Перед очередным сезоном в НСАА стал вновь актуален вопрос денежных компенсаций для игроков — это связано с попыткой властей штата Калифорния признать незаконным запрет ассоциации платить своим студентам зарплаты. В первую очередь это касается баскетбола, но колледж-футбол со своей бешеной популярностью в стороне от дискуссии точно не останется. Настолько, что НСАА даже пригрозила местным программам исключением из чемпионата.

Мы решили разобраться в том, как работают студенческие стипендии и попросили рассказать об этом Виталия Писецкого и И Джея Вудса, игравших за элитные университетские команды.

Виталий Писецкий, экс-кикер «Висконсин Бэджерс»:
— Когда я окончил школу, ко мне было много интереса, но конкретные предложения сделали около 10 университетов. Я выбрал «Висконсин», потому что туда пошли несколько ребят из моей школы, а мне нужно было определяться быстро — дело в том, что всё мое обучение сдвинулось на семестр из-за того, что моя семья переехала в США в декабре. Соответственно, в школу пошел только в феврале, а закончил в декабре 1995 г., и у меня не было столько времени на подумать, сколько у других. Я съездил в Университет Висконсина, мне там все дико понравилось, и с тех пор я ни разу об этом не пожалел. Мне дали стипендию, по которой покрывалось обучение, проживание и питание. Оплата обучения никогда меня не касалась, я не видел никаких счетов за это, это все происходило само. А в последних пунктах была определенная свобода — нужно было просто уложиться в бюджет. На первых двух курсах я жил в общежитии и у меня оставалось прогулять долларов 150 в месяц. А начиная с третьего курса можно было переехать в отдельное жилье и я снимал квартиру.

9469_10202899036253196_2169007987162043947_n

Виталий Писецкий и Мелвин Гордон

В первом дивизионе НСАА есть лимит на стипендии — 85 человек, а в ростере можно держать до 105 человек. Получается, 15-20 человек в команде, кто учится за свои деньги и играет в футбол. Их называют walk-ons. Это ребята, чаще всего местные, которые в школе особо не звездили и не были заметны скаутам. Иногда так бывает, что школа небольшая и даже не получается играть полным составом. Они играют 7х7 и скаутам очень сложно оценить их уровень. Им дают возможность пройти приоритетный просмотр, а те, кто особо отличится, даже могут претендовать на стипендию. Они также живут и питаются отдельно, хотя на выездных играх все футболисты уже вместе.

Я как-то сел посчитать, сколько время я посвящал университету и команде, включая футбольные тренировки и общую физподготовку, и был в шоке. Особенно с учетом того, что я играл кикером и у меня не было необходимости учить весь плейбук. Вне сезона, особенно летом, можно получить какую-то работу и Университет даже в этом немного помогал, тем самым поощряя игроков поддерживать форму. То есть, можно взять легкое расписание из двух-трех предметов, качаться, бегать и подрабатывать где-то. Этим иногда занимаются даже игроки на стипендиях.

 

Embed from Getty Images

Но в течение сезона подрабатывать нереально. В мое время мы и подумать не могли о том, что игрокам колледж-футбола могут платить за игру. Если честно, я категорически против этого. Во-первых, игроки получают образование, которое само по себе стоит сумасшедших денег. Во-вторых, крупные университеты имеют далеко не одну спортивную программу, из которых только футбол, баскетбол и, может быть, хоккей приносит деньги. Еще миллион видов спорта нужно на что-то содержать. В-третьих, просто задумайтесь, как это на практике может быть реализовано. Сколько платить? Допустим, возьмем условные $500. В Висконсине — это одни деньги, а в Лос-Анджелесе — совсем другие. Университеты в богатых регионах будут платить куда больше и это нарушит баланс в их пользу.

НСАА никак не контролирует отношения студента и университета, но если на этом попадешься, будут последствия. Наверное, где-то происходит и такое, что университет втихую приплачивает особо ценным игрокам, но точно не масштабно. Когда на этом ловят, всё очень серьезно. Можно вспомнить пример Рэджи Буша, который попался, и все титулы команды за тот период, что он там играл, были аннулированы. Игрок не может ни за что брать деньги, разве что летом тебя могут устроить на работу. А если к тебе подходит человек и говорит «подпиши мне 10 футболок, я заплачу за каждую по $10», то это уже очень серьезное нарушение.

Читайте также — Виталий Писецкий: «В НФЛ ты приходишь как в офис. Все держатся сами по себе»

***

И Джей Вудс, экс-игрок «УКЛА Брюинс» и «Нью-Мексико Хайлендс» (сейчас — ресивер и ди-бэк «Спартака»):

— Когда я выпускался из школы, я был в числе ста лучших игроков в стране, так что у меня было больше 50 предложений стипендии. Но Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA) впервые предложил мне поступать именно к ним еще когда мне было 15 лет. Я тогда и понятия не имел ни о каких стипендиях, просто много тренировался, играл и взял награду MVP, после чего мне сделали предложение — пока на словах. И я тогда сразу согласился. Уже после школы моим шортлистом были «Орегон», «Вашингтон», «Ол Мисс», «Флорида Стэйт» и УКЛА. Но кто хочет уезжать из солнечной Калифорнии? И я сделал финальный коммитмент в «Брюинс», это было легким решением.

SPEARFISH, SD — OCTOBER 27, 2012: E.J. Woods #3 of New Mexico Highlands leaps toward Black Hills State University defenders Randall Hill #16 and Scott Boner #30 during their game Saturday afternoon at Lyle Hare Stadium in Spearfish, S.D. Woods scored a touchdown on the play. (Photo by Richard Carlson/dakotapress.org)

В 1 дивизионе дают только полные стипендии, которые покрывают всё: проживание, питание, даже одежду. По сути, деньги и не нужны. В самом начале обучения я приобрел набор учебников в общей сумме примерно на $1000 и эти деньги мне затем вернул университет. В командах всегда есть люди, которые учатся за свои деньги и иногда они даже лучше иных футболистов со стипендией. Из таких ребят вместе со мной в команде были Кевин МакДермотт и Кристиан Янт. Очень скромные и работящие игроки — после университета они были в числе тех, кто попал в НФЛ.

Когда я учился в колледже, работать и получать какие-либо деньги со стороны нам было строго запрещено. Даже продав шоколадку за доллар можно было получить серьезные проблемы. Мы даже особо не обсуждали это, принимая за данность, что образование стоит того. Потом мы подросли и поняли, что Университеты делают на нас миллионы, но лично для  меня в момент обучения деньги не имели значения. Я думал, что начну профессиональную играть в футбол и своё заработаю.

Читайте также — И Джей Вудс: «Многие отличные футболисты не попадают в НФЛ, потому что не могут пробиться через систему колледж-футбола. К сожалению, я как раз из таких»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.