Супербоул-25. «Баффало Биллс» – «Нью-Йорк Джайентс»

27 января 1991 года. Стадион «Тампа», Тампа, штат Флорида (73,813 зрителей)

Сезон 1990 года вывел в Супербоул две диаметрально противоположных в игровом смысле команды, хотя в географическом плане они были максимально близки друг к другу и представляли один штат. Романтическому скоростному футболу, сделавшему «Биллс» фаворитами встречи, бросил вызов изнуряющий силовой футбол от Билла Парселлса и его «Джайентс».

Это было не просто классическое противостояние лучшей защиты против лучшего нападения. Это была еще и история о разном восприятии времени: «Биллс» проводили свои драйвы в нападении молниеносно, очаровывая всех быстрым продвижением по полю и сверхрезультативной игрой; «Джайентс» же тратили на один драйв почти половину четверти, изматывали защиту соперника и играли на ее слабостях.

В 1991 году Супербоул проходил в разгар войны в Персидском заливе. США были охвачены патриотической лихорадкой, поэтому даже транслирующий игру телеканал ABC в перерыве вместо хафтайм-шоу от  New Kids on the Block транслировал сводки с ближневосточного фронта. В историю также вошло исполнение Уитни Хьюстон национального гимна, которое было признано лучшим в своем роде и неоднократно возвращалось в музыкальные чарты спустя много лет.

Кого надо знать в составах команд

«Баффало Биллс»

В составе «Баффало» было 9 Пробоулеров, и хотя успешной ту команду делало нападение, начнем мы с защиты.

Ди-энд Брюс Смит за сезон сделал 19 сэков и был признан защитником года. Три стартовых лайнбекера команды — Дэррил Талли, Шейн Конлэн и Корнелиус Беннет — попали в Пробоул.

Уникальным игроком в составе команды был Стив Таскер — настоящая гроза спецкоманд. Он провоцировал фамблы, делал умопомрачительные захваты и блокировал удары кикеров.

Квотербек Джим Келли играл практически исключительно нападение «ноу-хадл», то есть не собирал игроков в круг каждый раз перед розыгрышем, а быстро читал защиту и оперативно раздавал указания, когда его одноклубники уже выстраивались на начало нового розыгрыша. Благодаря этой стратегии Келли по итогам регулярки получил самый высокий рейтинг среди разыгрывающих (101.2) и набрал 2,829 ярдов с 24 тачдаунами при 9 перехватах.

Таких показателей он достиг, в том числе благодаря дуэту ресиверов. Андре Рид специализировался на слэнтах и перекрестных маршрутах, а Джеймс Лофтон исполнял роль вертикальной угрозы. Также пасовые ярды набирал и тайт-энд Кит Маккеллер.

Раннинбек Терман Томас набрал лучшие в конференции показатели в 1,297 ярдов на выносе и 523 на приеме, а также 13 тачдаунов. Второй сезон подряд он был лидером НФЛ по суммарным ярдам.

Само собой, такое нападение не способно было бы функционировать без классной линии нападения. Ее лидерами были центр Кент Халл и левый тэкл Уилл Уолфорд.

Главным тренером «Баффало» был будущий член Зала славы Марв Ливи.

«Нью-Йорк Джайентс»

Могучая защита «Гигантов» была второй в лиге по пропущенным ярдам и первой по пропущенным очкам. В ее составе играли три пробоулера – тэкл защиты Эрик Ховард и лайнбекеры Пеппер Джонсон и Лоуренс Тэйлор.

Ди-бек Эверсон Уоллс, перешедший перед сезоном из «Далласа», стал лидером секондари. Сейфти Грег Джексон в сезоне записал себе в актив 5 перехватов и 4 сэка.

Нападение у команды было среднестатистическим и занимало 17 позицию в лиге по набранным ярдам и 13 по набранным очкам.

Единственными участниками Пробоула в нападении были линейные Барт Оутс и Уильям Робертс. На возврате хорошо играл Дэйв Меггет.

Стартовым квотербеком «Джайентс» был Фил Симмс, сломавший ногу в концовке регулярного сезона. Его место занял Джефф Хостетлер, который за семь лет в клубе лишь дважды выходил в стартовом составе. Тем не менее, он очень аккуратно отыграл положенную ему роль и ничего не испортил.

Главным тренером команды был Билл Парселлс.

Ход матча

Для того, чтобы противостоять нападению «Баффало», тренерский штаб «Джайентс» разработал специальный план по игре в защите. Ответственным за его разработку был координатор защиты команды из Нью-Йорка Билл Беличик.

«Гиганты» были сосредоточены на том, чтобы свести до минимума пасовую игру соперника, выставляя по несколько ди-беков на лучших ресиверов, и не обращать особого внимания на вынос. Беличик убеждал своих защитников (лучше всех в лиге действовавших против выноса), что если Терман Томас наберет больше 100 ярдов на выносе, они выиграют чемпионский титул.

В нападении «Джайентс» сами делали ставку на силовую выносную игру – активно использовался бегущий Оттис Андерсон. Периодически на поле выходили сразу три тайт-энда, помогавшие линии освобождать проходы для раннинбека. Такая стратегия позволила команде Билла Парселлса установить рекорд Супербоулов по времени владения мячом – 40 минут 33 секунды.

Контраст стратегий двух команд наблюдался на протяжении всей игры – драйвы «Джайентс» в нападении занимали в 5-7 раз больше времени, чем драйвы «Баффало». В третьей четверти нью-йоркцы потратили на свой драйв 9 минут 29 секунд, что на тот момент стало рекордом Супербоулов.

Команды шли ноздря в ноздрю, и заключительное владение в матче получил Джим Келли, когда «Баффало» уступал в счете в одно очко. Келли удалось довести нападение до 29-ярдовой отметки на половине поля соперника за 8 секунд до конца. Кикер Скотт Норвуд не сумел забить 47-ярдовый филд-гол – мяч ушел чуть в сторону от правой штанги.

«Баффало» и Джим Келли еще три сезона подряд выходили в Супербоул после этого, но так ни разу его и не выиграли.

Статистика

Баффало 19-20 Джайентс
Клуб 1 2 3 4 Счет
Баффало 3 9 0 7 19
Джайентс 3 7 7 3 20
Категория Хозяева Гости
Пас Д. Келли — 212 ярдов, 0 ТД, 0 ПЕР Д. Хостетлер — 222 ярда, 1 ТД, 0 ПЕР
Вынос Т. Томас — 15 попыток, 135 ярдов, 1 ТД О. Андерсон — 21 попытка, 102 ярда, 1 ТД
Прием А. Рид — 8 приемов, 62 ярда, 0 ТД М. Ингрэм — 5 приемов, 74 ярда, 0 ТД

Прямая речь

Джон Мара, президент и совладелец «Джайентс»

Перед игрой не чувствовал никакой уверенности. В 1986-м мы точно были лучшей командой в лиге, а вот в сезоне-1990 мы были андердогами как в финале конференции, так и в Супербоуле. Одной из причин этого было отсутствие в составе Фила Симмса.

Конечно, нападение «Баффало» нас нервировало. Они выглядели неуязвимыми. Я знал, что у нас хорошая защита, но никому не удавалось остановить «Баффало».

Девятиминутный драйв не казался таким уж длинным, но он подарил нам уверенность в своих силах, показал, что мы способны на такое. К тому же, он вымотал их физически и эмоционально.

Когда Норвуд готовился выполнить филд-гол, я сидел в ложе со своими родителями. Я был так расстроен, что мы позволили им добраться до позиции, с которой можно пробить филд-гол. Помню, что думал или даже кричал: «Почему мы так мягко играем?». На то время филд-гол с такого расстояния залетал в половине случаев.

Мне всегда было жаль Норвуда. Терпеть не могу, когда ответственность за то поражение возлагают на него. Лучше всего об этом сказал один из тренеров «Баффало»: «Он не проиграл матч. У него был шанс его выиграть, но нельзя винить его в поражении». И это так. Наш контроль мяча сдерживал их нападение на протяжении большей части игры. Это был решающий фактор.

Разгар войны в Персидском заливе и гимн Уитни? Конечно, помню. Помню, сколько флагов было на стадионе, как вертолеты кружились над нашими головами, а люди плакали во время гимна. Невероятная сцена. И мой отец принял решение не праздновать победу после игры из уважения к нашим военнослужащим.

Тогда я не думал, что заканчивается наша эпоха, ведь у нас оставались те же игроки. Думал, что в следующем году тоже будем бороться за чемпионство. Парселлс ведь объявил о завершении карьеры только 15 мая, так что мы все были уверены на счет перспектив команды.

Видео

Другие материалы цикла

Супербоул-1969. Первая победа АФЛ, гарантированная Нэметом

Супербоул-1979. Матч за титул лучшей команды десятилетия

Супербоул-1989. Великий драйв Джо Монтаны

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.