Предыдущие выпуски:

Часть 1. Квортербеки и принимающие
Часть 2. Бегущие и тайт-энды
Часть 3. Линейные нападения
Часть 4. Защита
Часть 5. Спецкоманды

Ни одну команду НФЛ нельзя рассматривать в отдельности от фронт-офиса: административного персонала (в данном контексте, генерального менеджера) и тренерского штаба. Наша символическая сборная худших из худших «Фотинайнерс» никак не может обойтись без этих замечательных людей.

19. Генеральный менеджер

1. Терри Донахью

Терри Донахью был назначен на должность в по прямому указанию своего предшаственника, легендарного Билла Уолша, которому пришлось выйти на пенсию из-за тяжелой болезни жены. Это был логичный шаг, так как бывший тренер знаменитой команды УКЛА два года занимал пост директора по персоналу в «Фотинайнерс».

«У нас есть видение дальнейшего развития команды», — говорил Донахью на дебютной пресс-конференции 3 мая 2001 года. Как оказалось, видение был примерно таким:

  1. Подружиться с владельцем «Найнерс» и игнорировать пожелания главного тренера Мариуччи. Не поддерживать главного тренера ни в чем, даже в конфликтах с игроками. Очередной выпад Оуэнса против тренера? Ну и что, пусть сами разбираются.
  2. После поражения в дивизионной игре плей-офф уволить одного из лучших тренеров в истории команды. Напоследок рассказать прессе, что Стив хотел не то новый контракт, не то больше власти, да и вообще, сам не знал, чего он хотел.
  3. Назначить новым главным тренером Денниса Эриксона, который был отличным специалистом в студенческом футболе, но ничего не добился в НФЛ.
  4. Продолжить игнорировать постоянные конфликты Оуэнса с партнерами.
  5. Распустить лучших игроков нападения, причём Гарсию и Херста — отчислить, чтобы их тяжеленные контракты повисли мертвым грузом на платёжке.
  6. Забить оставшееся под кепкой пространство огромными контрактами Барлоу и Пламмера, а потом подписать трех ресиверов вместо одного Оуэнса — чтобы хоть кто-нибудь из них заиграл.
  7. Не брать нового квотербека: Тим Раттей справится, да и вообще денег нет.
  8. Всё ещё не вмешиваться в конфликты между игроками, которые регулярно утекают в прессу.
  9. Отпустить Эриксона на собеседование в «Ол Мисс» за три игры до конца сезона при результате 2–11.
  10. И конечно, стоить команду через драфт: Рампф, Рашид, Чендлер, Харрис, Вудс.

Итоги работы Донахью на посту генерального менеджера: 29 миллионов долларов мертвых денег, забитая платежная ведомость, безумные контракты с посредственными игроками, ушедшие в другие команды лидеры и три катастрофических драфта. «Фотинайнерс» понадобилось 6 лет, чтобы окончательно избавиться от его наследия. На прощальной пресс-конференции он искренне жалел, что его уволили. Он утверждал, что абсолютно уверен: команда разобралась бы с платежкой, дождалась бы возвращения травмированных игроков и провела бы хороший драфт.

20. Главный тренер

1–2. Деннис Эриксон – Майк Нолан

Тренер худшей команды всех времен должен быть или перспективным специалистом, который своей работой разрушил надежды преданных болельщиков (Нолан), или с самого начала казался человеком, который перепутал дверь и случайно оказался на своей должности (Эриксон). Поскольку у нас нет стартового квотербека и вообще ротация и травмы, почему бы не допустить, что в разгар сезона один тренер сменит другого? Тем более, что именно так был уволен в 2008-м Майк Нолан.

Эриксон — отличный пример главного тренера, который может построить великолепную карьеру на уровне студенческого футбола, но совершенно не подходит для работы в НФЛ. Тем более, что про него это стало понятно ещё после его работы с «Сиэтлом». «Сихокс» второй половины девяностых напоминали «Рэмс» Джеффа Фишера: чтобы ты ни делал, сезон окончится с результатом 7–9 (только у Эриксона волшебным числом стало 8–8). Его команда могла быть третьей по набранным в нападении очкам или одной из худших в пасовой защите — неважно: результат оставался неизменным. Одна беда: этот результат не приносил «Сихокс» ни места в плей-офф, ни высоких пиков на драфте и тянул команду в болото.

Выбор Эриксона был настолько нелогичен, что его можно объяснить только личными амбициями Донахью. Казалось, что он хотел этим показать: мы, успешные студенческие тренеры, вполне можем конкурировать с тренерской элитой НФЛ, даже если опыт работы говорит об обратном. Владелец команды, Джон Йорк, тоже не смог объяснить это назначение: «Возможно, с момента начала поисков главного тренера Эриксон не входил в число основных кандидатов». Правда, после этого Йорк признался, что не знает, как Донахью вообще подбирал кандидатов, потому что начал участвовать в работе уже после окончания формирования списка претендентов на пост.

Эриксон вслед за Донахью решил строить свою команду без оглядки на прошлый опыт и, на правах одного из лучших знатоков нападения в студенческом футболе, заменил привычную систему «Вест-кост» на совершенно непохожую «Эйр-экспресс». После сезона-2003 вслед за звездными игроками команду покинул опытный координатор защиты, Джим Мора. Его уход стал точкой невозврата, после которой клоунаду в 2004 году уже было не остановить.

Оценить влияние Эриксона на происходящее в команде было непросто из-за бурной деятельности Донахью. Тренер не смог поладить с Оуэнсом, не добился привилегии выбирать игроков по своему вкусу, не управлял раздевалкой и, похоже, с какого-то момента даже не тренировал. А главное — Эриксон сдался. Он предпочел оставаться на бровке с непонимающим видом и искать место работы в колледже (похоже на Чипа Келли, правда?), вместо того чтобы что-то менять и бороться за собственное видение развития команды. Спустя годы, показав результат 9–23 за два сезона, единственной своей ошибкой Эриксон считает невнимательность: он должен был больше узнать о потенциальном работодателе, прежде чем подписыать контракт.

Нолан, напротив, приходил в качестве спасителя команды от разрушительной деятельности тандема Донахью-Эриксон: опытный, но при этом молодой координатор защиты, который находился на пике карьеры. Кроме того, Нолан также получал полномочия, близкие к роли генерального менеджера. Первый пик на драфте-2005 он решил инвестировать в франчайз-квотербека. Выбор был прост: Смит или Роджерс. Нолан выбрал Смита, потому что… Смит открыл дверь автомобиля чтобы помочь выйти своей маме. Роджерс приехал на встречу без родителей, и шансов показать свою вежливость потенциальному начальнику у него не было.

Многие болельщики воспринимают именно выбор Смита как фатальную ошибку Нолана. В реальности же неизвестно, как бы Роджерс справился с регулярной сменой координаторов нападения, пасовыми целями вроде Брайанта и Лейли и тренером, который считает, что с переломом плеча вполне можно играть.

Зато известно, почему именно Нолан многими считается худшим в истории франшизы. Он был плох в воспитательных методах (помимо истории со Смитом, он, например, провоцировал игроков драться в тренировочном лагере), плох в выборе игроков и плох в построении тренерской команды. Каждый сезон команды Нолана давали надежду на попадание плей-офф, чтобы потом рассыпаться и лишиться всех шансов. Через три с половиной сезона, после утраты полномочий генерального менеджера, с балансом побед и поражений 18–37 (0,327), Нолана наконец-то уволили. Его карьера пошла под откос, и после нескольких должностей координатора защиты, он оказался тренером лайнбекеров в «Новом Орлеане».

21. Координатор нападения

1. Джим Хостлер

Хостлер стал третьим координатором нападения, которого выбрал Майк Нолан. Прошлые двое — Майк Маккарти и Норв Тёрнер — тоже не смогли сделать чудо и создать из посредственных ресиверов и сырого Смита эффективное нападение. Тем не менее, как бы ни страдал пас, на выносе у нас сиял лучший раннинбек в истории франшизы — Фрэнк Гор.

Хостлер же умудрился за один сезон опустить выносное нападение с 6-й позиции в лиге на самое дно. Более того, несмотря на травму Алекса Смита и постоянное появление новых игроков на позиции квотербека, он все равно предпочитал пасовые комбинации выносным. Позже расстроенный Фрэнк Гор заявил, что команда сомневается в компетентности координатора. Несмотря на поддержку тренера и других игроков, статистика согласна с Гором: последнее место среди команд НФЛ по набранным очкам, последнее место по набранным ярдам, последнее место по набранным ярдам пасом, 18,6 набранных ярдов в среднем за драйв, предпоследнее место по попыткам выноса и 27-е — по набранным на выносе ярдам. 219 очков за 16 игр — показатель, сравнимый только с легендарным сезоном 1978 года.

22. Координатор защиты

1. Джим O’Нил

O’Нил появился в команде в 2016-м.  С самого начала идея пригласить координатора защиты «Браунс» казалась абсурдной. К чести Чипа Келли, он тоже не считал его основным кандидатом: если бы Майк Врэбел не видел для себя больше перспектив в «Тексанс», O’Нила бы у нас не было. Сомнений в правильности выбора стало еще больше, когда пресса узнала методы работы нового координатора: на тренировках лайнбекеры играли… в угадайку. Они должны были угадать, какую технику играют свои же линейные защиты, а после этого понять, как им надо действовать. В «Браунс» из-за этого игроки слишком часто затягивали с принятием решений и не успевали среагировать. В «Найнерс» O’Нил решил продолжить эксперименты и предложил молодым защитникам команды запутанную тактику игры в обороне. К середине сезона стало понятно, что наша защита лежит в руинах: «Сан-Франциско» позволяли сопернику набирать по 32,5 очка за игру; три игры подряд пропускали более 240 ярдов на выносе. Наша оборона больше напоминала юмористическое шоу: игроки тэклили не тех оппонентов, врезались друг в друга и потешно пытались догнать устремившегося вдаль соперника.

Главной проблемой оказалось перекрытие «окон» в защитном построении, сквозь которые легко проходили выносные розыгрыши соперника. Когда в начале ноября тренера спросили, что он думает об этой проблеме, и он сообщил, что не понимает, чтó имеет в виду журналист — и хотя за такой ответ Келли мог просто уволить координатора защиты, не дожидаясь конца пресс-конференции, O’Нил проработал весь сезон. Итоги его работы удручают: 480 пропущенных очков (худший результат в нашей истории), худшая защита против выноса в лиге по всем показателям, последнее место по пропущенным ярдам за игру (406,4) и эпидемия травм.

* * *

В нашем составе оказалось совсем немного бездарей. Большинству игроков просто в свое время не хватило чего-то, чтобы быть совсем в другом списке (например, списке Пробоулеров): кому-то — здоровья, кому-то — везения не попасть не к тому тренеру, третьим — человека, который вылечил бы их от звездной болезни. Далеко не факт, что если бы в «Найнерс» в свое время попали Брэди, Оделл Бекхэм или ЛеВеон Белл, они бы стали теми, кем стали. Возможно, Мэйса научил бы играть Питт Кэролл, к Балмеру нашел бы подход Брюс Эрианс, а Беличек, как всегда, доказал бы, что можно сделать своими руками при помощи одного Талли Банта-Кейна.

Наша команда, разумеется, еще пополнится яркими игроками. Впереди будут новые неудачные сезоны, странные тренеры и гениальные менеджеры. Но чтобы ни случилось, после дождя всегда выходит солнце. Особенно в Сан-Франциско, где погода меняется по десять раз на дню, так что Шэнахену наверняка понадобятся и зонтик, и солнцезащитные очки. А нам остается верить, что впереди будут новые победные сезоны и новые игроки.

Игроки, достойные места не в нашей сборной, а в Зале славы.

Лучший паблик о «Сан-Франциско Фотинайнерс» на русском языке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.