Билл ОБрайен принял множество неоднозначных решений в последние пару лет, но при этом всегда держал в уме то, что ему придется заплатить Уотсону. Много.

«Тексанс» обменяли своего звездного ресивера Деандре Хопкинса на пригоршню леденцов после того, как он заикнулся о новом контракте. И хотя этот шаг был явно продиктован необходимостью экономить зарплатный фонд, клуб очевидно переплатил за Брэндина Кукса и Рэнделла Кобба — принимающих, в карьере которых вот-вот наступит неизбежный спад. В августе прошлого года ОБрайен обменял Джадевеона Клауни в «Сиэтл» на пик третьего раунда и еще какую-то мелочевку, тут же выменял у «Окленда» Гереона Конли в обмен на этот пик, а весной этого года принял решение не продлевать контракт Конли, по которому тот заработал бы 10 миллионов в 2021 году. Наконец, чуть более месяца назад «Хьюстон» выписал своему левому тэклу Лэреми Тансилу 66 миллионов на три года — жирный кусок, который может повлиять на зарплаты всех линейных нападения в Лиге в недалеком будущем. Поаплодируем Тансилу, который получил желаемое, даже не удосужившись нанять агента.

В общем, ОБрайен превратил Хопкинса в Кукса и Кобба, а Клауни — в корнербека, с которым команда попрощается в 2021 году. При этом в следующем году у «Тексанс» не будет права выбора ни в первом, ни во втором раунде драфта. Все эти странные ходы бросают тень на адекватность ОБрайена в принципе. Но если присмотреться, всему этому трэшу и угару есть объяснение — в самое ближайшее время «Хьюстону» предстоит продлить контракт Дешона Уотсона. Возможно, они намеренно шли на рискованные и неочевидные шаги сейчас, чтобы избежать других ошибок в будущем.

На сегодняшний день Уотсон не первый в очереди квотербеков, ожидающих продления контракта. Сейчас у всех на слуху прения Дака Прескотта и «Каубойз», но вероятность того, что «Даллас» предложит Даку новый контракт до дедлайна, который назначен на 15 июля — совсем небольшая. Скорее всего, Прескотт отыграет сезон-2020 под клубной меткой, и переговоры возобновятся только в 2021 году. Следующий год может стать поворотным для рынка квотербеков — ожидается, что «Канзас-Сити» могут предложить Патрику Махоумсу соглашение с годовой зарплатой под 40 миллионов. Но «Чифс» не спешат мутить воду, давая всем понять, что у них есть хороший запас по времени и уверенность в благоприятном исходе дела. А вот «Тексанс», по слухам, хотят заключить с Уотсоном долгосрочное соглашение до начала сезона этого года. Все их мутные схемы и рискованные ходы были лишь подготовкой к этому большому шагу. К новой сделке, которая может сделать Уотсона самым высокооплачиваемым игроком Лиги (по крайней мере, на какое-то время).

https://www.instagram.com/p/CBTE03WBo86/

Подписание такого калибра — что-то новое для «Тексанс» как для франшизы. С момента появления в НФЛ в 2002 году, «Хьюстон» скитался по бесплодной пустыне в поисках квотербека. Первый из выбранных техасцами распасовщиков, Дэвид Карр, запомнился тем, что часто попадал под сэки. Мэтт Шауб, отыгравший за «Хьюстон» больше всех игр, отметился своей способностью бросать пик-сиксы. И при всем этом Карр и Шауб выгодно отличаются в лучшую сторону от остальных, засветившихся на этой позиции. Давайте взглянем на топ-10 квотербеков «Хьюстон Тексанс» по количеству пасовых ярдов за всю историю клуба:

Квотербек Пасовые ярды
1 Мэтт Шауб 23221
2 Дэвид Карр 13391
3 Дешон Уотсон 9716
4 Сэйдж Розенфелс 3380
5 Брок Освайлер 2957
6 Брайан Хойер 2606
7 Райан Фитцпатрик 2483
8 Кейс Кинам 2195
9 Том Сэведж 2000
10 Ти-Джей Йейтс 1993

Ууххх. В своем единственном сезоне, проведенном в Хьюстоне, Брок Освайлер был настолько ужасен, что клуб предложил в довесок к нему выбор во втором раунде драфта, лишь бы «Браунс» забрали бедолагу. И при этом он входит в топ-5 квотербеков по количеству пасовых ярдов «Хьюстон Тексанс». Несмотря на то, что в составе команды были звездные игроки: раннинбек Эриен Фостер, ди-энд Джей-Джей Уотт, Хопкинс, в конце концов, за первые пятнадцать лет существования франшиза особо ничем не запомнилась. Затем появился Уотсон. Легенда колледж-футбола из «Клемсона», любимец тренеров, игроков и болельщиков. За три года в профессиональном футболе Дешон продемонстрировал все, чего может требовать клуб от своего квотербека. Вытащив «Хьюстон» за уши в матче плей-офф с «Биллс», он подвел итог своему невероятному выступлению, сказав Лизе Солтерс из ESPN: «Такие матчи рождают великих игроков. Почему бы мне не стать таковым?»

Сейчас болельщики считают, что нынешний тренерский состав ограничивает возможности Уотсона, подобно тому как Марк Джексон не давал раскрыться таланту Стефа Карри в «Голден Стейт Уорриорз». Но большинство решений в последние два года принимались фронт-офисом команды во избежание повторения прошлых ошибок — «Тексанс» не хотели похоронить карьеру Уотсона подобным образом, как похоронили карьеру Карра.

Самую большую угрозу для Карра представляла его собственная линия нападения. Буквально. В свой первый сезон в НФЛ он попал под сэк 76 раз. Это чаще, чем раз в четверть. В первых 60 играх Карр попал под сэк 208 раз. В первые пять лет в Лиге его захватывали чаще, чем Пейтона Мэннинга за его 13 лет в Индианаполисе. Постоянно находясь под таким физическим и эмоциональным давлением, он попросту не смог оправдать ожиданий франшизы.

https://www.instagram.com/p/Bmbjk-Nn1Lq/

«Думаю, нам не следовало сразу бросать Дэвида в пекло, — сказал основатель и владелец франшизы «Тексанс» Боб Макнейр в интервью «Хьюстон Хроникл» в 2014 году. — Мы должны были подписать опытного распасовщика, который показал бы новичку, что значит быть квотербеком в этой лиге. Мы не смогли обеспечить ему должной поддержки и защиты, и я не склонен в чем-то его обвинять».

И вот, пятнадцать лет спустя после выбора на драфте Карра, «Тексанс» взяли Уотсона под 12 номером драфта 2017 года. Памятуя о прошлых ошибках, клуб подписал Тома Сэвиджа, за спиной которого должен был «отсидеться» Дешон. Но Сэвидж был настолько неубедителен (или отвратителен, если угодно), что Уотсон вышел на поле уже во второй половине первого матча сезона. Так начался его выдающийся дебютный сезон в НФЛ. На каждые 100 пасовых попыток он бросал 9,3 тачдауна — он стал бы вторым в этой статистической категории, если бы набрал достаточное количество попыток для выборки. Но он впечатлил публику не только голыми цифрами — он уходил от защитников с неподражаемой легкостью, сочетая атлетизм 22-летнего новичка с выдержкой и видением поля, свойственного игрокам лет на 10 старше.

В середине своего первого сезона Уотсон порвал крестообразные связки в бесконтактном упражнении на тренировке. Вернувшись в сезоне 2018 года, он вывел «Хьюстон» в плей-офф с результатом 11-5 в регулярном чемпионате, но какой ценой — он попал под сэк 62 раза. На игру седьмой недели против «Джексонвиля» ему пришлось добираться на автобусе — врачи запретили лететь на самолете после того, как ему откачали жидкость из сустава. Дорога из Техаса во Флориду заняла 12 (!) часов. Эти 62 сэка стали еще одной позорной страницей в истории клуба. Представители «Тексанс» занимают три из семи позиций в «топе» НФЛ по сэкам. Вот и сама «таблица антирекордов»:

Квотербек Команда Сезон Сэки
1 Дэвид Карр Тексанс 2002 76
2 Рэндалл Каннингем Иглс 1986 72
3 Дэвид Карр Тексанс 2005 68
4 Джон Китна Лайонс 2006 63
5-7 Дешон Уотсон Тексанс 2018 62
5-7 Кен О'Брайен Джетс 1985 62
5-7 Стив Берлейн Пэнтерс 2000 62

«Братишка, как я тебя понимаю, — сказал Карр в эфире NFL Network в прошлом году. — «Хьюстону» пора уже сделать какие-то выводы».

И «Тексанс» отдали все межсезонье 2019 года на укрепление линии нападения. В первом раунде драфта был выбран тэкл «Алабамы» Тайтус Ховард, во втором — Макс Шерпинг. А в последний день августа ОБрайен в очередной раз удивил всех, отдав два пика первого раунда драфта и один — второго раунда «Майами» в обмен на Лэреми Тансила, элитного левого тэкла, который должен был обеспечить защиту Уотсона со «слепой стороны». (Было еще мимолетное виденье в лице тэкла «Пэнтерс» Мэтта Калила, по прозвищу «Шлагбаум Макги», но его отчислили через день после обмена Тансила). Очевидно, «Тексанс» отдали за Тансила слишком много. Как сказал сам игрок, увидев предложение «Хьюстона» на бумаге: «На таких условиях я обменял бы сам себя».

В оправдание ОБрайена отметим, что его решения принесли свои плоды. В 2019 году Уотсон попал под сэк 44 раза, что составило 8% его дропбеков. Цифра по-прежнему внушительная, но прогресс относительно прошлого года — очень и очень весомый. С учетом того, что некоторые сэки — «заслуга» самого Уотсона, линия нападения стала гораздо более надежным юнитом — с 20-го места в рейтинге PFF по пас-блоку о-лайн «Хьюстона» перепрыгнул на шестое, а Тансил стал третьим лучшим по защите паса среди всех тэклов. Обмен игрока, который входит в число лучших по защите паса в Лиге, плюс укрепление линии на драфте позволили Уотсону чувствовать себя гораздо более защищенным. Но сам подход ОБрайена к этому громкому обмену затруднил ему же дальнейшее строительство команды.

Тансил должен был выходить на рынок свободных агентов в 2020 году, и О’Брайену стоило начать вести с ним переговоры о долгосрочном соглашении до того, как отправить в Майами «флеш-рояль» из драфт-пиков. Совершив этот обмен, «Тексанс» невольно утвердили Тансила в роли одного из самых значимых игроков (не считая квотербеков) за последние годы, если не десятилетия. Настолько значимым, что он получил очень жирный и довольно короткий контракт (в противовес принятым в Лиге правилам заключать долгосрочные соглашения), даже не воспользовавшись услугами агента. «Тексанс» знали, что нужно платить Тансилу здесь и сейчас, и посчитали, что в условиях предстоящего рекордного (или близкого к нему) продления Уотсона, для них будет нецелесообразно давать больше денег Хопкинсу.

https://www.instagram.com/p/B17mrrzlw3D/

«Очень и очень сложно иметь в команде элитного квотербека, элитного ди-энда, элитного левого тэкла и при этом заплатить Хопкинсу больше, — сказал ОБрайен журналистам в апреле. — И, взвесив все «за» и «против», мы решили, что обмен Деандре в «Аризону» будет лучшим решением».

Его математика нам понятна. В этом сезоне Тансил и Уотсон «съедят» 8,5 зарплатного фонда клуба. В 2021 году, после продления контракта Уотсона эта доля может увеличиться до 25%. У Дешона осталось два года по контракту новичка. В 2020 году ему причитается 4,4 миллиона. В 2021 — 17,5 миллионов, после чего он выйдет на рынок свободных агентов. По той логике, в которую укладывается функционирование экономики НФЛ, Уотсон — железный кандидат на звание самого высокооплачиваемого квотербека Лиги (по крайней мере, до продления контрактов Махоумса и Прескотта). Сейчас таковым является Расселл Уилсон из «Сихокс». Даже с учетом возможного отрицательного влияния пандемии на доходы Лиги в этом году, вряд ли отрицательные тенденции будут настолько сильны, чтобы повлиять на контракты 2022 года. Для большинства команд подписание долгосрочного контракта с франчайз-квотербеком — это очень серьезная и крупная сделка. А «Хьюстон» так и вообще оказался в подобной ситуации впервые. Вряд ли «Тексанс» всерьез рассматривали возможность дать большой контракт Брайану Хойеру или Ти-Джею Йетсу.

Однако, если использовать эту математику «по ОБрайену» для обоснования обмена Хопкинса, она тут же обнажает все дыры и просчеты в менеджерских решениях «Хьюстона». Первое (и самое главное) — потолок зарплат — это просто некая мифическая величина. Не раз и не два клубы НФЛ придумывали, как обойти проблему с его превышением. Второе — у Хопкинса оставалось три года по действующему контракту, и не было никаких предпосылок к забастовкам или подобным проблемам с его стороны. Третье — фронт-офис «Хьюстона» не смог договориться с Тансилом касательно продления контракта до его обмена (или они не знали, что «так можно было»?). Четвертое — да, левый тэкл — это игрок, который может стоить дорого, но как насчет затрат на корпус бегущих? А эти 18 миллионов у «Тексанс» — четвертый показатель в Лиге. Пятое — пик второго раунда за Хопкинса, второго лучшего ресивера в НФЛ (после Майкла Томаса) — вы серьезно?! В тот же день «Вайкингс» получили за Диггса от «Баффало» пик первого раунда и три пика поздних раундов. Ребята из Техаса вообще звонили ребятам из Баффало насчет Хопкинса? Шестое — если вы решили экономить деньги, зачем вы даете 19 гарантированных миллионов Коббу, который провел весьма невыразительный сезон, и подписываете кучу других ресиверов? Очевидно, что и пик второго раунда за Кукса, который сменил за шесть лет четыре команды и получил за то же время пять подтвержденных сотрясений мозга — это слишком. Седьмое, по иронии судьбы — реакция Уотсона на обмен Хопкинса. Дешон, не особо шифруясь, процитировал трек Дрейка «Emotionless» («Бездушные») через неделю после громкого обмена.

Это только что касается Хопкинса. А теперь поговорим о других: в следующем году, для того чтобы расчистить платежку, «Тексанс» будут вынуждены отчислить кого-то из тех игроков, которых приобрели в результате обменов: бегущих Дэвида или Дьюка Джонсона, корнербека Гереона Конли или ресивера Кенни Стилса, шедшего в довесок к Тансилу. Принимающий Уилл Фуллер, скорее всего, покинет команду по окончании сезона, а стартовый гард Зак Фултон — еще до его начала. Многим командам пригодился бы кто-то из этих парней, но вряд ли кто захочет тратить на них свой драфт-капитал.

https://www.instagram.com/p/B7_Rlv5A5Z-/

Стремление «Хьюстона» избежать повторения истории с Карром в случае с Уотсоном достойно похвалы, пусть и многие из решений фронт-офиса и выглядят как помеха, а не как помощь молодому квотербеку. Какие бы странные дела не творились в стане «Техасцев», если они выиграют Супербоул с Уотсоном, вряд ли кто-то припомнит им переплату за Кукса или «пиррову победу» с обменом Тансила. У молодой франшизы наконец-то появился игрок, которому она хочет дать рекордный контракт и готова перекроить весь состав для обеспечения его безопасности на поле. Сохранить Уотсона здоровым и довольным ходом дел в команде на ближайшие десять лет — вот приоритетная задача для фронт-офиса «Тексанс». Но они могли бы и получше учиться на ошибках прошлого или совершать поменьше новых, и тогда строительство команды для победы в Супербоуле далось бы им куда легче.

Читайте также: Кажется, Уотсон запутался в событиях драфта-2017. На помощь пришёл друг

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.