Чем больше изменений в «Грин-Бэй», тем больше Аарон Роджерс остаётся самим собой.

За последние два года «Пэкерс» сменили тренерский штаб и генменеджеров, переделали плейбук, полностью пересмотрели стратегию поведения на рынке и заново собрали защиту. Они изменили буквально всё, кроме Роджерса и костяка нападения: топ-ресивера Деванте Адамса, универсала Аарона Джонса и телохранителей Дэвида Бахтиари и Брайана Булаги.

Массированная перестройка позволила «Пэкерс» финишировать с результатом 13–3 и оказаться на расстоянии двух игр до Супербоула. Клуб сделал свою часть работы. Теперь пора Роджерсу исполнить Тома Брэди, сыграть на уровне Зала славы и отработать $134-миллионный контракт.

Ближайшая пара недель — шанс для Роджерса подтвердить свою репутацию после нескольких лет её безрезультатной эксплуатации.

Как это часто бывает при оценке квотербеков, есть два мнения по поводу игры Роджерса.

Аргумент за Роджерса: С 2011 года это лучший чистый распасовщик и плеймейкер в лиге, в последние три-пять лет он выглядел простым смертным из-за плохих планов на игру и слабого окружения.

Аргумент против Роджерса: Точность его бросков и способность совершать крупные розыгрыши деградируют с каждым годом, но он так давно игнорирует тренеров и открытых принимающих, получает столько денег и обладает даром при помощи пассивной агрессии перекладывать вину на других, что никто в руководстве «Грин-Бэй» не смеет ему перечить.

Правда о том или ином квотербеке, как правило, лежит где-то посередине между похвалой и критикой. Но в этом случае лагерь противников Роджерса приводит более здравые аргументы.

В этом сезоне Роджерс финишировал 12-м по пасовому рейтингу, аккурат между Дешоном Уотсоном и Карсоном Венцем. Он закончил сезон 13-м по метрике DVOA от Football Outsiders, уступив тому же Уотсону и опередив Филипа Риверса. Он стал 21-м по рейтингу квотербеков от ESPN, заняв место между новичком Дэниелом Джонсом и Брэди, который провёл ужасный по своим стандартам сезон. Полностью здоровый и высвобожденный из оков предсказуемого нападения Майка Маккарти квотербек провёл среднестатистический год по всем возможным метрикам.

Перекладывайте вину на «недостаток орудий» сколько хотите, но Роджерс набрал меньше ярдов, тачдаунов и выдал процент точных передач меньше, чем у Венца, хотя у того ресиверы и раннинбеки были буквально взяты с улицы. А у Роджерса был Адамс (почти весь сезон), Джонс, вполне адекватный Джимми Грэм и пускай не выдающиеся, зато знакомые ресиверы в лице Джеронимо Эллисона и Маркеза Вальдеса-Скэнтлинга. Но даже Дерек Карр переиграл квотербека «Грин-Бэй», хотя вынужден был бросать на списанного из «Балтимора» тайт-энда и выбранного в пятом раунде ресивера ростом 178 см.

View this post on Instagram

🔜🏈❄️ #ThePackIsBack #GoPackGo

A post shared by Green Bay Packers (@packers) on

Если зарыться в статистику поглубже, то положение Роджерса кажется ещё более отчаянным. Согласно Pro Football Reference, квотербек «Пэкерс» стал первым в НФЛ по проценту «плохих бросков» — 21.2%. Вы можете скептически относиться к новомодной метрике под столь категоричным названием, но вряд ли вы будете возражать, что квотербеки, которые чуть-чуть уступили Роджерсу в списке, часто мазали мимо принимающих: Джеймис Уинстон, Джош Аллен, Джаред Гофф, Мейсон Рудольф, состарившийся Брэди.

Как уверяет Pro Football Reference, Роджерс 31 раз избавился от мяча — чаще это делал только Брэди. Одно дело, когда опытный квотербек не видит продолжения розыгрыша, но совсем другое — выбрасывать мяч по два раза за игру, когда ты вроде бы должен быть одним из лучших плеймейкеров в НФЛ. Хотя Роджерс был одним из 15 квотербеков, чьи ресиверы дропали мяч менее, чем в 5% случаев. Так что не стоит обвинять ресиверов в его посредственных показателях.

Давайте копнём ещё поглубже, и тогда нам станут очевидны некоторые тенденции.

Пасовый рейтинг Роджерса в первых четвертях — 123.5: девять тачдаунов, ни одного перехвата, процент точных передач 71%. Во вторых четвертях его эффективность падает до показателя 77.2 (процент точности 54.6%), после чего выправляется во второй половине (пасовый рейтинг 94.3 и процент точности 62.8%). Чтобы эти цифры было проще визуализировать, представьте такую картину: в первых четвертях Роджерс играет как Патрик Махоумс, во вторых как Дуэйн Хаскинс, после чего во второй половине становится просто квотербеком чуть выше среднего.

Эти ситуации болельщики «Пэкерс» наблюдали на протяжении всего сезона. Когда Роджерс действует в рамках структуры нападения Лафлёра и следует плану тренера в паре первых драйвов, то он выглядит эффективным. Но затем он превращается в самовлюблённого престарелого актёра, которому не нравится придерживаться сценария, и он начинает импровизировать. Мы уже видели начало разворачивающейся драмы между Лафлёром и Роджерсом, но гораздо чаще на поле была такая картина: квотербек воротил нос от первоначальных целей для броска, уходил в сторону, переправляя весь поток игроков с одного края в другой, тщетно бросал бомбу, которая зашла бы в 2014 году, и после этого ворчал, уходя на бровку.

Результатом очередного контрастного сезона от Роджерса мог бы стать финиш 10–6 (или хуже), если бы выносная играя «Пэкерс» и перестроенная защита не позволила бы им обыграть «Вашингтон», «Детройт» (дважды) и «Миннесоту» (дважды).

С 2010 года по 2014-й Роджерс установил для себя планку на уровне попадания в Зал славы. Но в последние годы 36-летний разыгрывающий не дотягивается до неё. «Упаковщики» потратили последние два сезона на то, чтобы устранить причины (или оправдания) регресса Аарона. Сейчас Роджерсу пора вновь дотянуться до той планки, потому что «Пэкерс» уже не будут в состоянии выигрывать матчи против сильных соперников, набирая по 20–24 очка за игру и пытаясь удержать преимущество.

Это не значит, что Роджерс должен делать всё в одиночку. Наоборот. Он должен эволюционировать в том же ключе, что и другие топ-квотербеки на закате карьеры. Брэди перешёл с ракетных забросов на Рэнди Мосса к хирургическому скальпелю. Пейтон Мэннинг в 36-летнем возрасте сменил команду и тренерский штаб, оставаясь настоящим профессионалом, и ещё дважды дошёл до Супербоула. Джон Элвей приспособился к ориентированной на вынос системе и выиграл два перстня. Все они приняли новых тренеров, новых ресиверов и новые реалии, адаптируя регрессирующую игру к системному подходу.

Если Роджерс не сможет вывести «Пэкерс» в Супербоул в этом сезоне, то в межсезонье его окружат лаской и заботой ещё больше: наберут на драфте полдюжины ресиверов, заставят Лафлёра тайно извиняться за все грехи, подпишут Антонио Брауна и что-то там ещё. Так поступают клубы, когда они вложили 10 лет и $100 миллионов в квотербека.

Хотя если Роджерс не сможет вывести «Пэкерс» в Супербоул, значит следующее изменение в «Грин-Бэй» должно быть на позиции квотербека. Потому что сам квотербек меняться не хочет.

Читайте также: Маккарти возглавил «Даллас». Плюсы и минусы самого любопытного назначения года

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.