Перед драфтом частенько можно услышать от скаутов и экспертов фразу в адрес квотербеков: «Этот парень готов к переходу в профи». Что это значит?

Долгие годы такие слова употребляли в адрес распасовщиков с точным броском, которые играли в таких университетских командах, где делается ставка на вынос, а сам квотербек в большинстве розыгрышей получает снэп от центра из рук в руки. Позднее футбол в НФЛ стал меняться, но определение «готового к профессиональному футболу» квотербека сохранило прежние очертания.

«Готовыми» часто называют распасовщиков с хорошей техникой броска из конверта, которые читают защиту и доставляют мяч до ресиверов без лишних выкрутасов. В последние годы представителями этого типажа стали Джаред Гофф, Джош Розен, Дуэйн Хаскинс и Туа Танговаилоа.

Одновременно с этим перед драфтом эксперты высказывают осторожные оценки насчет квотербеков, которые считаются «сырыми» и «неготовыми». Обычно в такую категорию попадают квотербеки с выдающими физическими навыками, будь то скорость бега или сила броска. Бытует мнение, что таких квотербеков в НФЛ придется перевоспитывать и усердно следить за их «взрослением». К таким квотербекам в свое время относили Ламара Джексона, Джоша Аллена и Джастина Херберта.

Думаю, вы уже сами заметили тенденцию.

Игроки из второй категории с ходу стали лидерами своих команд, хотя должны были зреть дольше. Хуже к переходу в НФЛ оказались готовы как раз те, кого считали идеальными для профессионального футбола.

Получается, что представление о «готовом к НФЛ» квотербеке не соответствует действительности.

Без атлетизма никуда

Рассел Уилсон и Роберт Гриффин-третий в 2012-м произвели фурор и стали важным шагом в эволюции мобильных квотербеков, прародителем которых считается Майкл Вик. Тогда мы еще не знали, как сильно подвижность может помочь разыгрывающему на старте карьеры.

Колин Каперник вытеснил из стартового состава Алекса Смита, Кэм Ньютон бил рекорды для квотербеков-новичков, а Джексон вывел «Балтимор» в плей-офф и стал самым молодым MVP в истории. Не все подвижные квотербеки смогли продержаться на топ-уровне достаточно долго, но они, по крайней мере, доказали, что быстрые ноги являются серьезным подспорьем для успешного старта карьеры в НФЛ.

Джексона перед драфтом называли и бегущим и ресивером, а Розена считали одареннейшим пасующим. Выяснилось, что ни первый, ни второй понятия не имеют, как бросать точные пасы против защитников лиги. Только вот Джексону это не помешало добиться успеха, а Розен так и остался в хвосте пелотона.

Embed from Getty Images

Сила есть, ума не надо?

Подвижность – это однозначный козырь для молодых квотербеков, но это не единственный компонент футбольного атлетизма. Сильный бросок или ловкость вкупе с внушительными габаритами – все это дает преимущество. Такие игроки своими физическими навыками получают чуть больше свободы. К примеру, поздно увидел открытого ресивера – сможешь исправить ошибку скоростью полета мяча. Пропустил блиц? Используй ноги или сбрасывай соперника за счет мощи. Не нашел вариант для паса? Прижимай мяч к телу и набирай ярды сам.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что атлетизм дает квотербеку очки потенциала. Но пора привыкнуть к мысли, что атлетизм позволяет игрокам рассчитывать и на сиюминутный успех. Иными словами, НФЛ пришла к состоянию, когда умеющих бегать квотербеков не нужно мариновать в запасе, пока он не научится бросать. Можно выпускать его на поле и пусть давит соперников тем, что умеет лучше всего. Бросать он может научиться позднее (как Джош Аллен).

Футбольный аналитики Кент Ли Платте вывел свою модель атлетизма (RAS, Relative Athletic Score), которая сводит к одной цифре показатели игрока в беге на 40 ярдов (с учетом результатов на отсечках 10 и 20 ярдов), прыжка в длину и в высоту с места, жима лежа, прыжка в длину и в высоту с места, а также бега со сменой направлений.

Взгляните на показатели RAS квотербеков за последние несколько лет.

Квотербек Показатель RAS
Джастин Херберт 9.71
Карсон Венц 9.68
Джош Аллен 9.65
Джейлен Хертс 9.54
Дрю Лок 9.35
Дешон Уотсон 9.32
Митч Трубиски 8.63
Дак Прескот 8.39
Патрик Махоумс 8.35
Дэниел Джонс 8.15
Джош Розен 6.87
Джаред Гофф 6.10
Сэм Дарнолд 5.60
Бейкер Мейфилд 4.71
Дуэйн Хаскинс 3.47

В современном футболе именно атлетизм оказывается первостепенным. У нас нет цифр по Танговаилоа, Бурроу, Джексону и Мюррею, но есть подозрение, что первые двое ничем не удивили бы, в то время как вторая парочка однозначно получила бы отметку выше семерки.

Конечно, НФЛ – это не соревнование в атлетизме, особенно когда дело касается игры на позиции квотербека. Но сдвиг определенно произошел и становится все более ощутим.

А как же психология?

Понятие «готового к НФЛ» квотербека также подразумевает наличие зрелого футбольного интеллекта. Подразумевается, что психологически готовый к переходу на профессиональный уровень распасовщик будет принимать хорошие решения, быстро распознавать схемы и выполнять все требования своего тренерского штаба.

Обыватели не в курсе того, что именно требуют тренеры от молодых квотербеков и насколько качественно они прогрессируют именно в тех аспектах, на которых акцентируют их внимание в клубах. Но у нас на руках есть примеры того, как вроде бы недостаточно готовые к переходу в профи квотербеки делают резкий шаг вперед (Херберт).

Embed from Getty Images

Считается, что нельзя выбирать квотербека на драфте, полагаясь исключительно на его физические данные, поскольку это слишком рискованно. Одновременно с этим, мы видим, что атлетизм имеет положительное влияние на результаты молодого распасовщика. И атлетизм не так сложно измерить. А вот предсказать, достигнет ли квотербек нужного ментального уровня, гораздо сложнее. Здесь чаще в дело идут предположения и домыслы.

Скорее всего, здесь работает другая формула: мы предполагаем, что менее одаренный физически квотербек лучше развит психологически, поскольку нам кажется, что в противном случае он не мог бы добиться успеха даже на университетском уровне. Одновременно с этим более мобильные или сильные распасовщики называются «неготовыми» или «недостаточно развитыми», поскольку они якобы и пробились наверх, полагаясь исключительно на атлетизм.

Возможно, работает и расовый фактор. Мы видим в НФЛ мало черных квотербеков, поэтому нам кажется, что у чернокожего новичка тоже вряд ли что-то получится. Есть все же некая ирония в том, что белого конвертного квотербека берут в топ-10 (Розен), черного конвертного квотербека – 15-м (Хаскинс), а черного бегунка – в самом конце первого раунда (Джексон). И это при том, что из них троих лишь Джексон становился обладателем Хайсмен Трофи. В итоге черный бегунок стал MVP и краеугольным камнем нестандартного нападения своей команды, Хаскинс с треском вылетел из «Вашингтона» до окончания первого контракта, а Розен в НФЛ даже не научился определять центрального лайнбекера.

Пора признать понятие «готового» или «подходящего» к НФЛ квотербека устаревшей. Оценка молодых распасовщиков от этого не станет проще, но может помочь развеять сразу несколько стереотипов. Квотербек – самая сложная позиция в футболе, поэтому лишние предубеждения в ее отношении нам ни к чему.

Читайте также: 7 главных ошибок на драфте за последние три года

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.