Свою первую работу тренером Гэри Кьюбиак получил в 1994 году, став работать с квотербеками «Сан-Франциско». За плечами у него были почти десять лет опыта бэкапа в «Денвере», но переезд в Сан-Франциско открывал принципиально новую дорогу. Поначалу Кьюбиаку поручили сидеть в небольшой комнатке и записывать различные инстал-занятия «Фотинайнерс», чтобы качественнее изучать нюансы нападения. Он внимательно отсматривал видео Билла Уолша, Майка Холмгрена и Майка Шенахена, объяснявших каждую деталь оффенса «Сорок Девятых». Меняя одну VHS-кассету на другую, Гэри понимал — несмотря на то, что система оставалась прежней, детали менялись. В зависимости от того, кто был у руля. «Я наблюдал за работой трех великолепных мастеров своего дела, смотрел, как они преподносят материал тремя разными способами, привнося собственный вклад, – вспоминает Кьюбиак. – Мы очень много времени уделяем футболу. И у каждого есть свой способ обучать».

Со временем Гэри дали возможность быть главным и самому. 11 лет он возглавлял «Хьюстон» и «Денвер», в сезоне-2015 выиграл с «Бронкос» Супербоул. Однако в 2017-м ушел с авансцены. Провел два года во фронт-офисе «Денвера», а в прошлом сезоне вернулся к тренерской деятельности в качестве консультанта по нападению «Миннесоты». За это время он имел возможность оценить, как несколько молодых тренеров — Кайл Шенахен, Шон Маквей, Мэтт Лафлер, Кевин Стефански и другие — задействовали тот самый комнатный опыт Кьюбиака в больших масштабах, взяв за основу схему и добавив нюансы. Все они работают с нападением, которое помогал создавать Гэри.

Впервые с 2016 года Кьюбиак, ныне 58-летний координатор нападения «Вайкингс», вновь будет сам назначать розыгрыши. Будет частью той атакующей парадигмы, которую он оттачивал четверть века. «Вы начинаете понимать, как долго занимаетесь этим, благодаря испытанию временем, – говорит Гэри. – Просто видя, как кто-то берет то, что ты использовал лет пять назад. Ты в курсе, откуда это пошло, а теперь знаешь, и куда ведет».

Когда Кьюбиак и Майк Шенахен в 1995 году ушли из «Сан-Франциско», став, соответственно, координатором нападения и главным тренером «Денвера», они забрали с собой базовые принципы Уэст-Коаст нападения Уолша. Шэнахен поженил эту философию (включающую быстрые передачи и сплит-бэк построение, то есть два бека стоят по разные стороны позади квотербека) с инновационным аутсайд зонным выносом, изобретенным тренером о-лайна Алексом Гиббсом. По отдельности все компоненты мы уже проходили, но вместе они сформировали новую систему. «Выносная игра Алекса и тактическое мышление Майка — когда мы это смешали, дела пошли в гору», – вспоминает Гэри.

В первый сезон с этим тренерским штабом «Бронкос» стали четвертыми в лиге в нападении по DVOA. Через два года команда имела самое результативное нападение в НФЛ (в среднем 29.5 очка за игру), закончила регулярку 12–4 и впервые в истории взяла Супербоул.

Embed from Getty Images

В Денвере Кьюбиак и Шенахен провели вместе 11 лет, прежде чем Гэри был приглашен в 2006-м на пост главного тренера «Тексанс». За эти самые 11 сезонов «Бронкос» семь раз финишировали в топ-5 по нападению DVOA и выпадали из десятки всего дважды. Пара специалистов в своем подходе продолжала опираться на то, что было изобретено в середине 1990-х.

Кьюбиак вспоминает, как смотрел все плей-экшн схемы «Кольтс» в сезоне-1999 в исполнении Пейтона Мэннинга и пытался адаптировать эти концепции под плейбук «Бронкос»: «Мы задавались вопросом, как совместить это с отдельными нашими схемами — передачами в конкретную зону и передвижениями квотербека. Отсюда все началось. Около четырех-пяти лет мы глубоко копали, чтобы сделать это частью нашего нападения».

К тому времени, как Гэри перебрался в Хьюстон, костяк для последующих итераций (тех, что мы видим сейчас), уже был придуман. Лафлер получил первый опыт знакомства с НФЛ — в 2008-м «Тексанс» взяли его ассистентом по контролю за качеством нападения. А сын Майка Шенахена — Кайл — стал работать у Кьюбиака в команде координатором нападения. Эта парочка быстро научила Мэтта тому, о чем он даже не догадывался. «Отработав координатором нападения во втором дивизионе НСАА, я понимал, как мало знаю о футболе, – говорит Лафлер. – Внимание к деталям, которое Кайл и Гэри уделяют при каждом розыгрыше, то, как все без исключения игроки задействованы в каждом розыгрыше. Этот подход позволяет использовать всех 11 человек на поле, чтобы нападение функционировало на самом высоком уровне».

Прошло более десяти лет с момента появления в Хьюстоне, но Лафлер по-прежнему использует обучающее видео времен «Тексанс» Кьюбиака для организации нападения «Пэкерс». Аналогично поступает Стефански в свое первое межсезонье с «Браунс», а также сам Гэри в «Вайкингс», полноценно вернувшись к плейколлингу. «Мне всегда нравилось иметь обширную библиотеку видеозаписей для обучения игроков. Думаю, что зачастую от просмотра видео они получают больше, нежели от плейбука. Когда ты можешь наглядно показать, что Кьюбиак делал с Андре Джонсоном… Это реально помогает понять схему. На видео можно уловить более тонкие моменты и тренерские нюансы», – признается Кевин.

Стефански говорит, что проектировал плейбук «Кливленда» на 2020 год с учетом тех розыгрышей, что использовал «Хьюстон» под руководством Кьюбиака. Конечно, детали поменялись, но база осталась прежней. «Когда вы берете паузу, а потом показываете ребятам примеры, поднимаете голову и типа: «А, это розыгрыш из 2011-го», вот тогда понимаете, насколько вы уже старый», – улыбается Гэри.

Embed from Getty Images

На просьбу дать объяснение, почему система Кьюбиака все эти годы остается востребованной, он отвечает односложно: хитрость. Путем объединения выносных концепций с отдельными типами плей-экшна, Гэри и его ученики могут работать с системой, которая кажется сложной, но на самом деле проста.

«В большинстве случаев ты делаешь не так много разных вещей, но делаешь их самыми разными способами, – говорит Кьюбиак. – Ты пытаешься спрятать очевидные штуки. На видео они могут выглядеть иначе, но в реальности это не так. Для тебя они элементарны, но защиту ставят в тупик, потому что повторяются в разных вариациях».

Прошло почти 25 лет с тех пор, как Кьюбиак и Майк Шенахен удивили все оставшиеся команды своим нападением. Но те или иные вариации этого оффенса все еще становятся непреодолимым препятствием для координаторов защиты. «Фотинайнерс» Кайла Шенахена в прошлом сезоне стали седьмыми по нападению DVOA и вышли в Супербоул. «Пэкерс» Мэтта Лафлера оказались сразу же за ними — восьмыми, а по выносному DVOA – четвертыми. «Тайтенс», базу которым в нападении заложил тот же Лафлер, заняли шестую строчку, а Райан Теннехилл лидировал в НФЛ по ярдам за попытку (9.6) и показал процент комплитов явно выше ожидаемого. Наконец, «Вайкингс» Кьюбиака и Стефански финишировали десятыми по пасовому DVOA, несмотря на травмы Адама Тилена и Дэлвина Кука. Тот успех позволил Стефански перебраться в Кливленд, где он надеется на то, что возродившая карьеру Кирка Казинса схема поможет реабилитироваться и Бейкеру Мейфилду.

Опыт Стефански за последние два года отлично демонстрирует, как меняется базовый подход Кьюбиака при смене команд. Гэри пришел в «Миннесоту» в прошлом году, когда Кевин проводил свой первый полноценный сезон в роли координатора нападения. Стефански всегда знал, что будет играть одну из вариаций системы Кьбюиака, но даже не подозревал, что когда предоставится шанс, архитектор той системы окажется поблизости. «Я всегда восхищался той схемой и поражался, как им удается соединять подобное, – объясняет Стефански. – А затем мне посчастливилось пробыть вместе с Гэри весь сезон. Целый сезон для того, чтобы задавать вопросы, а не два часа на съезде скаутов. В моей копилке настоящие тренерские сокровища, которыми я готов поделиться».

Embed from Getty Images

Если Кьюбиак пролил свет на некоторые проверенные временем аспекты нападения, то Стефански добавил туда принципиально новые элементы. Другие скрины, действия в красной зоне и комбинации маршрутов — с ними «Викинги» по-новому взглянули на устоявшуюся систему. «Каждый хочет сделать по-своему, когда ему дают такой шанс. Так что в этом плане открывается определенная свобода творчества», – считает Кьюбиак.

Многие из бывших учеников Гэри согласны с тем, что наиболее эффективно в последние годы работают вещи, связанные с движением перед снэпом. Это переход на новый уровень сложности. Кьюбиак отдельно указывает на то, как Шон Маквей задействует джет-моушн после того, как защита выбрала свой розыгрыш, а снэп еще не состоялся. Но это лишь вершина айсберга. Шенахен привнес большее количество построений из шотгана и RPO, чтобы подчеркнуть сильные стороны Джимми Гаропполо. «Когда ты следишь за «Сан-Франциско» и работой Кайла, то замечаешь, насколько быстро они действуют, – признается Кьюбиак. – Начиная от того, как стремительно выходят из хаддла, как делают дабл-моушн, как передвигаются. Если вы хотите доставить людям проблемы, надо исполнить максимально точно и аккуратно несколько вещей. Сказать команде, чтобы та играла быстро, легко. Сложнее этого добиться на практике. Игроков надо убедить в необходимости этого».

По мере того, как растет тренерское дерево Кьюбиака — Майка Шенахена и все большее количество команд адаптируют под себя их схемы, перед глазами появляется все больше примеров инноваций. Лафлер говорит, что в прямом смысле слова его тянет смотреть на «Рэмс» и «Найнерс», потому что он понимает, зачем Маквей и Кайл Шенахен пробуют те или иные вещи. Осознание их мотивации помогает Лафлеру и тренерскому штабу «Грин-Бэй» переложить эту стратегию на свой персонал. «Я тренировал вместе с этими парнями, мне легче понять, почему они делают то, что делают. Ты в курсе, о чем они думают и как хотят действовать», – уверен Мэтт.

Embed from Getty Images

Стефански проходит аналогичную процедуру в «Браунс», где старается взять основу системы Кьюбиака и модифицировать ее, отталкиваясь от имеющихся у него игроков. Кевин пригласил тренеров, специализирующихся на разных системах. Координатор нападения Алекс Ван Пелт шесть лет провел в «Грин-Бэй», в том числе, четыре года работая тренером квотербеков с Аароном Роджерсом, а последние пару сезонов трудясь тренером квотербеков «Цинциннати». Координатор пасовой игры Чед О’Ши — выходец из системы «Нью-Ингленда», сделавшей себе репутацию на умных розыгрышах в ред-зоун. Цель та же, что у Гэри и Майка 25 лет назад: соединить элементы разных систем. Стефански надеется, что нападение «Кливленда» поставит принципиально новые вызовы перед защитой соперников. «Самая прикольная часть — собирать разные мнения. Лучшая идея побеждает. Когда ты вываливаешь все на стол и у вас есть доказательства теории в виде записи, начинается интересная работа по соединению элементов. Назовем ее, скажем, системой «Браунс» 2020. Мне не важно, как вы ее будете называть, серьезно, – говорит Кевин. – Я знаю, пройдет время, чтобы понять, что именно мы представляем. Но мы стараемся уделять достаточно времени тому, чтобы осознавать: наши парни все делают хорошо».

Проведя предыдущий сезон в «Миннесоте» с Кьюбиаком, Стефански признается, что с нетерпением ждет возвращения опытнейшего тренера к назначению розыгрышей. «Я уже дал ему совет по первому розыгрышу», – шутит Кевин. Сам Гэри настроен примерно так же: «Взяв двухлетнюю паузу и побыв в немного другой роли, изучив множество вещей как следует, я рад вернуться на эту роль и снова жечь как плей-коллер».

С дебюта Кьюбиака как координатора нападения прошло 25 лет. На этот раз его задача будет состоять в напоминании, что созданная им схема все еще имеет право на жизнь. «Испытание временем позволяет гордиться собой. Множество людей сейчас используют эти наработки на самом высоком уровне», – говорит Гэри.

Читайте также: От Билла Уолша до Кайла Шенахена. Шесть тренеров, изменивших представление об игре в нападении

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.