С первого воскресенья этого сезона Трою Эйкмену приходится мириться с нововведениями в студии — из-за коронавируса его привычный «сосед справа» Дэвид Молтон теперь стоит в нескольких футах позади, порой приподнимаясь на носочках, чтобы видеть все поле.

Молтон — этакий спортивный споттер — человек, который подмечает буквально любую мелочь в происходящем футбольном действе — комментатор и аналитик в одном флаконе. Обычно Молтон работает с Эйкменом по четвергам, в субботу он ассистирует Гэри Дэниэлсону на матчах SEC, а в воскресенье вновь воссоединяется с Троем.

«По большому счету, я им не нужен, — говорит сам Молтон. — Я как кэдди при элитном гольфисте. Ты носишь его клюшки, что-то подсказываешь, но знаешь, что он и без тебя входит в мировой Топ-3». Но тут Дэвид склонен преуменьшать свою значимость — и сами ведущие, и продюсеры не раз отмечали, что его «пять копеек» — неотъемлемая и важная часть шоу. И летом им (продюсерам) пришлось поломать голову над тем, «куда нам теперь поставить помощника комментатора».

За десятилетия существования футбольных шоу в привычном нам формате у зрителей сложилось убеждение, что в комментаторской кабинке находятся только два человека, от взгляда которых не ускользает ничто из происходящего на поле. На деле все не так. У каждого топ-комментатора FOX – у Бака, Эйкмена и даже у Майка Перейры есть незримые помощники — люди с футбольным компьютером в голове — на расстоянии вытянутой руки. У Бака это споттер Билл Гэррити (справа), гуру статистики Эд Сфида (слева), а еще режиссер, оператор и гример, «прячущиеся» за сценой. Обычно в трансляции FOX задействованы 11 человек, а в студии Sunday Night Football на NBC – 20 и более.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Gonna miss Green Bay this weekend and this crew (and Erin) but cannot wait for Dodgers and Cubs. Saturday GAME ONE.

Публикация от Joe Buck (@joebuck)

Помощники ведущих стоят вне поля зрения камер, поэтому увидеть их можно только случайно. В прошлом году во время игры «Флорида — Джорджия» оператор CBS «зацепил» Молтона, который в штанах и толстовке цвета хаки делал какие-то пометки в блокноте. «Я тогда сказал Гэри: ”На что поспорим, что в этом году меня больше не покажут?” — вспоминает Молтон. — Мы посмеялись и забыли об этом. Думаю, когда телевизионщики отсматривали передачу после эфира, то сказали что-нибудь вроде: ”Хороший репортаж. Только вот этого толстяка с блокнотом вырежьте.”»

Пятидесятичетырехлетний Молтон попал на телевидение случайно — в 2003-м Дэниэлсон, стоя в пробке в Форт-Майерсе, Флорида, услышал по радио, как Дэвид разбирает игру, которую он комментировал в минувший уик-энд. «Я подумал: Ого, а парень шарит в футболе», — говорит Дэниэлсон. В 2006 году он пригласил Молтона на недельную стажировку в комментаторскую кабину CBS. С тех пор они работают вместе.

Работа Молтона заключается не в том, чтобы подсказывать комментатору, кто из игроков поймал пас или сделал тэкл — такие помощники, споттер и специалист по статистике, присутствуют в каждой комментаторской кабинке. Но когда ты принадлежишь к Высшей лиге комментаторов, тебе необходимо показывать глубочайший уровень знания и понимания игры. Крис Коллинсворт работает в паре с компьютерным гением Энди Фрилендом, а великий Джон Мэддэн в завершающих сезонах карьеры работал со своим хорошим другом Джоном Робинсоном, бывшим тренером «Рэмс» и Университета Южной Калифорнии.

Хорошие споттеры следуют из одной комментаторской ложи в другую, как хороший советник переходит из администрации одного президента в администрацию другого. В 2015-м FOX предложил Молтону работать вместе с Баком на турнирах по гольфу — он помогал ведущему, передавая ему карточки с данными об игроках по мере их представления. «Я был страшно рад этому, — говорит Бак. — Я так привык с ним работать!» Позже Бак предложил Эйкмену привлечь Молтона к работе в студии FOX во время матчей НФЛ. Молтон присоединился к SNF в 2018 году, а в минувшем сезоне работал уже и по четвергам.

В тех случаях, когда Молтон помогает не комментатору, а аналитику, принцип его работы меняется — словно ассистент именитого профессора, он изучает любимые темы своего босса и обращает его внимание только на те мелочи, что могут быть интересны ведущему. «Он знает, что я ищу, знает мои любимые темы, — говорит Дэниэлсон. — Говоря футбольным языком, он как квотербек, который знает, как, когда и куда побежит его принимающий». К примеру, Дэниэлсон подмечает, что сегодня стоит обратить внимание на то, как «ЛСЮ» будут выносить влево — тогда Молтон будет пристально следить за этой составляющей игры и непременно укажет ведущему на стоящие внимания моменты. Также Дэниэлсон ценит своего ассистента за способность подмечать неочевидные вещи — указать, что так любимое зрителями ноу-хаддл нападение работает сегодня через пень-колоду. Молтон просто пишет об этом на карточке и передает ее ведущему.

«Бывают и забавные казусы, которые случаются оттого, что мы уже давно работаем вместе, — признается Дэниэлсон. — Иногда он надоедает мне своими подсказками. Знаете, словно в хаддле кто-то советует квотербеку, что делать, а он такой: Отстань! У меня самого куча идей!» Не раз и не два Дэниэлсон отшвыривал карточку с подсказкой от Молтона. А две минуты спустя, поняв, что идея-то была хорошая, он ползал по полу в поисках этой бумажки.

Накануне последнего Супербоула Эйкмен спросил Молтона, что бы он отдельно отмечал по ходу игры. Молтон ответил, что интересно будет последить, кого будет прикрывать Ричард Шерман на третьих даунах. Эйкмену идея понравилась. И уже в начале игры, заметив, что Шерман встает напротив тайт-энда «Чифс» Трэвиса Келси, он сказал Эйкману: «Шерман против Келси, Шерман против Келси».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Super Bowl LIV

Публикация от troy (@troyaikman)

Молтон совершенно спокойно относится к тому, что зрители никогда не узнают о том, как удачно он подметил тот или иной момент в игре. «Мы, помощники, ни за что не отвечаем — так за что нас награждать? — говорит сам Молтон. — В конце концов, мы просто тыкаем пальцем в конкретную точку. Гэри и Трой и сами прекрасно все видят. Они делают 96 или 98 процентов всей работы, а мы просто вставляем свои пять копеек».

Но в любом случае, Молтон, как и ведущие, не имеет права на ошибку. Если его подсказка окажется неверной, твиттер обрушится с критикой на ведущего, а не на «толстяка с блокнотом». В прошлом году, работая с Баком на Открытом Чемпионате США по гольфу среди женщин, он сказал, что кэдди Лекси Томпсон — ее брат (на деле они просто однофамильцы). После того, как Бака уличили в неточности и Молтон понял, что им предстоит отработать еще пять часов в прямом эфире без единого рекламного ролика, он захотел «забиться в какую-нибудь нору, где меня никто не найдет, и тихо умереть».

Однако подобные ошибки, говорит Бак, бывают крайне редко. Хороший споттер вселяет в ведущего уверенность. Обычно Бак и Молтон дополняют друг друга во всем, в том числе и мгновенно исправляют ошибки друг друга.

У каждого комментатора есть и предпочтительный способ коммуникации с помощником — например, Дэниэлсон предпочитает, когда ему просто указывают на конкретный момент во время повтора эпизода или передают записку, а Трой Эйкмен решил, что ему будет удобнее слышать голос Дэвида через гарнитуру.

В работе споттера есть и рутинные обязанности — например, при двухминутном предупреждении он напоминает Баку и Эйкмену, сколько тайм-аутов осталось у каждой из команд. Но есть и не менее важная эмоциональная составляющая. Дэниэлсон не раз говорил, что работа комментатора чем-то напоминает работу стенд-ап комика в пустом зале. «И в этом случае, когда ты видишь, что Дэвид одобрительно потрясает кулаком или, напротив, качает головой, это дает хоть какую-то иллюзию аудитории», — смеется Гэри.

Многие комментаторы боятся в своих репортажах упустить какие-то моменты, на что немедленно обратит внимание кто-нибудь из «диванных аналитиков». FOX и CBS уповают на то, что Молтон не позволит этому случиться. По ходу игры Дэвид может спросить Эйкмена: «Почему Эй-Джей Грин сегодня играет без мяча?» или Дэниэлсона: «Это лучший ди-энд конференции — где захваты?» Такие вопросы направляют ведущих по ходу репортажа, заставляя их шире смотреть на картину игры. По словам Бака: «Это словно внутренний голос, который подсказывает тебе: ”Эй, чудак, что-то ты ушел не в ту степь — давай-ка взглянем вот сюда…”, и это здорово».

Телевизионщики провели большую часть лета в молитвах о том, чтобы футбольный сезон все-таки состоялся. Когда стало очевидно, что молитвы были услышаны, настало время реорганизовать работу комментаторских студий, исходя из условий максимальной безопасности. Марти Аронофф, ведущий специалист ESPN по статистике, не выезжает на матчи в этом году, как и Майк Перейра (по крайней мере, пока). В студиях устанавливают разделительные экраны. NBC даже убрали традиционный стол с закусками.

Естественно, больше всех пришлось похлопотать самым известным съемочным группам с самым большим штатом. По ходу многочисленных конференций в Zoom’e продюсеры и режиссеры решали, «куда девать» бойцов невидимого фронта, к которым относится и Молтон. Не все принятые решения были удобны, но почти все — неизбежны. Например, по воскресеньям Молтон теперь работает в маске, и из-за того, что ткань приглушает его голос, ему пришлось засунуть под маску микрофон.

Продюсеры CBS перед началом первой игры SEC 26 сентября пошли другим путем — они поставили Молтона позади Дэниэлсона и организовали их общение с помощью компьютера и лазерной указки.

Естественно, когда вы убираете такую фигуру, как Молтон «куда подальше», это в какой-то степени ломает всю схему взаимодействия в комментаторской кабинке. В футболе повтор момента начинается почти мгновенно — часто Эйкмен уже смотрит на своем мониторе повтор, в то время как Бак еще продолжает комментировать момент. Вся коммуникация построена на ощущениях и тайминге — Бак должен почувствовать, готов ли Эйкмен сказать свое слово. Молтон должен чувствовать, что Эйкмен уже посмотрел повтор и готов выслушать его ремарку. В условиях социального дистанцирования, которое достигается либо расстоянием, либо установкой ширмы из плексигласа, это не так просто.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Thursday Night Football on Fox #patriots #colts

Публикация от troy (@troyaikman)

Ко всему прочему добавились еще и проблемы со здоровьем у самого Молтона. 17 мая он обратился в больницу, потому что его беспокоили почки. «Наверное, камни или что-то вроде того», — сказал он врачам. Оказалось, что одна из его почек поражена раковой опухолью. После удаления почки и последовавшего лечения Дэвид потерял почти 25 килограммов веса. В день нашей встречи он прошел процедуру сканирования, подтвердившего, что недуг побежден. «Скрестим пальцы, наденем маски и постараемся дожить до следующего года», — смеется он.

В условиях пандемии все спортивные каналы стараются проводить трансляции в привычном формате, с привычным качеством комментариев и аналитики. Зрителю не должны помешать те изменения и экстренные меры, которые коснулись как «первых лиц» (Бака, Эйкмена и Дэниэлсона), так и «невидимых» помощников, каким является Молтон. «Меня можно сравнить с ампайром в судейской бригаде, — говорит он. — Ты — часть команды, но тебя мало кто видит и слышит. А кто-то и вообще не догадывается о твоем существовании».

Читайте также: «Ты уже не на поле, выдыхай». Как работа комментатором помогла Линчу построить команду-финалиста

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.