«На сегодняшний день Бен — игрок «Питтсбург Стилерс», — говорил журналистам генменеджер «Стилерс» Кевин Колберт. — Он дал нам понять, что хочет продолжить играть. Нам нужно трезво взглянуть на ситуацию».

Ага-ага. Знаете, кто ещё использовал подобные формулировки? Лес Снид из «Рэмс», который сравнительно недавно убеждал, что вот прямо сейчас Джаред Гофф — квотербек «Баранов». Через четыре дня Гофф отправился в «Детройт», став частью сделки по обмену Мэттью Стэффорда.

После этого владелец «Сталеваров» Арт Руни решил заткнуть шум:

«Бен Ротлисбергер и я встретились вчерашним утром и эта встреча была продуктивной, — написал Руни. — Мы смогли обсудить очень много деталей, которые пролили свет на то, где мы находимся сейчас и в каком направлении мы хотим двигаться. Бен заверил меня, что он хочет остаться и помочь нам продолжить побеждать, а я сказал, что меня привлекает идея сотрудничества с ним на пути к чемпионству. Мы оба понимаем, что следующий шаг — необходимость уладить контрактные вопросы».

Сама ситуация представляла серьёзное испытание для «Стилерс». Если бы никаких поправок в контракт Биг Бена не было внесено, у него был бы наибольший кэп-хит среди всех игроков в сезоне-2021. Ему только что исполнилось 39 и он будет вторым самым старым квотербеком НФЛ после Тома Брэди (если, конечно, Дрю Бриз завершит карьеру). В прошлом году Ротлисбергер получил худшую с сезона-2008 оценку от Pro Football Focus, а его показатель количества ярдов за попытку был наименьшим среди всех сезонов, в которых квотербек провёл хотя бы три игры. Учитывая этот спад, возникает несколько вопросов. Достаточно ли хорош Ротлисбергер, чтобы помочь «Питтсбургу» претендовать на титул? Стала ли итоговая сделка хорошей новостью? И могли ли они поступить иначе?

Ротлисбергер вернулся и сделал скидку

Возвращение Ротлисбергера с прежним контрактом означало бы огромную финансовую проблему для «Питтсбурга». Кэп-хит в $41 миллион стал бы самым большим в лиге, а «Стилерс» уже превышали разрешённый размер платёжки на $19 миллионов. В «Питтсбурге» сразу дали понять, что такой сценарий маловероятен: они и раньше уже реструктурировали контракт Биг Бена — три раза за последние девять лет (бухгалтерия — восьмое чудо света). Но специфика той ситуации была в том, что реструктуризация не очень актуальна — «Стилерс» от Ротлисбергера нужна была именно что скидка, причем очень существенная.

Квотербек вроде как это осознавал и не артачился: «Я вообще не парюсь из-за моей зарплаты в этом году!» — именно такое сообщение он отправил своему знакомому журналисту. Но одно дело это сказать, а другое — отказаться от 18 миллионов долларов наличных из 19, которые ему положены в этом году. Даже если вы говорите «Мне всё равно, что мы сегодня закажем на ужин», вам всё-таки не совсем все равно. Встреча Биг Бена с Руни, скорее всего, была посвящена в том числе и этому, потому что «Стилерс» очень, очень помогла такая экономия.

Ротлисбергер сократил свою зарплату с $19 миллионов до $14 миллионов, распределив при этом её по разным выплатам в течение 2022 года, что позволило «Питтсбургу» сократить кэп-хит на целых $15 миллионов. Это весьма серьёзное подспорье для клуба и при этом без продления соглашения ещё на год или несколько лет.

Межсезонье у Колбера стало чуть более радостным. Целых 24 игрока — то бишь полкоманды, отправляются исследовать просторы рынка свободных агентов. Шансы удержать наиболее дорогих из них близки к нулю. Ресивер Джуджу Смит-Шустер едва ли вернётся после провала в роли заменителя Антонио Брауна и проигрыша конкуренции Дионтею Джонсону и Чейзу Клейпулу в минувшем сезоне. Раннинбек Джеймс Коннер не блистал ни мастерством, ни здоровьем, чтобы заслужить новый контракт. К тому же «Питтсбургу» придётся заменить трёх из пяти своих стартовых лайнменов нападения, так как Алехандро Виллануэва и Мэтт Фейлер готовятся уйти свободными агентами, а Маркис Понси завершил карьеру. И это только нападение.

Ди-энд Бад Дюпри, который в двух своих последних сезонах заработал столько же сэков, сколько и в первых четырёх, также практически гарантированно покинет команду. А те деньги, которые «Сталеварам» удастся наскрести по сусекам, скорее всего пойдут на новые контракты пас-рашеру Ти Джею Уотту и сейфти Минке Фитцпатрику — и эти сделки, весьма вероятно, будут самыми крупными для их позиций, что может заставить «Питтсбург» расстаться с важными ролевыми игроками вроде корнербеков Кэмерона Саттона и Майка Хилтона.

Самая полезная услуга, которую Ротлисбергер только мог сделать своей команде — во-первых, вернуться, чтобы «Стилерс» не пришлось взваливать на себя ношу поиска нового квотербека; во-вторых, отказаться от максимально возможной части зарплаты на сезон-2021. С помощью таких мер «Сталевары» получили до сих пор хорошего квотербека за низкую цену.

Очень скоро «Питтсбургу» придётся искать квотербека на долгосочную перспективу, но в этом сезоне мы увидим последний танец Биг Бена.

Мог ли «Питтсбург» сделать ставку на одного из своих других квотербеков?

Возможно, есть основания утверждать, что Ротлисбергер уже сейчас не является лучшим квотербеком «Стилерс». Как уже говорилось, ему 39 лет. Он травмировал оба колена в прошлом сезоне, что заставило его играть так, как будто ему 59. Мяч при его длинных забросах летит ну очень натужно. И так как Бен не может ни кидать «бомбы», ни выносить самостоятельно — а к этому ещё и добавляется линия нападения, которая внезапно стала дырявой, как пчелиный улей — команде приходится рисовать под него систему, которая ориентирована на быстрое избавление от мяча. В сезоне-2020 он избавлялся от мяча в среднем за 2,1 секунды, согласно Pro Football Focus, а это самый быстрый релиз за все десять лет, что PFF проводит эти измерения. Это хорошо работало осенью — «Питтсбург» начал сезон с 11-ти побед подряд, но как только соперники приспособились, начались большие проблемы. Ди-лайнмены начали прыгать, чтобы сбивать пасы. Корнербеки демонстрировали полное безразличие к принимающим соперника, бегающим длинные маршруты. А «Сталеварам» просто нечего было ответить (кроме как делать тучу дропов, что не очень помогало). В итоге после старта 11-0, «Стилерс» закончили сезон с результатом 1-5, включая кошмарное поражение от «Браунс» в уайлд-кард раунде плей-офф.

Именно Ротлисбергер лимитировал это нападение. И его дублёр Мэйсон Рудольф выглядел совсем не бледно на фоне старшего товарища, когда заменял Бена на 17 неделе. Возможно, «Стилерс» действительно могли найти квотербека лучше. Но очевидного кандидата на замену легенде команды в текущем ростере пока не видно.

Рудольф связан контрактными обязательствами с «Питтсбургом» ещё на один сезон. Месяц назад «Стилерс» подписали Дуэйна Хаскинса, бывший пик первого раунда из «Огайо Стэйт». Хаскинса перед этим отчислили из «Вашингтона» после серии событий, которые сделали это действие абсолютно логичным. Мало того, что он плохо играл, он ещё и умудрился быть запечатленным без маски в стриптиз-клубе в момент, когда команда отчаянно боролась за плей-офф. У Хаскинса есть сильная рука и неплохая точность, но он плохо читает защиты на поле и является ужасным лидером вне его. Тем не менее, многим тренерам НФЛ нравится «чинить» игроков и «Стилерс» имеют основания надеяться, что в новом окружении Хаскинс сможет не выглядеть криворуким дебилом. Но это едва ли железный план по замене одного из лучших игроков в многолетней истории франшизы. Действительно ли «Стилерс» хотят отдать своё будущее в руки человеку, которого погнали тряпками из «Футбольной команды Вашингтона»?

Рудольф тоже не выглядит мощным кандидатом. У него нет ни значительного физического развития, ни резюме Ротлисбергера. В итоге ни Рудольф, ни Хаскинс не выглядят кандидатами на роль стартового квотербека «Питтсбурга» в сезоне-2021. Да, Ротлисбергер серьёзно сдал, но он всё ещё сильнее этой парочки.

Мог ли «Питтсбург» привлечь нового квотербека со стороны?

В это межсезонье количество доступных квотербеков стартового калибра — на рынке свободных агентов, на драфте или посредством обмена — самое большое за много лет. Карсон Венц уже отправился в «Инди», а Мэттью Стэффорд в «Рэмс», но ещё два хороших разыгрывающих доступны для трейда, как минимум пять ветеранов готовы найти новую команду на рынке свободных агентов, а в первом раунде имеют все шансы быть выбранными аж пять квотербеков.

Но «Стилерс» не делают резких движений. «Питтсбург» — методичная организация (это был вежливый способ назвать «Сталеваров» скучными). Когда команда выменяла Минку Фитцпатрика в 2019 году, это привело к тому, что «Стилерс» оказались без пика первого раунда в первый раз с тех пор, как Линдон Джонсон был ещё президентом США. «Питтсбург» — просто не та команда, которая совершает мегаобмены и отдаёт будущие высокие пики. Именно поэтому они так стабильно успешны. Но сейчас, возможно, пришло время нарушить это правило.

 

View this post on Instagram

 

A post shared by Sam Darnold (@samdarnold)

«Стилерс» не имеют достаточного количества активов, чтобы выменять Дешона Уотсона, но могли обратить внимание на квотербеков калибром поменьше, вроде Сэма Дарнолда. Сэм имеет все навыки, необходимые для того, чтобы в перспективе стать франчайз-квотербеком. Да, некоторые болельщики «Стилерс» могут содрогнуться, ведь «Джетс» за все три года Дарнолда в команде находятся либо последними, либо предпоследними в святой троице показателей эффективности нападения в лице ярдов, очков и первых даунов в среднем за игру. Но, хоть Дарнолд и не впечатлил, одним вопросом его можно оправдать: а кто в принципе впечатлил из сегодняшних «Джетс»? «Стилерс» же как организация являются полной противоположностью «Джетс», так что они могут надеяться, что им удастся построить вокруг Сэма вменяемую команду и реализовать его таланты.

Если «Джетс» задрафтуют квотербека вторым пиком, Дарнолд будет доступен. У «Стилерс» есть 24 выбор на этом драфте и они вполне могли бы обменять его на Дарнолда, который будет стоить лишь $5 миллионов в сезоне-2021 и около $20 миллионов ещё через год. Даже если он будет играть хотя бы на уровне среднего стартового квотербека, он с лихвой будет стоить этих денег. Опыта Ротлисбергера у Дарнолда нет, но он мобильнее и обладает более сильной рукой. Он позволит команде разнообразить нападение, отказавшись от беспрерывного скоростного избавления от мяча. С определённой стороны выбор Дарнолда мог быть как лучше, так и дешевле, нежели возвращение Биг Бена.

Если бы с Дарнолдом не выгорело, то мог ли стать новым стартовым разыгрывающим «Питтсбурга» кто-то с рынка свободных агентов? Лучшими среди доступных квотербеков должны стать Митч Трубицки, Джеймис Уинстон, Райан Фицпатрик, Энди Далтон, Кэм Ньютон и Тайрод Тейлор. Кто-то из них точно хуже даже сегодняшнего Ротлисбергера, а кто не точно, тот, скорее всего, будет стоить больше, чем «Стилерс» готовы заплатить.

«Стилерс» могли попробовать найти квотербека на драфте. Из-за 24 пика они не могут рассчитывать на Тревора Лоуренса, Джастина Филдса или Зака Уилсона. Трей Ленс и Мак Джонс могут быть не такими недоступными, но «Стилерс», скорее всего, пришлось бы обмениваться вверх, чтобы получить одного из них — а это далеко не та вещь, которую они обычно делают. Более реалистичный вариант — рискованный выбор Кайла Траска или Джейми Ньюмана — но эти игроки прямо сейчас точно не находятся на уровне стартовых квотербеков.

Предсказывать, кто будет квотербеком «Питтсбурга» после Бена, сложно в том числе из-за того, что будущее ключевых людей, которые должны принимать настолько важные решения, совсем не так ясно. Колбер двадцать лет был генменеджером «Стилерс», но его контракт истекает после драфта этого года. Главный тренер Майк Томлин тоже не имеет на руках взаимных долгосрочных обязательств с командой. Для организации, которая совершила аж две смены главного тренера с момента смерти Никиты Хрущёва, такая ситуация практически уникальна. И даже если Бен доигрывает последний сезон, это будет лишь началом большой цепной реакции. Франшиза, которая почти всю свою историю плыла по ровной воде, готовится попасть в шторм.

Читайте также: «Хьюстону» нужно отпустить Уотсона. Это выгодно всем

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.