Независимо от формата или обстоятельств расширения в НФЛ команда, пополняющая лигу, всегда будет по большей части проигрывать в краткосрочной перспективе.

Не существует надежного способа немедленно сотворить успешную команду из игроков, оказавшихся ненужными другим командам.

Четыре команды, которые в последние 25 лет пополнили НФЛ, — «Каролина Пэнтерс» (1995), «Джексонвиль Джагуарс» (1995), «Кливленд Браунс» (1999), «Хьюстон Тексанс» — испытывали серьезные игровые проблемы в первые годы своего существования в лиге даже несмотря на то, что имели у руля генерального менеджера, включенного в Зал славы НФЛ (Билл Полиан у «Пэнтерс»), и тренера, бравшего Супербоул (Том Кафлин у «Джагуарс»). Наиболее близкой к относительно успешному сезону была «Каролина» с Полианом, когда в своем дебютном сезоне «Пантеры» одержали 7 побед при 9 поражениях.

Embed from Getty Images

На все эти четыре команды только два игрока, выбранные в драфтах расширения, попали в Пробоул в составе выбравших их команд – корнербек Аарон Гленн и ди-энд Гэри Уолкер (оба в составе «Хьюстона»). Еще более впечатляющая статистика – у «Тексанс» было пять игроков, которые сыграли как минимум 40 матчей за свою команду после драфта расширения в то время, как три остальные команды совместными усилиями произвели на свет только одного такого игрока на всех.

Однако, именно «Хьюстону» потребовалось наибольшее количество времени, чтобы добраться до плей-офф (им это удалось только в десятом своем сезоне). Ни одна из четырех команд не смогла выиграть Супербоул. Ближе всех к заветному трофею подобралась «Каролина», выиграв два титула победителя НФК и дважды проиграв в Супербоуле.

Команда Дебютный сезон Первый плей-офф Общая статистика Выигранные дивизионы Победа в Супербоуле
«Джагуарс» 1995 (4-12) во втором сезоне 176-224-0 (44% побед) 3 0
«Пэнтерс» 1995 (7-9) во втором сезоне 195-204-1 (49% побед) 6 0
«Браунс» 1999 (2-14) в четвертом сезоне 101-234-1 (30% побед) 0 0
«Тексанс» 2002 (4-12) в десятом сезоне 131-157-0 (46% побед) 6 0

При такой статистике очевидна одна вещь – все эти команды на том или ином этапе своего развития что-то делали не так.

Давайте разбираться по каждой команде, анализируя их лучшие и худшие решения.

Лучший выбор на драфте расширения

«Каролина»: ресивер Марк Кэрриер.

Embed from Getty Images

На эту номинацию могли бы вполне претендовать ноуз-тэкл Грег Крейген или фуллбек Ховард Гриффит. Однако статистика выбранного в 16-м раунде расширения Кэрриера действительно впечатляет: он сыграл всего четыре сезона в составе «Пантер», но до сих пор идет на шестом месте в истории франшизы по количеству пойманных передач (176) и на пятом месте по пройденным ярдам (2 457). Кэрриер принес первые в истории команды очки и занес первый тачдаун в истории стадиона «Бэнк оф Америка Стэдиум» (команда переехала в Шарлотт в 1996 году и до настоящего времени играет на этой арене). Бывший ресивер до сих пор остается в команде, занимая должность исполнительного директора по работе с футбольным персоналом.

«Джагуарс»: ресивер Уилли Джексон.

Embed from Getty Images

Джексон, 11-й выбор команды на драфте расширения, игравший прежде за «Даллас», в первом сезоне лидировал в команде по количеству пойманных передач (53), по ярдам после передач (589) и по пойманным тачдаунам (5). Он отыграл еще два года за «Джексонвиль», но был отодвинут вниз в клубной иерархии ресиверов после приобретения командой Джимми Смита и Кинана Маккарделла, которые до сих лидируют в истории франшизы по пойманным передачам и ярдам. Всего в трех своих сезонах в «Джагуарс» Джексон поймал 103 передачи на 1281 ярдов и занес 10 тачдаунов.

«Браунс»: гард/центр Джим Пайн.

Embed from Getty Images

Джим Пайн был первым номером, выбранным «Браунс» на драфте расширения, и до «Кливленда» провел три года в стартовом составе «Тампа-Бэй Бакканирс». Пайн отыграл в стартовом составе «Браунс» все 16 игр в сезоне-1999, однако затем получил серьезную травму колена в начале сезона-2000. Через год «Браунс» расстались с Пайном для того, чтобы освободить место в командном потолке зарплат. После расставания с «Кливлендом» он подписал контракт с «Филадельфией Иглс», в составе которой сыграл в одном матче перед тем, как в 2002 году завершить профессиональную карьеру.

«Тексанс»: корнербек Аарон Гленн.

Embed from Getty Images

Гленн, который отыграл первые свои семь сезонов в НФЛ за «Нью-Йорк Джетс», был третьим выбором «Хьюстона» на драфте расширения и является одним из двух игроков, которые были выбраны в Пробоул в составе своей команды. Следующий, четвертый пик «Тексанс» на драфте расширения, ди-тэкл Гэри Уолкер – это и есть тот самый второй игрок вместе с Гленном, который был тоже выбран в Пробоул, играя за «Тексанс». Гленн сыграл в составе «Хьюстона» три сезона (2002-2004), выйдя в стартовом составе в 43 матчах, в которых совершил 11 перехватов и заблокировал 44 передачи соперника.

 

Худший выбор на драфте расширения

«Каролина»: корнербек Род Смит.

Embed from Getty Images

Смит был выбран «Пантерами» в первом раунде драфта расширения и сыграл за команду всего лишь в восьми играх за три сезона, проведенных в «Каролине». Но, если честно, определить худший выбор на драфте расширения не так уж и просто по одной причине. По правилам драфта расширения в 1995 году «Пэнтерс» должны были потратить не менее 38% от своего командного потолка зарплат на игроков, взятых с драфта расширения. Соответственно, генеральный менеджер «Пантер» Полиан поставил себе цель драфтовать игроков с наименее дорогими контрактами для того, чтобы использовать допустимый минимум потолка зарплат и оставить как можно больше места «под кепкой» для приобретения опытных и мастеровитых свободных агентов, таких как кикер Джон Касей, лайнбекер Сэм Миллс и ди-энд Джон Фокс. Поэтому тот факт, что выбранные Полианом во втором, третьем и четвертом раундах драфта расширения игроки не сыграли ни одного дауна в форме «Пантер», не делает эти пики автоматически провальными. Генеральные менеджеры, работавшие в то время, до сих усмехаются при воспоминании о том, как Полиан пытался использовать эти уловки драфта для построения конкурентоспособной команды.

«Джагуарс»: квотербек Стив Бёрлайн.

Embed from Getty Images

Он был выбран под общим первым номером драфта расширения и сыграл в первых двух играх франшизы в НФЛ. После травмы колена место стартового квотербека занял Марк Брунелл, которого «Джексонвиль» обменял из «Пэкерс» за право выбора в третьем и пятом раундах обычного драфта-1995. Даже после выздоровления Бёрлайна стартовым квотербеком команды все равно оставался Брунелл до 12-й недели, когда травмированного Брунелла заменил теперь уже Бёрлайн. Но после возвращения Брунелла Бёрлайн плотно присел на скамейку запасных. Его статистика в «Джагуарс» — 952 пасовых ярда, 4 тачдауна при 7 перехватах, 7 игр и 1 победа при 5 поражениях в качестве стартового квотербека. После «Джагуарс» Бёрлайн оказался в «Каролине», в которой за пять сезонов сыграл в 51 игре (23 победы при 28 поражениях).

«Браунс»: худший выбор на драфте расширения – это тот, который они не сделали.

Embed from Getty Images

НФЛ могла никогда и не увидеть трагикомическое количество стартовых квотербеков «Браунс» (30 разных квотербеков начинали матчи в составе «Кливленда», начиная с 1999 года), если бы «Браунс» выбрали на драфте расширения в 1999 году квотербека Курта Уорнера. «Рэмс» не предоставили иммунитет Уорнеру на драфте расширения после того, как он провел три года в Arena Football League (1995-1997) и просидел в запасе в составе «Рэмс» весь сезон-1998 (11 передач за весь сезон). Но «Рэмс» крупно повезло. «Браунс» решили не брать Уорнера, а взяли квотербека «Бакканирс» Скотта Милановича. Судьба Уорнера и Милановича сложилась по-разному… Курт Уорнер отправился в Зал славы НФЛ, а Миланович, который сейчас тренирует «Эдмонтон Эскимос» в CFL, не сыграл в НФЛ ни одного дауна. «Браунс» жестоко поплатились за ту ошибку на драфте – за две прошедшие декады «Кливленд» так и не смог найти себе франчайз-квотербека.

«Тексанс»: тэкл нападения Тони Бозелли.

Embed from Getty Images

Первый выбор «Хьюстона» на драфте расширения в итоге не сыграл ни одного матча за «Тексанс», хотя вины Бозелли в этом, в общем-то, нет.

Бозелли сделал очень успешную карьеру в «Джагуарс» и даже несколько лет тому назад номинировался в Зал футбольной славы, но из-за травм он не смог хоть как-то помочь «Хьюстону». Бозелли перенес несколько операций на плече и не играл в сезоне-2002, а на следующий год объявил о завершении своей профессиональной карьеры.

Как всё это в итоге работало?

«Джагуарс»: В то время, как «Каролина» решила делать ставку на известных игроков, высвобождая под них как можно больше места в зарплатной ведомости, «Джексонвиль» двинулся другим путем. Главный тренер/генеральный менеджер Том Кафлин предпочел опираться на молодежь и в дебютном сезоне эта стратегия принесла 4 победы при 12 поражениях. Однако ядреная смесь из игроков, подписанных на драфте, приобретенных путем обменов и свободных агентов, принесла сенсационный результат в сезоне-1996. Недавно рожденная франшиза не просто вышла в плей-офф, но даже сражалась за титул победителя АФК. Три года спустя «Джагуарс» показали в регулярном чемпионате лучший результат среди всех команд НФЛ и вновь дошли до финала конференции. Ну а дальше проблемы с потолком зарплат просто уничтожили все амбиции «Джагуарс». Если в период с 1996 по 1999 годы «Джексонвиль» все четыре сезона попадал в плей-офф, то с тех за последние двадцать лет «Джагуарс» только трижды добивались выступления в постсизоне.

«Пэнтерс»: План Полиана сработал лучше, чем кто-либо мог ожидать. В свой первый сезон «Каролина» выиграла 7 игр, что является рекордом для дебютных сезонов команд, пришедших в лигу в результате расширения. В следующем году «Пантеры» вообще добрались до финала НФК, выиграв по ходу регулярного чемпионата 12 игр при 4 поражениях. Успех «Каролины» был предопределен симбиозом опыта взятых на рынке свободных игроков, особенно в линии защиты (Миллс и Фокс), и таланта выбранных на драфте новичков (квотербек Керри Коллинс, корнербек Тайрон Пул и тэкл нападения Блейк Брокермайер). Этот сплав и стал основой для команды, которая отчаянно нуждалась в победах, чтобы порадовать своих болельщиков, внесших большой вклад в новый стадион, выкупив сезонные абонементы.

«Браунс»: Удивительно, но из 37 игроков, выбранных на драфте расширения, только трое (лайнбекеры Тарек Салех и Леной Джонс, корнербек Реймонд Джексон) играли за «Кливленд» более двух сезонов. Но даже у этой троицы за все годы игры за «Браунс» только четыре матча в стартовом составе на всех. Для «Кливленда» неудачно прошел и обычный драфт-1999, в котором они выбирали под общим первым номером. Выбор пал на квотербека университета «Кентукки» Тима Кауча, который не смог оправдать возлагавшихся надежд в отсутствие достойной помощи со стороны партнеров. После нескольких лет мучений Кауч был отчислен из команды в 2004 году. Ужасно проведенные «Браунс» в 1999 году драфт расширения и драфт новичков задали тон судьбе всей франшизы, которая с тех пор лишь однажды попала в плей-офф и зафиксировала самый длинный в истории НФЛ отрезок без игр в постсизоне – 18 сезонов подряд.

«Тексанс»: «Хьюстон» шел на драфт расширения с одной целью – найти телохранителей для квотербека Дэвида Карра, выбранного ими под общим первым номером обычного драфта-2002. Однако все карты оказались спутанными после того, как оба тэкла нападения, которых «Хьюстон» взял под первыми двумя номерами драфта расширения, получили серьезные травмы. В итоге Карр отметился в истории НФЛ рекордным количество сэков и так никогда и не смог реализовать свой потенциал. Первые четыре сезона «Тексанс» были настоящим мучением (4.5 победы в среднем в регулярном сезоне), а первое попадание в плей-офф случилось аж в 2011 году. Одной из основных причин неудачного выступления «Хьюстона» на протяжении первых десяти лет в НФЛ стала именно неспособность найти достойную защиту своим квотербекам.

Читайте также: «Рейдерс» теперь в Вегасе. Как команды проводили свой первый сезон на новом месте?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.