Из года в год в топе списка самых ценных спортивных клубов мира фигурируют команды НФЛ. По оценкам Forbes, «Даллас Каубойс» являются самым дорогим футбольным клубом ($2,1 миллиарда). По подсчетам издания, чистая прибыль команды составляет $227 миллионов — самая большая в НФЛ с огромным отрывом.

Почти все команды НФЛ являются частными организациями, поэтому детальной финансовой информации о них практически нет — за одним исключением: «Грин-Бэй Пэкерс». Команда из Висконсина обладает особым статусом: в отличие от других франшиз, у «Пэкерс» нет единого владельца. Она является корпорацией: 360760 болельщиков клуба владеют акциями, по которым не платят дивидендов и которые не могут быть проданы никому помимо клуба. Команда обязана отчитываться перед акционерами о финансовом положении, что позволяет нам понять, как и сколько приблизительно зарабатывают команды НФЛ.

Телевидение — дойная корова лиги

Еще в начале 1961 года владельцы всех франшиз НФЛ, кроме «Браунс», заключили коллективное соглашение с CBS на продажу прав на телетрансляции, согласно которому все деньги будут делиться поровну между командами. Еще тогда команды поняли, что вместе они смогут получить больше денег от телевизионщиков, чем по отдельности. «Браунс» впоследствии расторгли контракт с Sports Network Inc., и лига подписала соглашение с CBS на $4,65 миллиона. В 1964 сумма телевизионного контракта выросла до $14,1 миллиона. К 2010 году эта цифра уже составляла $3 миллиарда.

В 2014 году вступило новое соглашение с CBS, FOX, ESPN и NBC, по которому НФЛ будет зарабатывать $4,9 миллиарда в год от ТВ-прав. Добавьте к этому отдельный контракт с DirectTV, радио Westwood One и др. — и получите почти $7 миллиардов. Вплоть до 2022 года каждая команда НФЛ получит около $200 миллионов за сезон еще до того, как нога болельщика ступила на стадион.

В 1964 сумма ТВ-контракта выросла до $14,1 миллиона. К 2010 году эта цифра уже составляла $3 миллиарда… Вплоть до 2022 года каждая команда НФЛ получит около $200 миллионов за сезон еще до того, как нога болельщика ступила на стадион.

Как распределяются другие доходы лиги

Jerry jones att stadium

Помимо ТВ-прав, основными источниками дохода команд являются спонсорские соглашения, продажи билетов и товаров на матчах и командной атрибутики в целом. Тут дела обстоят немного запутанней.

Во-первых, все команды, за исключением «Каубойс», делят поровну 40% от продаж атрибутики и билетов, оставляя себе лишь 60% выручки. «Даллас» пользуется особым статусом: еще в 1995 году Джерри Джонс пошел поперек правил лиги и подписал индивидуальные спонсорские соглашения с American Express, Pepsi и Nike на рекламу на стадионе команды. Владелец понимал, что популярной франшизе не нужны были остальные команды лиги для подписания выгодных контрактов и продажи атрибутики. На встрече владельцев команд в 1995 году лига подала иск против Джонса на $300 миллионов, на который Джонс ответил встречным иском на $750 миллионов, утверждая, что лига нарушает антимонопольное законодательство.

Скандал закончился внесудебным соглашением между лигой и Джонсом, согласно которому «Каубойс» перестали делить с другими командами выручку от продаж атрибутики и спонсорских соглашений, а также получать в ответ часть доходов остальных франшиз. Также все команды получили право на подписание отдельных спонсорских соглашений, связанных со стадионом.

Стадион: новый двигатель доходов владельцев

Помимо прав на имя стадиона, каждая команда получает 100% от продаж персональных лицензий (прав на покупку сезонных абонементов), а также VIP и корпоративных боксов. На новых стадионах огромная часть уделена именно таким ложам. Например, на AT&T Stadium, где играет «Даллас», 342 бокса и 15 тысяч клубных мест. Люкс-ложи стоят от $224000 до $900000 в год. Поэтому желание многих владельцев построить новый стадион с большим количеством мест, выделенных под VIP ложи, вполне логично.

На AT&T Stadium, где играет «Даллас», 342 бокса и 15 тысяч клубных мест. Люкс-ложи стоят от $224 000 до $900 000 в год.

Если команда владеет стадионом, то дополнительной статьей дохода является организация концертов, церемоний, саммитов, ярмарок и прочих мероприятий. Поэтому все новые стадионы — многофункциональные комплексы, а не просто железобетонные сооружения, которые простаивают весь год, не считая 10-12 недель в году.

Финансовое положение «Пэкерс»

Green Bay Packers Income

Согласно недавно опубликованному финансовому отчету «Пэкерс», оборот лиги в 2015 фискальном году составил $7,2 миллиарда, если брать общий пул, который ровно делится на 32 команды. «Упаковщики» наряду с остальными командами НФЛ получили по $222,6 миллиона. Это доходы от тех самых ТВ-прав, продаж атрибутики, билетов на матчи, спонсорских контрактов и лицензирования.

Помимо общего пула, доходы самой команды составили $186,2 миллиона. Таким образом, общий оборот за прошлый год был $408,7 миллиона. Чистая прибыль составила $48,9 миллиона. Обе цифры являются рекордными для команды. Доход команды стабильно растет каждый год, что неудивительно, с учетом повышения суммы ТВ-контрактов, цен на билеты и атрибутику, а также принимая во внимая игру команды последнее десятилетие.

В прошлом году команда открыла новый магазин, Зал славы «Пэкерс» и ресторан. В прошлом году 175000 человек посетило новый атриум. Несмотря на то, что команда представляет самый маленький медиарынок НФЛ, болельщики франшизы съезжаются со всей страны, чтобы посетить Ламбо Филд — один из самых культовых стадионов США. В списке на покупку сезонных абонементов на данный момент 115000 болельщиков, что, по словам команды, составляет около 30 лет. Как видно, с популярностью у команды нет проблем.

Руководство не забывает о богатых клиентах и вложило $55 миллионов в реконструкцию VIP-лож и клубных мест. Также команда инвестировала в развитие района Titletown, включающее в себя строительство отеля и медицинского центра. Оба проекта должны стать двигателем прибыли в самом ближайшем будущем.

Помимо общего пула, доходы самой команды составили $186,2 миллиона. Таким образом, общий оборот за прошлый год был $408,7 миллиона. Чистая прибыль составила $48,9 миллиона. Обе цифры являются рекордными для команды.

Сколько зарабатывают остальные команды НФЛ

packers-shareholders-meeting-2016-4

«Пэкерс» — команда из самого маленького медиарынка НФЛ, но являются отличным ориентиром. Именно исходя из их финансовых отчетов представители профсоюза игроков делали расчёты и вели переговоры о новом соглашении с лигой в 2011 году (владельцы команд отказались разглашать финансовые детали НФЛ).

По словам президента клуба Марка Мёрфи, «Пэкерс» находятся на 12 месте в лиге по выручке и — уже третий год подряд — на 9 месте по чистой прибыли. Но будь их выручка на $4 миллиона ниже, команда опустилась бы на 13 место. Очевидно, что плотность команд в середине очень высокая, и это вполне логично: у большинства франшиз почти идентичные источники и размеры дохода.

Как видно из вышесказанного, владеть командой НФЛ — прибыльный бизнес. Даже не будучи гением, всем хозяевам гарантирован огромный доход, устоявшаяся бизнес-модель и растущие телевизионные контракты. В прошедшем году каждый владелец НФЛ получил чек на $222,6 миллиона из общего пула, не считая индивидуальной прибыли команды. Максимальная сумма, которую мог потратить клуб, была $143,28 миллиона. Теперь не удивляйтесь, что «Биллс», последний раз побеждавшие в плей-офф два десятилетия назад, были недавно проданы за $1,4 миллиарда. Хорошее время быть владельцем франшизы НФЛ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.