1 июля в НБА открылся рынок свободных агентов, главной особенностью которого в этом году является на удивление большое количество игроков экстра-класса, которые вольны выбирать свои новые команды. Их решение повлияет не только на их нынешние и будущие команды, но и на лигу в целом. Рынок свободных агентов НБА разительно отличается от рынка НФЛ, где мы редко наблюдаем даже одну суперзвезду, которая становится свободным агентом и извлекает выгоду из своего статуса. И это несмотря на преимущества (да, преимущества) в расходовании денег, которые имеют команды НФЛ по сравнению с клубами НБА. Давайте их рассмотрим.

Звезды НБА выходят на рынок, а звезды НФЛ – нет

В топе свободных агентов НБА-2019 мы видим Кавая Ленарда, Кевина Дюрэнта, Клэя Томпсона, Кайри Ирвинга, Кембу Уокера, ДеАнджело Рассела , Джимми Батлера, Тобайаса Харриса и Криса Миддлтона. Топ свободных агентов НФЛ-2019 состоял из Левеона Белла (в его услугах была заинтересована лишь одна команда, «Джетс»), Тайранна Мэтью (отчислен «Тексанс»), Эрла Томаса (оказался не нужен «Сихокс»), Трея Флауэрса, Лэндона Коллинса, Задериуса Смита и Трента Брауна. Разница между этими списками бросается в глаза, учитывая то, что многие топовые свободные агенты НФЛ оказались не нужны своим командам.

Настоящие звезды НБА почти всегда выходят на рынок, а настоящие звезды НФЛ почти никогда этого не делают. Почему? Начнем с того, что команды НФЛ ведут себя умнее как при обсуждении коллективного соглашения с игроками, так и во время переговоров по контрактам конкретных футболистов. Франшизы НФЛ смогли договориться о коллективном соглашении, которое позволяет недоплачивать (относительно, конечно) большинству игроков, держать новичков на фиксированных четырехлетних контрактах без возможности менять их условия в течение первых трех сезонов. К тому времени, когда футболист сможет претендовать на второй контракт, ему недоплачивают уже в течение трёх лет, а зарплата на четвертый сезон по первому контракту зачастую составляет едва ли $1 млн. Именно тогда, по прошествии первых лет, когда они почти ничем не рискуют в плане финансов, команды НФЛ набрасываются на молодых игроков и заключают с ними долгосрочные контракты, выгодные только командам. Откуда я это знаю? Да я это постоянно вижу, и да, когда-то я сам предлагал такие контракты.

А что если игрок близок к выходу на рынок свободных агентов? На этот случай у НФЛ есть эффективный инструмент – франчайз-тэг. Команды не только применяют его к тем, кто вышел на рынок – в этом году это были Джадевион Клауни, Фрэнк Кларк и Демаркус Лоуренс – но и косвенно угрожают тэгом во время переговоров с элитными игроками. В НФЛ владельцы команд никогда не откажутся от права на франчайз-тэг, а в НБА игроки никогда не позволят его принять.

Таким образом, немногие из звезд НФЛ смогли выйти на рынок со времен первого свободного агента, которым около 26 лет назад стал Реджи Уайт. Наиболее недавним примером может служить Кирк Казинс (если его можно назвать звездой), и только лишь потому, что его прежняя команда «Вашингтон Редскинс» не предложила ему серьезного контракта. Пейтон Мэннинг стал свободным агентом в 2012 году, когда «Кольтс» отцепили его после трех операций на шее. Дрю Бриз вышел на рынок в 2006 году тоже после серьезной травмы. Есть и другие примеры вроде Дейона Сэндерса и Чарльза Вудсона (которого я взял в «Грин-Бэй», заметив, что спрос на него невысок), но их немного.

Как мы видим, звездные квотербеки, приближаясь к выходу на рынок свободных агентов, так и не пересекают финишную черту. Аарон Роджерс и Карсон Вентц недавно продлили соглашения с «Пэкерс» и «Иглс», хотя по старому контракту у них оставалось ещё два года. Мэтт Райан и Рассел Уилсон подобрались ближе, на дистанцию одного сезона, но в итоге «Сихокс» и «Фэлконс» удалось их сохранить. Что касается следующего поколения элитных квотербеков – Патрика Махоумса, Дака Прескотта, Джареда Гоффа – то они с высокой вероятностью заключат выгодные сделки, но так и не подберутся к горе золота, которую сулит выход на рынок свободных агентов.

Без ограничений в виде франчайз-тэга звезды НБА обычно выдерживают попытки команд заранее продлить контракт, зная, что скорый выход на рынок только усиливает их позиции в переговорах. Звезды НФЛ напротив, просто не могут ждать и становятся свободными агентами только когда им позволяют это сделать, примеры Белла, Казинса, Мэтью и Томаса это подтверждают. И команды НФЛ знают об этом.

Жесткий потолок? Только не в НФЛ

Давайте развеем миф о «жестком потолке» зарплат в НФЛ и «мягком потолке» в НБА. На самом деле, в обеих лигах действует «мягкий потолок», и в НФЛ он даже мягче.

Да, в НБА потолок имеет исключения, которые дают командам определенную гибкость и позволяют превысить потолок: права Бёрда, исключение среднего уровня и так далее. Но в НФЛ гораздо проще обойти ограничения по зарплатам: пропорциональное распределение подписных бонусов позволяет командам тратить деньги, равномерно распределяя нагрузку на зарплатную ведомость. Внесем ясность: команды НФЛ могут из года в год тратить гораздо больше, чем предусмотрено потолком зарплат, но при этом не превышать его. Вот что такое «мягкий потолок», друзья мои.

Например, контракт Аарона Роджерса, включавший подписной бонус на $57,5 млн, отразился на зарплатной ведомости «Пэкерс» 2018 года в виде $21 млн, при этом «живыми» деньгами было потрачено… $67 млн. Эта разница в $46 млн между реальными тратами и потолком зарплат – и речь сейчас идет только об одном игроке – показывает, как команды НФЛ могут превышать потолок зарплат с точки зрения реальных расходов. В прошлом сезоне «Пэкерс» потратили около $205 млн, имея зарплатную ведомость в $177 млн. Возможность тратить десятки миллионов сверх потолка говорит о том, что в потолке зарплат НФЛ нет ничего «жесткого».

Больше того, НБА имеет ряд ограничений, с которыми командам НФЛ сталкиваться не приходится: 1) максимальные контракты, 2) налог на роскошь, 3) невозможность переносить «неизрасходованный» потолок на следующий год. Максимальные контракты ограничивают заработок элитных игроков, а налог на роскошь хоть и не мешает командам превышать потолок зарплат, тем не менее выступает сдерживающим фактором, который владельцы НБА часто упоминают. Что касается переноса потолка в следующий сезон, то команды НФЛ могут взять неиспользованное в этом году пространство под потолком в следующий сезон, а у команд НБА такой роскоши нет (к тому же большинство команд использует доступный потолок по максимуму).

Я знаю, что это идет вразрез с общепринятым мнением, но в НФЛ потолок зарплат «мягче», чем в НБА.

Возможное решение

Когда на следующей неделе будут объявлены огромные суммы контрактов свободных агентов НБА, начнется ежегодный ритуал – игроки НФЛ и пресса ужаснутся этим цифрам, особенно гарантированным суммам. Вот что я об этом думаю.

Свободные агенты в НФЛ – например, Флауэрс и Коллинс в этом году – получают впечатляющие контракты на $80 млн и даже больше. Отличие от контрактов НБА не в количестве, а в качестве этих денег. В НБА $80 млн по контракту гарантированы, а в НФЛ – нет. Там такой контракт выглядит как «$30-40 млн, а дальше посмотрим». Например, один из свободных агентов этого года, перешедший в «Иглс» Малик Джексон, однажды подписал один из таких 80-миллионных контрактов с «Джагуарс». Его $85,5 млн на 6 лет превратились в $43 млн, которые он успел получить до того, как был отчислен.

Многие полагают, что во время грядущих переговоров по новому коллективному соглашению тема гарантированных контрактов станет ключевой для профсоюза игроков НФЛ, но проблема не в коллективном соглашении. В него не нужно ничего вносить в будущем, чтобы ввести в лиге гарантированные контракты, и сейчас в нём нет ничего, что мешало бы это сделать.

Нельзя сказать, что профсоюз игроков наряду с агентами футболистов, у которых есть большое влияние, не могут путем переговоров изменить существующий порядок. Я множество раз указывал на то, что профсоюз может поднять вопрос о более жестком ограничении минимальных расходов команд на зарплаты путем увеличения процентного соотношения (сейчас это 89% от потолка зарплат), а также путем увеличения частоты предоставления финансовых отчетов (сейчас команды отчитываются каждые четыре года). Если бы профсоюз смог договориться, например, о минимальных расходах в размере 95% от потолка зарплат с отчетом каждые два сезона, зарплаты и объем гарантированных денег обязательно выросли бы. Также можно было бы обсудить правила переноса потолка зарплат в следующий сезон, заставив команды использовать его «здесь и сейчас» в противовес нынешней ситуации (в этом году 10 команд перенесли на следующий сезон больше $10 млн, лидируют «Браунс», которые оставили про запас $56 млн под потолком зарплат). Что касается переговоров по контрактам конкретных игроков, то агенты суперзвезд должны противостоять ранним попыткам команд заключить новый контракт – как в случае с Казинсом.

Я понимаю, что профсоюзу и агентам будет сложно добиться решения этих проблем, но в них лежит ответ на вопрос: «Почему игроки НФЛ не получают гарантированные контракты?»

Да, учитывая численность ростера и количество матчей, звезды НБА в большей степени влияют на выступление команды, чем звезды НФЛ (хотя звездные квотербеки могут с этим поспорить). Но не стоит обманывать себя: учитывая мягкий потолок зарплат, возможность его переноса на следующий сезон, отсутствие максимальных контрактов и налога на роскошь, команды НФЛ могут платить игрокам больше и увеличить размер гарантированной зарплаты.

Они просто не хотят, чтобы вы об этом знали.

Читайте также: Вспоминайте иногда вашего студента. Даст ли НСАА игрокам возможность для заработка?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.