Казалось, все предрешено. «Филадельфия Иглс» образца 2003 года была подружкой невесты в НФК, два года подряд оступившейся в игре за титул Чемпиона Конференции. И в этот раз они снова были в шаге от выхода в Супербоул, одержав победу в овертайме матча-триллера против «Пэкерс» Бретта Фарва благодаря невероятному 26-ярдовому приему на 4-м дауне.

Квотербек-пробоулер Донован Макнабб сделал еще один шаг к статусу элитного разыгрывающего, высмотрев на поле Фредди Митчелла – третью опцию на приеме, и отдав ему пас, который засиял в свете вспышек фотокамер. Команда, в «клатчевости» которой до этого момента были определенные сомнения, показала себя готовой к новым свершениям.

Но все пошло не так. Неделю спустя, «Филли» в статусе фаворита проиграла третий подряд Финал НФК «Пантерам» Джейка Деломма. Пенсильванскому спортивному радио в течение следующего десятилетия только и оставалось, что обсуждать победу Макнабба над «Пэкерс», игнорируя при этом вклад Митчелла.

Добавить изрядную ложку дёгтя в бочку меда, будь то игровые оплошности или проступки вне поля  – это про Макнабба. Он был главным элементом в механизме «Филадельфии», команды, ходившей в статусе контендера на рубеже тысячелетий, команды, которую он привел к 59 победам в первые пять сезонов в качестве стартового квотербека. Но для того, чтобы ответить на множество «ну и?» касательно своей карьеры, ему не хватило главного – выигранного Супербоула.

Этого не случилось, и «недодинастия» имени Макнабба затерялась в памяти болельщиков.

В период с 1991 по 1999-й «Иглс» выходили в плей-офф три раза. За это время в команде сменилось семь квотербеков – от Джима МакМэхона до братьев Детмер (Тая и Коя). Команда перестала прозябать в середнячках только с приходом Макнабба, которого выбрали на Драфте 1999 года  под общим вторым номером – после того, как он занял место за центром, «Филли» одерживали минимум 11 побед  пять сезонов подряд.

Молодой квотербек был лицом этой отлично сбалансированной команды. Несмотря на то, что он не мог похвастать высокой точностью броска – он преодолел планку в 59 процентов только в одном сезоне из пяти – но с ним нападение исправно набирало ярды, не по воздуху, так по земле, делая «Иглс» фаворитами своего дивизиона. Макнабб и его помощники –  трудяги вроде Хью Дугласа, Иеремии Троттер, Троя Винсента, Брайана Доукинса и Лито Шеппарда сделали нападение «Филадельфии» вторым по эффективности в Лиге в трех из пяти этих сезонов.

Однако, если в течение регулярного чемпионата Макнабб был весьма надежен, игры на вылет обнажали все его недостатки с пугающей откровенностью. В первые пять регулярных сезонов он допускал в среднем 19 потерь мяча (перехваты + фамблы). В четырех розыгрышах плей-офф (9 игр в сумме) он бросил 11 тачдаунов при 9 перехватах и 3 раза заносил мяч в зачетку соперника по земле, но допустил 9 фамблов и 32 раза попал под сэк – и эти ошибки заставили всех забыть о том, как хорош он был в регулярке.

В 2004-м наметились положительные изменения. Получив в межсезонье подкрепление в корпус принимающих в лице Террелла Оуэнса, Макнабб показывал лучшие цифры в карьере: 64% принятых пасов, 31 пас в тачдаун, 8.3 набранных ярда за передачу в среднем и пасовый рейтинг в 104,7 пункта. В первых 14 играх сезона «Иглс» одержали 13 побед и лишь в конце сбросили обороты.

Странно было бы считать эту команду андердогом, но в преддверии финала НФК «Иглс» с их тремя подряд неудачами в матчах подобного уровня выглядели бледнее, чем «Фэлконс», которые неделей раньше вынесли «Рэмс» с преимуществом в 30 очков. Да и со стороны АФК, где соперником «Орлов» в Супербоуле могли стать или действующие чемпионы «Пэтриотс», или прошедшие регулярку с результатом 15-1 «Стилерс», все выглядело не так уж радужно.

Обыграв «Атланту», Макнабб встретился с «Пэтриотс» в Супербоуле-39. В четвертой четверти, имея дефицит в 10 очков и мяч в руках, он имел возможность написать собственную голливудскую концовку.

Но победа в Супербоуле уплыла из рук Макнабба, а вслед за тем незаметно подошло время «слезать с бочки».

Эта история неудач, когда до заветной цели не хватило «всего чуть-чуть», безусловно, оставила след в истории НФЛ, лиги, которая построена на принципах паритета. «Иглс» стали первой командой после «Каубойс» 1995 года, которой удалось 4 раза подряд дойти до финала конференции. А всего таких команд было 4: «Баффало», «Даллас», «Нью-Ингленд» и «Филадельфия». Но если «Даллас» и «Нью-Ингленд» признаны династиями, а «Баффало» начала 90-х – «почти-почти династией», то впечатляющее выступление «Орлов» в четырех подряд сезонах кануло в безвестность. Из того состава «Иглс» лишь два игрока введены в Зал Славы  — Доукинс и Оуэнс, причем последний провел в бело-зеленой джерси лишь 22 игры. Да, большую роль в непризнании заслуг той команды сыграло лишь одно появление в Супербоуле, но не меньшее значение имели внутренние проблемы и (порой) катастрофическое невезение.

Причем, как и на поле, так и вне его, все крутилось вокруг персоны Макнабба.

Макнабб и Рейд практически вытащили проигранный Супербоул-39, но несколько неудачных решений тренерского штаба по тайм-менеджменту подарили «Патриотам» третий трофей Ломбарди за четыре года. И тогда пошли разговоры о том, что «Иглс», сняв с себя клеймо вечно вторых в НФК, способны-таки выиграть и Супербоул.

Но в сезоне 2005 года все пошло совсем не так, как хотелось бы. Завершили карьеру или ушли в качестве свободных агентов такие игроки как Даглас, Кори Саймон, Деррик Берджесс и Джермейн Мэйберри. Макнабб пропустил семь игр из за травм, Шеппард –шесть, Брайан Уэстбрук – четыре. Защита стала пропускать по 27 очков за игру, а нападению не хватало персонала, чтобы играть по принципу «они занесут нам, сколько смогут, а мы им – сколько захотим».

В такой ситуации неизбежно возникают конфликты в раздевалке – Макнабб и Оуэнс, две звезды одной из лучших команд Лиги на тот момент, вдруг из добрых товарищей стали практически недругами. Это недопонимание, пожалуй, было бы легко преодолимо, выигрывай «Филли» больше матчей, но в силу причин, описанных выше, команда закончила сезон с неутешительным балансом 6-10.

Оуэнс получил штраф и был переведен в резерв по причине «неуважительного отношения к команде», и вскоре покинул Город Братской Любви.

Отъезд Оуэнса, казалось, оставил команду без шансов выиграть Супербоул. Макнабб начал следующий сезон с балансом 5-5, а потом порвал «кресты». Заменивший его Джефф Гарсия возглавил команду во время пятиматчевой победной серии, которая вывела «Орлов» в плей-офф, и породил волну рассуждений о том, насколько вообще Макнабб нужен этой «Филадельфии».

Это никого особенно не удивляло. Фанаты «Иглс» недолюбливали Макнабба с того момента, как он был выбран на драфте, встретив громкими «Буууу» объявленный клубом выбор.

Игра Гарсии только усилила ропот тех, кто жаждал ухода Макнабба из клуба, хотя в этом не просматривалось никакой логики. Макнабб, играя за «Филадельфию», получил больше травм, чем любой другой квотербек Лиги, и как-то умудрялся при этом оставаться на уровне.

Дадим слово Джону Бойсу:

На матч второй недели (сезон не указан) Макнабб выходил с сильнейшим ушибом ребер. Ему пришлось одеть наплечники с дополнительными подушками, в которых он выглядел как десятилетний пацан, напяливший экипировку старшего брата.

В этот день он набросал пасом 342 ярда и пять тачдаунов (при нуле перехватов). Его пасовый рейтинг после той игры составил 155,4 пункта и до сих пор входит в топ-20 (после 1970 года).

Залечив ребра, Макнабб травмировал пах. С этой мышечной травмой, доставлявшей невероятный дискомфорт, он доиграл до 9 недели, когда усугубил ее, пытаясь захватить игрока соперника. Непонятно, как он вообще мог так долго терпеть подобную боль.

А фанаты, тем временем, только больше озлобились на него.

Он провел следующие три сезона на хорошем уровне, общий баланс побед и поражений «Орлов» составил 27-26-1, причем ничья случилась потому, что Макнабб не был осведомлен о тонкостях правил овертайма в НФЛ.

В каждом из этих трех сезонов «Филадельфия» выходила в плей-офф, а в 2009-м вновь добралась до финала НФК, всего через пару месяцев после глупой ничьей с деморализованными «Бенгалс» (те шли с балансом 1-8).

Но несмотря на то, что Макнабб делал «Иглс» лучше, ему так и не удалось совершить настоящего прорыва, войти в элиту. Его общий результат в играх плей-офф – 9-7, но средний пасовый рейтинг – лишь 80 пунктов. Его эра в «Филли» подошла к концу, когда в матче уайлд-кард раунда против «Далласа» — принципиального соперника по дивизиону – он бросил лишь 51% точных передач, четыре раза попал под сэк и в единственный раз в своей карьере вылетел из плей-офф после первого же матча, который закончился со счетом 34-14.

Рейд перед началом межсезонья уверенно заявил, что Макнабб, который провел сезон на хорошем уровне, остается стартовым квотербеком «Орлов». Этой уверенности хватило до 4 апреля, когда «Филадельфия» обменяла своего многолетнего лидера в «Вашингтон», получив от «Редскинз» право выбора во втором раунде драфта-2010 и компенсационный пик в средних раундах драфта-2011. Что характерно, «Иглс» даже не потрудились провернуть обмен за пределами своего дивизиона.

«Филадельфия» объявила своим новым мессией Майкла Вика, который, преследуя цель снова стать прежним собой, тем самым игроком «двойной угрозы», не смог даже близко подобраться к тому уровню выступлений в плей-офф, который показывал Макнабб. Два года подряд «Иглс» вылетали в уайлд-кард раунде и в межсезонье 2011 года наделали шума на рынке свободных агентов, пытаясь сколотить команду-контендер.

Вик, Лешон Маккой, Дешон Джексон, Джереми Маклин и Брент Селек – это нападение должно было, как минимум, повторить успех суперкоманды «Пэтриотс» образца 2007 года, которая была машиной по набору очков, а на деле еле зацепилась за десятку лучших. Дорогостоящие вливания в защиту в лице Ашанти Сэмуэля и Ннамди Асомунья также не прибавили «Филли» вистов. Потенциальная «Дрим Тим» закончила сезон с результатом 8-8 и не попала в плей-офф второй год подряд, впервые с 1999-го. Да и в следующие пять лет им не удалось выиграть ни одного матча на вылет.

У Макнабба дела шли и того хуже – в столичной команде он заметно регрессировал в первый же год, бросив больше перехватов, чем тачдаунов (15 против 14), и, показав результат 5-8, был заменен на Рекса Гроссмана. В межсезонье он был обменян в «Миннесоту» на пик 6 раунда драфта-2012 и компенсационный пик драфта-2013.

«Викинги» предполагали, что Макнабб сможет сгладить последствия ухода Бретта Фарва. Но, начав сезон с 1-5, Донован уселся на скамейку, а место в старте занял Кристиан Пондер. В декабре того же года «Миннесота» разорвала его контракт, и Макнабб наблюдал как временщики вроде Кайла Ортона, Джейка Деломма и Джоша Маккауна разлетаются с рынка, как горячие пирожки. В отличие от него.

Чуть более чем через три года после обмена из «Филадельфии» он подписал с командой однодневный контракт, чтобы завершить карьеру в качестве игрока «Орлов».

«Иглс» выиграли вожделенное чемпионство в 2018 году, когда Ник Фолс принес им победу в матче против «Пэтриотс». Только два человека, игравшие с Макнаббом – Селек и левый тэкл Джейсон Питерс – получили шанс прикоснуться к Кубку Ломбарди в тот февральский вечер.

И хотя Макнабб не выиграл титул и не вошел в когорту великих, нельзя сказать, что он провел карьеру, сражаясь с ветряными мельницами. Он был душой и сердцем одной из самых успешных команд своего времени. Он выходил в финал конференции и в Супербоул с ресиверами, которые выбирались в ПроБоул только в своих снах – с Тоддом Пинкстоном, Джеймсом Трэшем и Фредди Митчеллом. С ним во главе нападение Рода Доухауэра смотрелось хорошо – а это практически невозможно.

Всю свою карьеру в «Филли» он был тем разыгрывающим, которого редко хвалили за выдающиеся матчи, зато поливали грязью даже за незначительные ошибки. И пусть у него нет перстня Победителя Супербоула или золотого пиджака члена Зала Славы, никто не отнимет у него те самые 4-и-26.

Читайте также: «Иглс»-2017 против «Иглс-2019»: какой состав выглядит сильнее?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.