В прошлом году «домом драфта» для миллионов телезрителей неожиданно стал подвал Роджера Гуделла. И это открыло дверь в более мягкую, теплую и определенно — в более дешевую эру спортивных шоу.

Когда Трей Уинго (бывший соведущий спортивных шоу на ESPN, в этом году будет освещать драфт для FOX Sports — Прим. ред.) в прошлом году вел драфт НФЛ, на нем не было грима. Ни грамма. Вся трансляция ESPN была, что называется, неотполированной.

Драфт должен был состояться в Лас-Вегасе, где молодых футболистов подвозили бы к сцене на лодках по плавучей дорожке между фонтанов Белладжио. Вместо этого все сидели по домам, а телевизионное действо перенеслось в студию в Коннектикуте, где Уинго тусовался вдвоем с дежурным администратором. Роджер Гуделл застрял в своем подвале. Остальные работники ESPN работали удаленно, как и аналитики NFL Network, чья собственная трансляция была отменена.

Уинго погрузился в пустоту студии и, по его собственным словам, мечтал лишь о том, чтобы трансляция драфта не выглядела «плохой пародией на «Мир Уэйна» (эксцентричная комедия о том, как молодые люди придумали собственное телевизионное шоу — Прим. ред.)

Драфт-2020 неожиданно стал действительно открытым для всех. Вместо того чтобы наблюдать, как Роджер Гуделл тискает молодых игроков, зрители увидели собаку Билла Беличика, панораму из окна особняка Клиффа Кингсбери и слишком близко усевшегося к камере Майка Маккарти. И как сказал представитель конкурирующей с ESPN сети: «Так стало даже лучше».

Любой зритель спортивных студийных шоу привык, что они выглядят дорого и глянцево. У телевизионщиков — наборы аппаратуры размером с ангар и огромные стены из мониторов. Апрель-2020 снял с телевизионных шоу ненужный макияж. И поскольку результат стал «даже лучше», возник резонный вопрос: «А нужен ли этот самый макияж?»

В 2010-х студийные спортивные шоу пережили настоящий бум. ESPN с 2014 года начала вести трансляцию драфта из нового комплекса Digital Center 2 (DC-2)  стоимостью более $178 млн. Студию SportsCenter украсили 114 мониторов. На съемочной площадке присутствовали гости, шутившие легко и непринужденно.

«Каждую неделю прилетали 30–40 аналитиков по разным видам спорта, — вспоминает Уинго. — Привезите их в Бристол. Поселите в отель. Дайте автомобили напрокат. Заплатите суточные. Отправьте их домой и встретьте новых аналитиков».

В 2019 г. ESPN и ABC хвастались тем, что на их трансляциях задействовано от 125 тыс. до 150 тыс. футов оптоволоконного кабеля (примерно от 38 до 46 км — Прим. ред). Сети вкладывали все больше ресурсов. Чарли Юк, курирующий освещение драфта в NFL Network, говорит: «Это больше похоже на производство видеоигр, чем на постановку студийного шоу».

Глянец студийных шоу — продукт эпохи. Связки кабелей все росли, у телесетей были деньги, которые можно было израсходовать. Чем роскошнее выглядит шоу, тем (полагали телевизионщики) оно лучше выступает в роли некоего подношения спортивной лиге, сотрудничество с которой необходимо сохранить.

При этом мнение телезрителей мало кого волнует. Зрителям важно то, что говорят ведущие. Нет никаких доказательств того, что их восхищают декорации или графика. Один из телевизионщиков говорил автору статьи: «Телесети больше делают шоу для самих себя, для своих конкурентов, для руководства, а не для зрителей. Я не слышал, чтобы хоть один из болельщиков сказал: «О, я просто без ума от этих графических наложений и титров!»

Драфт-2020 стал случайным экспериментом по снижению расходов и сокращению штатов. Сети больше не отправляли съемочные группы по домам футболистов. Вместо этого NFL Media прислала комплекты для iPhone. Да, качество видео не было высоким, но этого хватило.

«Раньше мы сидели за пультами в студии, — вспоминает Сет Маркман, отвечающий в ESPN за студийные шоу, — и режиссеры говорили: «Эту камеру нельзя использовать, с нее недостаточно качественное изображение». Думаю, те дни прошли».

Обычно Уинго мог видеть, как аналитик делает рукой отмашку, когда хочет сказать пару слов о том или ином игроке, выходящем на драфт. Но в прошлом году аналитики ESPN были разбросаны по всей стране. «Когда после драфта меня кто-то спросил: «Эй, а что о таком-то игроке в самом деле думает Мел [Кайпер]?» — я ответил: «Не знаю». Раньше мы болтали об этом в рекламных паузах, теперь этого не было».

Внимательный зритель мог увидеть в прошлогодней трансляции небольшие накладки и задержки. Но в принципе всем дали ту же информацию, что и обычно. Драфт-2020 в стране, где за несколько недель до этого был объявлен локдаун, все же вышел намного лучше, чем «Оскар-2021».

Пандемия начала снимать глянец со студийных шоу. Человек, который в течение года беседовал с коллегами и родными по Zoom, не будет удивляться, почему тот или иной ведущий выглядит не столь лучезарно. Шоу Пэта Макафи на YouTube показало: можно создать качественный контент, который будет уникальным, хотя и не выглядит так, словно стоит целого состояния.

И главное: «Вы сэкономите на этом кучу денег», — говорит один из боссов ТВ. Сети потеряли доходы во время пандемии и вскоре будут вынуждены платить НФЛ больше за права на трансляции. Чтобы сэкономить, им надо перейти от «блестящих» шоу к чему-то более простому. Вместо того чтобы отправлять по стране съемочные группы, они научатся жить с пультами в руках. И сберегут несколько миллиардов в год.

В этом году НФЛ попыталась восстановить часть своего допандемического реноме. Драфт проходит на фоне озера Эри. Организована «привитая фан-зона» (и вакцинирован комиссионер), приглашена музыкальная группа Kings of Leon. Но стоит приглядеться, и можно увидеть признаки более бережливого отношения телесетей к бюджетам.

ESPN и NFL Network отказались от «войны телекамер». «Это было по-детски», — говорит Сет Маркман. Вместо того чтобы соревноваться, кто напихает больше онлайн-камер в дом того или иного проспекта (или драфт-рум клуба), компании организовали единый канал и поделились им.

На прошлой неделе Мел Кайпер (ESPN) и Дэниел Джеремайя (NFL Network ) делали преддрафтовые прогнозы — каждый в конкурирующей телесети. Раньше только при упоминании о такой возможности зрители спросили бы: «Ты не под кайфом случайно?»

«Рэмс» арендовали пляжный домик в Малибу и с помощью спонсора превратили его в свой «дом драфта». Название ипотечной компании-спонсора мелькнуло во время онлайн-трансляции.

Возможно, боссы телесетей отпразднуют окончание пандемии покупкой новой стены из мониторов. Но скорее всего, будущие студийные шоу станут больше походить на прошлогоднюю трансляцию драфта, чем на версию этого года.

Как сказал один телевизионщиков: «Глупо говорить: «Вау, мы столько нового узнали за время пандемии!» Хороший продюсер и раньше должен был все это знать. Просто теперь мы получили на это добро от руководства».

Читайте также: 7 главных ошибок на драфте за последние три года

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.