Этот сезон НФЛ преподнёс много сюрпризов, а если взглянуть на участников финалов конференций, то сразу возникает вопрос: где элитное нападение НФЛ?

Под элитой, разумеется, большинство подразумевает Аарона Роджерса и его россыпь ресиверов, Дрю Бриза и Ко, БББ из Питтсбурга, неостановимую машину «Фэлконс», а также и восходящую звезду Рассела Уилсона.

Битва философий

Этот плей-офф стал невероятно захватывающим, а дивизионный раунд лучшим на моей памяти с точки зрения предысторий, развития сюжетов и развязок. А главное, что мы увидели – это три противостояния защитных философий (условно назовём их «системой») и атакующих философий, построенных вокруг звездного квотербека.

Сразу отмечу, «Пэтриотс» выведены за скобки наших рассуждений в силу уникальности команды. Успех и стабильность выступления тандема Беличик – Брэди беспрецедентен. На этих выходных они будут участвовать в финале АФК в седьмой раз подряд и двенадцатый с 2001 года! Поэтому мы поговорим о простых смертных.

Бортлз, Кинам и Фолс

Embed from Getty Images

Бортлс, Кинам и Фолс – это не начало анекдота про то, как три квотербека заходят в бар смотреть плей-офф (уж очень напрашивалась шутка), а имена стартовых квотербеков команд, которые могут вскоре поднять над головой приз Ломбарди. Каждый из них прошел тернистый путь и ждал своего часа выйти на передний план. Бортлс за свою карьеру получил огромную порцию критики, Кинам известен как сменщик основных квотербеков, которые обязательно ломаются, а Фолс – one hit wonder, чей единственный хороший сезон пришелся на первый год работы Чипа Келли, спрятавшего тормозного квотербека за свои студенческие схемы.

Ни один из троицы и близко не считается элитным. До этого сезона ни один из них не вошел бы даже в топ-25 квотербеков лиги. Но вот мы оказались в ситуации, когда все трое абсолютно заслуженно вывели свои команды на предпоследний этап перед самым важным спортивным событием года в США. Все три команды объединяет то, что они не могут рассчитывать на то, что их квотербеки каждую игру будут тащить на своих плечах команду. Поэтому им приходится строить систему, в рамках которой пасующий – лишь гейм-менеджер четкого механизма.

Защита выигрывает чемпионства

Эту фразу довольно часто слышишь и почти каждый год видишь доказательства в ее пользу. К ней я бы добавил: особенно если у вас нет элитного квотербека. Еще свежи примеры унизительного поражения «Денвера» «Сиэтлу» в 2013 году, после чего Джон Элвей решил, что полагаться на гений Пейтона Мэннинга хорошо, но стоит и выстроить защиту, способную вытягивать матчи на своих плечах. Уже два года спустя монстр, которого он выстроил, съел лучшее нападение лиги «Пантерс». Исторических примеров море, поэтому в контексте истории этот тезис выглядит логичным и подтвержденным фактами.

Old school

Старый футбол, до пролиферации пасового нападения, обычно основывался на нескольких ключевых постулатах: игра в защите (особенно акцент на остановку выноса), умение играть вынос и контроль времени. Успешная реализация такого гейм-плана позволяет подолгу оставлять соперника без мяча, контролируя время и сдерживая общий счет на дистанции вытянутой руки. В то время, как большинство команд пытается привыкнуть к новым реалиям пасовой НФЛ, «Даллас» успешно применил олд-скульную формулу в прошлом году. В этом сезоне по разным причинам у них это не получилось.

Как в этом плане обстоят дела у наших трех финалистов конференций? Ниже приведена таблица с местом команд в ключевых статистических компонентах. Зеленым отмечены метрики, в которых команда входит в топ-5 в лиге, желтым – на 6-10 месте, оранжевым – вне топ-10. За редкими исключениями, все три клуба имеют элитные показатели.

«Джексонвиль» не лучшим образом защищает вынос, но компенсирует это огромным количеством спровоцированных потерь мяча. У «Миннисоты», наоборот, почти не получается делать терноверы, которые во многом являются элементом удачи. Единственное слабое место «Филадельфии» – защита против паса. До сезона секондари команды считалось одной их худших в лиге. Но подписанный Патрик Робинсон оказался настоящей находкой, а обмененный из «Баффало» Рональд Дарби, пропустивший большую часть сезона из-за травмы, играет на высоком уровне. Его отсутствие во многом и является причиной не самых впечатляющих показателей команды в защите против паса.

Новая эра свободных агентов

Оценки состава «Джексонвиля» от Profootballfocus

Глядя на состав «Джексонвиля», сразу стоит отметить четкую работу команды на драфте-2016: сразу три игрока основного состава – Джейлен Рэмзи, Майлс Джек, Энгакуе – были выбраны именно тогда. Добавьте к ним Данте Фаулера и Телвина Смита – и получите половину основного состава защиты команды.

Вторая же половина защиты «Джагс» была построена полностью за счет свободных агентов: Малик Джексон, Калеис Кэмпбелл, Эй Джей Бойе, Барри Черч и Ташон Гипсон – все точные попадания, оправдавшие затраты команды.

Оценки состава «Филадельфии» от Profootballfocus

«Филадельфия» была собрана по схожему принципу. Фронт-7 команды был собран на драфте, а вот секондари почти исключительно результат работы на рынке свободных агентов. Примечательно, что сейфти Малколм Дженкинс и корнербек Патрик Робинсон были выбраны в первом раунде драфта «Нью-Орлеаном».

Оценки состава «Миннесоты» от Profootballfocus

«Миннесота» подходит к строительству команды через драфт, но Рик Спилмен второй год подряд с переменным успехом пытается починить о-лайн команды за счет рынка свободных агентов. У команды стоит отметить не только сильную работу на драфте, но и тренерское мастерство одного из лучших оборонительных умов лиги Майка Зиммера. Хотя те же Линвал Джозеф, Том Джонсон, Терренс Ньюман и Эндрю Сендехо были подписаны в качестве свободных агентов.

Есть команды вроде «Грин-Бэй», боящиеся тратить деньги на свободных агентов. «Джексонвиль» и «Филадельфия» — обратный пример. Хауи Розман традиционно агрессивно действует на рынке свободных агентов, почти максимально используя имеющиеся у команды деньги под потолком зарплат. Его изначальной специализацией в команде был менеджмент денег под потолком зарплат и он как никто иной понимает, что мы являемся свидетелями гигантской ежегодной инфляции лимита зарплат, поэтому давать звездным игрокам деньги не только можно, но нужно.

Как видно из графика, последние четыре года потолок зарплат рос как минимум на $10 миллионов в год. Если какой-то генменеджер решил дать уйти своей звезде, было бы глупо не постараться подписать его. «Джайентс» за один сезон полностью перестроили защиту за счет инвестиций на рынке свободных агентов. Джон Элвей почти с нуля построил чемпионскую команду, подписав Пейтона Мэннинга и соорудив одну из лучших защит в истории игры. Если даже Билл Беличик раскошелился на дорогостоящего Стефона Гилмора в это межсезонье, только ленивый не видит четкой тенденции на рынке свободных агентов. Пока ТВ-доходы продолжают расти, а вместе с ними и доходы команд НФЛ, безумие на рынке свободных агентов продолжится.

Квотербек на дешевом контракте – ваш козырь

Последний момент, на котором бы хотелось остановиться. Ни для кого не секрет, что квотербек – по праву самая высокооплачиваемая позиция в НФЛ. Из топ-20 самых высокооплачиваемых игроков лиги лишь два представителя других позиций – защитники Эндамукон Су и Вон Миллер. В лиге, где Майк Гленнон зарабатывает $15 миллионов, командам приходиться платить топовым квотербекам столько, сколько они захотят. Если брать абсолютно минимальную величину, которую получают лучшие квотербеки лиги, не находящиеся на контракте новичка ($20 миллионов), то получается, что команда тратит 12% потолка зарплат на одного игрока. Это оставляет им намного меньше денег на то, чтобы построить боеспособный состав на других позициях. Игроки ведь тоже понимают тенденции роста лимита зарплат и каждый год финансовый аппетит свободных агентов растет.

Последние два квотербека, подписавших контракты, были Дерек Карр ($25 млн в год, 15% лимита) и Мэттью Стаффорд ($27 млн в год, 16% лимита). Если вам повезло с талантливым молодым квотербеком с контрактом новичка или дешевым свободным агентом – шансы на общий успех значительно повышаются. Например, Блейк Бортлс обошелся команде в $6,5 миллиона, Карсон Венц – $6 миллионов, Кейс Кинам — $2 миллиона, а Ник Фолс – $1,6 миллиона. По сравнению с «Лайонс» и «Рэйдерс» у этих трех команд более $20 миллионов свободных денег для подписания игроков на другие позиции.

Embed from Getty Images

Послесловие

Разумеется, если принять противоположную сторону мнения, можно назвать все доводы притянутыми за уши: «Стилерс» с Беном Ротлисбергером были в шаге от победы над лучшей защитой сезона «Джексонвиля», Дрю Бриз совершил камбек против элитной защиты «Вайкингс», но этот камбек был перечеркнут одной гигантской ошибкой ди-бэка команды, а Ник Фолс вообще попал в этот список случайно, ведь первый посев команде обеспечил Карсон Венц, игравший на уровне MVP. А будь здоровым Аарон Роджерс, «Пэкерс» бы считались одним из главных фаворитов на Супербоул.

И с этой логикой не поспоришь. Но попробуйте посмотреть на это с другой стороны: лишь единицы команд имеют у себя звездных пасующих и платят им огромные деньги. Каждый бы хотел иметь у себя Роджерса, Бриза или Брэди, но это штучный товар. Большинство же команд лиги пытается найти квотербека, который бы показывал просто компетентную игру и мог бы считаться средним. В рамках таких ограничений генменеджерам команд нужно оперировать только выстроив систему, исходя из теории, что порядок бьёт класс.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.