Беличик уникален среди остальных тренеров хотя бы тем, что совмещает две ключевые для клуба должности: он главный тренер и, де факто, генеральный менеджер. Помимо непосредственно тренировочного процесса он комплектует команду, выбирает игроков на драфте и решает организационные вопросы, что аккумулирует всю власть в его руках. Непосредственно над Беличиком в организационной структуре “Пэтриотс” находятся только владельцы – семья Крафтов, которая, впрочем, предпочитает особо не вмешиваться во внутренние дела клуба, оставляя практически полный контроль Биллу. Нельзя не отметить, что Беличик – единственный пример сидельца на двух стульях в НФЛ, и, абсолютно точно, самый успешный в американском профессиональном спорте в современную эпоху. Наиболее свежие попытки его превзойти предприняли Стэн Ван Ганди и Док Риверс в НБА, но оба с треском провалились: Ван Ганди уволили из “Детройта”, а Риверса новые боссы “Клипперс” лишили значительной части власти (и даже обменяли родного сына).
Подход Беличика, как генерального менеджера, также сложно назвать традиционным. Его методы являются достаточно специфическими и сложными (и, как следствие, трудноповторимыми), но именно благодаря им “Пэтриотс” каждый год имеют состав, способный бороться за Супербоул, а если учесть, что они постоянно находятся в более сложных условиях, чем остальные команды (низкие драфт-пики и необходимость постоянно продлевать важных для команды игроков), то сомнения в очень высокой квалификации Беличика, как управленца, отпадают насовсем. Самые значимые аспекты его подхода будут изложены ниже.
https://www.instagram.com/p/BelIRQyAJwZ/?taken-by=patriots
Принцип 6: Платить нужно не за прошлое, а за будущее
У Беличика-менеджера есть одно главное правило, прямо или косвенно касающееся всех аспектов комплектования состава. Это правило – “всегда бери не самого лучшего из доступных игроков, а самого подходящего тебе и твоей команде”. В первую очередь оно характерно для драфта, но на работу на рынке свободных агентов этот принцип также накладывает ощутимый отпечаток. Беличик старается обращать внимание не только на общий класс футболиста и на его карьеру в предыдущем клубе, но и на то, насколько он подходит под тактику “Пэтриотс” и на то, с какой вероятностью он принесёт значимую пользу, играя отведённую ему роль. На словах это выглядит весьма просто, но, не обладая даром прорицателя, можно наделать кучу ошибок, используя такую модель. Беличик их тоже делает, но, как правило, они связаны с травмами игрока (свежий пример – Мартеллус Беннет), а не с его несоответствием системе “Пэтриотс”. Зато ряд весьма удачных подписаний позволяют утверждать, что Беличик способен разглядеть в игроках то, что не видят другие. Яркий пример – Рекс Бёркхед, подписание которого в прошлое межсезонье сопровождалось определёнными сомнениями, ведь выдавать трёхмиллионный контракт раннинбеку у которого за четыре года карьеры меньше 700 комбинированных ярдов, достаточно рискованно, тем более, что он изначально рассматривался как игрок спецкоманд. Как только сезон стартовал, все сомнения по поводу адекватности такого шага отпали мигом – Бёркхед регулярно выходил в старте, заработал 8 тачдаунов (5 на выносе, 3 на пасе) и, по прежнему, играл важную роль в спецкомандах, отработав выданные ему деньги сполна. Такие случаи, а также множество примеров игроков, приходивших на копеечные контракты и впоследствии игравших на очень высоком уровне (Патрик Чанг, Дион Льюис, Уэс Уэлкер и т.д), позволяют говорить о Беличике, как о весьма прозорливом менеджере, умеющем в условиях ограниченности ресурсов полноценно удовлетворять нужды команды.
Но говорить о том, что “Пэтриотс” на рынке свободных агентов подписывают только белых невысоких ресиверов и дешевых ноунеймов, будет несколько неправильно. От звёздных игроков Беличик тоже не отказывается, но их, как правило, сложнее заманить к себе, ведь, даже с учётом финансовых уступок Тома Брэди, “Пэтриотс” из года в год не могут похвастаться большим количеством свободного места в платёжке. Но, даже если заплатить можно, не всегда звезда будет удовлетворять вышеназванному принципу. Поэтому, громкие подписания “Нью-Ингленда”, пусть и случаются, но бывают достаточно редки. Самый свежий пример – Дэррелл Ривис, подписавший с “Пэтриотс” однолетний контракт перед сезоном-2014. Удалось ли ему отработать полученные 12 миллионов долларов, вопрос спорный, но в завоевании Супербоула он сыграл весьма заметную роль. Тем не менее, “Пэтриотс” после сезона-2014 отказались от дальнейшего сотрудничества с игроком из-за его высокой зарплаты.
Принцип 7: Незаменимых нет: не стоит всеми силами держаться даже за лидеров команды
Практически полное отсутствие неприкасаемых в “Пэтриотс” ярко проявляется и в действиях Беличика в межсезонье. Он нередко весьма охотно идёт на обмен, отдавая очень качественных ветеранов за драфт-пики. Главной причиной такой практики, несколько странной для команды-контендера, является вполне объяснимый приоритет получить за игрока какие-либо активы сейчас, чем подождать год-два и отпустить его либо бесплатно, либо за сущие копейки. Звёздам надо выдавать контракты, соответствующие их уровню игры, а со свободными деньгами у “Пэтс” как уже упоминалось ранее несколько туговато. Поэтому приходится идти на жертвы и ослаблять команду прямо сейчас, усиляя её в долгосрочной перспективе. Логан Мэнкинс не горит желанием соглашаться на уменьшение гонорара? До свидания, Логан. Контракт новичка у Чендлера Джонса подходит к концу, а на новый и увесистый нет свободных денег? Что ж, у “Кардиналс” есть и деньги и готовность отдать драфт-пик второго раунда, поэтому Джонс отправляется в Аризону. Брэндин Кукс зарабатывает деньги, гораздо меньшие, чем заслуживает своей игрой и вскоре это придётся исправлять? Лучшим выходом, по мнению Беличика, будет обменять ресивера за компенсацию, практически аналогичную той, что пришлось отдать за него же год назад.
Такой подход на постоянной основе в лиге использует только “Нью-Ингленд”. Естественно, уход качественного ветерана больно бьёт по амбициям команды, а выборы на драфте, за него полученные, могут быть потрачены на игроков, которые не смогут заиграть в лиге. Но “Пэтс” находятся на несколько другом уровне, нежели остальные клубы: будучи командой-династией они больше заинтересованы не в максимизации шансов на успех в одном конкретном сезоне, а в продолжении своей гегемонии на как можно больший срок. Поэтому Беличик с упорством и уверенностью продолжает гнуть свою линию, без сожалений расставаясь с важными для команды игроками, хоть у такого подхода и есть немало критиков.
Цитата:
Тай Ло (экс-корнербек “Пэтриотс”): «Я думаю, что это стоило им нескольких чемпионств. Они отпустили слишком много игроков, которые могли бы повести за собой команду и выиграть Супербоул». https://firstandgoal.ru/2016/03/ty-law-belichicks-personnel-approach-has-cost-patriots-championships/
https://www.instagram.com/p/Bl5k1erAUM9/?taken-by=patriots
Принцип 8: Драфт хорошо позволяет решать локальные задачи, но как главный инструмент построения команды он переоценён
Только обменами и рынком свободных агентов уникальность методов Беличика-руководителя не ограничивается. Его взгляд на драфт и возможность комплектования команды за его счёт отличается от взгляда многих его коллег. Если большинство команд надеются на драфте найти игроков, которые станут легендами франшизы и изменят её судьбу, то тренер “Нью-Ингленда” хочет выбрать игроков, чьей задачей будет исполнять определённую роль, иногда даже достаточно узкую. Таких игроков можно найти даже среди незадрафтованных, поэтому, если кто-то готов предложить приемлемую цену за поздний пик первого раунда, то Беличик обычно не возражает. За последние 10 лет “Нью-Ингленд” четыре раза отдыхал в первый день драфта (зато из оставшихся шести дважды “Пэтс” имели два пика первого раунда). Множество важных игроков “Нью-Ингленда” (не говоря уже о Брэди) были либо выбраны Беличиком в поздних раундах драфта, либо вовсе рекрутированы незадрафтованными агентами: Джулиан Эдельман, Дэвид Эндрюс, Маркус Кэннон и Трей Флауэрс лишь самые заметные из сегодняшних игроков ”Пэтриотс”.
В современной НФЛ при умелой работе на драфте можно собрать команду, способную претендовать на самые высокие достижения, но пик у такого коллектива будет весьма недолгим, ведь в какой-то момент придётся продлевать лидеров с контрактов новичка на взрослые и на всех не хватит денег, а получать весомую подпитку на драфте, выбирая позже большинства клубов лиги, крайне непросто. В качестве возможности набора стартового капитала (хотя бы выбора франчайз-квотербека) драфт – прекрасный инструмент, но опираться при построении команды –династии только на него или даже по большей части на него – путь в никуда, и Беличик это понимает.
Принцип 9: Важно не количество мнений, а их качество
Если вы когда-нибудь смотрели трансляцию драфта, то могли заметить специальные draft-rooms, фактически базу команды, в которой менеджеры и тренерский штаб принимают решения по поводу распоряжения драфт-пиками. Опять же, если вы не спали в столь поздний час, то могли заметить, что многие команды приглашают в свои драфт-румы чуть ли не уборщиков с базы – в помещении могут находиться до полсотни человек. В комнате, где распоряжаются будущим “Нью-Ингленда” куда как менее оживлённо – там сидит сам Беличик и ещё 3-4 человека: как правило, это координаторы и глава скаутингового отдела. Остальные команды лиги мотивируют приглашение в специальную комнату столь большого количества людей тем, что от каждого можно услышать интересное мнение или хотя бы поддержку или критику того или иного решения. Беличик в этом совсем не нуждается – он выслушивает лишь мнения авторитетных людей, которые, к тому же, понесут весьма ощутимую ответственность, если облажаются. Правилен ли такой подход – вопрос спорный, но на драфте Беличик и его немногочисленные коллеги ошибаются совсем нечасто.
https://www.instagram.com/p/BarL8EphQKO/?hl=ru&taken-by=patriots
Принцип 10: Всегда нужно брать не лучшего из доступных игроков, а того, кто подходит команде и тренеру лучше всего
Наконец, главное правило Беличика при комплектовании состава, уже упоминавшееся ранее. Обычно команды подходя к драфту, орудуя двумя внушительными списками: вертикальным и горизонтальным. В вертикальном игроки, выходящие на драфт, ранжируются по своему уровню, в горизонтальном – позиции в команде, наиболее нуждающиеся в усилении. Если, на момент выбора, первые номера в обоих списках совпадают, то это считается большой удачей, сигнализирующей о том, что, если скаутинговый отдел не облажался, игрок будет приносить ощутимую пользу уже с самого начала своей профессиональной карьеры. Если нет, то приоритет обычно отдаётся игроку, который более талантлив, хоть и меньше подходит для команды.
Некоторые команды немного отходят от такой модели (“Окленд”, например, обычно берёт игроков, которые пробежали быстрее всех 40 ярдов, выше всех прыгнули или просто самые высокие и тяжелые из доступных), но в “Пэтриотс” всё проще. Метод Беличика заключается в том, что практически не ориентируется на вертикальный список, иногда предпочитая выбирать игрока исходя из нужд команды и каких-то собственных побуждений. Метод “выбираю того, кто мне больше нравится” можно было бы высмеивать, если бы не факт того, что ошибается тренер “Нью-Ингленда” действительно редко, по крайней мере реже, чем некоторые менеджеры, активно использующие прогрессивные статистические модели.
Отступает от этого правила Беличик очень нечасто, но один из таких случаев стал для “Пэтриотс” судьбоносным. В далёком 2000 году, в первый сезон Беличика в “Нью-Ингленде” на драфт выходил один разыгрывающий. Его антропометрия не впечатляла, статистика в колледже была не космос, а 40 ярдов на драфт-комбайне он пробежал медленнее доброй половины линейных нападения. У “Пэтриотс” тогда совсем не было нужды в разыгрывающих: их в ростере было четверо, а Дрю Бледсо, пусть и со скрипом, но тянул лямку франчайз-квотербека. Тем не менее, падения в третью сотню проспект не заслуживал и Беличик решил его выбрать. Угадаете с первого раза, как звали этого квотербека? Нет, не Альберт Эйнштейн.
Окончания — уже завтра!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.