Путь, проделанный Клиффом Кингсбери (от главного тренера «Техас Тек» прямиком в главные тренеры «Аризоны Кардиналс»), не является чем-то принципиально новым.

Однако у того факта, что в XXI веке это лишь 12-й такой случай – и первый со времен Билла О’Брайена, сменившего «Пенн Стэйт» на «Хьюстон Тексанс» в 2014-м, – тоже есть обоснование.

«Впереди целый пласт для изучения. Надо вникать в самые разные вещи: контракты, рынок свободных агентов, потолок зарплат», — говорит Батч Дэвис, в 2001 году пришедший в «Кливленд Браунс» из «Майами Харрикейнс». И это слова специалиста, уже знавшего, на что он идет: Дэвис ранее провел шесть сезонов в качестве ассистента тренера «Даллас Каубойс», в том числе два последних – как координатор защиты.

Делать какие-то выводы о Кингсбери, шесть лет трудившемся главным в «Техас Тек» и уволенным в ноябре еще рано. Однако переход из студенческого футбола в профессиональный всегда непрост. Предшественники подтвердят.

«Если у тебя хорошая работа в колледже, ты можешь рассчитывать примерно на 8 побед в 12 матчах. Хотя та же «Алабама» будет фаворитом в каждой игре. В НФЛ каждый матч словно подбрасывание монетки. Если ты в состоянии выиграть почти все свои близкие матчи, можно будет считать, что у тебя хорошая команда», — признается Стив Сперриер, бросивший успешную карьеру во «Флориде» в 2002-м ради работы в «Вашингтон Редскинс».

Из 11 специалистов, сменивших НСАА на НФЛ в XXI веке, лишь Чип Келли и Сперриер ранее не работали в профессиональном футболе. Хотя Сперриер возглавлял «Тампа-Бэй Бэндитс» из ЮСФЛ в 1983-85 годах.

Кингсбери играл в НФЛ, но не тренировал.

«По мне, это разный уровень адаптации. Если ты был в лиге и тренировал там, а затем пошел в студенческий футбол и вернулся в профессиональный, это одно. Для карьеры Кингсбери сейчас максимальный вызов. Он отличный тренер по части нападения, у него есть своя отличная система. Не думаю, что есть что-то, с чем он не справится. Но если ты раньше не был в лиге, то столкнешься с рядом уникальных явлений, которые решаются особым образом в особое время. Другие правила, другие принципы работы с игроками. В общем, это настоящая акклиматизация», — считает Пит Кэрролл, покинувший «Южную Калифорнию» и пришедший в «Сиэтл Сихокс» в 2010 году.

Год Тренер Откуда и куда Результат в первый сезон
2014 Билл О’Брайен из «Пенн Стэйт» в «Тексанс» 9-7
2013 Чип Келли из «Орегона» в «Иглс» 10-6
2013 Даг Марроун из «Сиракьюз» в «Биллс» 6-10
2012 Грег Шиано из «Ратгерс» в «Бакканирс» 7-9
2011 Джим Харбо из «Стэнфорда» в «Фотинайнерс» 13-3
2010 Пит Кэрролл из «Южной Калифорнии» в «Сихокс» 7-9
2007 Бобби Петрино из «Луивиля» в «Фэлконс» 3-10
2005 Ник Сэйбен из «Луизианы Стэйт» в «Долфинс» 9-7
2003 Деннис Эриксон из «Орегон Стэйт» в «Фотинайнерс» 8-8
2002 Стив Сперриер из «Флориды» в «Редскинс» 7-9
2001 Батч Дэвис из «Майами» в «Браунс» 7-9

Смена обстановки на поле и вне его

Собственно, все, что касается работы в поле, может стать самым простым для Кингсбери.

Бывший тренер программы университета Майами, «Сихокс» и «Фотинайнерс» Деннис Эриксон говорил, что сейчас команды НФЛ задействуют игровые концепции НСАА чаще, чем когда-либо. Это может дать Кингсбери, который привносит свою версию Эйр Рэйд в «Кардиналс».

Тренировавший Клиффа в колледже, нынешний наставник «Вашингтон Стэйт» Майк Лич вовсе не считает, что Кингсбери придется адаптироваться в плане схем к НФЛ. «Считается, что прежде всего нужно говорить об адаптации и только об адаптации. Вроде того, что НФЛ – это какой-то особенный опыт, требующий навыков в особенных розыгрышах и все такое. Но это полная чепуха. Так утверждают несколько ребят из НФЛ, понимающе похлопывая друг друга по плечу, претендуя на исключительное право говорить правду. Так вот это не является правдой. Потому что целый ряд довольно посредственных тренеров из колледжа сделали себе имя в НФЛ. Когда говорят, что розыгрыши должны быть весьма конкретными, иначе им не место в НФЛ, это бред», — убежден Лич.

View this post on Instagram

New look for coach? 🔥by @billionbus #GoCougs

A post shared by Washington State Football (@wsucougarfootball) on

Кингсбери задают вопросы касательно его нападения с того момента, как он получил работу в «Аризоне». Его критики думают, что Эйр Рейд за пределами колледжа работать не сможет. Но Клифф особо не раскрывает карты, как он будет вести нападение в профессиональном футболе. На прошлой неделе он намекнул, дав почву для размышлений, что не будет стремиться к тому, чтобы при каждом снэпе у него был открытый игрок.

Безотносительно того, как Кингсбери будет рулить нападением – Батч Дэвис заявил, что недельная подготовка к матчу по части плана на игру проще в НФЛ, чем в НСАА. В профессионалах, по его словам, каждая команда так или иначе играет вариации того, что играют все. Срок в несколько дней позволяет подготовиться к такому. В колледже, отмечает Дэвис, каждый тур может предлагать принципиальной иной стиль футбола: от вишбон (три бегущих в бэкфилде) до ноу-хаддл.

Также у Кингсбери сейчас не будет никаких ограничений относительно работы с игроками. В «Техас Тек» ему позволялось быть с футболистами 20 часов в неделю, 4 часа в день. По мнению О’Брайена, этот лимит снижает возможность развивать игроков и отрабатывать детали плейбука. В НФЛ тренер может провести те самые 4 часа с игроками еще до обеда в понедельник.

Переход с НСАА на НФЛ, помимо прочего, освобождает Кингсбери от одной из фундаментальных обязанностей в студенческом футболе: рекрутинга. Сюда еще можно добавить отсутствие периферийных обязательств вроде встреч со спонсорами и сборов средств. Можно сосредоточиться исключительно на футболе.

«Для меня это большой плюс. Мне нравилось всё, что касается работы тренером в колледже, но рекрутинг – это основа основ любой программы. Это должно быть в центре вашего внимания. Возможно, это не было в центре моего внимания в должной степени, потому что я хотел тренировать квотербеков и изучать другие нападения. Сейчас такая возможность имеется”, — говорит Клифф.

Кингсбери постарается повторить принципы работы О’Брайена – одного из немногих тренеров, успешно перескочивших из НСАА в НФЛ. За пять сезонов с «Тексанс» Билл добился показателя 42-38 после 15-9 с «Пенн Стэйт». Лишь у трех таких специалистов в XXI веке положительный баланс побед и поражений. К моменту прибытия в Хьюстон О’Брайен отлично понимал разницу между студентами и профессионалами, так как работал в «Нью-Ингленде» с 2007 по 2011 годы.

«Серьезным подспорьем в НФЛ в плане тренерской работы являются собрания с игроками. Там представители разных поколений, но обычно достаточно ребят, у которых уже есть семьи, есть дети, им платят за игру в футбол. И у них относительно небольшое окно, когда они могут в принципе это делать. Совсем иначе обстоит дело с парнями в колледже, которым 17-20 лет и которые не получают зарплату. Это просто отличие. Мне нравятся обе системы – и колледж, и профессионалы», — признается О’Брайен.

По мнению Дэвиса, преимуществом Кингсбери является то, что он выходец не из суперэлитной программы. В «Техас Тек» у него не было тренировочной базы «Орегона», мощностей «Алабамы» или ресурсов «Южной Калифорнии». Клиффу приходилось полагаться в большей степени на развитие талантов, чем на ресурсы по привлечению игроков. В этом плане адаптация к НФЛ будет проще.

«Справедливости ради, парням, которые рассчитывают на успех в колледже, лучше уметь оценивать таланты. Когда они видят игрока, то говорят: «Знаешь, что? Ты подходишь под нашу схему». Другим командам ты, может, и не нужен, но мы тебя задействуем так, что ты поможешь нам одерживать победы», — говорит Дэвис.

Когда тренер «Джексонвиля» Даг Марроун в 2008-м ушел из «Нью-Орлеана» после трех лет работы координатором нападения и возглавил «Сиракьюз», многие советовали ему остаться в НФЛ. Он всегда отвечал одинаково: если я могу быть хорошим тренером в колледже, почему я не смогу получить работу в НФЛ? Также, по словам Марроуна, проведенное в «Сиракьюз» время позволило ему лучше понять новое, молодое поколение.

«Я четче понял, чем живут игроки, чью жизнь изменили соцсети, еще в юном возрасте. Надеюсь, тот опыт помог мне наладить более качественную коммуникацию с ребятами. В том смысле, что я не люблю торчать в телефоне, писать сообщения. Это то, что я делаю по необходимости», — рассказывает Марроун.

Кингсбери молодежные увлечения не чужды. Он прекрасно все понимает. Во время командных встреч он устраивает перерыв каждые 20-30 минут, чтобы игроки посидели в смартфонах, сходили в уборную, попили или перекусили. А началось это еще с «Техас Тек», когда он обратил внимание, что со временем внимание людей снижается.

«Принцип «ну все, теперь надо с парнями говорить по-другому» – это не про меня. Сейчас средний возраст моей команды 25 лет, понятно, что свои нюансы имеются, но в рамках само собой разумеющегося», — уверен Клифф.

Его новый координатор защиты Вэнс Джозеф считает, что к некоторым моментам все же придется заново привыкать.

«В колледже тренер обладает тотальным контролем. Игроки охотнее идут на компромиссы, потому что ты контролируешь их будущее. В НФЛ все не так. Это лига, которой рулят футболисты. У них вся власть. Очень важны отношения. Нельзя заставить играть. Они должны хотеть играть за тебя. Не просто должны играть, но и хотеть играть. Это сотрудничество, что порой выглядит странным для специалистов из колледжа», — признается Джозеф, первые шесть лет карьеры работавший ассистентом тренера в НСАА, а затем перебравшийся в НФЛ.

View this post on Instagram

Congrats coaches!

A post shared by Arizona Cardinals (@azcardinals) on

Пошли бы они в НФЛ снова?

Сперриер, на холодную голову возвращаясь к прошлому, считает, что позарился на плохую работу в НФЛ. За два года он победил в 12 матчах и был уволен после сезона-2003.

«Я попал не в то место. Я думал, что у меня будет генеральный менеджер, а таковым оказался владелец клуба. А директор по персоналу стал тренером квотербеков, потому что на второй год моей работы в «Редскинс» он набрал квотербеков. Работа была не в кайф, мне надо было валить оттуда», — вспоминает Сперриер.

По его словам, на протяжении многих лет, особенно в 1970-1990-е тренеры студентов верили, что следующим шагом для них является НФЛ.

Супербоул был «заветной мечтой» для тренеров определенного поколения, подтверждает Эриксон.

Сейчас НФЛ уже не так сильно манит.

Эриксон покинул «Майами», потому что пошел на повышение в «Сихокс». Дэвису «Браунс» стали платить в четыре раза больше, чем тот получал в «Майами».

В наши дни, отмечает Сперриер, тренеры НСАА – по крайней мере, топовые – зарабатывают больше коллег из НФЛ. Во многом поэтому за последние пять лет не было желающих сменить лигу.

«Нет необходимости перебираться в НФЛ. И НФЛ более беспристрастна, чем НСАА. Специалисты, имеющие хорошую работу в колледже, достаточно умны, чтобы держаться за нее», — говорит Сперриер.

Если оглянуться назад, как они оценивают свое решение перебраться из студенческого футбола в профессиональный? Правильный ли это был выбор?

«Если бы у меня был шанс сделать это снова, я бы никогда не уходил из колледжей», — признается Эриксон.

Читайте также: Революция-шмеволюция. Клубы еще пожалеют о назначении «друзей Маквея»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.