Глава 5

Пасовая игра

Стратегии игры в нападении меняются время от времени, и порой выносная игра становится предпочтительнее пасовой, и все же брошенный вперед мяч – это один из самых интересных элементов американского футбола. Самые запоминающиеся розыгрыши в истории футбола включают в себя длинные «бомбы» (передачи), благодаря которым матч выигрывается на последних секундах или же команда выходит вперед, меняя динамику матча. Невозможно устоять от коллективного вопля, когда запущенный в воздух мяч опускается и вот-вот окажется в руках принимающего. А когда мяч ловит защитник (совершая тем самым перехват), то это не менее увлекательное событие, которое также может повлиять на исход матча.

Нападение зарабатывает очки, продвигая мяч по направлению к зачетной зоне соперника. Данная глава фокусируется на одной «половине» нападения: на пасовой игре. О другой «половине» – выносной игре – мы расскажем в следующей главе. В 1980 году количество пасовых розыгрышей в НФЛ превзошло количество выносных впервые с 1969 года, и с тех пор соотношение не изменилось.

Знакомство с пасовой игрой

Для многих болельщиков пасовая игра – самая интересная часть футбола. Наблюдать за тем, как квотербек запускает длинный пас, а принимающий пружинит от земли и взмывает в воздух в попытке поймать мяч, очень увлекательно. Основатель и играющий тренер «Грин-Бэй Пэкерс» Эрл Лэмбо заставлял свое нападение пасовать мяч в середине тридцатых. Однако со временем команды отошли от пасовой игры. В шестидесятые и семидесятые выносная игра и зонная защита (когда защитники располагались глубоко в поле и перекрывали все свободные участки) высосали все соки из пасовой игры.

Второе дыхание пасовая игра приобрела после введенных в 1978 году правил. Во-первых, защитникам разрешалось прикасаться к принимающими лишь на расстоянии в 5 ярдов от линии схватки. Ранее защитникам разрешалось бить, пихать или толкать принимающих на любом участке поля. А также линейным нападения разрешили открывать ладони и полностью вытягивать руки для того, чтобы блокировать пас-рашеров. Смягчение условий для блокировки со стороны нападения привело к лучшей опеке квотербеков, а следовательно, у них стало больше времени на исполнение броска.

Примерно в это же время команды начали активно возлагать обязательства по приему мяча на раннинбеков. В 1979 году Билл Уолш возглавил «Сан-Франциско Фотинайнерс» и извлек дивиденды из новых правил и концепции «раннинбеки в роли принимающих», создав систему нападения Западного Побережья. Впервые команды начали играть из пасовых построений, а пас начал доминировать над выносом.

Для того, чтобы пасовая игра была успешной, квотербеки и принимающие (уайд-ресиверы, тайт-энды и раннинбеки) должны ежедневно работать над расчетом времени. Принимающие должны пробегать одни и те же маршруты, а квотербек должен бросать мяч в заранее определенные точки на поле. Визуально пасовая игра может казаться довольно простым занятием: квотербек бросает мяч, а принимающий его ловит. На самом деле, это очень сложный аспект игры. Линейные нападения должны обеспечить квотербеку достаточное время для броска (более двух секунд), а принимающие должны попытаться поймать любой мяч, даже если передача получилась неудачной. Порой ресивер должен сойти с заданного маршрута и побежать на любой открытый участок поля, чтобы вновь стать мишенью для квотербека.

Роли принимающих

Квотербек ничего не стоит без принимающих, готовых поймать мяч. Как правило, приемом мяча занимаются широкие принимающие и тайт-энды, хотя частенько в пасовую игру вовлечены и бегущие. В сезоне-2009 лидерами 22 из 32 команд НФЛ по количеству приемов мяча были широкие принимающие. В «Индианаполисе», «Далласе», «Чикаго», «Окленде», «Филадельфии», «Сан-Диего», «Сан-Франциско» и «Тампа-Бэй» чаще всего мяч принимали тайт-энды.

Принимающие могут обладать какими угодно габаритами. Бывают высокие и низкие, худые, резвые и быстрые. Чтобы быть успешным ресивером, нужно обладать гибкими руками (такими, чтобы позволяли ловить мяч), а также умением хладнокровно играть под давлением защитника. Также нужно уметь принимать удары. Игра ресивера считается привлекательной, но все команды ждут, что их принимающие на выносных розыгрышах будут блокировать ди-беков. Каждая команда рассчитывает, что ее принимающий способен утащить за собой корнербека или хотя бы помешать ему захватить бегущего.

Тайт-энды не так быстры, как принимающие, поскольку на многих розыгрышах исполняют полноценную роль блокировщика. Они могут весить на 30 килограмм тяжелее широких принимающих, и команды не ждут от них такой же силы и мощи, как от линейных нападения, однако лучшие в своем деле – как Тони Гонзалес и Вернон Дэвис несколько лет назад – работают на блоке выше среднего уровня и при этом остаются великолепными принимающими.

В стандартных схемах нападения на поле располагаются пять игроков, способных принять мяч: два раннинбека, тайт-энд и два широких принимающих. Широких принимающих обычно называют X и Z. Ресивер-X, также известный как отделенный ресивер (split end), обычно располагается на ослабленной стороне построения, а ресивер-Z, также известный как фланговый ресивер (flanker), располагается на усиленной стороне построения. Тайт-энда называют Y-ресивером.

Отделенный ресивер получил такое название за то, что он был крайним игроком (нападения тридцатых годов использовали двух крайних игроков в нападении), располагавшимся в 10 ярдах от базового построения в нападении. То есть, он отделялся от товарищей по команде. Игрок с другого края, тайт-энд, примыкал к тэклу нападения. Фланговый ресивер изначально был раннинбеком, но по мере развития игры в нападении, он стал располагаться на любом из флангов построения, но только не на линии схватки, как это делали отделенный ресивер или тайт-энд.

Во многих системах нападения во время пасовых розыгрышей тайт-энда меняет еще один принимающий. На следующей схеме можно увидеть, как тайт-энда сменил ресивер-Y.

Давайте присмотримся к деталям игры принимающих, а также узнаем, что им нужно делать, чтобы избавиться от персонального прикрытия.

Стойка

Прежде, чем принимающие начнут работу над ловлей мяча, им предстоит правильно занять позицию, чтобы одновременно обеспечить себе условия для резкого старта с линии схватки и защиты от возможного столкновения с ди-беком. Даже на самом начальном уровне ресивер должен понимать, что он должен открыться до того, как он сможет поймать мяч, а правильная стойка позволит ему совершить резкий старт с линии схватки. Квотербек не будет бросать мяч закрытому ресиверу, а когда дело доходит до броска в сторону открытого ресивера, то важен каждый шаг.

В стандартной стойке ноги принимающего расположены на ширине плеч как на стартовой тумбе во время бега – левая ступня на линии схватки, а правая в 45 сантиметрах позади. Игрок должен наклониться вперед ровно настолько, чтобы он мог резко стартовать с линии сразу же после ввода мяча в игру. Нельзя наклоняться слишком сильно, это грозит опрокидыванием вперед.

Хороший ресивер использует одну и ту же стойку в каждом розыгрыше, поскольку не хочет давать подсказку защите, какой розыгрыш сейчас будет – пасовый или выносной. Плохие ресиверы перед выносными розыгрышами встают кое-как.

Правильное построение

Один принимающий, как правило, отделенный, выстраивается на линии схватки. Другой принимающий, фланговый, должен встать за линией схватки на расстоянии в один ярд, ведь к моменту ввода мяча в игру на линии схватки должны располагаться не более семерых игроков нападения. Умный принимающий сверяется с ближайшим судьей, чтобы уточнить, правильно ли он расположился.

Как научить детей стойке принимающего
Наилучший способ обучить ребенка стандартной стойке ресивера – это взять его на легкоатлетический трек и показать ему бегунов. Если вы не можете пойти на трек, то покажите по телевизору или на компьютере. Посмотрите, как спринтер располагает ноги, а затем стартует после выстрела. В футболе стартовая позиция аналогична, разве что вместо выстрела происходит ввод мяча в игру. Очень хорошо начинать учить ребенка стойке, используя стартовую тумбу.
Первым делом ресивер должен использовать четыре точки опоры, то есть располагать на земле ноги и руки. Дайте ему почувствовать ощущение толчка со старта. Ноги должны располагаться на ширине плеч. Затем дайте ему три точки опоры, чтобы земли касалась только одна рука. Ресивер должен опробовать эту позу 100 раз прежде, чем перейдет к стандартной стойке, распространенной на всех уровнях футбола.

Тайт-энд и отделенный ресивер никогда не располагаются на одной стороне. Если ресивер расположен в 15-18 ярдах от квотербека, то он не слышит его устных сигналов. А значит, он должен ориентироваться по линии и начать движение как только мяч введен в игру. Пройдя линию схватки, ресивер должен направиться поочередно к каждому плечу ди-бека, чтобы вынудить его развернуть плечи перпендикулярно линии схватки. Ресивер рассчитывает на то, что ему удастся развернуть защитника в направлении, противоположном запланированному направлению движения ресивера.

Прием мяча

Хорошие принимающие ловят мяч на вытянутых руках. Они не ловят, прижимая мяч к плечам или груди, поскольку в большинстве случаев мяч будет отскакивать от корпуса.

Оптимальная техника для принимающего – спрятать один большой палец за другой и раскрыть ладони так, чтобы остальные пальцы располагались друг напротив друга. Игрок раскрывает ладони как можно шире, а большие пальцы продолжают соприкасаться. Затем ладони поднимаются на уровень лица, как если бы игрок смотрел в тоннель. Наконечник мяча должен пройти через этот «тоннель», а затем вся поверхность мяча обхватывается пальцами. Таким образом, игрок держит полет мяча на уровне глаз. Если мяч послан ниже пояса принимающему, то он должен расцепить большие пальцы, а соприкоснуться должны мизинцы.

Правильная техника приема мяча.

Избавление от персонального прикрытия

Персональное прикрытие – это аналогичный баскетболу стиль, при котором один игрок опекает другого. Защитник остается работать с принимающим вне зависимости от того, куда тот побежит. В его задачи входит удостовериться, чтобы принимающий не принял передачу.

Защитники пытаются совершить столкновение на линии схватки и сбить ресиверов с их маршрута и взрывного старта. Задача ди-бека состоит в том, чтобы первым делом «навредить» ресиверу, а затем вытолкнуть его за пределы поля (принимающему запрещено возвращаться на поле и принимать мяч) или помешать ему идеально пробежать маршрут и поймать мяч. Суть его игры состоит в том, чтобы вывести ресивера из игры на физическом и психологическом уровне.

Ресиверу нужно подходить к этому стилю игры, как если бы он в подворотне бился с тем, кто пытается уложить его на землю. Когда центр вводит мяч в игру, принимающий должен поднять руки к лицу, как бы это сделал боец, и должен помешать защитнику положить руки на корпус. Работа ресивера с руками похожа на обучающий стиль «ты – мне, я – тебе», как это выглядело в фильме «Парень-каратист».

После того, как ресивер собьет руки ди-бека, он должен наклонить плечо и рвануть с места. Принимающий как бы пробивается через попытки защитника задержать или вытолкнуть его одним мощным рывком, как боксер, бьющий соперника в челюсть апперкотом. Это был коронный прием в арсенале Джерри Райса, величайшего ресивера всех времен.

Еще один метод избавления от персональной опеки заключается в технике, которую можно сравнить с плаванием. Исходная позиция та же, но после ввода мяча в игру вместо того, чтобы наклонять плечо и прорываться, ресивер пытается ударить ди-бека по рукам в одном направлении, а сам движется в другом. Когда ди-бек реагирует, ресивер свободной рукой совершает загребающее движение (поднимает руку вверх и вперед, а затем направляет вбок). Это действие занимает доли секунды. При исполнении этого приема очень важно не дать защитнику захватить себя за руку.

Как правило, первым описанным приемом (наклон и рывок) пользуются крупногабаритные сильные принимающие, а вторым (гребля) принимающие менее габаритные.

Терминология пасовой игры

Перечислим важные термины, которые всплывают в разговорах о пасовой игре. Когда я был игроком, моим любимым словом было слово сэк – сладкий сон защитника и ночной кошмар квотербека. За карьеру я сделал 84 сэка, и каждый приносил мне огромное удовольствие. Мне также удалось сбить немало передач. Почитайте, и вы поймете, о чем речь:

  • Сбитый пас: Пас оказывается сбит, когда защитник использует руки для того, чтобы помешать летящему мячу достигнуть принимающего. Это происходит около линии схватки, когда защитник выпрыгивает вверх и вытягивает руки, находясь на «линии огня» квотербека. Сбитый пас может привести к перехвату или непринятому пасу.
  • Задержка: Самое распространенное нарушение в отношении нападения, когда происходит попытка паса. Нападение получает 10-ярдовый штраф (и повтор попытки), когда любой игрок нападения задерживает защитника, схватив его за джерси или зацепив своей рукой руку игрока, когда тот пытается захватить квотербека.
  • Нелегальный пас вперед: Квотербек не имеет права пересечь линию схватки, а затем бросить мяч. Это нарушение происходит, когда квотербек бежит вперед, спасаясь от защитников, а затем забывает, где проходила линия схватки. Нападение штрафуется 5 ярдами от точки нарушения и теряет попытку.
  • Намеренное избавление от мяча: Нарушение возникает, когда находящийся в конверте квотербек намеренно выбрасывает мяч в аут или бросает его в землю. Есть три ситуации, когда подобное может произойти:
    – Квотербек пытается бросить пас из собственной зачетной зоны, чтобы избежать захвата. В таком случае защита зарабатывает сейфти (два очка), а нападение теряет владение и должно пробить мяч со своей 20-ярдовой отметки.
    – Квотербек оказывается более, чем в 10 ярдах от линии схватки и избавляется от мяча, чтобы не попасть под захват с большой потерей ярдов. Нарушение карается потерей попытки, мяч устанавливается на точку нарушения, то есть туда, где стоял квотербек в момент избавления от мяча.
    – Квотербек делает шаг назад от центра и немедленно бросает мяч прямо в землю. Такой розыгрыш применяется, когда нападение хочет остановить часы, когда тайм-ауты закончились или их нужно сохранить. За этот вид нарушения команда просто лишается попытки.
  • Перехват: Любой случай, при котором защитник ловит пас. Наряду с фамблом перехват – худшее, что может произойти с квотербеком и его командой. Это называют потерей владения, поскольку защита овладевает мячом и имеет возможность занести его в зачетную зону. (Дейон Сандерс считался самым опасным игроком по части перехватов, поскольку в открытом поле демонстрировал высокую скорость)
  • Грубая игра в отношении пасующего: Это нарушение должно защитить квотербека от травм. После того, как мяч покидает руку разыгрывающего, любой защитник обязан избежать столкновения с ним. Поскольку сила инерции может заставить защитника врезаться в квотербека, по правилам ему дозволено сделать еще один шаг после того, как мяч был выпущен. Но если он ударит квотербека на второй шаг, понимая, что мяч уже был выпущен, то рефери посчитает это грубой игрой. Защита получит 15-ярдовый штраф, а нападению присудят автоматическую первую попытку. Это нарушение часто вызывает споры, если только защитник очевидно не бьет квотербека после того, как передача уже отправлена. В конце концов, тяжеловесным защитникам порой не так-то просто остановиться.
  • Сэк: Сэк происходит, когда защитник захватывает квотербека с мячом в руках за линией схватки. Сэк – это важнейший показатель в статистике защитников, НФЛ ведет ее с 1982 года (все остальные статистические показатели игры в защите не считаются официальными, поскольку их ведут сами команды). В студенческом футболе сэки считают с того же года.
  • Капкан: Ресиверам приходится делать разные сложные приемы, но «ставить капкан» (trapping) запрещено. Так называют случай, когда принимающий ловит низколетящий мяч при помощи газона. Чтобы судья зафиксировал прием мяча, ресивер должен сделать так, чтобы мяч в момент ловли не касался земли, а был полностью обхвачен ладонями. Порой подобные розыгрыши происходят так быстро, что разобраться можно только с помощью видеоповтора.

Пасовые маршруты

Наблюдая игру дома или на трибунах, вы можете рассмотреть все основные маршруты, используемые на всех уровнях футбола. За один розыгрыш два или три принимающих могут бежать разные маршруты.

Обладая знанием пасовых маршрутов, вы можете предсказать, какую часть поля или какого защитника нападение хочет атаковать, или как нападение будет справляться с тем или иным типом защиты. Бывает так, что маршрут предназначен для того, чтобы сломать систему защиты против выноса, когда игрок просто уводит за собой нужного защитника. Перечислим базовые маршруты, которые можно увидеть во время игр:

  • Камбек (на русский можно примерно перевести как «возврат»): Ресивер бежит вперед от 12 до 20 ярдов, после чего резко поворачивается лицом к квотербеку, чтобы принять мяч. Квотербек бросает мяч до того, как ресивер к нему разворачивается. Этот маршрут используется на флангах и, как правило, очень быстрыми ресиверами – защитники располагаются обычно ярдах в 5 от таких принимающих, чтобы не упустить их на быстром старте.
  • Кроссинг («перекрёстный»): Ресивер бежит вперед около 10 ярдов, после чего резко сворачивает в сторону (в центр или на фланг). Перед тем, как свернуть, ресивер зачастую пытается обмануть защитника  обманным движением головы и плеча или сделать ложный шаг в сторону. Защитник обманывается на смене направления, что дает ресиверу возможность принять мяч. Как правило, перекрестные маршруты бегут сразу два ресивера, что только запутывает защиту, а бросок исполняется квотербеком на бегу. Этот маршрут эффективен, когда защитники играют персонально со своим игроком, а не опекают определенную зону.
  • Кёрл («завиток»): Ресивер бежит 8-12 ярдов вперед, после чего разворачивается и делает шаг или два в направлении своего квотербека и ловит мяч. Таким образом, он спиной блокирует защитника. Такой маршрут эффективен, когда нужно набрать не так много ярдов на пасовом розыгрыше, и хорош, когда его использует крупногабаритные тайт-энды.
  • Хук («крюк»): Во многом, похожий на «спираль» маршрут, разработанный для тайт-эндов, которые бегут вперед 5-7 ярдов, после чего начинают движение в сторону квотербека и ловят заранее брошеный мяч. По сравнению с «керлом», здесь поворот игрока получается более плавным, а пройденное расстояние – короче.
  • Пост («столб»): Маршрут для длинной передачи ярдов на 40-50. Ресивер бежит вперед вглубь поля, а затем делает поворот на 45 градусов и бежит в сторону ворот соперника. Как правило, тренер назначает подобный розыгрыш, когда видит, что сейфти соперника располагается глубоко, и у быстрого ресивера есть возможность сыграть на свободном пространстве между линиями обороны. В самом начале розыгрыша ресивер при таком маршруте может изобразить ложное движение, чтобы сейфти замешкался – этого может быть достаточно для успешного выполнения «поста».
  • Слент («косой»): Маршрут для внутреннего принимающего (фланкера), то есть, располагающегося в 5 ярдах от блока нападения. Ресивер бежит от 3 до 8 ярдов вперед, после чего по диагонали смещается в середину. «Слэнт» эффективен как против зонного прикрытия, так и против персонального, поскольку направлен на поиск свободного пространства в любой защитной схеме.
  • Сквер-аут («выход в бровку»): Ресивер бежит порядка 10 ярдов вперед, после чего разворачивается в сторону ближайшей бровки и бежит параллельно линии схватки. Квотербек бросает мяч заранее так, чтобы ресивер успел его поймать и зафиксировать ровно перед выходом в аут. Порой бросок осуществляется даже до того, как ресивер изменил направление. Часто такие маршруты можно увидеть, когда нападению нужно экономить время.
  • Стрик или Флай («прямая» или «полёт»): В теории все очень просто: ресивер просто бежит вперед как можно быстрее. Главное, чтобы он бежал со стороны бросковой руки квотербека (справа, если правша). Задача ресивера – на скорости оторваться от защитника и принять мяч, брошенный на 20-40 ярдов. Несмотря на кажущуюся простоту, квотербек должен бросить мяч не только сильно, но и точно, потому что у быстрого корнербека тоже есть хорошие шансы поймать мяч. И ни в коем случае нельзя бросать мяч, если соперник играет с глубоко посаженным сейфти, потому что у того и вовсе будет преимущество в том, чтобы подстроиться под мяч и перехватить его.
  • Свинг («раскачка»): Простой бросок на раннинбека, который выбегает с тыла и направляется в сторону бровки. Квотербеку в таком случае не нужно даже демонстрировать всю технику паса (то есть, не используется это классическое движение рукой), достаточно перебросить лайнбекера и дать возможность бегущему без помех принять мяч. Как правило, бегущий после приема сразу выходит за пределы поля, если только ему не удается обойти первого встречающего защитника.

Построение «шотган»

На футбольном языке построение означает расстановку игроков в нападении перед вводом мяча в игру. Построения развивались по мере развития американского футбола. Пасовое построение «шотган» впервые применил главный тренер «Сан-Франциско Фотинайнерс» Ред Хайки в 1960 году. Он опасался блицующих защитников «Балтимор Кольтс», поэтому расположил своего квотербека Джона Броуди в 7 ярдах от линии схватки. Хайки вычислил, что у Броуди будет больше времени на то, чтобы разглядеть своих принимающих и бросить мяч до того, как до него добегут защитники. Стратегия сработала, и «Фотинайнерс» одержали неожиданную победу в том матче.

В построении «шотган» квотербек располагается в семи ярдах от линии схватки.

Команды используют «шотган» в нападении, когда они обладают слабой опекой паса или же если они играют против выдающихся пас-рашеров. Также «шотган» используется, когда команда хочет играть в пас на каждом розыгрыше, особенно отставая в счете. Однако некоторые команды и тренеры часто пользуются «шотганом» просто потому, что он им нравится. Другие же команды используют «шотган» лишь по необходимости, например, на третьей попытке, когда пройти нужно больше четырех ярдов.

Несмотря на свою универсальность, у построения «шотган» есть свои недостатки:

  • Центр должен уметь исполнять высокий и точный 7-ярдовый снэп на квотербека.
  • Защитников уже не одурачишь. Они знают, что вы будете играть пасовую комбинацию, поэтому пас-рашеры сразу же рванут к квотербеку, чтобы сделать сэк.

Чтобы эффективно использовать построение «шотган», требуется быстро соображающий квотербек.

Великие мастера паса и приема
Чтобы пасовая игра работала, футбольной команде нужны настоящие воины. Вспомним некоторых великих игроков. Многие из них сочетали стиль с талантом и стойкостью.
У «Сан-Диего Чарджерс» был ресивер по прозвищу Бэмби. Лэнс Олуорт ненавидел свое прозвище, которое ему дал товарищ по команде за то, что Олуорт был быстрым и ловким как олень. Олуорт носился как ветер и добежал до самого Зала славы. Он вторым в истории набрал 10 тысяч ярдов на приеме.
Джо «Уилли» Нэмет был одним из первых игроков, надевших бутсы белого цвета. «Бродвейский Джо» был ярким квотербеком, игравшим за «Нью-Йорк Джетс» в шестидесятых и начале семидесятых. Он имел привычку ходить на бровке в роскошной шубе. В сезоне 1967 года он пасом набрал 4007 ярдов за 14 игр. А также он сдержал обещание победить фаворитов «Балтимор Кольтс» в Супербоуле-3.
Эрл Лэмбо был первым квотербеком-тренером «Грин-Бэй Пэкерс». В тридцатые тренер Лэмбо (стадион «Грин-Бэй» назван в его честь) сделал выбор в пользу активной пасовой игры, когда большинство команд все еще мочалило друг друга выносом. Лэмбо открыл для футбола многих звездных игроков, таких как, например, Дон Хатсон.
Джонни Юнайтас – член Зала славы, но он не всегда был звездой «Балтимор Кольтс». В 1955 году он играл в крохотной футбольной лиге и получил три доллара за игру. «Питтсбург Стилерс» выбрали его на драфте, но не поверили, что он был достаточно хорош для их команды и отчислили. Юнайтас, знаменитый своими черными высокими бутсами, стал первым квотербеком, набравшим за карьеру 40 тысяч пасовых ярдов.
Оглавление
Часть 1: Введение в американский футбол
Глава 1: Величайшая американская игра
Глава 2: Встретимся на гридайроне
Глава 3: Правила и обязанности
Часть 2: Вперед, нападение!
Глава 4: Квотербек – самый ценный игрок в американском футболе
Глава 5: Пасовая игра
Глава 6: Выносная игра
Глава 7: Линия нападения
Глава 8: Розыгрыши нападения и стратегия игры
Часть 3: Суровая защита
Глава 9: Великаны из линии защиты
Глава 10: Последний оплот обороны в линии секондари
Глава 11: Тактика и стратегия игры в защите
Часть 4: Остальная команда
Глава 12: Спецкоманды и мастеры ударов по мячу
Глава 13: Тренеры, генменеджеры и другие важные персоны
Часть 5: Футбол для всех
Глава 14: Квотербеки в инвалидных креслах и другие потрясающие болельщики
Глава 15: Молодежные лиги и школьный футбол
Глава 16: Студенческий футбол – колыбель всего
Глава 17: Национальная футбольная лига
Глава 18: Фэнтези-футбол
Часть 6: Списки десяти лучших
Глава 19: 10 величайших защитников всех времен
Глава 20: Более 10 лучших игроков нападения
Глава 21: 10 величайших тренеров в истории
Глава 22: 10 лучших команд в истории
Глава 23: 10 самых горячих студенческих противостояний
Часть 7: Глоссарий
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.