После того, как «Каубойс» умудрились «украсть» на драфте-2020 бывшего ресивера «Оклахомы Сунерс», вся футбольная индустрия НФЛ оказалась чрезвычайно взбудораженной. Этот выбор «Далласа» дает полезные уроки того, как по-умному некоторые команды формируют свои ростеры в современных реалиях НФЛ.

Никто не ожидал, что Сиди Лэмб останется доступным для выбора на драфте, когда очередь дойдет до «Далласа». Большинство экспертов предрекали звездному ресиверу НСАА быть выбранным в первой десятке первого раунда и оценивали его как лучшего ресивера в этом, самом переполненном элитными принимающими, драфте. Поэтому «Даллас», имевший общий 17-й пик, даже в своих самых смелых мечтаниях не мог представить Лэмба в форме «Ковбоев».

Однако случился форс-мажор, о вероятности наступления которого Джерри Джонс и его команда не очень-то и думали, – драфт ритмично скользил по волнам виртуального эфира, а завидный жених Лэмб продолжал оставаться «холостым». И вскоре «Ковбоям» пришлось решать непростую головоломку: усилить и так уже заполненную элитными исполнителями атакующую линию новичком, которого они котировали на 6 месте среди всех студентов, вышедших на драфт-2020, либо заполнить бреши в своей уязвимой защите. «Даллас» сделал выбор в пользу нападения, пожертвовав несколькими классными пас-рашерами и ди-беками. Зато теперь с пополнением в виде Лэмба корпус ресиверов «Далласа» может по праву считаться сильнейшим в НФЛ.

Этот пик «Далласа» мгновенно стал самым обсуждаемым событием во всем первом раунде драфта. Хотя ничего удивительного здесь нет. В случае с «Далласом» огромная индустрия американских спортивных медиа начинает напоминать беспокойную мамашу, которая каждый раз невероятно возбуждается при малейших симптомах насморка у своего «ковбойского» дитяти.

Лэмб имеет все шансы стать многообещающим талантом в составе самой популярной франшизы НФЛ. Вместе с тем, этот союз дает понимание современных принципов построения ростера, начиная с того, как тренерский штаб формирует свои группы по позициям, и заканчивая тем, как креативный фронт-офис может грамотно распределить ресурсы, чтобы укрепить все свои уязвимые места или, по крайней мере, сделать их уязвимость гораздо менее заметной.

На данный момент большинство любителей футбола осознали, что третий ресивер в клубной иерархии и никельбек могут по праву считаться твердыми игроками основы. В прошлом сезоне команды использовали схемы с тремя ресиверами в 60% своих атакующих снэпов, а «Даллас» и того более – в 67% розыгрышей. В своем заключительном сезоне в качестве главного тренера «Грин-Бэй Пэкерс» нынешний рулевой «Далласа» Майк Маккарти задействовал трех принимающих в 77% розыгрышей – это был лидирующий показатель в НФЛ. Покинувший «Ковбоев» в этом межсезонье Рэндалл Кобб сыграл 720 снэпов в качестве ресивера №3 «Далласа» в прошедшем сезоне, и у «Далласа» до драфта не было четкого ответа на вопрос – а кто же заменит Кобба в этой позиции?

На первый взгляд, многим показалось, что «Даллас» ведет себя как ворона, которая подбирает все блестящее без разбору, и что Лэмб будет излишеством, учитывая наличие в составе команды Амари Купера и Майкла Гэллапа. Но это поверхностное суждение. Лэмб наверняка будет прилично загружен работой на поле независимо от того, в какой именно роли его видит тренерский штаб.

Кобб – это модельный внутренний принимающий (флэнкер); 91.9% снэпов с его участием в прошлом сезоне пришли из слота, второй показатель среди всех ресиверов.  Появление в составе великана Лэмба (его рост почти 190 см) вместо маленького юркого Кобба нельзя, конечно, назвать точной заменой по позиции, однако и такая конфигурация может принести немало дивидендов. Лэмбу совсем не чуждо играть из слота – семь из его четырнадцати тачдаунов были занесены именно из этой позиции в сезоне-2019. Кроме того, статистика пройденных ярдов молодого ресивера в комбинациях из слота была лучшей в НСАА – 6.1 ярдов в среднем за один маршрут из слота.

И ещё, давайте вспомним, что в прошлом сезоне Дак Прескот был третьим квотербеком в НФЛ по статистическому показателю, который оценивает пасовые ярды квотербека через призму пасовых «ожиданий» от него перед снэпом в зависимости от конкретных потребностей команды в пройденных ярдах («expected points added»).Поэтому можно быть уверенными в том, что новый тренерский режим в «Далласе» мудро использует многие положительные качества линии нападения команды из сезона-2019. Если Маккарти и оставшийся в команде координатор атаки Келлен Мур хотят использовать Лэмба в слоте, а Купера и Гэллапа в основном на дальних маршрутах, то «Ковбои» будут в полном порядке.

Скажем больше. Дополнительный эффект от использования таланта Лэмба заключается в том, что его универсализм позволяет всей линии атаки быть более гибкой. Казалось бы, Купер пробежал всего лишь 74 слотовых маршрута в прошлом сезоне, и это один из самых низких показателей среди стартовых ресиверов. Но важно другое – в тех редких случаях, когда Амари все-таки играл из слота, он был великолепен. Только Майкл Томас имеет лучшую статистику в пройденных ярдах из слота (3.36), чем Купер (2.72) в сезоне-2019. На это можно возразить, что при таком небольшом количестве снэпов из слота, эта статистика ни о чем не говорит. Тем не менее, история выступлений Купера однозначно свидетельствует о том, что прошлый сезон не был случайностью в этом отношении. Он был лидером в НФЛ по этой метрике в 2016 году в составе «Рейдерс» (3.29 ярдов в среднем за игру) и в восьмерке лучших по этому показателю в сезонах 2015 и 2017 годов.

Способность Купера развивать скорость на ограниченных участках поля неизбежно подтолкнет Маккарти к регулярному использованию ресивера №1 команды (Купер только что подписал новый пятилетний контракт на $100 миллионов) в маршрутах из слота. Соответственно, при наличии Лэмба, который может играть где угодно, Купер получит все возможности для того, чтобы полностью использовать свой невероятный набор атакующих качеств. В свою очередь, сам Лэмб сможет получать больше игрового времени на дальних маршрутах, где он наверняка продемонстрирует свои незаурядные навыки работы с мячом и уникальную способность ловить мяч в условиях жесткого сопротивления ди-беков. Когда игрока почти ежедневно сравнивают с Деандре Хопкинсом, отрядить его в слот на постоянной основе было бы напрасной тратой его огромного таланта.

Вне зависимости от того, где именно будет играть Лэмб, он точно добавит в игру мощнейшей линии нападения «Далласа» один элемент, который явно отсутствовал в прошлом «ковбойском» сезоне. Кобб в среднем имел показатель в 6.2 пройденных ярдов после ловли, но очень важно отметить, что эту статистику надо оценивать очень ситуативно. Этот показатель у Кобба был всего лишь на 0.6 ярда лучше, чем «ожидаемые» от него ярды после ловли (по метрике NexGenStats), и вот здесь оказывается, что это весьма средние цифры для ресиверов.

Теперь взглянем на Лэмба в этом разрезе. Во время своей университетской карьеры Лэмб был просто монстром с мячом в руках. А сейчас просто цифры: Лэмб ушел от 26 захватов при 62 приемах мяча, что вылилось в умопомрачительные 11 пройденных ярдов после ловли в среднем. Успешный прошлый сезон Дибо Сэмуэля из «Фотинайнерс» наверняка повлечет за собой робкие попытки подражания, но вот именно Лэмб, безусловно, способен повторить достижения своего коллеги из «Сан-Франциско».

Результативные в нападении команды частенько стараются проехаться на старом багаже с идентичным набором исполнителей и почти всегда сожалеют об этом впоследствии. Добавив Лэмба и его ассортимент атакующих скиллов, «Даллас» сделал большой шаг к тому, чтобы ловко увернуться от этой печальной тенденции.

Эксперты, скептично настроенные в отношении выбора «Далласа» в первом раунде драфта, наверняка задаются главным вопросом – не станет ли вся эта огневая мощь «Ковбоев» самострелом?«Каубойс» были вторыми среди всех команд НФЛ по специальной метрике, которая оценивает количество пройденных ярдов в зависимости от дауна, позиции на поле и качеств защиты соперника против пасовой и выносной игры (метрика DVOA). К тому же Прескот набросал 4 902 ярдов и имел отличный показатель в 8.4 скорректированных ярда за попытку (еще одна специальная метрика, оценивающая работу квотербека через призму множества разных привходящих показателей). Эта статистика показывает, что линия нападения «Далласа» в прошлом году была и так элитной, и вроде как пополнение еще одним суперталантом на позиции ресивера не было приоритетной задачей, учитывая другие потребности команды и структуру её ростера. Но эта аргументация поднимает за собой другие важные вопросы относительно того, как команды должны распределять свои ресурсы.

Имея в составе Прескота с $31.4 миллионами на франчайз-теге и Купера с его многомиллионным контрактом, «Даллас» потратит почти 20% своей зарплатной ведомости на сезон-2020 всего лишь на двух игроков. Делая такие акценты в своей финансовой политике, «Даллас» казалось бы был обречен на то, чтобы строго контролировать свои дальнейшие расходы и взять в первом раунде драфта качественного игрока в ди-лайн с её многочисленными зияющими дырами.

Однако существует масса доказательств того, что пестование, сохранение и улучшение своего результативного атакующего набора исполнителей гораздо важнее в долгосрочной перспективе, чем построение сбалансированного ростера.

Один из основных принципов продвинутых статистических концепций состоит в том, что успех команды в атакующей результативности гораздо более последователен и предсказуем от года к году, чем в защите. Команды, заточенные на формирование топовой линии нападения, будут с гораздо большей вероятностью претендовать на Супербоул, чем команды, которые строят игру в расчете на высококлассную защиту. Даже франшизы, располагающие элитными квотербеками, получали гораздо больше отдачи, когда им удавалось при любой возможности добавить в свою атакующую линию еще одного квалифицированного исполнителя.

Для примера, взглянем на то, как «Канзас-Сити Чифс» строил свое нападение вокруг Патрика Махоумса. «Вожди» собираются потратить 51.8% своей зарплатной ведомости в 2020 году на нападение. Это тринадцатый показатель среди всех команд НФЛ и третий показатель среди команд со стартовыми квотербеками, все ещё имеющими контракт новичка. Две команды, опережающие «Канзас-Сити», — это «Хьюстон Тексанс» и «Нью-Йорк Джайентс», которые заполнили свой потолок космическими зарплатами таких ребят как Нэйт Солдер и Дэвид Джонсон, что сразу искусственно увеличило перекос зарплатного маятника в сторону атаки. Кроме того, действующие обладатели Супербоула имеют пять игроков (не учитывая квотербеков), съедающих по 5+% зарплатной ведомости-2020 каждый. Только одна команда в НФЛ, помимо «Чифс», имеет такие цифры в своей финансовой политике. Ну и потом, «Канзас-Сити», даже имея в составе лучшего квотербека НФЛ, тем не менее, тратит как никто другой на усиление атакующего потенциала команды вокруг своей звезды.

Как и «Ковбои», на драфте-2020 «Вожди» потратили свой выбор первого раунда на еще одного результативного игрока – бегущего университета «Луизиана Стейт» Клайда Эдвардса-Хилейра. Да, история знает немало примеров, когда выбор раннинбека на драфте так высоко в итоге оказывался ошибочным. Кстати, сразу несколько источников из стана чемпионов подтвердили, что «Канзас-Сити» рассматривал возможность задрафтовать одного из топовых ресиверов сразу в первом раунде. Энди Рид буквально помешан в хорошем смысле на стремлении окружить свою суперзвезду максимальным количеством передвигающихся по полю целей и почти полностью полагается именно на атаку на пути к общекомандному успеху.

«Даллас» сейчас находится в чуть более уязвимом положении, так как вынужден будет при любом раскладе потратить в 2020 году на Прескота более $30 миллионов (по франчайз-тегу или новому контракту), но менталитет «Ковбоев» в целом аналогичен их коллегам из Канзас-Сити. Контракт Лэмба заберет из потолка 2020 года около $2.5 миллионов, то есть Лэмб будет стоить команде явно меньше, чем условный среднестатистический свободный агент на этой позиции при том, что пользы от Лэмба будет очевидно больше – как прямо сейчас, так и в будущем.

Лучшим сравнением с тем, что делает сейчас «Даллас», является селекционная политика «Пэкерс» в 2014 году, которые выбрали во втором раунде драфта ресивера Даванте Адамса, имея в ростере звездного Джорди Нельсона и тогда еще набирающего обороты Кобба. «Грин-Бэй» сразу бросил Адамса в бой в его дебютный сезон и общими усилиями атакующая линия «Упаковщиков» стала первой в НФЛ по целому ряду показателей, а Аарон Роджерс взял свой второй титул MVP в карьере. После того, как Нельсон вступил в завершающую стадию своей карьеры, а потом и вообще покинул команду, Адамс стал безусловным номером 1 в клубной иерархии на позиции ресиверов.

Реальная ценность Лэмба измеряется не финансами и не дополнительным пространством «под кепкой». Речь идет о другом – это вопрос ценности возможностей. Забрав в первом раунде еще одного ресивера вместо ди-энда или ди-бека (позиция, которая позже была усилена выбором второго раунда в лице корнербека Тревона Диггса), «Ковбои» проигнорировали свои нужды в слабых позициях, зато усилили и без того сильные стороны своего ростера. Это рискованный ход, который может сделать команду уязвимой. Однако нельзя не учитывать, что концепция «нуждаемости» очень сильно изменилась в НФЛ в последние годы. Такой игрок как ди-энд Кейлевон Чейссон («Луизиана Стейт»), конечно, заполнил бы ту позицию, которая намного больше нуждалась в усилении, чем амплуа Лэмба, но пройдет не так много времени и ситуация может серьезно поменяться.

Гэллапу осталось играть два года в соответствии с действующим контрактом новичка. Когда его соглашение истечет после сезона-2021, Купер будет получать 8.7% от всей зарплатной ведомости «Далласа». Если другие высокооплачиваемые звезды (Прескот, Эллиот, Зак Мартин) будут все еще на контрактах в команде, «Ковбои», скорее всего, просто не найдут еще несколько свободных десятков миллионов для того, чтобы сохранить Гэллапа. А имея Лэмба в составе, «Каубойс» обладают потенциально элитным ресивером, способным играть на длинных маршрутах и готовым заменить Гэллапа в случае, если команде придется расстаться с последним. По контракту новичка «Даллас» будет платить Лэмбу в районе $3.5 миллионов в 2022 году, что явно будет блестящим достижением фронт-офиса с точки зрения соотношения «цена/качество», если Лэмб оправдает все выданные ему авансы. Поэтому, заполучив Лэмба, «Ковбои» уникальным образом умудрились заранее укрепить ту позицию, которая могла бы стать уязвимой только через два года. Нельзя отрицать, что такой подход может пустить «Даллас» по тонкому льду в плане защитных редутов, но подписание двух ди-эндов – опытного Джеральда Маккоя и восставшего из пепла пьянства, наркотиков и домашнего насилия Олдона Смита – оставляет надежду на то, что «Даллас» коллективными усилиями залатает свои дыры на позиции пас-рашеров.

Работа на драфте смахивает на труд ювелира – надо суметь деликатно найти баланс между сиюминутными потребностями в тушении пожара на горящих позициях и кражей «лучшего из оставшихся» игроков на драфте в тот момент, когда помпезный Роджер Гуделл доберется до твоей команды. Большинство топ-менеджеров команд НФЛ работают в условиях, когда от тебя ждут немедленных успехов, и такая горячка всегда диктует свои правила работы на рынке – делать выбор на драфте для усиления «здесь и сейчас», забыв про долгосрочное строительство. Однако же структура фронт-офиса «Далласа» такова, что позволяет ему вообще не думать о таких проблемах. Владелец команды Джерри Джонс, которому принадлежит последнее слово по всем ключевым решениям франшизы, обладает уникальной возможностью управлять командой без внешнего давления и опасений быть уволенным. Говоря откровенно, не всегда у Джерри получается принимать правильные решения, но зато он всегда находится в том положении, которое позволяет ему заботиться о долгосрочном здоровье своего футбольного детища и не принимать скоропалительных решений, от которых так страдают многие другие команды.

Да, добавление Лэмба в и без того сильную линию нападения может казаться показушным спектаклем, чтобы потрафить жаждущим результативности фанатам, но на самом деле это очень продуманный и прозорливый ход. Редкому повару удается в условиях переполненного ресторана приготовить ягненка и самому же его и съесть. Джерри Джонс сейчас почти достиг этого гастрономического мастерства – выбранный им на виртуальном рынке Сиди Ягнёнок готовится услаждать вкус хозяина «Мира Джерри» не только в этом сезоне, но и вообще в обозримом будущем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.