Продолжаем обсуждать с экс-главным тренером сборной России как актуальные футбольные моменты, так и фундаментальные вещи. Хотите узнать, кто, по мнению Василия Евгеньевича, лучший корнербек НФЛ? Кого стоит ждать в финале ЛАФ? Роль внешнего лайнбекера в построении 3-4? Особенности тактики, ключевые схемы, подбор персонала, история российской и зарубежных лиг. Вы спрашиваете – Добряков отвечает.
Свои вопросы можете оставлять уже сейчас в комментариях к этой записи. На какие-то из них Василий Евгеньевич ответит сразу, на другие, требующие обстоятельного подхода, – в рамках следующего выпуска. Особо приветствуются вопросы по тактике.
Предыдущие выпуски можно посмотреть здесь и здесь. В этом выпуске Добряков отвечает на вопросы читателей и редакции First & Goal.
Меня, как давнего фаната «Иглс», интересует Ваше мнение о ситуации с ди-эндами в команде. Кто будет в старте? Как разделят игровое время между собой Грэм, Карри, Барвин, Смит и новичок Макалистер? Кто проявит себя ярче всех? Может ли Смит не попасть в итоговый ростер?
В «Филадельфии» поменялся координатор защиты – теперь это Джим Шварц. Он известен тем, что играет «Уайд Найн». Это защита, при которой основное внимание ди-эндов сосредоточено на давлении на квотербека и контейне. Они не играют как крайние защитники при схеме 3-4 против тэклов. Они будут стоять широко и блицевать. Я не думаю, что это означает возврат к той «девятой» широкой защите, которая была в последние годы у Энди Рида. Она уж очень не подошла «Иглс» в свое время. Не подошла во многом по причине нехватки хороших внутренних лайнменов и центального лайнбекера. В этот раз, на бумаге, по внутренним линейным, вроде, все хорошо.
Что касается ди-эндов, то я считаю, что у команды три полноценных игрока на этой позиции.
Барвин, который хоть и внешний лайнбекер, но начинал он как ди-энд в схеме 4-3. Думаю, что он справится с широкой девятой защитой. Возможно, он будет не столь хорош против выносного нападения, но, тем не менее, это не должно помешать ему занять место в старте.
Второй игрок – Брендон Грэм. С ним заключили новый контракт. Про Грэма могу сказать, что он классический энд для 4-3 и должен достаточно легко вписаться в схему.
Ну и Винни Карри – что-то среднее между третьей техникой и ди-эндом. Думаю, он будет на выносных даунах появляться. Так что на бумаге все выглядит достаточно неплохо. Насколько повлияет, что Грэм и Барвин играли внешних лайнбекеров при фронте 3-4? Наверное, не должно сильно сказаться. Ожидаю, что они быстро вернутся к тому, что они делали до этого.
Что касается Смита, которого задрафтавал Чип Келли, то, мне кажется, это какая-то системная ошибка. Вряд ли из него что-то хорошее получится. Насколько я помню, про него писали, что он был физически очень слаб для этой позиции. И то, что он не попал в ротацию, будучи высоко задрафтованным игроком, говорит о многом.
Про Макаллистера сейчас ничего не могу сказать. В колледже я его не видел, мини-лагерь для новичков о ди-эндах ничего сказать не может. Надо дождаться лета.
Нельзя исключать, что штаб решит получить еще одного крайнего защитника в команду, если имеющийся персонал их не устроит, а такое очень возможно.
Как оцениваете в целом драфт «Филадельфии»?
Нормально оцениваю. «Иглс» действовали по ситуации. Когда они поняли, что могут взять квотербека на годы вперед, то поднялись за ним вверх. Если они верят в то, что это франчайз-квотербек для команды – надо пытаться его получить. Осуждать тут не за что, так как сейчас у нас однозначно нет разыгрывающего в долгосрочной перспективе. Конечно, пропал выбор во втором и третьих раундах. «Иглс» традиционно в них берет неплохих игроков, в отличие от первого, который мне зачастую не нравится. Но сейчас не стоит об этом печалиться. Это «олл-ин» ситуация. Пришло время задвинуть все фишки в центр стола, чтобы сорвать джек-пот. Как можно осуждать человека, который пошел «олл-ин» в примерно безвыходной ситуации?
Сразу после драфта все СМИ дружно ринулись писать про Пакстона Линча, сильно обижая вниманием первых двух выборов на драфте – Гоффа и Вентца. С чем это связано?
Пакстон Линч – это третий доступный квотербек на драфте. И говорить тут особенно не о чем. У «Денвера» не было выбора вверху драфта. Очень интересно посмотреть, кого бы они взяли, если бы была возможность выбирать первыми. Какое у кого будущее – вопрос уже другой. Не надо забывать, что Аарон Роджерс тоже не был первым выбранным квотербеком в своем классе. Сейчас на бумаге однозначно Гофф и Вентц выглядят сильнее.
Чем вообще Вам запомнился драфт? Самые удачные и неудачные решения команд?
Мне очень не понравился, скажу даже больше – меня просто бесит выбор Эзекиэля Эллиота «Далласом». Поскольку я болею против «Ковбоев», мне очень не понравился этот пик (улыбается). Я думаю, что если «Филадельфия» не решилась бы подняться за квотербеком вверх, Эллиот оказался бы в «Орлах». Это, конечно, не имеет никакого отношения к будущему. Человек может оказаться просто тупым (судя по рубашке – шансы на это есть). Но вот прямо сейчас он кажется едва ли не лучшим игроком на драфте.
Из спорных пиков хотел бы отметить выбор Кристиана Хакенберга «Джетс». Про него пишут, что он очень неаккуратный квотербек. То, что я читал на тему развития этого навыка для разыгрывающих в НФЛ, говорит о том, что это не чинится. Если это действительно так, то у «реактивщиков» большие проблемы. Ну и трейд-ап за кикером Роберто Агуайо от «Бакканирс» выглядит достаточно забавно. Такое ощущение, что они сначала сделали, а уже потом подумали. Этот выбор говорит, что ценность бьющих повышается. И в ближайшем будущем мы можем ждать подобных ходов от других команд. Другое дело, что хорошие, психически устойчивые кикеры, должны адаптироваться и забивать филдгол с 15 ярдов в 99,9% случаев, как это было до перемещения точки пробития экстрапоинта. Я как-то видел, как два кикера «Филадельфии» на спор били с угла поля по штангам. Каждый по 10 ударов. Счет был 9-8.
Добрый день. Практически всегда в играх НФЛ центр о чем-то говорит с квотербеком и указывают на какого либо игрока пальцем. Какая вообще роль центра в команде? Что именно он координирует и почему этого не делает квотербек? И лично Вы какую роль уделяете центру-координатору? Чему учите своих центров?
Перед каждым розыгрышем, не важно, будет это пас или вынос, нападение должно разобраться, что делает защита. Все игроки в той или иной степени несут за это ответственность. Основной мозг – квотербек. Поменять что-то, переназначить, изменить. Второй человек – центр, он отвечает за все то, что происходит в блоке. Есть два основных вида выносного нападения, которые можно видеть в НФЛ: зонное и персональное (у последнего много названий – «пауэр», «биг-он-биг», «мен-ту-мен»). В колледже, где я был, играли «биг-он-биг». Там большая роль в разборе защиты выпадает на гардов. Но смысл не меняется – кто-то должен давать сигнал в блоке. Центр это будет или гард – не важно. Каждый фронт называется определенным кодовым цифровым значением. После того, как команда прозвучала, каждый блокировщик понимает, какого игрока он берет на вынос и на пас. В НФЛ сейчас гораздо больше играют зонных нападений, поэтому чаще всего за чтение защиты отвечают именно они. Традиционно центры – самые «умные» футболисты блока. Если мы говорим про зонное нападение, то здесь сначала определяются игроки, которых не блокируют лайнмены. Которых, например, берет на себя фуллбек – и этого игрока для линии больше не существует, а вот остальных игроков должны разобрать 5 лайнменов или 5 лайнменов + тайтенд. На центра ложится такая задача, как определение «нулевого» игрока, того, за которого он отвечает. И это не значит, что блокировщик будет бегать за игроком защиты по всему полю и пытаться его куда-то толкнуть. «Нулевой» игрок определяет только первый шаг центра. Гарды отвечают за первых игроков, тэклы – за вторых, а тайтэнд, если он есть, берет третьего.
Есть стереотипы относительно блокировщиков, которые особенно хорошо работают в нападении «биг-он-биг». У них все очень четко. Левый тэкл – лучший пас-протектор. Самый высокий, с самыми длинными руками. Правый тэкл, как правило, такой же, но чуть похуже. Правый гард – это такой мулер. Человек, который может сдвинуть назад игрока напротив. Широкий, здоровый, очень сильный. Центр – самый умный и самый подвижный. Его блоки требуют основательной скорости. Левый гард – срывающаяся машина. Если кто-то помнит, Аллен Фанека – игрок «Питтсбурга» – классический пример левого гарда.
Также центр отвечает за ввод мяча в игру. Команды в НФЛ имеют несколько темпов игры. В одном из них мяч отдается сразу, во втором темпе мяч отдается после n-ного звука, на третьем темпе мяч отдается по сигналу квотербека в хаддле. Обычно тренер говорит режим, в котором играет команда. Он может меняться по нескольку раз за матч. Может меняться даже каждый драйв. А иногда играют беззвучный темп. Последний мне не очень нравится, так как должна быть очень хорошая сыгранность в линии и в случае, если защита его раскусит, могут быть серьезные проблемы. Я не знаю точно, что было в матче «Пэтриотс» против «Бронкос» в финале АФК. Но если это действительно была проблема со снэпом, как про это говорят, то это, конечно, вопиющий прокол «Нью-Ингленда». Другое дело, что это не может быть ошибкой центра. Это практически исключено. Не он определяет способ объявления начала розыгрыша.
ЛАФ наконец-то стартовал. Ваши впечатления от первых игр?
Никаких сенсаций не произошло. Мне было очень интересно посмотреть на «Патриотов». Насколько я понял, они поставили тайтэнда на постоянной основе в линию. Считаю, это очень хорошо для них.
В остальном же пока еще очень рано о чем-то говорить. Все в разной форме: кто-то наигранный, кто-то нет. У нас пока еще нет привычки начинать с места в карьер. Можно ожидать, что какие-то команды по ходу сезона добавят (тот же «Витязь»), а кто-то и сбавит. Все, кто на бумаге должны были выиграть, сделали это. Можно сказать, что где-то счет достаточно крупный, но это тоже обманчиво: каждую четверть пропускай на один тачдаун больше от противника – проиграешь с разницей в 28 очков.
Вы в прошлом достаточно много ездили с различного рода семинарами и тренировочными лагерями. Расскажите, пожалуйста, как они обычно проходят?
Когда ты приезжаешь в команду, где игроки разного уровня и они сами еще не знают, чего хотят, я пытаюсь рассказывать о футбольных философиях. Просто говорить, что называется, «за футбол». Что есть разные варианты развития команды. Есть много путей. Как в восточных единоборствах: есть кунг-фу, есть тхэквондо, есть карате и так далее. Есть направление, которое я знаю и за которое могу отвечать – вот оно. Но это даже не 5% от того, что может быть. Какие-то общие принципы, конечно, и других путей могу объяснить, но там больше будет оставаться белых пятен.
Второе, что даю на тренингах – упражнения по позициям. Это самое сложное. Здесь очень важно заинтересовать и объяснить нюансы игроку. Но это очень проблематично сделать за два часа тренировки. Просто не успеваешь.
Третье направление – когда команда знает, что она конкретно хочет улучшить. Здесь и мне проще и понятнее, можно говорить о каком-то одном требующем улучшения аспекте игры. Другое дело, если я его не знаю – а такое запросто может быть. Ничего в этом страшного нет. Я всегда о таких вещах предупреждаю. Я как-то общался с Шуаном Фатой – главным тренером тирольских «Рэйдерс». Задал вопрос про защиту 3-4, на что он мне ответил, что ее не знает. Это очень заслуженный специалист, с большим опытом, в том числе и НФЛ, и не знает. Меня это тогда впечатлило. А сейчас я сам действую примерно так же. Считаю, что если ты даешь какие-то знания, то ты должен быть готов ответить на все вопросы, которые слушающий задаст. Для этого нужно глубоко разбираться в предмете, а не ограничиваться теорией.

Василий Добряков с тренерским штабом и кандидатами в сборную России на отборочном лагере в Ярославле. Фото Светланы Халявиной.
Если говорить о том, что я люблю, то это, в первую очередь, «Про». Обязательно тайтэнд, хоть это и редкая позиция у нас в футболе, но она дает большую вариативность. Это два задних. При этом стараюсь учить каким-то простым вещам. Когда не нужно знать правила разбора против всех видов фронтов защиты.
Я за то, чтобы проходил обмен опытом, чтобы тренеры общались. Был в Киеве лет 6 назад, и там была очень полезная встреча. На ней присутствовали не только украинцы, но еще и минские ребята. Мы в общей сложности, наверное, часов пять общались, обменивались опытом, какими-то взглядами на те, или иные вещи. Было очень конструктивно и полезно. Очень мне понравилось.
Как-то раз нам на семинаре «НФЛ Европа» четыре часа рассказывали про маршрут «Олл ап». О чем это говорит? О том, что каждую комбинацию можно разбирать часами. Это все зависит от уровня проработки, который необходим.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.