С Михаилом и Верой Сатюковыми мы провели целые футбольные выходные: сначала посетили совместную тренировку «Уральских Молний» и «Саламандр», а затем съездили в Челябинск на матч женских команд по флаг-футболу. После очень эмоциональной игры в столице Южного Урала мы перешли непосредственно к интервью.

«Квотербеком я стал по чистой случайности»

– Миша, когда ты познакомился с американским футболом?

Миша: Это было в 2009 году. Я тогда учился на пятом курсе университета и сознательно искал контактный вид спорта. У меня было два вариант: регби и американский футбол. Я искал в интернете, что из этого вообще представлено в Екатеринбурге. В принципе, нашел то и другое. Но придя на первую же тренировку по американскому футболу, я понял, что это мое и надо здесь оставаться. Хотя, если честно, я ничего на ней и не понял (улыбается).

Можно сказать, что мне повезло, так как за два дня до моей первой тренировки пришли три первых каркаса и шлема. Новенькие, красивые. Но сфотографироваться в них мне не дали. Весь первый год тренировок у меня не было никакой специальной экипировки. Я начинал на позиции ди-энда, и все, что мне объяснили про игру, было из разряда «Видишь того парня в экипе? Его надо ударить». Такая вот нехитрая инструкция, но меня все равно зацепило. Я понял, что это мое.

Фото из личного архива Веры и Михаила Сатюковых

Квотербеком я стал по чистой случайности. У нас в составе было 16 человек, и вот на игре ломается основной разыгрывающий. Заменить его мог я или Валера Негруца. Но поскольку линейных у нас тоже не хватало, то место за центром занял я. Потом на год уходил играть тайт-эндом, а после этого начал уже осознанно тренироваться на позиции разыгрывающего.

– Вера, а как началась твоя футбольная история?

Вера: В 2013 году я увидела объявление ВКонтакте, что «Молнии» открыли набор в женскую команду. Я была вторым человеком в составе. Передо мной была только девочка, которая и разместила это объявление. К посту с объявлением была прикреплена картинка, где девушки были в шлемах и каркасах. Я решила, что мне это подходит, тем более, что уже давно думала чем-то таким заняться. В школе играла в баскетбол, а после этого в занятиях спортом был пробел.

Мишу я заметила на первой же тренировке за «Саламандр», но общаться мы начали только через три недели. Это произошло по моей инициативе. Нашла его в Вконтакте, добавила в друзья – он был не против.

Вера и Михаил Сатюковы в ресторане «Ельцин Центра» в Екатеринбурге, 11 июня 2017г. Фото: Юрий Марин (First & Goal)

– Уже второй год в Екатеринбурге проходит тренировочный лагерь, куда приглашают американцев. Кто организовывает это мероприятие, и как оно проходит?

Миша: Лагерь этого года организовывал я при поддержке консульства США в Екатеринбурге. В 2016 году все то же самое делал Кирилл Овсянников, который сейчас переехал в Вильнюс. План простой: в связке с консульством мы выходили на программу USA Football, от которой к нам приезжали два тренера. Первый лагерь получился ознакомительным. Причем как с точки зрения игроков, принимавших в нем участие, так и с точки зрения заокеанских тренеров.

Мы с ними заранее обсуждали вопросы, которые желательно было бы раскрыть на тренировках, но после приезда они увидели абсолютно разный уровень участников и начали давать основы. Типа таких базовых вещей, как правильный замер размера груди и головы для подбора каркаса или шлема. В этом году нам удалось этого избежать, и за два месяца до начала лагеря была полностью проработана вся программа, в чем неоценимую помощь нам оказал наш друг из Огайо – Кери Ярусси. Конечно, какие-то корректировки по месту также вносились, что-то мы просто не успели сделать, но больше старались следовать заранее обговоренному плану. Мы очень надеемся, что лагеря будут продолжаться.

Большую роль в этой истории играет генконсульство США в Екатеринбурге, которое оплачивает проезд и проживание американских тренеров. В прошлом году у них поменялся человек, который отвечает за культуру и спорт. И меня, как представителя «Уральских Молний», пригласили с ним познакомиться. Мы пообщались, наметили примерный план: договорились о датах, количестве тренеров и продолжительности кэмпа. Далее генконсульство занялось оформлением гранта, а я начал связываться с тренерами, которые нам подходили. Никаких ограничений консульство на нас по тренерскому составу не накладывало. Мы могли пригласить любого понравившегося тренера, если он согласился приехать. Они за это деньги не получают, насколько мне известно. Это что-то типа волонтерской работы. Генконсульство оплачивает им перелет и проживание, а тренеры делятся своим опытом.

Фото со страницы Ekaterinburg Spring Football Camp в ВКонтакте

Вера: Мне кажется, надо обязательно добавить, что лагерь с каждым годом становится лучше и более профильным. Многие игроки после первого кэмпа решили, что тут дают самые основы, которые они давно изучили и поэтому на второй лагерь не приехали. А третий лагерь, если получится организовать, будет еще лучше. Его план мы проговорили с тренерами еще этой весной. И то, что мы хотим сделать – это работа внутри команды. Американцы готовы вливаться в процесс, работать с командой, смотреть персонал и править ошибки существующих плейбуков, давать какие-то замечания и советы. Также мы планируем привезти тренеров для разных скилл-позиций. Уверена, это будет очень полезным.

– Насколько я знаю, и в женскую команду по флаг-футболу тоже приезжал тренер, который помогал поставить игру.

Вера: Да, я приглашала Сашу Руднева. Мы с ним познакомились, когда еще он был тренером «Вишен» и приехал с ними на Кубок Федерации в 2014 году. Мы с ним хорошо общаемся, дружим. Я его пригласила, оплатила билеты на самолет по акции, он взял на работе отгул и провозился с нами три дня. Саша рад делиться знаниями. Он нам полностью перестроил защиту. И, главное, Саша донес мысль, как это должно быть. Мы и подумать не могли, что какое-то из прикрытий напрямую зависит от блицующего.  Про нападение, к сожалению, не хватило времени нормально поговорить.

– Валерий Негруца – главный тренер «Уральских Молний» – известен в том числе и тем, что играет и слушает тяжелую музыку. Кто-нибудь из вас был на его концертах?

Миша: Из действующих игроков команды, я думаю, человека три посещали его концерты. Валера не навязывает нам свои музыкальные предпочтения.

Вера: …и проходки не дает!

Миша: Да, приходится самим платить. Наверное, поэтому многие еще и не ходили.

– В «Уральских Молниях» ранее играли Кирилл Овсянников и Николай Трубников, а на бровке помогал Кери Ярусси. Сейчас они являются частью других команд. Следите ли за их успехами?

Миша: Да, следим, общаемся. Со всеми хорошие отношения. Керри очень бы хотели вернуть. Нападение нашей команды в его текущем виде сформировалось благодаря Ярусси, и мы очень ему за это благодарны. Раньше «Молнии» играли по-другому: не было ни «Рид-опшен», ни построения «Уайлд кэт». Фактически мы полностью поменяли систему нападения. Он многое не успел реализовать из того, что задумывал.

С Кириллом периодически списываемся, он хвастается, что у них при университете замечательная база. Есть целая аудитория в библиотеке, где они занимаются теоретической подготовкой.

«Мы ругаемся, когда матчи «Сэйнтс» и «Бронкос» идут одновременно»

– Миша, какое место в Топ-12 от Александра Руднева заняла Вера?

Миша: Это сложно. Я помню, что мы очень долго с ней это обсуждали, и я согласился с этой оценкой… кажется, пятое или седьмое.

– Пятое.

Миша: Ну вот, я знал!

– Вера, какое место в Топ-100 игроков ЛАФ от
First & Goal занял Миша?

Вера: Девятнадцатое!

– Верно! Какое отношение у вас к этим рейтингам? Следили ли за выпусками, обсуждали их?


Миша: Топ от Руднева появился неожиданно. Не было возможности гадать и прогнозировать место, как это было в случае Топ-100 ЛАФ. Сразу поставили перед фактом, что Вера – пятая. Было очень приятно.

Фото из личного архива Веры и Михаила Сатюковых

Вера: Миша достаточно критически относится к своим игровым качествам, поэтому мы ждали его появления в первых выпусках. Но десятки все выходили и выходили, а Миши там не было. Причем чем дальше, тем больше была вероятность, что его там вовсе не окажется. То, что он прошел в Топ-20 игроков ЛАФ – это приятная неожиданность.

– За кого болеете в НФЛ?

Вера:
Денвер!

Миша: Новый Орлеан.

– Когда матчи «Бронкос» и «Сэйнтс» идут в одно время, как решаете эту проблему?

Миша: Мы ругаемся. В прошлом году таких матчей было немного, поэтому все прошло относительно тихо. А так обычно спорим, чей матч будем смотреть, и чаще в этом споре побеждает «Денвер». Потому что мне проще согласиться.

– Как много времени футбол занимает в вашей семейной жизни?

Миша: Много.

Вера: Процентов 80, мне кажется. Раньше такое бывало, что после игры мужской команды шла игра женской. И мы эти матчи проговаривали, переживали. И я думала: «Слишком много футбола!». А потом возвращались домой и включали еще какую-нибудь игру. Мы не можем без этого – мы живем футболом.

– А как на это реагирует ваш ребенок?

Миша: Саша уже знает, что такое тачдаун. Любит играть с мячиком.

Вера: Мне кажется, пройдет еще два года, и я начну ее брать на тренировки. У меня есть мечта – сделать детскую команду.

Фото из личного архива Веры и Михаила Сатюковых

Миша: Да, Кирилл Овсянников ушел, и на этом закончилась наша детская команда. У нас есть для них каркасы, шлема, джерси и мячи, но нет самих детей. Вернее и сами дети остались, но их сейчас просто некому тренировать.

«Первая игра «Саламандр» с «Ирбис» закончилась дракой»

– Какие у вас отношения с футбольными командами в регионе и конкретно с Константином Барышевым?

Миша: У нас нормальные отношения со всеми. В том числе и с Барышевым. Мы выслушиваем его идеи и зачастую принимаем участие в турнирах, которые он организовывает.

Вера: Со временем, я бы хотела, чтобы в Екатеринбурге организовался свой турнир. То, что делает Константин – это хорошо, но мне бы хотелось, чтобы и мы сами что-то организовали.
Для нас «Ирбис», которых тренирует Барышев, всегда являлись принципиальными противниками. Они  прогрессируют год от года. Мне не хватает с ними товарищеских матчей, хотелось бы больше. Против них никогда не бывает легко, хотя сами девочки спокойные и дружелюбные – мне нравится с ними играть.

Миша: А я вот помню, что первая ваша игра закончилась дракой!

Вера: Да, это так, но стоит отметить, что половина той команды больше за «Ирбис» не играет.

Миша: Среди мужских команд у нас тоже со всеми хорошие рабочие отношения. Единственное, не получается, да и, наверное, уже не получится, наладить нормальный контакт со второй екатеринбургской командой – «Пираньями».

Вера: И тут я вспомнила про «Лисиц»…

Миша: Да, видимо, у девочек тоже не получится. У них слишком разные взгляды с главным тренером «Лисиц». А мы с «Пираньями» конкурируем на рынке рекрутинга, если можно так сказать. У нас не Москва и не Питер – сейчас в Екатеринбурге нет игроков на две команды, поэтому люди кочуют из одного клуба в другой. Специальным рекрутингом мы не занимаемся, эти переходы происходят сами собой. «Пираньи» на нас за это обижаются и считают, что это наша политика. По этой причине мы даже товарищеские матчи с ними не проводим.
Мы очень хорошо общаемся с «Танками». Они для нас являются принципиальным противником, с которым приятно играть. Правда, эти матчи почему-то часто заканчиваются травмами. И дело не в какой-то умышленной грубости, а, наверное, в настрое.

– Что скажешь про пермскую команду?

Миша: Я лично очень рад, что у нас в регионе есть такая сильная команда, как «Стальные Тигры». Мы достаточно редко с ними играем. В этом сезоне даже не стали им предлагать товарищеский матч, просто потому что не были готовы. Они для нас «красная тряпка», очень хотим их обыграть. И когда мы что-то отрабатываем на тренировках, я очень часто ставлю их в пример. Говорю: «Так делают «Стальные Тигры».

–  То, что они играют в другом дивизионе – это плюс или минус для вас?

Миша: Это плюс. Тут нечего скрывать. Я бы хотел с ними сыграть в плей-офф. Лично мое мнение, что Пермь дома и Пермь на выезде – это разные команды. Я бы хотел сыграть с ними на нейтральном поле.

– А что думаешь про сравнение Сатюков – Захаров?

Миша: Это больная тема. Я не понимаю, зачем нас сравнивают. Мы разные. Женя очень здорово работает на ногах, уходит от захватов. Его выносы зачастую – это скрэмблы, когда он принимает решение во время пасовой комбинации бежать сам. После этого Захаров набирает ногами 30 ярдов, и все это выглядит круто. Я так просто не умею, да и желания особо нет. Мой вынос встроен в систему нападения в целом. Чаще всего это «Рид-опшен». Я заранее знаю, что побегу и линия моя играет блок, а не конверт.

– Как вам идея проведения Кубка Регионов?

Миша: Сама идея хорошая, но есть пара моментов, которые могли бы быть продуманы лучше. Например, победитель нашего дивизиона определится только в 20-х числах июля, а уже в начале августа он должен будет сыграть в Ростове. Это достаточно дальний выезд, который заранее надо готовить. Билеты покупать желательно за месяц или ранее. Ну и также есть претензии к самому месту проведения. Все-таки в Ростове нет нужной инфраструктуры – условий для размещения игроков. Скорее всего половине участников придется жить в Ярославле, так как те два хостела, что находятся в Ростове Великом, не смогут разместить всех желающих. Да и логистика тут не самая приятная – до такой же нейтральной Казани всем было бы добираться куда проще.

Вера и Михаил Сатюковы возле «Ельцин Центра» в Екатеринбурге, 11 июня 2017г. Фото: Юрий Марин (First & Goal)

– Миша, где ты видишь себя через пять лет?

Миша: Интересный вопрос. Я строю свои цели исходя из региональной привязанности команды. Хотелось бы, чтобы мы смогли найти финансовую поддержку – от спонсоров или государства – и заявились в премьер-дивизион. В ближайшие три года я такой возможности не вижу. Поездка в Москву в позапрошлом сезоне обошлась команде примерно в 400 000 рублей. На регулярной основе выделять такое количество денег сейчас никто не готов. Поэтому, думаю, мы сконцентрируемся на улучшении качества игры в дивизионе «Урал».

– Вера, а у тебя какие планы на ближайшую футбольную пятилетку?

Вера: Миша постоянно пытается прервать мой карьерный рост…

Миша: Это как?! А, речь про второго ребенка? Да, это так. А то я сначала даже в лице изменился (улыбается).

Вера: В прошлом году я попробовала играть именно в контактный футбол и очень хотела бы развиваться в этом направлении. Мне там расти и расти. За «Сирен» я играю, но не тренируюсь с ними. Мне бы хотелось, чтобы у нас появилась своя женская команда на базе клуба «Саламандры».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.