Мобильное приложение Betera

Мир, Россия

Руслан Курбанов: «Пропасть между Россией и Швецией? 10 пунктов из 20 возможных. Финал ОЛЧ? Горжусь игроками защиты»

После матча сборной России и «Спартака» в финале ОЛЧ мы пообщались с главным тренером обеих команд. Получилось содержательно.

Руслан Курбанов после финального матча открытой Лиги Черноземья между «Спартаком» и «Оружейниками». 6 октября 2019 г., Москва, Россия. Фото: Владимир Ярцев

– Радость от победы в ОЛЧ скрасила горечь поражения сборной?

– Очень трудным выдался финал для нас. Отлично отыграла защита, в конце проявив спортивный характер и хладнокровие. ​Но при этом победа в таких упорных матчах приносит большее удовольствие, чем победа с крупным счетом, в одну калитку. У нас был длинный сезон. Конечно, такое его завершение не может не радовать, несмотря на результат сборной днем ранее. Мы все, спартаковцы, очень рады победе в турнире!

– В каком матче было интереснее работать с тренерской точки зрения?

​– Мне очень интересно работать с нападением. Как-то говорил об этом: это новая сторона футбола для меня, как тренера. Вести игру нападения сложнее, чем игру защиты. Но я уже понимаю, что правильнее все-таки не совмещать, а иметь в штабе отдельно координатора нападения. Это эффективней как на тренировках, так и на играх, и в целом по ходу сезона. Трудно на тренировках контролировать весь тренировочный процесс и руководить нападением одновременно. Здесь важно подобрать именно того, своего тренера, которому можно полностью доверить руководство нападением, подготовкой и, по сути, игрой.

​Если говорить конкретно по матчу, то мы, конечно, заставили всех досмотреть его до конца! Это было очень интересно, и в целом игра получилась очень живой и непредсказуемой до самых последних секунд. Думаю всем, кто смотрел, игра понравилась. И в этом плане интереснее, наверное, было на финале ОЛЧ. Тем более, мы одержали победу в игре, к которой шли весь сезон. Выиграли самую важную игру.

​Если говорить и сравнивать эти игры, то матч сборной – это всегда что-то особенное! Особенная атмосфера для меня, я с большим удовольствием провожу время на тренировках и сборах. Мы много общаемся, хорошо понимаем друг друга, а новые игроки быстро адаптируются и создают конкуренцию основе. Собираются лучшие из разных команд, проводят время за любимым занятием вместе. Тренировки, теория, разборы своих ошибок, просмотр и разбор игр соперника. Тренеры наблюдают за ростом уровня игры ребят. Радуются результатам, или наоборот. Стараются индивидуально подходить к каждому игроку, так как персонал – это самое ценное, что у нас есть.

​Мы в первый раз на моей практике играли дома, при полной трибуне зрителей за спиной, которые все болели за одну, нашу команду. Я в первый раз выхожу на игру в качестве главного тренера сборной, у нас новый тренерский штаб, новые игроки, новые эмоции и впечатления. Это было волнительно и одновременно круто! ​На обеих играх было по-своему интересно работать. Хотя результат субботнего матча был не таким радостным, как на следующий день.

– Несыгранность игроков сборной между собой стала большой проблемой в игре со шведами?

​– Дело не только в несыгранности. Европейский уровень клубного футбола, особенно первой пятерки чемпионатов, сильно отличается от нашего. Совсем другие скорости. Быстрые релизы в нападении, хорошее чтение квотербеков при RPO-розыгрышах, понимание того, кто в эту секунду будет открыт в нужном окне, в точке приема мяча. Наши защитники редко играют против такого быстрого нападения, против таких быстрых и точных передач, против такой слаженной системы в принципе.

​Нападению трудно играть против персональных прикрытий, потому что защиты российских команд практически не играют персонально. Просто потому, что с нашим уровнем футбола и скоростью ди-беков и лайнбекеров очень сложно играть против наших более быстрых принимающих. Вспомните, самые быстрые парни определяются у нас обычно в ресиверы, а в ди-беки – те, кто обычно не выделяется силой и скоростью. Лайнбекеры в наших командах чаще выделяются физикой, а не скоростью.

Футбол меняется, в силу новых возможностей подготовки игроков, новых систем функциональных тренировок он стал более скоростным, умным, вариативным. Что говорить, если у нас хорошая, пасовая игра нападения в командах – большая редкость. Мало команд может одинаково уверенно играть вынос, пас и плей-экшн. Про RPO даже говорить не стоит. К сожалению, российский уровень футбола ниже, и от этого нам всегда будет чуть сложнее играть в международных играх, пока он не выйдет на следующий, более качественный уровень. Причем это касается не только игры, но и подготовки. Это не менее важно. Это очень важно! Сейчас уже практически нет игроков, которые с детства занимаются футболом. Последние достижения сборной были, когда костяк команды был составлен как раз из таких игроков. А это совсем другое понимание игры, техника, видение поля. Этими качествами и опытом можно перекрыть нехватку скорости, например. А когда плохо и с тем, и с тем… Сами понимаете, каким будет результат в игре с сильной командой. Мы можем быть суперсыгранными в своих клубах, но в итоге это будет работать на фоне и против другой российской команды. Все относительно. Надо чаще играть против сильных команд, чтобы было понимание твоего уровня, того, над чем надо больше работать, что корректировать, улучшать и так далее.

– А сказался ли недостаток взаимного знакомства с тренерским штабом?

​​– Да, у нас есть изменения в тренерском штабе. В сравнении с предыдущими годами сейчас я вижу бóльшую вовлеченность тренеров в процесс. Многие из опытных игроков отметили хорошую, слаженную работу тренеров. Уверен, что нам надо именно этим составом тренеров продолжать наигрывать команду.

– Был ли хоть какой-то шанс побороться со шведами на равных, исходя из имеющихся активов? Или на данный момент пропасть огромна?

– ​На данный момент, думаю, результат закономерен. Мы не смогли сотворить апсет, например, как итальянцы в игре с Австрией. Удача не баловала нас в тот вечер. Мы «дропали» мячи в стопроцентных моментах, нервничали, «морозились» на фейки и ошибались в прикрытиях в защите, грубо ошиблись в набегании, когда пропустили тачдаун-пощечину с возврата, часто проигрывали сопернику в скорости. Но при этом местами показывали характер, показывали неплохой футбол, двигали мяч в нападении, занесли красивый тачдаун, сдерживали их у своей зачетки, были физически сильнее в игровых моментах. Но, к сожалению, этого не хватило для победы. ​Пропасть равна примерно 10 пунктам из 20 возможных. Итоговый счет отразил ее на табло.

– За счет чего российский футбол может эту пропасть если не преодолеть, то хотя бы сократить? Какие меры должны быть приняты и административно, и в чисто спортивном плане?

– ​Нужно планомерно, заранее подходить к процессу подготовки. Всегда привожу в пример покраску стены. Подготовка к покраске решает больше, чем сам факт покраски. Подготовка – очень важный этап, особенно в командном спорте. Нужно составлять на год вперед план график активностей сборной. Сборы, игры, турниры. Игроки должны заранее знать об этом, чтобы планировать под это время работу, отпуск, свою личную жизнь. В игровых ситуациях обкатывать плейбуки, находить правильные решения, вносить коррективы, получать игровой опыт. Проводить больше игр именно с сильными командами, как раз калибра Швеции, Финляндии, Англии, Швейцарии, уровня этих команд.

– Что в игре сборной России не понравилось тренеру Курбанову больше всего?

– ​Из очевидного – ошибки в прикрытии в защите, особенно в тех ситуациях, когда нужно и можно было сыграть правильно. Промахи на захватах, missed tackles – это бич вообще, который больше всего раздражает. Сложно это исправлять без наличия инвентаря для работы над захватами. Слэды, даммисы очень нужны нашим командам для тренировок! Если честно, я большинство розыгрышей в нападении вообще не видел, так как в это время был занят на бровке с защитой. Не слишком уверенная игра, излишняя нервозность и ошибки в разборе игроков при блицах, необязательные ошибки при снэпах… Это то, что было очевидно и бросалось в глаза. Более детально будем разбирать по видео, оно покажет больше. Проведем работу над своими, тренерскими ошибками. Без них тоже никуда, все ошибаются, это нормально. Главное – сократить ошибки до минимума у всех участников игры.

– За счет чего пасовая игра шведов оказалась такой эффективной? Все свои ТД, кроме возврата кик-оффа, они заработали именно по воздуху.

– ​Как и говорил выше – разбор в прикрытии, желание перекрыть ошибку соседа по позиции, в результате чего оставляли свою зону открытой и получали за шиворот на вертикальных маршрутах. Всегда говорю и повторяю: делай свою работу на поле, не пытайся перекрыть ошибки другого. Не лучшая игровая дисциплина, пренебрежение деталями, из которых состоит игра. Сильный соперник с хорошим квотербеком моментально наказывает за такое. Он замораживал, хорошо читал наших лайнбекеров, бросал быстрые пасы в их зоны. Как только подстраивались под это – шведы играли вертикально. В этом заслуга их координатора нападения, он грамотно рвал темп и делал хороший плей-коллинг. Я долго общался с их тренерами после игры, чувствуется – ребята с опытом, особенно главный тренер.

– В комментариях к трансляции матча сборной некоторые зрители буквально умоляли дать шанс квотербеку Шорикову. Почему этого не произошло?

– ​Дима пропустил много в этом году из-за травмы плеча бросковой руки. К сожалению, в последний день тренировок случился рецидив, после которого мы поняли, что он не сможет выйти квотербеком. Держали его в резерве как принимающего, на самый крайний случай, понимая, что впереди еще сборы и игра в Англии. Сейчас главное – соблюдать рекомендации доктора по части терапии. Здоровье прежде всего, всем надо это помнить. На этих сборах задействуем Сашу Белова на позиции квотербека, он будет готовиться к игре и как ресивер, и как квотербек.

– Не было ли жалко Чернолуцкого, попавшего под сэк много-много раз, еще и накануне игры с «Оружейниками»?

– ​Он – лидер, капитан нападения! Когда он получил травму на игре против сборной Турции, я сначала не мог поверить, что он не может сам встать. Он всегда вставал и продолжал играть. Подошел к нему, говорю: «Вставай, что с тобой? Решил прилечь отдохнуть?» В шутку, смеюсь. А он в ответ: «Я ключицу сломал». Потом оказалось, что он как раз тот, последний розыгрыш сыграл со сломанной ключицей, которая к тому же проткнула легочную плевру. Пытался бросить мяч, получилась какая-то плюха, он не долетел до ресивера даже. После этого прилег на поле как раз возле нашей бровки, и лежит. Я и не понял сначала, что вообще случилось. Думаю: «Расстроился, что не докинул, что ли?»  Я до последнего не верил, что что-то серьезное у него, пока машина «скорой» вместе с ним не уехала в больницу.

​Всегда после сэка, или когда Игорь сам решает бежать с мячом, думаешь о его здоровье, о том, чтобы встал и продолжал играть. Про себя проговариваю: «В аут, в аут выбегай». Конечно, было больно смотреть на тот сэк со слепой стороны. Но он настоящий боец, сильный габаритный игрок, который не боится и привык к контакту. Играл раньше на позиции фулбека, тайт-энда. Знает, что это такое, умеет правильно группироваться в нужное время. Хотя, на этой игре сделал слайд головой вперед. Заставил немного понервничать бровку.

​Конечно, на следующий день после такой игры очень тяжело. Для тех, кто не играл, чтобы вы понимали: ощущения такие, как будто тебя били палками. Все тело ломит и болит, не очень приятные ощущения. Думаю, сейчас, после двух подряд трудных игр, ему особенно тяжело. Но он даже не думал, не рассматривал вариант не выходить в старте, хотя мы готовили Леню Маташкова на всякий случай к этой игре. За что ему огромное спасибо! На первой игре с «Витязем» он получил травму колена, частичный разрыв связок, из-за чего пропустил весь остаток сезона. Надел брейс и принимал участие во всех последних тренировках.

– Плавно переходя к финалу ОЛЧ: «Спартак» довольно бодро начал игру. Усталость сборников как-то повлияла? Или она дала знать о себе все-таки ближе к концу матча?

– ​В начале игры сильно влияла погода. Особенно для нашего пасового нападения, без которого, думаю, нас сложно представить в этом сезоне. Мокрый мяч летел медленно, почти без спирали, как тяжелый кусок… кожи с воздухом. Усталость сборников стала проявляться во второй половине, ближе к концу третьей четверти. Плюс ко всему Матасарь не смог продолжить играть в четвертой четверти из-за травмы. Но, несмотря на это, мы сожгли больше пяти минут времени в своем драйве под зачетку «Оружейникам». Жаль, не смогли реализовать его. Наш QB-sneak остановили, думаю, по большей части из-за усталости Игоря. Все знают, что продавить один ярд для него не составляет труда.

– Какими средствами удавалось сдерживать обычно результативное нападение карелов?

– ​Мы готовились к игре, изучали их нападение, учли ошибки «Витязя». Знали их сильные стороны, знали, что парни умеют играть до финального свистка. Конечно, в победе в этой игре большая заслуга игроков защиты! Молодцы! Горжусь!

– Перехват, после которого были набраны первые очки, здорово помог «Спартаку» в моральном плане?

– ​Перехват как раз дал уверенности нашей защите. По такой сложной игре в снег и холод мы понимали, что игра будет вязкой, тяжелой, скорее защитной, с потерями и переходами владения. По такой игре тачдаун в начале игры дорогого стоит.

– «Оружейники» – самый серьезный соперник, с которым приходилось играть в этом году в ОЛЧ?

– ​При всем уважении – нет, не думаю. Уверен, если бы погода и мячи были сухие, наше пасовое нападение было бы для их защиты и кавера-3 не по зубам, и разница в счете была бы больше. А вы бы задавали похожий вопрос «Оружейникам»: «Это самое сложное пасовое нападение для вас за весь турнир?». И ответ был бы очевиден. Погода реально сильно помешала нашему нападению, сильно ограничивала нас в плей-коллинге.

– Какие дальнейшие планы у «Спартака»? В следующем году команда будет играть в ВЕС, или это решение принимают в клубе другие люди? Также очень интересна дальнейшая судьба интеграции с «Патриотами».

– В воскресенье директор нашей команды Екатерина Замуруева принимала участие в собрании ВЕС, о котором все уже слышали. Скажу только то, что планы на следующий год у нас очень интересные! Руководство клуба готовит презентацию с планами, о которых все члены клуба узнают в конце октября или начале ноября на общем командном собрании. ​Что касается игроков «Патриотов» – в ближайшее время дойдем до обсуждения и принятия решения по этому вопросу. Все мы были погружены в подготовку и организацию игры сборной и финала ОЛЧ.

От себя лично хочу выразить слова благодарности: ​компаниям-спонсорам нашего клуба «Бергамот и корица», «Rocktape», «Поинт» и «GENETICLAB NUTRITION». Генеральному директору команды Александру Сивкову, ​руководителю команды Екатерине Замуруевой, ​администратору команды Николаю Зубову, нашему волшебнику, доктору, кинезиологу Тарасу Николаевичу Русанову. Нашему тренерскому штабу: ​тренеру бегущих Александру Ивкину, ​тренеру о-лайна Сергею Кружалину, ​тренеру принимающих Александру Шевченко, ​тренеру ди-лайн Роману Павленко, ​тренеру ди-беков Сергею Миронченко, ​тренеру лайнбейкеров Андрею Милову. ​

Отдельная благодарность за вклад в развитие футбола в России игроку, тренеру принимающих/ди-беков, человеку-оркестру И Джею Вудсу, который уезжает на родину. Мы и все наше футбольное сообщество будем скучать по тебе! Возвращайся скорее!

Также огромное спасибо за предоставленную тренировочную базу стадиону «Салют-Гераклион» в лице Евгения Бубницкого. Без вашей работы мы бы ничего не достигли, спасибо вам за такой крутой сезон! Уверен, все самое интересное еще впереди!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle