Вот мне вроде интересно, но я вообще не понимаю, как начать смотреть колледж-футбол. Какие-то сотни команд, конференции, и как вообще выявляется победитель?

Формально, никак. Футбол является единственным видом спорта, где НСАА (Национальная ассоциация университетского спорта) не проводит никаких официальных соревнований. Как ФАФР без аккредитиции.

Так, стоп! А кем же тогда стала в прошлом году «Алабама», а до этого — «Клемсон»?

Победителями частного турнира CFP (College Football Playoff), для участия куда такая же частная комиссия экспертов отбирает четыре, по их мнению, лучшие команды сезона.

Подождите, то есть победитель, по сути, зависит от того, кому какая команда приглянулась, а какая — нет?

Победитель этого турнира — да. Но даже он стал огромным шагом вперёд по сравнению с тем, что было раньше, когда звание лучшей командой страны (то есть, «чемпионов») получали просто команды, занимавшие высшую строчку в разных рейтингах. Самым престижным из них был и остаётся рейтинг Associated Press, за ним идёт рейтинг самих тренеров — Coaches Poll. Справедливости ради, в большинстве случаев чемпионы становились «консенсусными» — то есть, лидировали по итогу сезона во всех рейтингах. Но иногда это было не так — и можно сказать, что разные команды становились чемпионами «по разным версиям», и такие случаи бывали не раз.

Тогда в чём смысл этого плей-офф?

Прежде всего в том, чтобы как раз избавиться от этой проблемы. Чаще всего, в колледже не было консенсусного чемпиона в том случае, если у двух топовых команд не было возможности сыграть друг с другом. Взяв же четыре лучших команды в одну сетку, этот комитет по факту гарантировал, что лучшие команды не только должны будут провести сильный регулярный сезон, но также и обыграть 2 из 4 других топовых программ, чтобы называться чемпионами. И в целом, эта идея сработала — за исключением прошлогодней истории с Университетом центральной Флориды — победитель CFP, конечно же, признавался лучшей команды страны и чемпионом по всем рейтингам.

Embed from Getty Images

Почему так получилось?

Дело в том, что университетский футбол — старейшее в Америке непрерывно проводимое спортивное соревнование, которое уходит своими корнями ещё в середину 19 века. Да, тогда ни о какой национальной организации и речи быть не могло — команды просто договаривались друг с другом, объединялись в разные ассоциации и играли друг с другом, кому как нравится. То есть, этот спорт полностью построен «снизу-вверх». В отличие, к примеру, от НФЛ — проекту, который изначально строился «сверху-вниз», то есть инвесторами, которые придумали эту идею и потом создавали под неё команды.

А чем тогда занимается сам НСАА?

В целом, контролем над любительским статусом соревнований, правилами, и разрешением спорных вопросов. По сути, если продолжать проводить параллели с нашей страной, то выполняет функции, очень похожие на КДК. Хотя и не без своих скандалов.

Хорошо, а как тогда вообще организован сезон команд, кто с кем играет? Университетских команд же тысячи!

Смотри, давай с самого начала. Да, команд программ действительно тысячи, и все они разбиты НСАА на несколько дивизионов, к каждому из которых применяются разные правила и требования. Но даже если взять только первый дивизион футбола — то там всё равно остаётся 250 программ.
Поэтому он разбит на два под-дивизиона. Верхний из них — FBS (Football Bowl Subdivision) и является тем уровнем футбола, про который мы читаем новости и который видим по телевизору.

То есть, непосредственные соревнования, которые мы смотрим — это FBS?

Нет. Во-первых, даже в FBS всё равно участвует целых 125 команд. Во-вторых, помнишь, я сказал, что НСАА не проводит никаких соревнований, а команды всё организуют сами? Так вот, команды, выступающие на этом уровне, организовали десять независимых друг от друга конференций, которые, по сути, и являются лигами, проводящими соревнования. Вот это уже и есть непосредственные турниры, в которых участвуют команды.

И что же получают их победители?

Статус их победителей. К примеру, в финале ACC в прошлом году «Клемсон» разгромил «Майами» и стал… чемпионом АСС. А вот та же «Алабама», к примеру, проиграла в конце регулярного сезона сопернику по дивизиону «SEC Запад» — «Оберну», в результате чего в финале конференции этот дивизион представлял именно он. Но как мы знаем, даже это не помешало комитету по плей-офф всё равно отобрать для участия туда «Кримсон Тайд», и мы все помним, чем это закончилось.

Embed from Getty Images

А какая есть градация внутри этих конференций?

Прежде всего, существуют так называемые «Power 5»: уже неофициальное деление на самые престижные пять конференций в FBS: SEC, ACC, Big Ten, Big 12 и Pac-12. А уже среди них, самой сильной считается SEC, хотя в разные годы их подпирали то Big Ten, то, в последние пару лет, ACC.

ACC Big Ten Big 12 Pac-12 SEC
Бостон Колледж Иллинойс Бэйлор Аризона Алабама
Клемсон Индиана Айова Стэйт Аризона Стэйт Арканзас
Дьюк Айова Канзас Калифорния Оберн
Флорида Стэйт Мэриленд Канзас Стэйт УКЛА Флорида
Джорджия Тех Мичиган Оклахома Колорадо Джорджия
Луивилл Мичиган Стэйт Оклахома Стэйт Орегон Кентукки
Майами Миннесота ТХУ Орегон Стэйт Луизиана Стэйт
Северная Каролина Небраска Техас Южная Калифорния Миссисипи
Северная Каролина Стэйт Нортвестерн Техас Тех Стэнфорд Миссисипи Стэйт
Питтсбург Огайо Стэйт Западная Вирджиния Юта Миссури
Сиракьюз Пенн Стэйт Вашингтон Южная Каролина
Вирджиния Пердью Вашингтон Стэйт Теннесси
Вирджиния Тех Ратгерс Техас A&M
Уэйк Форест Висконсин Вандербилд
Нотр-Дам *

* «Нотр-Дам» не входит ни в одну конференцию, но каждый сезон играет по пять игр с представителями ACC — прим.ред.

Понятно. А ещё я слышал про какие-то «Боулы» — а они здесь при чём?

Боулы являются такими же частными матчами, куда их организаторы приглашают разные команды по итогам сезона внутри конференций. Самые старые из них существуют уже больше ста лет и имеют огромную историю и традицию. И конечно же, раз там играют только сильнейшие и равные по силе соперники, результаты боулов оказывают огромное влияние на все рейтинги.

Ну почему всё должно быть так сложно! Почему нельзя сделать одно соревнование на всех?

Тому есть несколько причин. В первую очередь, конечно же, потому, что на университетском уровне сами команды управляют своими соревновании в намного большей степени, чем на любом профессиональном. И в этом нет ничего плохого! По-моему, университетский футбол только интереснее становится от этого.

Может быть. А почему ещё его стоит смотреть?

Во-первых, из-за того, что игра там в принципе другая. И тактические инновации все приходят именно туда (а ещё раньше колледжа — вообще из школ), то есть футбол который мы завтра будем видеть в НФЛ — уже сегодня играет какая-то программа в колледже. Это особенно ценно для любителей теории американского футбола с одной стороны, и практиков (игроков и тренеров) — с другой.

Embed from Getty Images

Во-вторых, история и традиции этого спорта несравненно длиннее и богаче, чем в НФЛ. Некоторым противостояниям, например, уже под век — и люди как традицию смотрят из поколения в поколение одни и те же райвалри.

В-третьих, у колледж-футбола есть целые измерения, которых нет у профессионалов — например, привлечение выпускников школ в свои программы. Ведь без всяких ограничений, типа драфтов и потолка зарплат, перспективный выпускник реально может пойти куда угодно. И привлекать их именно в свою программу — огромная часть работы любого тренера.

Ну и в-последних, это действительно любительский спорт и эмоции, которые вкладывают в свои команды как игроки, так и болельщики, совершенно несоизмеримы с НФЛ, где сегодня ты играешь в одной команде, а завтра тебя обменяют в другую. Абсолютное большинство парней здесь не думают об НФЛ (попасть туда всё равно суждено считанным единицам), они реально играют за цвета своей команды (которая подарила им высшее образование и «путёвку в жизнь»), за своих друзей и семью, за своих болельщиков на стадионе (с которыми учатся вместе!) и за друг друга.

Попробуйте и посмотрите — когда вы почувствуете это сами,

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.