В сезоне-2021 Карсон Белл прожил чудесную жизнь болельщика – он с успехом выходил на футбольное поле в трех разных играх. Нет, он не играл при этом в футбол.

19-летний студент колледжа Блинн первый раз выбежал на поле 9 октября 2021 года, чтобы отпраздновать камбэк «Оклахомы» в матче против «Техаса». «Сунерс» по ходу матча отставали на 21 очко, но выиграли у «Лонгхорнс» со счетом 55-48. Карсон был в куртке «Оклахомы», за которую играет его давний приятель.

 

Тем же вечером, после трехчасовой поездки он оказался в Колледж-Стейшн, где «Техас А&М» обыграли «Алабаму» со счетом 41-38. Белл, который давно является фанатом «Эггис», и тут сумел выбежать с другими болельщиками на поле и задокументировать все это в социальных сетях.

Пять недель спустя Карсон стал свидетелем того, как «Бейлор» обыграл «Оклахому» со счетом 27-14. И он снова выбежал на поле. На этот раз Беллу пришлось вывернуть наизнанку свою футболку «Сунерс» и наглухо застегнуть куртку, чтобы присоединиться к болельщикам «Бейлора».

«Я хотел выбежать на поле, просто чтобы выбежать, — объясняет Карсон. – Не потому, что моя команда выиграла и все такое».

Официально данные о том, сколько раз болельщики в колледж-футболе выбегали на поле, не подсчитываются. Но спросите любого человека, имеющего отношение к спорту, и вам скажут: в прошедшем сезоне это происходило слишком часто. Ресурс FiveThirtyEight попытался проанализировать некоторые цифры и обнаружил, что на уровне Дивизиона FBS в сезоне-2021 таких случаев было больше, чем в сезонах 2019 и 2018 годов вместе взятых.

Наблюдатели соглашаются: то, что раньше было редкостью, теперь становится традицией. Это добавляет работы менеджерам полей, раздражает тренеров, вызывает опасения по поводу безопасности. Особенно после недавней трагедии на музыкальном фестивале в Хьюстоне, где в массовой давке погибли несколько человек.

И все же это – составная часть того, что делает студенческий футбол особенным.

«Болельщики выбегают на поле с искренним побуждением отпраздновать вместе с командой, — говорит Ник Маккена, президент Ассоциации менеджеров спортивных полей. – В этом году они хотя бы меньше нацелены на то, чтобы сломать стойки ворот».

Так почему это происходит?

Во-первых, все рады возможности выйти из дома и побывать на футбольном матче после того, как были лишены такой возможности в прошлом году.

«Думаю, спустя год после начала пандемии возникло множество накопившихся и сдерживаемых потребностей в нормальной жизни, — говорит доктор Стивен П. Гонсалес, помощник спортивного директора в Дартмуте, член совета Ассоциации спортивной психологии. – Спорт является важной частью идентичности каждого колледжа. Для людей это возможность почувствовать, что они являются частью чего-то большего. Особенно после стольких ограничений за последние месяцы. Это для болельщиков примерно как сброс давления».

Во-вторых, есть фактор социальных сетей. Если что-то произошло, а вы об этом не написали, происходило ли это вообще? Стоит ли об этом вспоминать?

«Определенно, это чувство иного типа, — соглашается Белл. – Ведь мы снимаем все это, выкладываем в инстаграм, в TikTok. Это добавляет ощущения погони за хайпом. Как только у меня появилась возможность выскочить на поле после матча «Эггис», я в ту же секунду подумал: «О, это надо записать и выложить в TikTok».

Стратегия сработала. Видео Белла разместили в своих соцсетях ESPN и другие популярные аккаунты. В конечном итоге это дало сотни тысяч просмотров на разных интернет-платформах. Так что оба указанных фактора складываются таким образом, что снижают планку, удерживающую болельщиков от выхода на поле.

«Проводить аналогии с Айрон Боулом, с «Кик-Сикс» слишком поверхностно, — говорит Карсон. – Сейчас вы выбегаете на поле просто потому, что это новое веяние».

(От редакции: «Кик-Сикс» – 78й матч Айрон Боула, состоялся в 2013 году. За 32 секунды до конца счет в игре был равным 28-28. На последней секунде матча Крис Дэвис («Оберн») после неудачной попытки филд-гола со стороны «Алабамы» вернул мяч в зачетную зону и занес 109-ярдовый тачдаун. Болельщики «Оберна» не просто выбежали на поле – их реакцию зарегистрировали сейсмографы по всему штату Алабама).

В прошедшем сезоне колледж-футбола на поле выскакивали, к примеру, болельщики из Университета Массачусетса. Их команда шла без побед и внезапно победила такую же безвыигрышную команду Университета Коннектикута. Фанаты Техасского Христианского Университета таким же образом отпраздновали шестую за семь лет победу над «Бейлором». Студенты «Колорадо» отметили вторую в сезоне победу над «Орегон Стейт». Болельщики «Канзаса» выбежали на поле в честь победы над «Южной Дакотой» с разницей в три очка. Фанаты «Калифорния Голден Беарс» решили потоптать газон после победы со счетом 41-11 над «Стэнфордом» (командой, одержавшей всего три победы в сезоне).

Рост числа таких случаев даже побудил Джоша Планоса из FiveThirtyEight сформировать некий рейтинг того, в каких случаях празднование на поле можно было считать уместным, а в каких нет. Планос учел при этом рейтинг команд, время начала матча, наличие принципиального противостояния между программами и другие факторы.

Первые три места заняли победа «Техас А&М» над «Алабамой», «Аппалачиан Стейт» над «Прибрежной Каролиной» и «Северной Каролины Стейт» над «Клемсоном». Тремя самыми неуместными празднованиями по рейтингу Планоса стали штурм поля болельщиками «Бостон Колледж» после победы над «Миссури», а также упомянутые выше «Канзас» — «Южная Дакота» и «Массачусетс» — «Коннектикут».

«Знаете, 15 лет назад для того, чтобы выбежать на поле, должна была быть весомая причина, — говорит доктор Гонсалес. – Похоже, сейчас для этого не нужно особых причин, кроме того внимания, которые люди пытаются от этого получить. И это не просто минутное внимание или повод для разговора на один вечер – теперь все можно задокументировать в соцсетях».

13 ноября 2021 года фанаты «Бейлора» были так разгорячены победой над «Оклахомой», что стали штурмовать поле еще до того, как игра завершилась. Их пришлось выгонять на бровку. Тренер «Сунерс» Линкольн Райли был просто в ярости: судьи решили, что после того, как с поля убрали фанатов, игру надо продолжить.

«Бейлор» решил добить «Оклахому» финальным филд-голом и заработать себе еще три очка на случай, если  для выхода в титульный матч «Большой Дюжины» потребуется тай-брейк. Райли сказал позже, что продолжать игру было небезопасно и именно поэтому он увел игроков в раздевалку, прежде чем им сказали вернуться и быть на поле во время пробития филд-гола.

«После того, как выбежали фанаты, было неспокойно, — объяснял Райли. – Все могло плохо кончиться. Официальные лица обладают полномочиями прекратить игру при непредвиденных обстоятельствах. Тем более, что результат уже был ясен. Но нас заставили вернуться. А потом они снова выбегут на поле, нам что – снова возвращаться?»

Райли особо упомянул, что ему потребовалось оттащить нескольких фанатов «Бейлора» от игрока «Сунерс» Дэвида Огвоэгбу. Карсон Белл (Огвоэгбу – тот самый его давний друг, играющий за «Оклахому») подтверждает это.

«Можно было видеть студентов «Бейлора» на бровке, буквально в трех футах от него, — говорит Карсон. – Они просто орали на него. Не думаю, что это допустимо».

Проблема еще и в том, что на стадионах все чаще продают алкоголь. Всегда есть риск, что разгоряченные фанаты смешаются с игроками, только что потерпевшими поражение, и все это может плохо закончиться. Игру «Теннесси» — «Оле Мисс» 16 октября пришлось прервать на 10 минут после того, как болельщики стали бросать на поле мусор и посторонние предметы. Брошенный ими мяч для гольфа едва не попал в тренера «Оле Мисс» Лейна Киффина.

В 1993 году «Висконсин» одержал первую победу над «Мичиганом» с 1981 года. Тогда болельщики пытались выбежать на поле, часть их оказалась прижата к заграждениям, в давке пострадали 70 человек. Это вошло в историю под названием Camp Randall Crush.

Колледжи пытаются заботиться о безопасности, делая объявления для болельщиков. Конференции ужесточают штрафы. Только в прошедшем сезоне Юго-Восточная конференция оштрафовала «Техас А&М» и «Арканзас» на $100 тыс. каждый, «Кентукки» и «Теннесси» на $250 тыс. каждый.

Все наблюдатели отмечают лишь один положительный момент: в этом сезоне фанаты больше сосредоточены просто на совместном празднике.

«Речь больше не идет об ущербе, — говорит доктор Гонсалес. – Скорее о том, что вы просто там были и вам было весело».

Карсон Белл понимает все риски, но считает, что конца этому новому веянию в ближайшее время не предвидится.

«Это просто сумасшедший сезон в колледж-футболе, — говорит он. – У вас лишь раз будет такая возможность, зато останутся воспоминания, так почему бы и нет? Я всегда буду так делать».

Напомним, этот парень в прошедшем сезоне уже выбегал на поле трижды.

Ник Маккена видел много болельщиков, штурмующих поле, и он не сторонник этого. Президент Ассоциации менеджеров спортивных полей, ветеран с 20-летним стажем в футболе, сейчас следит за полем на стадионе «Кайл Филд» (домашний стадион «Техас А&М» — Прим. ред.).

Ник говорит, что любит старые добрые времена, когда газон считался священным и люди не осмеливались ступать на него. В сезоне-2021 после победы «Эггис» на поле выбежали десятки тысяч болельщиков. Это значит, что Маккене пришлось во второй раз за три последних года столкнуться с подобным нашествием. Первый был в 2018 году после победы над «Луизианой Стейт» в матче с семью овертаймами.

Менее чем за две недели до игры с «Алабамой» Маккена и его сотрудники собрались, чтобы обсудить именно такой сценарий. Так что к поведению болельщиков они были готовы настолько, что это мог бы оценить и Джимбо Фишер (главный тренер «Эггис» — Прим. ред.) Во время игры Маккена сразу почувствовал: это приближается.

«Я предупредил свою команду, что осталось минут десять, — рассказывает Ник. – Я сказал им: «Если мы вытащим эту игру, они бросятся на поле. Гарантирую».

Менеджер Эрик Клейпас из «Оберна» тоже хорошо знает, как все происходит. С 2013 года болельщики трижды вытаптывали газон на стадионе команды после победы над «Алабамой».

«Это видно в их глазах, — говорит Эрик. – Они словно подаются вперед, когда время истекает и гаснут часы. Вы видите это в их глазах и в глазах полицейских».

Но… все прекрасно понимают: это часть того, что отличает студенческий футбол.

«Хорошо ли это для газона? Нет, — рассуждает Эндрю Сигал, менеджер из ТХУ. – Но это то, что делает нашу работу веселой. Студенческий футбол – особая сущность. Это так здорово, что игроки ходят на занятия вместе со своими болельщиками. А те чувствуют, что словно владеют программой, являются ее частью, а не просто фанатами команды НФЛ. В них гораздо больше верности и гордости. Это наши парни, одни из нас. Это потрясающе».

У менеджеров всегда есть план действий. Во-первых, галопом добежать до пилонов и стоек ворот вместе с охраной и следить, чтобы ничего не упало на фанатов. Во-вторых, дождаться окончания этого безумия и начать уборку. Чаще всего на газоне находят ключи, очки, сигары, пивные банки, серьги, монеты, браслеты.

«Бывало находили медали и нашивки с кадетской формы», — рассказывает Маккена.

Бригада выстраивается в линию и проходит от бровки к бровке через все поле. Если не подобрать мусор, может пострадать газонокосилка стоимостью $45 тыс. с лезвиями за $7 тыс. Но есть и повод для настоящей паники.

«Бывает, кто-то приносит на поле прах близких после кремации, — рассказывает Клейпас. – Он быстрее любого гербицида убивает траву. Надо как можно быстрее все пропылесосить, а потом срезать и заменить этот кусок газона».

У Клейпаса в «Оберне» есть и дополнительные трудности. Домашнее поле команды окружено живой изгородью, которую периодически ломают фанаты. После нашествия двухлетней дваности не все кусты оправились до сих пор. Тогда болельщики, прорывавшиеся сквозь изгородь, превратились в ходячие мемы.

«Фанаты накидывали пальто и куртки поверх кустов, — вспоминает Клейпас. – Затем пытались прыгнуть сверху, но проваливались внутрь. Мы до сих пор находим там разные предметы одежды».

Маккена, выпускник «Айовы Стейт», хочет, чтобы болельщики немного больше думали головой. Он очень расстроился, увидев, что члены его собственной семьи штурмуют поле после победы «Сайклонс» над «Оклахомой Стейт». И не столько из-за того, что такое поведение вредит газону – больше из-за того, что «Айова Стейт» и так была фаворитом матча, вряд ли это стоило так бурно праздновать (в упомянутом выше рейтинге Планоса этот матч стоит четырнадцатым по уместности поведения болельщиков).

«У меня племянница учится в этом колледже, — говорит Маккена. – Когда я увидел ее фото с младшими братьями и сестрами на поле после матча, то подумал: «Я виноват. Как дядя, не воспитал их должным образом».

Читайте также: Цветомузыка. Пять студенческих команд, играющих на газонах безумных расцветок

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.