От «Астрос» до «Севенти Сиксерс» и «Долфинс» – история спорта знает немало случаев, когда команды пытались достичь успеха через танкинг (намеренный слив сезона). «Хьюстон Кугарс» в колледж-футболе теперь, кажется, следуют их примеру – и вызывают множество проблем.

Неудивительно, что «Хьюстон Кугарс» не слишком удачно начали этот сезон под руководством нового главного тренера Даны Холгорсена. Это часто случается, когда университетская программа нанимает именитого тренера, и он пытается выигрывать с командой, которую набрал предыдущий тренерский штаб.  Однако удивительно то, как Холгорсен отреагировал на такое начало. Показатели «Кугарс» может быть ничем и не примечательны, но их подход к этому сезону не имеет аналогов в студенческом спорте.

За последние 15 лет «Хьюстон» зарекомендовал себя как неплохая футбольная программа конференц-калибра, которая тем не менее не входит ни в одну элитную конференцию НСАА. С 2006 по 2018 год «Хьюстон» неоднократно противостоял представителям этих конференций и даже одерживал победы над «Оклахомой», «Флоридой» и «Пенн Стэйт». В сезоне 2015 года его результат был 13-1 с четырьмя победами над рейтингованными противниками. Годом позже – 9-4 с двумя победами над представителями топ-5 НСАА.

«Хьюстон» пытался лоббировать попадание в «Большую Дюжину» в 2016 году, однако ему было отказано в приглашении. (Есть мнение, что это случилось потому, что программы-участники конференции из Техаса боялись рекрутинговой конкуренции со стороны «Хьюстона» на территории штата).

И хотя команде не удалось получить приглашение в высшую лигу, ее тренеры попадали туда успешно и регулярно. С 2008 года во всех четырех программах конференций высшего дивизиона НСАА в штате Техас были наняты тренеры или помощники, так или иначе связанные с «Хьюстоном»: «Бэйлор» нанял Арта Брайлса, «Техас A&M» – Кевина Семлина, «Техас Тек» – Клиффа Кингсбери, а «Техас Лонгхорнс» переманил Тома Хермана. Незадолго до того, как «Западная Вирджиния» была формально избрана в Big-12 в 2011 году, ее возглавил бывший тренер из «Хьюстона». Им был тот самый Дана Холгорсен, который до Кингсбери занимал пост координатора нападения.

В декабре прошлого года «Хьюстон» уволил с должности главного тренера Эпплвайта по результатам сезона 8-4. «Победа в университете Хьюстона означает 10-2, — сказала президент школы Рену Хатор . – Тренеры с результатом 8-4 подлежат увольнению».

В январе «Хьюстон» перевернул привычный сценарий, переманив главного тренера из программы высшего дивизиона. Холгорсен вернулся в «Кугарс» спустя десять лет. Это был первый случай в современной эпохе НСАА, когда тренер добровольно покидает университетскую программу высшего дивизиона ради программы с более низким статусом. У Холго были на это свои причины: «Хьюстон» сделал его самым высокооплачиваемым тренером среди программ своего дивизиона.

Если победа в «Хьюстоне» означает только 10-2, то, увы, в этом году команде такого результата не достичь. После 6-й недели «Кугарс» шли только 2-4 (прим. ред. – после 7-й недели команда идет с результатом 3-4). Казалось бы, нового тренера ждет повторение судьбы Эпплвайта.

Но Холгорсен, похоже, не возражает против проигрышей – по крайней мере, все выглядит именно так в этом сезоне. После старта 1-3 программа объявила, что ее стартовый квотербек, Д’Эрик Кинг, и второй номер в ростере, ресивер Кит Корбин, добровольно принимают статус «освобожденного игрока» до конца осени, чтобы сохранить последний год участия и вернуться в команду в 2020 году. По словам товарищей по команде, эти необычные решения координировались Холгорсеном под девизом: «Сохраним как можно больше талантливых игроков из, казалось бы, потерянного сезона в надежде на улучшение в следующем году». Идею понизить рейтинг нынешней команды «Хьюстона», чтобы улучшить его в будущем, можно считать первым экспериментом по танкованию в истории колледж-футбола. Только танкинг в студенческом спорте не приносит почти никакой выгоды в отличие от профессиональных команд, усугубляя практически все этические проблемы.

 

D’Eriq King. Photo: Jonathan Bachman/Getty Images

Поговорим подробнее об Д’Эрике Кинге. Любопытно, но на протяжении своей школьной и студенческой карьеры он одержал верх над несколькими игроками с одним и тем же именем – Кайл. Так, в школе Мэнвела в Техасе он учился в том же выпускном классе, что и Кайл Траск. Рекрутеры рассматривали Траска как будущего квотербека FBS (сейчас он – стартовый квотербек «Флориды»). Те же самые рекрутеры видели в Кинге ресивера или ди-бека — например, Дабо Суинни хотел задействовать его в слоте «Клемсона». Несмотря на это, Кинг выиграл у Кайла Траска конкуренцию в «Мэнвеле», стал там стартовым квотербеком и побил рекорд по количеству пасовых тачдаунов за карьеру, установленный Кайлером Мюрреем. (Формально Кайлер – не Кайл, но что-то вроде того).

Вступая в сезон 2017 года, в ростере «Хьюстона» Кинг числился третьим за парой Кайлов: это были Кайл Аллен и Кайл Постма. Кинг начал год в качестве ресивера, но к октябрю стал стартовым квотербеком в «Кугарс». Позже Аллен отказался от своего последнего года в НСАА ради участия в драфте НФЛ, полагая, что у него больше шансов стать стартером в профессиональной команде, чем победить Кинга в конкуренции в «Хьюстон Кугарс». Удивительно, но он оказался прав – по крайней мере с тех пор, как стал стартовым квотербеком «Каролина Пантерс».

Кинг потрясающе провел 2018 год, набрав 50 тачдаунов в течение его первого сезона в качестве стартера в колледже. Казалось бы, следующий (и последний) его сезон в 2019 году должен был удвоить шансы этой восходящей звезды на драфте в НФЛ. Но после того, как в первых четырех играх сезона Кинг бросил 12 тачдаунов, он вдруг решил, что этот год не станет последним. Он примет статус «освобожденного игрока». Большая часть мира колледж-футбола восприняла это как знак того, что он переходит в «Оклахому».

В 2018 году Ассоциация американских футбольных тренеров убедила НСАА принять правило, позволяющее студентам провести сезон в качестве освобожденного игрока, даже если они сыграли в четырех матчах (кстати, Холгорсен был сторонником этого). Тренеры настаивали на этом правиле, потому что хотели большей гибкости в ростере, но это также имело и другой эффект: дало игрокам возможность легче переходить из программы в программу. Переход Келли Брайанта из «Клемсона» в «Миссури» после первых четырех игр в сезоне 2018 года, когда его место стартера занял Тревор Лоуренс, является прекрасным примером.

Тем не менее, Кинг не планировал никуда переходить. Он и Корбин были первыми игроками, которые использовали обновленное правило для переноса своих последних сезонов на будущий год, объявив, что они будут использовать ближайшие месяцы для дальнейшего совершенствования, прежде чем вернуться в сезоне 2020 года.

Абсолютно ясно, что Кинг и Корбин не придумали это сами. Согласно ветке, опубликованной в твиттере бывшим гардом «Хьюстона» Джастином Мерфи, Холгорсен обратился к нескольким старшекурсникам «Кугарс» и попросил их принять статус «освобожденных игроков», чтобы они могли вернуться в 2020 году. Мерфи, выпускник, перешедший из УКЛА, утверждает, что Холго позвал его в «Кугарс», создав впечатление, что команда пытается выиграть в этом сезоне, здесь и сейчас. Но пока Мерфи боролся с травмами в «Кугарс» 2019 года, Холгорсен дал понять здоровым игрокам, что 2020 год важнее. Поэтому Мерфи, не имеющий в запасе еще одного года в колледже, покинул команду и стал выражать свои претензии в социальных сетях.

Высказываясь по этому поводу, Мерфи использовал слово, которое никогда не использовалось в спортивной среде колледжей: он сказал, что «Хьюстон» пытается «активно танковать». Если то, что написал Мерфи, верно, то все встает на свои места. Холго действительно старается удалить лучших игроков из своей команды 2019 года, чтобы добавить их в свой ростер в 2020 году.

Технически все верно, освобожденных игроков просят просидеть на скамейке, а не помогать своим командам сейчас. Но обычно для этого есть веские причины. Тренеры могут чувствовать, что игрок только выиграет от того, что у него будет время для развития, или травма может помешать игроку выйти на поле в этом сезоне. Но для такого здорового и звездного игрока, как Кинг, статус освобожденного в том виде, как он сейчас есть, просто беспрецедентен. И очевидно, что «Кугарс» от этого сейчас только проигрывают. Бэк-ап Кинга, Клейтон Тьюн, в своем первом старте против «Цинциннати» показал результат 9 из 27 и бросил три перехвата. (Бэк-апом Тьюна в свою очередь является Логан Холгорсен, сын Даны. В игре против «Цинциннати» показал результат 0-из-2).

***

Споры по поводу этики танкования продолжаются в мире профессионального спорта уже некоторое время. Сторонники (автор статьи в The Ringer относит себя к ним – прим. ред.) указывают на то, что целенаправленные потери позволяют франшизам накапливать ценные активы, которые впоследствии могут помочь им крупно выиграть. В то время как посредственность часто заводит команды в тупик посредственности.

«Астрос» и «Кабс» в бейсболе танковали и выигрывали чемпионаты. В баскетболе «Севенти Сиксерс» воспользовались технологией слива, вышли в плей-офф, где, увы, соскочили. «Браунс»… ну … давайте дадим им время. Противники танкования утверждают, что весь смысл спорта заключается в том, чтобы побеждать, и постоянно ссылаются на деморализующий эффект, который не может не отразиться на болельщиках и игроках. Слив сезона может быть эффективной стратегией с точки зрения генерального менеджера или фронт-офиса, но почему мы должны болеть за команду, которая сдалась? И что это за таланты, которые разыгрывают перед нами целые спектакли? Как вообще игроки работают, зная, что менеджмент против них?

То, что делает сейчас «Хьюстон», сводит на нет преимущества танкования в профессиональном спорте и поднимает множество проблем, которые не возникают у профессионалов. Футбольные команды колледжей не получают высоких пиков драфта за плохую игру. В отличие от примеров профессионального спорта, упомянутых выше, в случае с «Кугарс» нет долгосрочного видения. Есть просто надежда, что команда будет чуть более конкурентоспособной через год.

НСАА потратила десятилетия на подготовку юридических аргументов о том, что студенты не являются профессиональными спортсменами – в то время, как игроки МЛБ, НБА и НФЛ, участвующие в сливе сезона, делают свою работу за вполне неплохую зарплату (квотербек «Майами Долфинс» Райан Фитцпатрик получил в этом году рекордную сумму в 5,5 млн. долларов, чтобы в два раза увеличить количество перехватов по сравнению с тачдаунами).

Если то, что пишет в твиттере Мерфи, верно, это означает, что Холгорсен попросил Кинга сыграть пятый неоплачиваемый сезон вместо того, чтобы попытаться хоть как-то использовать свои профессиональные возможности. Конечно, не исключено, что шансы Кинга на драфте следующего года могут вырасти, но это еще бабушка надвое сказала (Кайл Аллен не остался в «Хьюстоне» на последний студенческий год с целью проверить свои возможности в мире профессионального спорта – и не проиграл).

Подход «Хьюстона» – как насмешка над игроками, проводящими свой последний год в сезоне, от которого отказался тренер. Да, по некоторым сведениям Холгорсен только попросил, чтобы некоторые старшекурсники приняли статус освобожденных. Но вспомним: на начало этого сезона в «Хьюстоне» играют 19 четверокурсников и 1 пятикурсник, которые уже были в статусе освобожденных. И им нажать кнопку перезагрузки в 2020 году не получится. Хотя тренеру, похоже, на это плевать.

Танкинг в профессиональном спорте заставляет миллионеров проглотить свою гордость и хотя бы получить финансовую выгоду от своей плохой работы. Танкинг в студенческом спорте требует, чтобы неоплачиваемый труд оставался неоплаченным еще дольше. И не только это: ничего не получающие за свой труд студенты продолжают рисковать своим здоровьем в сезоне, который не имеет значения для тренера.

Конечно, человек, который больше всего выигрывает от танкования, – это Холгорсен. В то время как профессиональных спортивных тренеров критикуют, если их команды не оправдывают ожиданий в первые годы работы, тренерам колледжей часто дают карт-бланш. Широко признано, что они могут испытывать трудности, когда тренируют команду, набранную в соответствии с системой предшественника. Фактически дебютные сезоны тренеров колледжа даже не считаются первым годом работы – их принято называть нулевыми. Если «Хьюстон» финиширует 3-9 в этом сезоне, это всего лишь плохо скажет о предыдущем тренере программы, Эпплвайте. Если «Хьюстон» финиширует 3-9 в этом сезоне, а затем 9-3 в следующем, это будет выглядеть так, как будто Холгорсен унаследовал беспорядок и создал что-то великое. Кинг – законная звезда программы, и будет неудивительно, если именно он поведет ее к триумфу в 2020 году.

Танкинг относится к спорту как к бизнесу. Когда на карту поставлены миллионы долларов, франшизы должны думать о том, как распределять ресурсы, а некоторые люди даже получают деньги за проигрыши. Студенческий спорт – это тоже бизнес, но он торгует ложью о том, что не ставит своей целью дать заработать людям в наушниках и костюмах. План танкования «Хьюстона» просит и без того неимущих продолжать жертвовать ради тех, кому система уже приносит пользу.

Читайте также: Поражение «Висконсина», заряд бодрости от «Южной Каролины» и матч недели от «Тихоокеанской Дюжины». Что произошло в НСАА за этот тур

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.