с некоторыми сокращениями публикуем фрагмент этого видеоинтервью в виде текстовой расшифровки. Интервью целиком можно найти на канале «Киборгов», рекомендуем к ознакомлению — там ещё много всего интересного.


О назначении главным тренером сборной России:

— [На конференции ФАФР] я присутствовал как представитель Дальнего Востока, на меня была оформлена доверенность, мне сказали, как голосовать. Я не собирался ни в какие тренеры сборной. Выбрали мы президента Рогового, выбрали Исполком. Они собрались на первое заседание Исполкома. Артемий Роговой обещал меня подбросить до вокзала, говорит: «Подожди меня на улице». Выходит через полчаса и говорит: «Поздравляю, вас назначили главным тренером сборной».

Это, естественное, не моё. У меня своё отношение к сборной, он знал это. Там должен совсем другой специалист работать. Сборная никогда не будет сильнее клуба — это мой взгляд. <…> Я сопротивлялся, но Роговой до меня донёс, что Исполком решил [создавать сборную] на базе одной команды — «Спартанцы». Он очень хороший психолог. Он сказал: «Это же ваша идея, что клуб сильнее сборной. Вот вы её выдвинули, вы теперь и отвечайте, как тренер сборной на базе одного клуба».

Артемий Роговой во время матча за III место Суперлиги чемпионата России между «Грифонами» и «Спартаком». 1 августа 2021 г., Королёв, Московская обл., Россия. Фото: Михаил Клавиатуров (First & Goal).

Об отношениях с Роговым:

— Это личный конфликт с хозяином московских «Спартанцев» Артемием Александровичем Роговым. <…> В 2013 году мы с ним договорились: я не лезу, как, кого он куда возит, где снимает гостиницы, аренды, какие взносы — это ему было на откуп отдано; я занимался только спортивной частью. Мы пользовались этой договорённостью на протяжении многих лет, это помогло нам добиться определённых успехов, но в 2019 году произошло ещё одно знаковое событие — Артемия Александровича выбрали президентом Федерации Американского Футбола России. <…> И с этого момента он начал потихоньку влезать в дела игровые. <…>

Летом этого года (интервью записывалось в конце 2021 года — Прим. ред.) <…> подходит ко мне президент федерации и мне как главному тренеру говорит: «Так, тренер, здесь Исполком приказывает вам провести смотрины, отбор». Поездить по России, посмотреть игроков. Я ему как говорил? Основа будет моя команда, я ему напишу список из 15-20 человек, кто мне понравился по чемпионату России. Он мне говорит, нет, мы проведём смотрины вот эти, конкурс «мисс Олимпия» и наберём оттуда игроков. И вот здесь получился первый моральный момент. Я ему говорю: это не надо делать, ни в одном виде спорта сборные так не набирают. <…> Он говорит: «Нет, это приказ Исполкома». У него были какие-то свои мысли, я говорю: «Зачем тебе-то это надо, как президенту, вот эти лишние движения?»

Тут он сказал фразу, после которой отношение к нему изменилось: «А мы заодно посмотрим, кого из игроков можно будет потом в «Спарту» перетянуть». Тут я ему говорю: «Ты понимаешь, Артемий, мы же всю жизнь боролись… «Спарта» поднималась на противостоянии с «Патриотами». Это у нас называлось «оранжевая чума», мы воображали себя борцами с несправедливостью. Это были их методы — они переманивали к себе сильнейших игроков других команд, причём часто не для того, чтобы у них пользу приносили, а чтобы ослабить другую команду. Когда мы скинули их с пьедестала и сами на него залезли… Убивший дракона сам становится драконом.

Второе — это то, что Исполком мне что-то приказывает. Я ему напомнил, что в 2019 году он мне обещал, что никаких… что я сам отвечаю за всё, что происходит с командой, и никто не будет лезть. Он начал давить здесь. Трещина пошла.

Артем Карапетян (#56) и Стефан Глишич (#13) в эпизоде матча финала Суперлиги чемпионата России между «Спартанцами» и «Патриотами». 1 августа 2021 г., Королёв, Московская обл., Россия. Фото: Михаил Клавиатуров (First & Goal)

О скандале со «Спартанцами-2»:

— Я был против участия «Спартанцев-2» в 11×11. Я просил 9×9 сделать, но Роговой настоял. <…> У нас получилось 60 человек — ни в одной команде, наверное, нет столько. Но, подавая две заявки, мы получали 30 в одной, 30 в другой. Это был первый год, когда в домашних играх на бровке «Спартанцев» народу было меньше, чем у соперника. <…>

Вернулся из армии наш игрок бывший Стефан Глишич, ну, он вообще в «Юнайтед» играл. Попросил меня начать тренировки после Нового года. Я настоял на том, чтобы его вернули, и сказал, что в будущем он будет звёздным. Кери [Ярусси] — американец, у них принципиально. Начинаются тренировки. Стеф, играя лучше всех, стоит на бровке. Я говорю: «Кери, почему ты не выпускаешь игрока, который, я тебе гарантирую, пользы нам принесёт немерено?». Кери говорит: «Он мало тренируется». Я говорю: «Кери, ты мне поверь, у нас есть люди, ещё меньше тренируются, а ты их выпускаешь». Он упёрся.

Тогда вот Костя Крупницкий (спортивный директор «Спартанцев», главный тренер «Спартанцев-2», который, со слов Гееца, занимался заявками в клубе — Прим. ред.) предлагает такую вещь: «Тренер, давайте заявим Стефа за вторую команду». Я говорю: «Это не очень хорошо, потому что я Стефу обещал, что он будет в сборной, в первом составе». Костя говорит: «Я решу вопрос». Приходит, говорит: «Я решил. Я позвонил комиссионеру Суперлиги, и мы с ним договорились, что мы заявляем Стефа за первый и за второй состав». Сам корень зла изначально состоял в том, что он был заявлен за два состава. <…>

Настала игра со сборной Юга. Составы маленькие, травмы, и многое меняется. У нас травмировался лайнмен Саша Мясов, и одновременно у нас был такой Ваня Бунаков, звезда российского футбола, сейчас в Америку собирается. Ваня не тренировался в этом году вообще. В начале сезона он честно предупредил: «Тренер, я в этом году не играю». И вот мы после игры регулярного сезона со «Спартаком» приходим на тренировку, идёт Ваня, и первое, что я издалека увидел — несёт каркас со шлемом. Ваня говорит: «У меня поездку отложили до декабря, там с визами какие-то проблемы. Могу я сыграть?».

Я, естественно, не самодур, я у Кери Ярусси как у координатора нападения, спрашиваю: «Кери, нам Ваня в плей-офф нужен?». Кери говорит: «Нужен». Второй вопрос — Крупницкому: «Мы можем по правилам заявить вместо Саши Мясова [Ивана Бунакова], шестого игрока из первого состава, поскольку Ваня изначально был заявлен за первый состав?». Костя говорит: «Да, по регламенту можем». Я же не совсем тупой, Роговой меня представил самодуром. Я Косте говорю: «Звони при мне Сторублеву» (комиссионеру Первой лиги). Костя при мне набирает Сторублева. <…> Приходит, говорит: «Да, проблем нет никаких».

Мы играем со сборной Юга, они проигрывают 12–18, и появляется протест. Бунаков — лишний. Но мы никакого регламента этим не нарушали. Тем более, это не моё личное решение, я спросил у Кери, спросил у Кости, всё было нормально. Потом идёт долгое разбирательство, скандалы, интриги. В результате вскрывается эта система — Глишич заявлен за две команды.

Причём, Костя, когда запахло жареным, он начал метаться. Он зашёл на сайт Суперлиги, где заявки лежали, и лихорадочно начал перебрасывать состав одной команды в другую. Он это делал, как мне сказал, по совету того вышестоящего лица, у которого был допуск к этим заявкам, то есть без его паролей, без его допуска на этот сайт нельзя было зайти. То есть, у него был подельник по внутреннему сговору. <…>

Алексей Геец и Артемий Роговой с Кубком ЦЕФЛ. 9 июня 2019 г., Больцано, Италия. Фото: Дарио Фумагалли, сообщество «Джайентс» в Facebook.

Об уходе из «Спартанцев»:

Звонок Рогового. Он мне говорит: «Я снимаю команду «Спартанцы-2» с соревнований». Я говорю: «В каком смысле снимаешь?». Он говорит: «Я записываю четыре технических поражения, потому что был лишний игрок, нарушен регламент». Он очень строго регламент блюдёт. Я говорю: «Подожди, зачем ты это делаешь? Одну игру он сыграл». Он говорит: «Потому что во всём этом виноваты вы. Лично вы, ваша ответственность. Всё это из-за вас, потому что вы заявили Бунакова». Я говорю: «Подожди, во-первых, заявками я не занимаюсь. Заявлял его Крупницкий, который говорил со Сторублёвым. Как я-то могу быть в этом виноват?». Он говорит: «Нет. Я как президент федерации и «Спартанцев», вы должны ответить, вся вина на вас».

Он имел в виду, наверное, я его так более-менее хорошо знаю, что мои действия позволили вскрыть вот эту аферу. Грубо говоря, он призывал, что не надо было заявлять Бунакова, и что даже если бы играли без Бунакова, надо было проиграть, выйти в уайлд-кард, и всё было бы шито-крыто, никто бы ничего не заметил. Я действовал по обстоятельствам, и когда Роговой всю вину свалил на меня, я понял, что наше с ним взаимодействие как двух уважающих друг друга людей закончено. С ним я тоже не выйду в поле играть на рояле в четыре руки.

Я просто вышел из группы «Спарты» (имеется в виду чат команды в VK — Прим. ред.) и дал ему время на размышления, не передумает ли он. В результате, через неделю он написал: «До свидания, наш ласковый Миша». И даже набрался наглости в комментариях написать: «Мне было так приятно с вами работать, лучшие годы жизни…» Ну, это уже какой-то троллинг высшего уровня.

https://www.youtube.com/watch?v=mwQzXeaiU5M

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.