В мире виртуального американского футбола безраздельно правит Madden NFL от EA Sports. Реальные футболисты следят за своими рейтингами в игре (чаще всего, они недовольны), только там можно поиграть за опального квотербека Колина Каперника, а проклятье Madden — одна из любимых, хотя и устаревших городских легенд.

Но что, если хочется скоротать 10 минут, поиграв во что-нибудь ненапряжное? Если в руках только телефон, а мобильный вариант Madden не нравится совсем?

С такими вопросами я минувшим летом пошуршал в Google Play и обнаружил инди-игру под названием Retro Bowl, которую сделали британцы из New Star Games.

Пиксельная графика — это первая замануха для тех, кто ностальгирует по старым-добрым играм из девяностых. В совсем уж доисторические «Мэддены» я тогда, конечно, не играл, но прекрасно помню Sensible World of Soccer, Brett Hull Hockey и даже World Series Baseball.

Но забавный графоний — это ещё не всё. Внутри оказалась очень приятная игровая механика и много других фишек, из-за которых я провёл за Retro Bowl куда больше времени, чем хотелось бы. Собственно, теперь я просто хочу отомстить всем вам и заставить вас прокрастинировать вместо того, чтобы заниматься делами.

Как проходит матч

Неплохой вынос раннинбека остановлен защитником перед зачёткой

Во время матча вы управляете только нападением, а также кикером в случае пробития филд-гола или реализации. Защита пытается остановить соперника без вашего участия, и вам только сообщают текстом, насколько хорошо у неё получается. Аналогично с возвратом и пробитием панта.

Ужасы текстовой трансляции

Перед розыгрышем у вас есть три опции — отдать вкладку на бегущего (кликнув на него), отдать передачу на одного из принимающих (их маршруты обозначены перед снэпом) или же вынести мяч самим квотербеком. Для того, чтобы отдать мяч по воздуху, надо кликнуть на экран и потянуть в противоположную от линии схватки сторону — чем сильнее тянешь, тем выше сила броска.

Чтобы вынести мяч самим QB, надо сначала потянуть пальцем в сторону от линии схватки, а затем в противоположную. Дополнительная опция — изменить назначенный розыгрыш на какой-нибудь другой (выбираете не вы).

Игрок с мячом может уходить от защитников, для этого надо свайпать вверх или вниз. Иногда он пользуется и стифф-армом, но это пассивный навык, который зависит от характеристик конкретного футболиста.

Правила стандартные: 4 попытки на 10 ярдов. Каждая четверть длится две минуты чистого времени, но если в свой драйв ты время контролируешь (и можешь брать таймауты), то во время игры защиты время тратится рандомно. Никогда не знаешь, сколько соперник оставит тебе времени на ответ.

Чтобы реализовать удар по воротам, нужно дважды вовремя тапнуть, когда определяется сила удара кикера и точность. Чем прокачаннее кикер, тем проще сделать и то и другое.

Менеджмент команды

На создание такого золотого состава у меня ушло много времени

Игроки в вашей команде делятся на «звёздных» и простых смертных. Звёздные — это те, кого надо прокачивать, следить за их физическим и психологическим состоянием, продлевать контракт, заносить в Зал славы и так далее. Когда вы начинаете игру, у вас в команде всего несколько звёзд, все остальные — просто безымянные пассажиры, с которыми сделать ничего нельзя. Их уровень зависит от уровня нанятых вами координаторов нападения или защиты.

При том, что защитой вы не управляете, звёздные игроки важны и тут. Построй чемпионскую защиту и можешь не сильно волноваться, что каждый драйв в нападении должен заканчиваться тачдауном.

Отчёт по прошедшей игре — кто сколько набрал статистических показателей, а главное — сколько опыта. На этот раз уровень никто не повысил

Как и в реальной жизни, игроков можно брать на драфте (три раунда, по умолчанию выдаётся по одному выбору в каждом), рынке свободных агентов (платишь виртуальной валютой) или откликаясь на предложения других команд об обмене. Есть и потолок зарплат, который зависит от настроек игры (10 или 12 звёзд в составе — тут вы сами выбираете) и ваших желаний его приподнять за реальные деньги.

Рынок свободных агентов в конце сезона. Мне доступны только самые бюджетные пацаны

У каждого футболиста есть свои параметры в зависимости от его позиции.

  • Квотербек: точность броска, сила броска, скорость и выносливость;
  • Бегущий, ресивер и тайт-энд: приём мяча, сила, скорость и выносливость;
  • Линейный нападения: блок, сила, скорость и выносливость;
  • Линейный защиты, лайнбекер, ди-бек: захваты, сила, скорость и выносливость;
  • Кикер: точность удара, сила удара, скорость и выносливость.

Суперзвезда моей команды со звучной фамилией Пипкинс. Есть куда расти — только наполовину реализовал свой потенциал, но и в таком виде машина

От общего таланта игрока зависит, как высоко можно эти навыки прокачивать. То есть, можно взять в команду готового игрока, но с ограниченным потолком возможностей, а можно надрафтовать суперталанта, но его прокачка займёт у вас несколько сезонов.

Игроки получают травмы, накапливают опыт и получают новые уровни, постоянно попадают в какие-то переделки между матчами (вас ставят в вилку решений типа оштрафовать игрока и срезать ему мораль или же проигнорировать наказание, и тогда подофигеет вся команда) и выигрывают индивидуальные награды по итогам сезона. По истечении контракта новичка они требуют себе довольно жирные контракты, поэтому удержать чемпионскую команду вместе не так-то просто.

Хочешь защитить игрока — трать койн. А если жадина, то игрок расстроится

Структура сезона, внутренняя валюта и покупки

Это окошко фронт-офиса

Помимо непосредственно команды вы должны следить ещё за несколькими вещами — состоянием стадиона (чем он хуже, тем грустнее болельщики), состоянием тренировочной базы (чем она лучше, тем быстрее игроки получают опыт), состоянием восстановительной базы (чтоб игроки быстрее набирали физические кондиции после матчей) и наймом координаторов. Всё это требует койнов — внутренней валюты.

Получить внутреннюю валюту можно несколькими способами. Основной — победа в матчах. За победу в обычном матче дают от одного до трёх койнов (это зависит от уровня любви болельщиков), за победу в Супербоуле (который тут зовётся Ретро Боул) — сразу 10. Ещё койны дают за общение с владельцем команды, ради которого приходится жертвовать встречей с тренерами, например. И, конечно, есть всегда вариант докупить койнов за реальные деньги.

Вообще система вытягивания настоящих денег из пользователя здесь ненавязчивая. Да, надо будет заплатить за полную версию игры, но это точно того стоит. А дальше вполне реально побеждать и получать удовольствие от игры, не вкладывая денег. Я всё-таки оплачивал несколько раз покупку койнов и повышение потолка зарплат, но теоретически мог бы обойтись и без этого. Просто когда затянет, уже сложно расставаться с чемпионской командой, которую ты взрастил с пелёнок.

Структура сезона идентична настоящей — те же дивизионы, те же команды. Да, в игре не найти реальных футболистов (тут монополия у EA Sports), но в остальном полное соответствие.

Влажные мечты болельщика «Миннесоты». Хотя даже так проиграл «Пэкерс»!

Поддержка и сообщество

Одна из самых классных вещей в Retro Bowl — это очень активное коммьюнити. Изначально разработчики держали связь с игроками на Реддите. Там же довольные пользователи делились своими рекордами, хайлайтами и прочими достижениями. Затем у игры появился отдельный твиттер-аккаунт. И, в общем, продукт обновляется постоянно. Например, в сентябре выкатили апдейт, по которому в регулярке стало 18 недель (как в реальности), перестали засчитывать статистику квотербеков на двухочковых реализациях, разнообразили решения CPU на четвёртых попытках, добавили анимации чирлидерш и так далее.

Когда Джастин Такер забил 66-ярдовый филд-гол, в игре тоже до этой отметки увеличили возможность пробития. В общем, есть ощущение вовлечённости разработчиков в процесс.

Несколько подсказок на опыте

Обязательно берите и прокачивайте тайт-энда, особенно если у вас не очень хороший квотербек. Комбинация хорошего бегущего с тайт-эндом убирает возможность иметь пару топовых ресиверов.

Остались дюймы до набора первой попытки? Смело играйте квотербек-сник, проходит в 95% случаев. Главное, наловчиться делать это так, чтобы квотербек не бросал пас на 0 ярдов.

Со временем вы приноровитесь отлавливать момент, когда именно нужно дёрнуть игроком с мячом вверх или вниз, чтобы защитник промахнулся с захватом. Есть расстояние, на которое приближается защитник прежде, чем совершить прыжок.

Если мне нужно отказаться от одного игрока из чемпионской команды, я отказываюсь от квотербека. Во-первых, у него самый жирный контракт. Во-вторых, наловчиться играть можно и плохим квотербеком, просто меняется механика его управления. Аналогично, если вы вдруг смените своего дохлого новичка на мегаквотера с прокачанной силой броска и точностью, у вас уйдёт пара матчей на адаптацию.

Скорость без выносливости — деньги на ветер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.