С того момента, как игрок «Баффало Биллс» Дамар Хэмлин пережил остановку сердца на поле во время матча в Цинциннати, прошло больше суток. У нас пока нет ответа на вопрос, сумеет ли Хэмлин выкарабкаться, хотя снижение поступающего через интубационную трубку кислорода с 100% до 50% — это хороший знак. Нет ответа и на другой, менее важный, но всё-таки тоже волнующий поклонников американского футбола вопрос — что будет с окончанием сезона?

Уже через четыре дня должны состояться матчи заключительного тура регулярного сезона, а после них — плей-офф. Исход матча «Бенгалс» — «Биллс» многое мог определить в распределении мест внутри Американской конференции. И поскольку мы видим обсуждение этого момента в комментариях, давайте затронем вопрос — а нельзя ли было доиграть матч в тот же день?

Кто принял решение не доигрывать матч?

Embed from Getty Images

Инициатива исходила от главных тренеров обеих команд, но это не значит, что НФЛ настаивала на продолжении матча. Вице-президент лиги Трой Винсент сообщил об этом в разговоре с журналистами. Недопонимание произошло в момент, когда комментатор матча на ESPN Джо Бак заявил, что стандартная процедура в данной ситуации — это дать футболистам время на пятиминутную разминку и затем возобновить игру.

Вскоре после самого инцидента Винсент был на связи с главными тренерами, рефери матча и комиссионером Роджером Гуделлом. Совместно они выработали решение не продолжать матч. Но поскольку именно тренеры лучше всего осведомлены, в каком психологическом состоянии находятся их футболисты, инициаторами решения были они.

Почему матч не доиграли? В истории НФЛ ведь уже были страшные травмы и даже смертельные случаи на поле

Embed from Getty Images

В американском футболе травмы случаются постоянно. Порой они бывают по-настоящему страшными. Можно вспомнить случай с лайнбекером «Питтсбург Стилерс» Райаном Шезиром, который 4 декабря 2017 года повредил позвоночник и утратил чувствительность в ногах. Чуть менее года спустя квотербек «Вашингтон Редскинс» Алекс Смит получил двойной открытый перелом ноги, который позднее чуть не привёл к ампутации из-за развившейся инфекции. Оба матча были возобновлены и доиграны, как и десятки других в аналогичных обстоятельствах.

Но на момент случившегося это не было вопросом жизни и смерти. Ни одна из произошедших на полях НФЛ травм не может так деморализовать футболистов, как потенциальная смерть одноклубника/оппонента. Недаром у спортсменов есть традиция поднимать большой палец вверх, покидая поле на носилках. «Жить буду». И это та самая черта, которую можно провести между перспективой возобновлять игру или не возобновлять.

Дамар Хэмлин покидал поле без сознания после того, как его несколько минут реанимировали врачи. Это ситуация, которая не даёт футболистам сосредоточиться на игре. И если вы скажете «они профессионалы», то я попрошу перечислить мирные профессии, в которых люди в аналогичных обстоятельствах продолжали бы делать своё дело как ни в чём ни бывало.

Embed from Getty Images

В истории НФЛ был один смертельный случай прямо на поле — принимающий «Детройт Лайонс» Чак Хьюз умер в результате сердечного приступа 24 октября 1971 года во время игры с «Чикаго Беарс». Его увезли с поля на скорой, и игру возобновили, хотя все понимали, что дело может обернуться смертью футболиста. Разница в том, что до конца матча на момент инцидента оставалось 62 секунды игрового времени. Его футболисты довели на автомате под абсолютную тишину на стадионе «Тайгер». «Бенгалс» и «Биллс» предстояло отыграть больше трёх четвертей.

С момента гибели Хьюза прошло полвека. За это время отношение к здоровью игроков, медицинская оснащённость на стадионах и сам статус НФЛ радикально изменились. Если ваш внутренний циник не верит в проявление гуманизма со стороны лиги в этой ситуации, то вы можете принять бизнес-версию — принимая решение не возобновлять матч, НФЛ избежала огромного удара по репутации.

Давайте вспомним случай с Эриксеном на Евро–2020. Там тоже была остановка сердца, и матч доиграли через пару часов. В чём разница?

Embed from Getty Images

Эти два случая действительно очень похожи на первый взгляд — полузащитник сборной Дании Кристиан Эриксен потерял сознание и пережил остановку сердца во время матча с командой Финляндии на чемпионате Европы по футболу. Реаниматологи откачивали его прямо на поле, одноклубники в слезах обступили место происшествия и закрывали его от зрителей, а капитан сборной Дании Симон Кьер успокаивал жену игрока, которая прибежала к кромке поля с трибун.

Эриксена отправили в больницу, матч был возобновлён спустя примерно два часа. Доиграть надо было несколько минут первого тайма и весь второй.

Разница в том, что Эриксен довольно быстро пришёл в себя, ещё до того, как его вывезли со стадиона. Перед возобновлением матча игроки сборной Дании сумели с ним пообщаться (посредством мессенджера или по видеосвязи). То есть, они удостоверились, что жизни их товарища прямо сейчас ничего не угрожает — это серьёзная психологическая перемена. Более того, как гласит легенда, Эриксен сам попросил соотечественников доиграть матч. И, тем не менее, тот же Кьер сделать этого не смог — его пришлось заменить.

Было ли решение доиграть тот матч верным? Сборная Дании, которая была гораздо сильнее своего соперника (что показал хотя бы дальнейший ход турнира), выглядела блекло и проиграла со счётом 0:1. После матча ряд представителей Датской федерации и просто сторонних экспертов раскритиковали УЕФА за то, что организация настояла на продолжении матча. По словам Петера Шмейхеля, организация дала команде выбор — доиграть матч в тот же вечер, на следующий день или получить техническое поражение со счётом 0:3.

В отличие от игроков «Бенгалс» и «Биллс», игроки сборной Дании получили психологическую разрядку, узнав о том, что с их товарищем всё в порядке. Но даже в таких условиях случившееся крайне негативно повлияло на их выступление и, если угодно, понизило соревновательный фактор матча.

Почему НФЛ молчит столько времени? Неужели у них нет протокола на такие случаи?

Embed from Getty Images

Универсальные решения далеко не всегда бывают оптимальными. Разумеется, у НФЛ разработаны разные варианты под случай переноса игры из-за какого-то неспортивного фактора. Особенно после пандемии коронавируса, когда под угрозой не только переноса, но даже отмены был практически любой матч. Но для того, чтобы выбрать из нескольких вариантов лучший, а также привести его в практические действие, нужно время и большие усилия.

Подумайте, сколько факторов нужно учитывать в данной ситуации. От решения комиссионера Гуделла так или иначе зависят все 32 клуба НФЛ, затрагиваются гигантские логистические вопросы, а также на кону имидж НФЛ. Лиге нужно с одной стороны минимизировать вред от изменения расписания, а с другой — не выглядеть бездушной машиной, которой наплевать на интересы и состояние своих работников. Опять же, можно сколько угодно повторять мантру «они профессионалы, пусть будут мужиками», но организации приходится иметь дело с живыми людьми и профсоюзом. Последствием необдуманного решения могут стать серьёзные проблемы в долгосрочной перспективе.

Принято считать, будто игры НФЛ проводят при любых условиях, не угрожающих жизни зрителей на трибунах. Снег, дождь, конец света — игра состоится, если в зрителя не ударит молния. Но это не совсем так. Матчи отменяли даже из-за плохого состояния газона. После событий 11 сентября 2001 года целый игровой тур перенесли на более поздний срок, изменив расписание плей-офф. Комиссионер НФЛ Пит Розелл очень жалел, что не поступил аналогично после убийства Кеннеди.

Какие варианты есть сейчас у НФЛ?

Embed from Getty Images

Оговоримся, что у каждого варианта есть недостатки. Если бы их не было, то решение наверняка уже было бы принято.

1. Просто отменить матч между «Бенгалс» и «Биллс» и играть 18-й тур по расписанию

У двух команд будет сыграно 16 матчей по итогам регулярного сезона. Участники плей-офф и их посев в АФК определяется по проценту побед. Именно такой вариант прорабатывался во время пандемии коронавируса на случай отмены игр (их удалось избежать).

2. Отложить 18-й тур на неделю, а в это воскресенье доиграть матч «Бенгалс» — «Биллс»

Прецедент, заложенный в сезоне–2001. Все команды сыграют 17 матчей, плей-офф сдвигается на неделю вперёд — не будет паузы между финалами конференций и Супербоулом.

3. Отменить матч «Бенгалс» — «Биллс», А ТАКЖЕ сдвинуть 18-й тур

В НФЛ хотят знать, готовы ли вообще футболисты (не только двух вышеупомянутых команд) играть в это воскресенье. Судя по тому, что происходит в соцсетях, случившееся эмоционально затронуло очень многих. И особенно этот вариант может стать реалистичным, если не дай бог, Дамар Хэмлин не выживет.

4. Играть 18-й тур по расписанию и разбить раунд уайлд-кард на два уикенда с включением матча «Бенгалс» — «Биллс»

Через неделю после 18-го тура сыграть матчи раунда уайлд-кард только среди команд НФК + провести матча «Бенгалс» — «Биллс». Через неделю сыграть раунд уайлд-кард с участием команд из АФК. Дальше плей-офф как обычно, паузы между финалами конференций и Супербоулом нет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.