Есть мнение, что Билл Беличик не оставит после себя почти никакого наследия. Ну, конечно, есть 6 чемпионских перстней, но влияние Беличика на футбол вполне может оказаться минимальным. Он не стал новатором, не придумал новый тип защиты или какой-то убийственный вариант нападения. Билл Уолш стал в НФЛ первопроходцем по части «West Coast»-нападения, Тони Данжи оставил после себя «Тампа-2»-формацию в защите. Пеп Гвардиола в соккере всегда будет ассоциироваться с «тики-такой», а Фил Джексон в НБА – с треугольным нападением.

Наследие Беличика – в отсутствии у него одного конкретного образа. Беличик всем запомнится как главный хамелеон в истории.

Именно благодаря своему умению меняться он сохранил актуальность до сих пор и стал самым возрастным тренером, выигравшим Супербоул. Беличик неповторим именно благодаря своему умению разобрать команду и пересобрать ее заново под конкретный сезон, матч, половину, четверть или даже отдельно взятый розыгрыш. Минувший Супербоул это доказал.

Беличик — известный любитель спецкоманд и защиты. Не зря ведь капитаном «Пэтриотс» является игрок спецкоманд Мэттью Слейтер. Не просто так Беличик назвал лайнбекера Лоуренса Тэйлора лучшим игроком из числа тех, кого ему довелось тренировать. Наверняка благодаря этим склонностям Супербоул-2019 будет у Беличика на особом счету.

Беличик специально под «Рэмс» начисто изменил облик «Пэтриотс». Во-первых, он сделал серьезную ставку на зонную защиту вместо персональной опеки. Отчасти трудности квотербека «Лос-Анджелеса» Джареда Гоффа с выбором ресиверов могут быть связаны именно с этим – он просто не видел перед собой того, что рассчитывал увидеть после долгих часов изучения записей игр «Пэтриотс».

Во-вторых, Беличик четко просчитал, в чем может быть недостаток игры «Рэмс» — в молодости и неопытности квотербека. Тони Ромо брал интервью у Тома Брэди прямо перед Супербоулом, и они весьма подробно обсуждали то, что молодые распасовщики упускают из виду действия защиты, а больше думают о работе нападения, «своих парней».

Гофф вообще весь сезон выглядел как человек, который очень плохо разбирается в том, что видит перед собой до снэпа. Ему ставили в упрек, что он делает исключительно то, что твердит ему в наушник Маквей. Беличик очень классно этим воспользовался – он отправлял на охоту за головой Гоффа по 5-7 человек и наслаждался результатами. Левый тэкл «Рэмс» Эндрю Уитворт вообще сказал, что защита «Пэтриотс» в шесть «линейных» и два лайнбекера на протяжении всей игры была похожа на расстановку, которую используют только перед самой зачетной линией.

Конечно, тренеры «Пэтриотс» понимали, что в таких ситуациях могут остаться пустыми целые зоны. Но Беличик всегда был приверженцем той идеи, что вы не сможете закрыть все. Ваша задача – выбрать меньшее из зол. «Нью-Ингленд» сделал ставку на Гоффа. Точнее, против него. Беличик решил, что если корабль кто-то и потопит – то пусть это будет Гофф. Против Фолса не сработало. Гофф сплоховал.

Получается, что «Нью-Ингленд» использовал тактику, идентичную той, которая позволила «Джайентс» обыграть «Пэтриотс» в Супербоулах 2007 и 2011 годов. Думаю, мало найдется в лиге тренеров, которые смогут из двух самых обидных поражений в карьере выцедить рецепт для будущих побед.

И дело не только в самом решении построить план на игру каким-то особенным образом. Дело в том мужестве, которое ему потребуется, чтобы отдать указание применить эти решения и идеи в игре. Причем не простой игре, а в самой важной игре года.

И есть какая-то ирония в том, что команда выигрывает Супербоул в 2019 году за счет допотопных, почти архаичных методов игры в нападении. Перегруженные линии, игра в два тайт-энда, обширное использование фулбека… Возможно, смотрелось это все слишком контрастно по сравнению с тем, что могли бы показать Махоумс и «Чифс» в Супербоуле. Одна проблема – они в него не вышли. Отгадайте, кто их туда не пустил.

Супербоул-2019 отлично продемонстрировал, в чем же заключается сущность Беличика. Она в том, чтобы продолжать дело своего отца. Отец Билла Беличика Стив больше 40 лет работал тренером и скаутом. Из них 33 года он тренировал футбольную команду Военно-морской академии США и написал книгу про подготовку к играм. Эта книга — Football Scouting Methods — и спустя полвека считается классикой, в LA Times ее называли «библией скаутинга». Именно благодаря отцу Билл Беличик обращает внимание на то, какой ногой по мячу бьет пантер и закрыта ли крыша стадиона при начальном ударе. Именно благодаря отцу Билл Беличик лучше других понимает, что американский футбол – очень сложная игра. И сводить суть этого вида спорта к зрелищу значит быть обреченным на неудачу.

После победы над «Фэлконс» в Супербоуле-2017 Беличик сказал следующее: «Футбол – больше спорт, чем бизнес. Но это бизнес. И победы – наша цель. Здесь нет никаких медалей за участие. Мы не в восьмом классе школы, и не будет такого, что кубок нам дадут просто так». Вроде бы довольно тривиальные слова, но в них весь Беличик. Победы для него и есть ключевая ценность. Многие тренеры постеснялись бы пойти на кардинальные изменения перед столь важной игрой. Многие спортсмены часто говорят о важности побед, но на самом деле ими движут другие мотивы.

Беличиком движут только победы. Он не боится ради них попасть впросак и выглядеть глупо, использовать лазейку в правилах, граничащую с нарушением, или пойти наперекор принципам. Возможно, у Беличика вообще нет никаких принципов. Победить красиво или уныло, дать Брэди набрать 500 ярдов или использовать его исключительно для вкладок бегущим, главное — победить. Остальное опционально. Впрочем, для Беличика никакого «остального» вообще не существует.

В соккере прозвище «Особенный» носит тренер Жозе Моуринью. Но Беличику оно подходит лучше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.