При всей уникальности той ситуации, в которой находится наша страна с точки зрения развития американского футбола, опыт других всегда может оказаться для нас полезен. Я отнюдь не пытаюсь сказать, что мы должны просто брать и копировать то, что делали другие; но, тем не менее, из опыта других стран всё равно можно извлечь какие-то уроки. Ведь они решали аналогичные задачи — схожих проблем действительно очень и очень много. Возможно, этот опыт и эти примеры помогут и нам с решением наших задач.
Поэтому, как и полтора года назад, после окончания своей работы в Швеции, я хотел бы рассказать о релевантных для нашего контекста уроках, которые я извлёк за два последних сезона тренерской работы в Сербии.
1. Дети — наше всё. Нет, в смысле ВООБЩЕ ВСЁ и единственное, что имеет значение
На словах и в теории все как будто понимают важность развития детского и юношеского футбола. Ну там, за этим развитие, за этим будущее, таланты нужно растить с раннего возраста и всё такое. Тот же футбол в Сербии — отличный тому пример: несмотря на все ограничения в ресурсах, с которыми он сталкивается, именно благодаря развитой системе юниорского спорта Сербия растит кучу талантливых футболистов, играющих в топовых европейских лигах; и даже средний индивидуальный уровень игроков здешней высшей лиги намного выше, чем среднего игрока в России. Неудивительно, что и сборная этой страны одолела нашу, когда мы в последний раз встречались — несмотря на то, что футболистов (а значит, и пула талантов для отбора) здесь кратно меньше, чем у нас. И вроде как тезис о важности развития детского футбола не является каким-то дискуссионным вопросом, все это понимают.
Но я уверен, что большинство из читателей сейчас сразу же думают: «Блин, мы всё, конечно, понимаем, но откуда нам взять ресурсы? У нас не хватает посещаемости/полей/тренеров и для взрослой-то своей команды, так откуда нам эти ресурсы ещё и на детей найти?»
Так вот, если вы так думаете — то нет, не понимаете. Моя главная мысль заключается в том, что развитие детского футбола должно быть ПРИОРИТЕТНЕЕ, чем взрослого. То есть, мы должны сначала свои (скудные и ограниченные) ресурсы потратить на детей, а уже потом, что останется — на взрослых — а не наоборот, как у нас сейчас.
Вот сейчас наша Федерация взяла курс на развитие футбола в том же ключе, в котором развиваются и другие виды спорта в России; курс, на котором одним из самых принципиальных показателей успеха является результат национальной сборной. И в этом контексте мой тезис о приоритетности развития детского футбола очень легко видно на примере не только Сербии, но и всей центральной и восточной Европы в целом (то есть других стран, пример которых наиболее релевантен для нас). Сербия, ставящая детей в приоритет — играет на ЧЕ группой выше, чем даже сборная России, и входит в восьмёрку сильнейших команды Европы. А такие страны, как, скажем, Польша, Чехия и Венгрия (и даже Испания, если брать пример подальше), которые делают ставку на развитие взрослого/клубного футбола (и действительно добиваясь там успеха, как, например, вроцлавские «Пэнтерс» из ЕЛФ) — на уровне сборных не показывают из года в год совершенно никакого результата.
Действительно, если посмотреть на топовые футбольные страны именно по результатам сборных (Сербия, Скандинавия, Германия, Австрия), то во всех мы видим одну и ту же картину: футбол тут строится на основе детского спорта (а взрослый — это или его придаток, или его следствие), а не наоборот, как у нас. Во всех мы видим больше детских команд, чем взрослых, и даже целые клубы, которые занимаются только детским футболом разных возрастов — и вообще не занимающиеся взрослым ни в каком виде.
В конечном итоге, развитие детского футбола всегда ведёт и к развитию взрослого — потому что подросшие спортсмены наверняка захотят продолжить играть и всё организуют. А вот развитие взрослого само по себе к развитию детского не приведёт, тут не обойтись без осознанного усилия к этой цели.
Так что, вывод из примеров всех этих стран совершенно однозначен: если мы хотим измерять своё развитие успехом нашей сборной, то значение имеет только развитие детского футбола; всё остальное — глубоко вторично. Единственное, о чём тут ещё можно подискутировать — как именно добиться от команд того, чтобы они вкладывались в эту сферу.
И тут, мне кажется, опять хорошо работает система, успешно обкатанная во всех этих странах от Сербии до Германии. Для участия в национальных чемпионатах среди взрослых, команды обязаны также выставлять на соревнования и детские коллективы. Причём, к примеру — для участия в высшей лиге команда должна участвовать также в трёх детских лигах разных возрастов; для участия во второй — хотя бы в двух, и так далее. Если кто-то выставить все необходимые детские команды не может — за каждую недостающую на них накладывается штраф такого размера, что реально организовать какой-то детский коллектив им становится куда проще и менее накладно, чем платить за его отсутствие.
Конечно, сразу до такого не дойти; но представьте, что будет, если начать хотя бы с малого. К примеру, чтобы у каждой команды Суперлиги была бы хоть одна детская команда. Это дало бы куда бОльший толчок для развития нашего спорта, чем любые организационные выкрутасы, на которые идут сами взрослые коллективы! Ну, а потом, эту систему уже можно расширять в сторону увеличения числа требуемых детских команд, также расширяя это требование и на лиги ниже. Потому что другого пути к успеху на уровне сборной в Европе пока ещё никто на нашёл.
2. Действительно существует куча аспектов, по которым российский футбол находится на очень высоком уровне по европейским меркам
Мы привыкли ныть и прибедняться, говоря о «вечных проблемах» нашего спорта в России. И действительно, по уровню игры (особенно если смотреть на индивидуальный уровень отдельных игроков, а не команд в целом) мы находимся на довольно низком уровне. Но откуда взялась эта проблема и что с ней нужно сделать, я уже написал выше; во многих остальных аспектах, особенно организационных, мы находимся действительно на очень крутом уровне по сравнению с кем бы то ни было! Приведу три примера:
1. Судейство. Конечно, каждому из нас доводилось жаловаться на несправедливые судейские решения и косяки. Но я сомневаюсь, что у вас был опыт матчей, обслуживаемых судьёй, от которого пахло бы перегаром (как случалось со мной в Скандинавских странах); или которые судья останавливал бы, чтобы позвонить президенту федерации, дабы согласовать с ним решение в пользу одной из команд, которое было бы более правильным политически (как случалось в Сербии). Вот говорю честно и максимально объективно по своему опыту: если сравнивать качество работы, которую делают наши арбитры с другими странами, то они обслуживают наши матчи может и не лучше всех, но точно намного выше среднего по Европе и, как минимум, очень и очень хорошо. А если сравнивать качество работы наших арбитров с работой других участников футбольного действа — игроками и тренерами — то арбитры и вовсе свою работу делают намного, несопоставимо лучше.
2. Качество наших трансляций. В последние годы оно вплотную приблизилось к самым лучшим примерам Европы, таким как ELF и GFL. И давно уже обогнало такие развитые с футбольной точки зрения страны, как Финляндия и Швеция (про Сербию даже говорить не буду). А ведь это — качество картинки — огромная, важнейшая штука для популяризации спорта!
3. Женский футбол. Можете сколько угодно обвинять меня в ангажированности по этому вопросу, но я приведу просто один объективный факт: в Европе всего 10 стран, где проводятся хоть какие-то регулярные соревнования по американскому футболу среди женщин; и Россия — одна из них. В большинстве стран (даже той же Сербии) — до этого ещё настолько далеко, что и речи серьёзно идти не может; а у нас это есть, и уже который год. И вы можете относится к ЖЛАФ как хотите, но это не изменит того простого факта, что эта лига тоже является важнейшим фактором увеличения охвата нашего вида спорта, а значит — и его развития в целом. Этим можно гордиться!
Это три вещи, с которыми у нас в футболе всё реально очень и очень хорошо. И да, я осознаю, что всё это строится на личных усилиях конкретно взятых людей (к примеру, Владимира Платонова, Ильи Бутакова и Марины Венжеги — за что им всем бесконечная благодарность и уважение). Но это не отменяет того факта, что при всех объективных сложностях, с которыми сталкивается развитие американского футбола в нашей стране, у нас также есть и объективно сильные стороны, которыми нам нужно просто научиться грамотно пользоваться. Иными словами, мы находимся в абсолютно том же положении для развития футбола, что и любая страна — имеем как свои плюсы, так и свои минусы — и хватит уже ныть про то, как нам с футболом тяжело и бесперспективно.
3. Да, наш футбол «американский» — ну, и что?
Последний пункт, на котором я хотел бы остановиться, отчасти перекликается с предыдущим абзацем, но всё-таки является настолько краеугольным, что я хотел бы остановиться на нём отдельно, даже если рискую при этом немножко взять крен в политоту.
У нас почему-то принято считать, что развивать в России вид спорта, который называется «американский футбол» — идея по самой своей сути наивная, утопичная и абсолютно бесперспективная. И, поверьте, я прекрасно знаю об этой проблеме по собственному опыту! Я сам сталкивался с такими ситуациями, когда нам, к примеру, отказывали с полем, потому что «да чтобы на МОЁМ стадионе вы играли в своё АМЕРИКАНСКОЕ мракобесие?!?!» (при этом человека, очевидно, чуть не вырвало прямо на меня, когда он говорил слово «американское»).
Но потом мне довелось потренировать в Сербии. Стране, где в американский футбол играют люди, которые своими глазами видели американские бомбы, которые падали с американских самолётов на их дома, убивая друзей, соседей и членов семей. Согласитесь, что по сравнению с этим наше российское «неприятие американского» носит куда более абстрактный и философский характер.
Так вот, если даже в Сербии, несмотря на всё это и соответствующее отношение к Америке, люди всё равно находят способы играть в футбол, рекрутировать людей, находить поля, государственную поддержку и спонсоров, неужто того же самого не можем сделать и мы? Повторюсь, я сам проходил через связанные с этим сложности и понимаю, о чём говорю, но на примере Сербии вижу совершенно чётко, что это всего лишь одно из списка препятствий, которое нам нужно преодолеть, но никак не преграда, которая делает развитие американского футбола в нашей стране невозможным.
Главное — работать.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.