Футбол для себя я открыл в самом обычном дворе не самого обычного — в силу закрытого статуса — города Озерска. Мне было 12 лет, когда мои друзья Николай Батуев и Станислав Троицкий рассказали новость, что они записались в клуб по американскому футболу «Федерал». Клуб находился в цокольном этаже двухэтажного дома, построенного еще в 1950-е. На первом этаже были раздевалка, душевые и «офис». Шел 1993 год.

Так здание выглядит сейчас. Фото Рустама Шакирова

Хорошо помню первую встречу с главным тренером команды Александром Ковригиным, свою первую тренировку в мотоциклетном шлеме со сваренным забралом и переделанном из хоккейного каркасе. Поворачиваешь голову, а по внутренней трубке бежит металлический окатыш. Бутсы были соккерными, о высоких шипах мы и понятия не имели. Бриджи мне перешила мама из спортивок Adidas. А нормальный шлем VSR я вживую увидел лишь в 1995-м.

Занятия проходили на щебенке, которая подразумевала собой поле. Сейчас оно уже заросло — не травой, правда, а гаражами. В лучшие годы, то есть сильно раньше, на тренировки «Федерала» ходило более ста человек. Все американское тогда было мегапопулярно и числиться в этой секции для любого подростка в городе было очень круто. Я не знаю, как Ковригину удалось еще в советское время договориться с горисполкомом о выделении средств на развитие столь экзотичного вида спорта. Суть в том, что какое-то время ребятам даже платили за то, что они тренировались.

Страницы истории клуба «Федерал». Фото Рустама Шакирова

 

В «Федерале» занимался среди прочих Константин Барышев. На мой взгляд, лучший квотербек того времени. С отличной антропометрией (все-таки бывший волейболист) и сильной рукой. В защите отметил бы Андрея Яппарова – одного из лучших лайнбекеров Урала, Впоследствии мы с ним отыграли вместе много лет, он был капитаном защиты. Сейчас перешел к судейской деятельности.

В «Федерале» были так называемые старшаки и младшая группа, где занимался и я. Народу к тому времени уже не всегда хватало и периодически мы играли против них. С самых первых дней мое амплуа имело отношение к защите. Надо сказать, что в целом момент моего появления в «Федерале» пришелся на закат клуба. Страна переживала перестройку, для многих семья и работа стали важнее, их можно понять.

В 1994-м Ковригин окончательно отошел от тренерской работы, вместо него занятия проводили старшаки. Через год клуб официально закрылся, без футбола остались примерно 15 человек. Примерно в это время из Америки вернулся Константин Барышев, он ездил туда в своего рода турне с донецкими «Скифами». В Озерске Константин устроился учителем физкультуры, открыв впоследствии секцию на базе ДЮСШ. Так появился клуб «Молодые Звезды», куда пришли и несколько бывших игроков «Федерала». Но не все. Определенное противостояние между ним и Ковригиным чувствовалось, и были люди, занявшие ту или иную сторону.

Обложка брошюры, посвященной команде «Молодые Звезды». Фото из архива Рустама Шакирова

 

Спустя какое-то время Барышев благодаря дружеским отношениям с одним из крупных предпринимателей Озерска приобрел настоящую футбольную форму, что дало существенный импульс в плане рекрутинга. Только представьте: больше 60 комплектов б\ушных (но всамделишных!) комплектов, белые шлемы Ridell VSR с белыми забралами, джерси, бриджи. Все пацаны смотрели на это богатство, конечно же, широко открытыми глазами.

В мае 1995-го на тренировку к Барышеву пришел и я. На стадионе при лицее как раз был разбит летний лагерь, куда записалось около ста подростков. Три группы по 30 человек в каждой являлись на тренировки, потом шли в школу бесплатно обедать и возвращались на стадион. В таком темпе — занятия три раза в день — прошли три месяца. Средний возраст занимающихся в лагере был лет 14-16. Могу ответственно заявить, что в «Молодых Звездах» я тренировался буквально год, ничего особенного там не показал, на турниры не ездил и в играх не участвовал.

Приглашение на одну из первых игр в истории уральского футбола. Фото Рустама Шакирова

 

Вся эта история затронула меня по касательной, но кое-что рассказать стоит. Например, как в Челябинске летом 1995-го завод «Мечел» на день металлурга оплатил концерт Киркорова. На трибунах собралось 15 тысяч человек. Константин Барышев договорился в перерыве организовать показательный матч по американскому футболу. Зрители не предполагали, конечно, что перед ними игроки одной команды, да это было и не важно. Но и игра при таком количестве людей — это однозначно успех Барышева, мало какие клубы в России играли при такой аудитории.

Нечто подобное раньше проводил, кстати, и Ковригин, только в Магнитогорске. В 1989-м местный комбинат организовывал там выставку — что-то вроде «Достижения Америки». Показывали компьютеры, как все устроено в быту и т.п. Типа выставка достижений капиталистических стран. Под это дело собрали местный стадион, куда Ковригин привез свою команду. Перед игрой по городу ездили автомобили ГАЗ с наружной рекламой и черлидершами, прохожим выдавали объясняющие брошюры. Удивительно, но сейчас в регионах практически не пользуются опытом привязки футбола к большим праздникам. Опыт Ковригина и Барышева можно и сейчас реально использовать как в Москве, так и в регионах.

Обложка брошюры, посвященной команде «Молодые Звезды». Фото из архива Рустама Шакирова

 

Но вернемся к «Молодым Звездам», с которыми Барышев развил кипучую деятельность. Он привез в Кыштым на неделю американского тренера «Скифов» Роберта Джеймса Кука, и с помощью переводчика тот объяснял, как ставить блоки и т. п. Там были самые азы, ничего сверхъестественного. Также Константин договорился с красноярской командой «Дьяволы». Привез ее в июле в закрытый (не забываем) город и организовал с ней матч на День города. Я не играл, выступали ребята повзрослее: Алексей Крившин, Николай Батуев ,Марк Ковалев, Алексей Чернов. Озерск тогда победил. А в декабре 1995-го в Челябинск прилетели московские «Медведи» и в легкоатлетическом манеже был проведен Арена Боул.

В 1996 году я уже по сути не тренировался. Не было прежнего интереса. Пошел в техникум, поступил в вуз, а в 2006-м уехал работать в Екатеринбург. Тогда, конечно, и подумать не мог, что когда-нибудь вернусь в футбол. И уж тем более, что это случится по прошествии целых 13 лет. К своему счастью, я не ступил на протоптанную в то время дорожку, хотя многие поддались соблазну. Некоторых, к сожалению, нет в живых.

Одна из первых методичек по игре в американский футбол. Фото из архива Рустама Шакирова

 

Во второй половине 1990-х во всем регионе популярность американского футбола постепенно сошла на нет. Закрылись и «Молодые Звезды», причем форма осталась на руках у игроков. Лишь в 2006-м Алексей Чернов и Николай Батуев соберут ее у всех, у кого можно, и возобновят тренировки. Одним из последних озерских юниоров Барышева стал Максим Лавренов. Также отмечу Руслана Рахимова, ярчайшего раннинбека.

С 1997 по 1999 годы Барышев со своими воспитанниками (в их числе Лев Гусев, Сергей Романцов, Алексей Крившин, Леонид Доценко, Дмитрий Анисимов, Дмитрий Степанов) каждое лето ездили играть за киевских «Гепардов». В итоге Гусев так и остался жить в Киеве и играл затем за местных «Бандитов» и «Джетс». Остальные вернулись.

На протяжении семи лет – с 2000 по 2006 годы – американского футбола в Озерске по сути не было. Исключением являлась секция при ДЮСШ-2, которую открыли Дмитрий Степанов и Леонид Доценко и которая просуществовала четыре года. На тренировки туда ходило около сорока человек. Забавно, что как раз тогда Барышев стал начальником управления по физической культуре и спорту города. Но то ли он наелся, то или еще что, не знаю…

Вообще они с Ковригиным два совершенно уникальных человека. Их невозможно сравнивать, у них были разные взгляды, они довольно быстро перестали общаться. Надо отдать должное Константину: отыграв какое-то время в «Федерале», он не остановился и уехал тренироваться в Донецк, осознав, что в СССР есть более сильные команды. В заслугу Ковригину нужно поставить создание клуба в закрытом городе. Тогда ведь даже если деньги и находились, не совсем понятно было, как их потратить, где что купить. Барышев уже в постперестроечное время привез настоящую форму, открыв тем самым новое дыхание для ребят. Это сейчас команды в России ищут игроков, а тогда очереди выстраивались из желающих потренироваться! Ну и лично я не видел, чтобы в России на позиции квотербека кто-то играл лучше, чем Барышев.

Алексей Парамыгин (второй слева) и Константин Барышев (первый слева)

Весной 2009 года мне по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Озерск. И так получилось, что чисто случайно в столовой встретил друга Дениса Бадина, с которым играли в «Федерале». Очень принципиальный по жизни человек, один из тех как раз, кто не ушел к Барышеву. «Ты знаешь, а мы ведь снова тренируемся, команда называется «Зверобои», приходи», — сказал он. Несмотря на длительный тринадцатилетний перерыв во мне что-то снова загорелось. Захотелось увидеть общих знакомых. Например, Дениса Косажевского, с которым мы тренировались еще в «Федерале». Ради интереса я заявился на одну тренировку, а уже на следующий день выяснилось, что вскоре надо лететь играть в Москву. Был май 2009-го, все готовились к Кубку регионов.

Уж не знаю, как я попал в состав с этой своей единственной тренировкой (может, людей не хватало), но на тот рейс я тоже сел. В Москве уже год как жил Алексей Чернов, тренировавшийся в «Патриотах». Он заказал автобус во Внуково, встретил нас и помог заселиться в гостиницу. Само путешествие состоялось во многом благодаря Денису Косажевскому, который был директором крупного предприятия и купил всем авиабилеты в одну сторону . В дальнейшем Денис еще не раз финансово поможет «Зверобоям».

Первым нашим соперником на Кубке регионов стали «Грифоны». Мы их обыграли и, думаю, это стало неожиданностью как для самих «Грифонов», так и для главного фаворита турнира — «Черного Шторма». Москвичам мы в итоге, разумеется, уступили. Кажется, им тогда удалось собрать чуть ли всех сильнейших на тот момент игроков города. Четвертой командой была сборная Поволжья с ребятами из Астрахани, Волжского и Казани. На Кубке регионов я впервые познакомился с таким человеком, как Кирилл Стяжкин. У него были связи с Барышевым и Черновым, поэтому он играл за нас — на позиции сейфти. Я в свою очередь играл тэклом нападения и после продолжительного перерыва перенес столь колоссальную нагрузку, что по возвращении домой мне пришлось накладывать на ноги гипс.

Я прилетел в Озерск и узнал, что в Екатеринбурге появилась команда под названием «Уральские Молнии», которую основали Павел Князев, Валерий Негруца и Михаил Сатюков. На протяжении долгих лет «Молнии» и «Зверобои» регулярно будут играть между собой и помогать друг другу кадрами как на турнирах, так и в товарищеских матчах. Это были очень крепкие дружеские отношения. Собственно, и по сей день некоторые игроки уже не существующих «Зверобоев» ездят играть за «Молний».

2010 год. Первый Чемпионат Урала. Совместное фото «Зверобоев» и «Уральских Молний»

В 2010 году Денис Косажевский выдвинул идею провести в Челябинске Кубок Урала. На стадионе «Локомотив», где теперь играют «Скауты». Это сейчас арена отреставрирована, с трибунами и искусственным покрытием на поле, а тогда она находилась в, скажем так, удовлетворительном состоянии. На Кубок Урала приехали «Молнии», им еще не всегда хватало людей и в том матче со «Зверобоями» точно были люди, которые играли и в нападении, и в защите. До конца года мы еще успели сгонять в Казань в манеж к «Моторам». Косажевский предоставил автобус от своего предприятия и 90% состава поехало именно так. Игра состоялась 30 октября 2010 года в манеже, казанская команда оставила приятные впечатления, у них был очень слаженный коллектив. К сожалению, в этом матче мы проиграли.

В 2011-м я в составе «Молний» побывал в двух знаковых для нашего футбола городах. Сначала они попросили «Зверобоев» помочь с составом, чтобы заявиться на майский турнир в Самаре. Там выступали еще «Буревестники», пензенские «Фениксы» и московские «Спартанцы». Тысяча километров в одну сторону, две игры подряд, тысяча километров обратно — такие поездки постепенно станут чем-то самим собой разумеющимся. Только в хорошем смысле слова больные люди могут быть так увлечены каким-то делом.

Май 2011 года. Самара. Кубок Победы. Рустам Шакиров в игре «Уральских Молний» против «Фениксов»

 

В Самаре мы заняли первое место. Я действовал уже только в защите, начинал вливаться в схемы и все больше понимал, что это моя игра. По возвращении «Молнии» сказали, что к ним обратилась по поводу скримиджа молодая пермская команда. Так в конце мая я впервые увидел «Стальных Тигров» и, в частности, молодого Женю Захарова и Сергея Жернакова. Захаров тогда еще играл в защите. Как-то интуитивно сразу было понятно, что этих ребят ждет большое будущее.

Что касается событий «под боком», то именно в 2011 году в Челябинске Константин Барышев основал команду «Скауты». Благодаря хорошим отношениям с министром спорта Челябинской области он создал новое юридическое лицо и зарегистрировал федерацию. Раньше в городе уже были попытки создать свою команду. Например, Андреем Горбуновым, будущим главным тренером «Танков». Но первопроходцем оказался все-таки Барышев. «Скауты» стали соперником «Зверобоев» во втором розыгрыше Кубка Урала — в октябре 2011-го в Кыштыме озерчане вновь стали обладателями трофея. Опыт взял свое.

Следующий — 2012 год — оказался очень насыщенным на события. Уже не помню, с чего все началось, но в какой-то момент я приступил к поиску контактов в Средней Азии на предмет того, чтобы съездить туда «Зверобоями». С организаторскими способностями у меня всегда было неплохо. Через интернет нашел в Бишкеке команду «Барсы», вышел на их главного тренера Бакая Мадыбаева. Он с воодушевлением принял предложение, мы забились на первые числа мая провести в Киргизии турнир, сразу дали ему название — Бишкек Боул. Договоренности были следующие: авиабилеты за счет гостей, гостиница при стадионе и бесплатный обед за счет принимающей стороны. Бакай вышел на друзей — алматинских «Титанов», чтобы турнир был из трех клубов. Мы, в свою очередь, кинули клич в Екатеринбург поехать с нами под вывеской «Зверобои». Собралось в общей сложности чуть больше двадцати человек. Выезд планировался на все майские праздники, и некоторые полетели с женами и подругами.

2011 год. Екатеринбург. Совместное фото «Уральских Молний» и «Зверобоев»

 

Оба матча в Бишкеке мы выиграли, хотя было невероятно жарко, и это особенно хорошо чувствовалось в черной форме на искусственном газоне. Помню до сих пор эти ощущения пылающих ног и стоящего столбом пара. Но опыт казался интересным и было приятно осознавать, что нам получилось такое организовать. Считаю, что московским или питерским командам было бы полезно сейчас полетать по стране и посмотреть себя на фоне условного Владивостока. Почему те же «Панды» должны отправляться к кому-то в гости, а не наоборот?..

К слову, «Барсы» еще до нас успешно принимали у себя российскую команду — из Красноярска. Даже ребята из американского колледжа приезжали как-то туда на турнир выходного дня.

Вернувшись из Бишкека, мы практически сразу метнулись в Самару. «Молнии» получили еще одно приглашение на ежегодный турнир и под их флагом туда отправилось также несколько игроков «Скаутов» и «Зверобоев». Именно тогда я впервые увидел такие команды, как «Брюинс» и «Волжские Коршуны». Последние очень понравились, чем-то они были похожи на «Федерал» со своим контактным силовым футболом. В этот раз «Молнии» заняли уже последнее место, а я, к своему стыду, перепутал время начала второй игры — с «Брюинс» — и тупо опоздал на стадион. Приезжаю, а Негруца орет мне: «Шакиров, где тебя носит?! Уже четвертая четверть!».

Больше всего 2012 год запомнился, наверное, тем, что Барышев начал привозить в «Скауты» легионеров из Донецка. Обе команды — и «Зверобои», и «Скауты» — заявились тогда на чемпионат Урала. Эти матчи шли в зачет чемпионата России. В Челябинске я впервые увидел знаменитые синие шлемы «Скифов». Несмотря на всю мощь соперника, мы проиграли лишь десять очков, чуть-чуть не хватило времени отыграться. Было бы, конечно, эпично, если бы со «Скифами» в составе Барышев уступил кому-то на Урале.

В полуфинале чемпионата России «Скауты» попали на «Грифонов». Регламент тогда был как решето, о чем Барышев прекрасно знал, начав активную подготовку к матчу. Были организованы сборы, куда приехали чуть ли не все, кто мог: «Тигры», «Молнии», «Зверобои», «Скифы». Не знаю, куда смотрело тогдашнее руководство федерации и как такое в принципе оказалось возможно: я только что играл против «Скаутов» и тут же… выступаю за них, пусть и не в основе! После победы в Челябинске над «Грифонами» «Скаутам» предстояло играть финал в московском манеже против «Патриотов». И вот здесь команде очевидно не хватило сыгранности. Ну невозможно за месяц сыграться . «Скауты» уступили. Вообще считаю, что условную сборную Урала можно было бы собрать и без Донецка и при этом дать бой как минимум тем же «Грифонам» (кстати, их тренером был Максим Лавренов).

Наверное, в долгосрочной перспективе это принесло бы больше пользы, нежели быстрая ставка на украинских легионеров. Вместе с этим на примере «Скифов» я увидел, что такое настоящий американский футбол. Донецкая школа футбола — самая сильная в СНГ.

Турнир оставил, как уже можно было понять, противоречивые впечатления. С одной стороны, серебро ЧР — одна из двух самых ценных для меня медалей. С другой, медаль вместе с удостоверением мастеров спорта тогда дали даже судье из Екатеринбурга. А те, у кого с Барышевым были сложные отношения например, сейфти Марк Ковалев, — их так и не получили. Политика и спорт на Урале тоже, увы, переплетены. Марка Ковалева наряду с лайнбекерами Андреем Япаровым и Александром Заболоцких я до сих пор считаю сильнейшими на Урале.

2013 год. Рустам Шакиров в игре «Зверобоев» против «Скаутов»

В 2013 году приятной новостью стал звонок Бакая Мадыбаева с приглашением на майский кэмп, где «Барсы» ждали американских тренеров и студентов. От Озерска заявились мы с Пашей Колбиным. От Екатеринбурга — уже знакомые с этим направлением Павел Князев, Валерий Негруца, Михаил Сатюков и Александр Жаданов. В Бишкеке я познакомился с таким человеком, как Артемий Роговой. Здоровым и сильным парнем, который не терялся фактурой даже на фоне американцев. Сразу было видно, что Роговой играет на уровне заокеанских студентов.

По возвращении нас всех ждал чемпионат Урала, где принимали участие «Молнии», «Скауты», «Зверобои», «Тигры» и новая команда «Сталевары» (там делами занимались Роман Майнин и Кирилл Корепанов). Опять же, матчи шли в зачет чемпионата России. Самые мощные зарубы происходили между Пермью и Озерском. Я играл и в защите, и в спецкомандах, и в нападении гардом. Выиграв турнир, «Зверобои» вышли в полуфинал на «Черный Шторм». В регламенте говорилось, что москвичи должны были прилететь к нам на гостевой матч. Однако на клубном собрании «Зверобоев» в результате ожесточенных споров было принято решение отказаться от игры. Сложно сейчас давать какие-то оценки и искать мотивацию произошедшему. Могу только сказать, что в чемпионате Урала был очень плотный график, состав сильно поредел из-за травм. Возможно, в памяти у ветеранов было крупное поражение от «Патриотов» на Кубке регионов-2009. Все осознавали реальную силу того «Шторма» и понимали, кто фаворит.

Считаю, что все-таки нужно было играть, но моего мнения тогда никто не спрашивал — в собрании я участия не принимал.

***

Окончание — уже завтра!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.