Мы знаем, как надо воздавать должное спортивным династиям. Заканчиваются ли они из-за того, что легендарные атлеты завершают карьеру, или же из-за того, что суперзвезды ссорятся между собой, набор всегда один и тот же: большая порция уважения, щепотка ностальгии и ложка предвкушения заката великой эпохи. Так как же нам воздавать должное тому, что было в «Питтсбурге»?

«Питтсбург» был хорош с начала века. С 2003 года клуб не проводил сезона с отрицательным балансом побед и поражений. Даже тогда «Стилерс» извлекли пользу из сезона 6–10 и выбрали квотербека Бена Ротлисбергера в первом раунде драфта. На протяжении 15 лет «Стилерс» одерживают минимум восемь побед за сезон — пятая по продолжительности серия в истории НФЛ. Данная серия началась с дебютного сезона Ротлисбергера, когда «Питтсбург» выиграл 15 из 16 матчей, а на второй сезон квотербека был завоеван приз Ломбарди. Спустя всего три года «Сталевары» вновь выиграли Супербоул, а еще через два года вышли в него еще раз. С 2009-го по 2012-й казалось, что мы вот-вот увидим рождение династии.

Но с тех пор «Питтсбургу» нечего особенно предложить, кроме положительного соотношения побед и поражений по итогам регулярных сезонов. За последние восемь лет «Стилерс» выиграли три игры в плей-офф, проиграли пять и трижды туда вообще не попали. Это даже впечатляет — как команда может не выйти в плей-офф трижды за восемь лет, если она всякий раз завершала год 8–8 или лучше? Как командам «Питтсбурга», выигрывавшим 10, 12, 11 и 13 игр регулярки соответственно удавалось проиграть матчи в плей-офф против квотербеков Дэвида Гэррарда, Тима Тибоу, Джо Флакко и Блейка Бортлса? В этом и заключается суть увядающей не-династии «Питтсбурга». Целое десятилетие команда болталась между оценками «хорошо» и «отлично», но так и не становилась лучшей.

Вряд ли им удастся удержаться на этой планке. В сезоне–2017 «Питтсбург», одержавший 13 побед в регулярке, вело вперед атакующее трио: Биг Бен, Антонио Браун и Левеон Белл — убийцы на букву «Б» (The Killer B’s — игра слов с понятием «killer bees», «пчёлы-убийцы» — Прим. пер.). В сезоне–2019 у них останется только один на букву «Б». В конце февраля клуб объявил о том, что не будет накладывать транзишн-тег на Белла, что сделало его неограниченно свободным агентом. В воскресенье «Питтсбург» обменял Брауна в «Окленд». Остался только Биг Бен — последний из троицы на букву «Б», вокруг которого хотелось бы строить команду.

Да, Ротлисбергер — будущий член Зала славы, он входит в топ-10 практически по всем показателям пасовой игры. Но ему уже исполнилось 37 лет, и в 2018 году он не попал в топ-10 ни по одному важному пасовому показателю. (Он стал лучшим в лиге по числу пасовых ярдов, но только потому что он был с большим отрывом первым по пасовым попыткам. По ярдам за попытку он был 15-м, по пасовому рейтингу 15-м, по соотношению тачдаунов к передачам 17-м, по соотношению перехватов к передачам 18-м).

Как только Белл и Браун появились в «Питтсбурге», клуб фундаментальным образом изменил свою философию. В течение 10 сезонов после выбора Ротлисбергера на драфте «Стилерс» побеждали благодаря доминированию в защите: четыре раза они финишировали с наименьшим количеством пропущенных очков за сезон, семь раз входили в топ-10 самых результативных защит. В то же самое время нападение «Питтсбурга» трижды завершало сезон ниже 20-го места по результативности и ни разу не поднималось выше девятой строчки по этому показателю. Давайте возьмём для примера Супербоул–40 с «Сиэтлом»: Ротлисбергер отдал 9 из 21 передачи без тачдаунов с двумя перехватами, но «Стилерс» выиграли 21–10. Из 114 выступлений квотербеков в Супербоулах (с минимумом в пять передач за игру) игра Ротлисбергера в 2006 году стала 108-й по пасовому рейтингу — никто ниже 90-го места в этом рейтинге больше не одерживал победу.

Но с приобретением Белла и Брауна всё изменилось. За пять сезонов с 2014 года нападение «Питтсбурга» каждый сезон входило в топ-10 по результативности, а защита лишь раз вошла в топ-10 по пропущенным очкам. Когда «Стилерс» выигрывали в Супербоулах, они уничтожали соперников в защите, а Ротлисбергер делал ровно то, чего хватало для победы. В последние годы «Питтсбург» располагал динамичным нападением, но защита не была способна потянуть борьбу за титул.

Очевидно, что резкий скачок в игре нападения «Стилерс» связан с прогрессом Белла и Брауна, а не Ротлисбергера. Биг Бен остался приблизительно тем же разыгрывающим, каким был всегда, и, похоже, с возрастом он начинает сдавать. Когда к нападению «Питтсбурга» присоединились два выдающихся плеймекера, уровень его взлетел до небес. И все же «Питтсбург» теперь будет отстраиваться вокруг Ротлисбергера, а не вокруг двух мегаталантов, которым позволили уйти.

* * *

Есть подозрение, что «Питтсбург» попал бы в плей-офф в прошлом сезоне, не останься Белл вне команды. Не потому, что Белл был тем недостающим элементом, которого не хватило «Питтсбургу», чтобы считаться претендентом на титул. (Хотя наверняка игрок символической сборной 2017 года пригодился бы коллективу, который в концовке сезоне ротировал в бекфилде Джейлена Сэмюелса и Стевана Ридли). А потому, как вся история с Беллом ударила по «Питтсбургу» с финансовой точки зрения.

Перед стартом прошлого сезона в «Питтсбурге» знали, что Белл хочет долгосрочный контракт. И все равно предпочли наложить франчайз-тег на бегущего второй год подряд, несмотря на то, что Белл предупреждал — в таком случае он бойкотирует сезон. Слова Белла не оказались блефом, он предпочёл пропустить сезон вместо того, чтобы играть под тегом. Белл отказался от $14.5 миллиона ради того, чтобы сохранить здоровье и покинуть клуб как свободный агент — история НФЛ не знает таких прецедентов. Поскольку «Стилерс» были уверены, что бегущий вернётся, они просто не трогали эти $14.5 миллиона, хотя могли их потратить на рынке свободных агентов. «Питтсбург» провёл сезон–2018 с непотраченными $19.5 миллиона — это пятая по величине сумма среди всех команд лиги, почти в два раза выше среднего по лиге. Всего восемь команд имели более $10 миллионов непотраченных денег в прошлом году, среди них «Кливленд», «Сан-Франциско» и «НЙ Джетс».

Само собой, «Стилерс» могли бы найти применение $20 миллионам. Секондари — ахиллесова пята команды который год подряд, вполне можно было подписать одного или даже нескольких ди-беков на рынке. Учитывая, что «Питтсбург» завершил сезон 9–6–1 и пять раз уступал в одно владение, такое приобретение вполне могло помочь команде попасть в плей-офф. Вместо этого они в январе смотрели плей-офф по телевизору.

Без Брауна будет ещё хуже. Невозможно подобрать правильные слова, чтобы описать всё то, чего игрок добился к 30 годам, ни один другой ресивер к этому моменту не достигал чего-то подобного. Это единственный игрок в истории НФЛ, который шесть сезонов подряд проводит с минимум 100 приёмами на 1250 ярдов. За последние пять лет он дважды был лидером лиги по ярдам на приёме, дважды — по числу приёмов, один раз — по тачдаунам на приёме. Можно обсуждать, насколько по нынешним временам ценен раннинбек-пахарь типа Белла, но об эффективности суперзвёздного ресивера двух мнений быть не может. «Стилерс» потеряли лучшего принимающего лиги, лишили Ротлисбергера самой надёжной цели и, скорее всего, серьёзно осложнили жизнь восходящей звезде Джуджу Смит-Шустеру.

«Питтсбург» не просто теряет Брауна, клуб ещё и платит за это. Обменяв Брауна, «Стилерс» потеряли $21 миллион в «мёртвых деньгах» — удар такого масштаба они получат под потолком зарплат в следующем сезоне. Единственная выгода от бойкота Белла в прошлом году заключалась в том, что клубам позволяют переносить неиспользованные деньги на следующий сезон, но эта опция ликвидировалась после обмена Брауна. Не попав в плей-офф, «Стилерс» должны каким-то образом прибавить без бюджета, без лучшего ресивера лиги и со стареющим квотербеком. Это невозможно.

* * *

Есть два возможных объяснения тому, как всё до этого дошло. Первое — клубу не повезло получить двух суперталантливых игроков, которые одновременно оказались глупыми и жадными эгоистами. Не стоит исключать такой вариант. Белл пытался сделать вид, будто получить ноль долларов вместо $14.5 миллиона — разумное финансовое решение, а Браун в межсезонье просил называть его «Мистер Большая Грудь», выкрасил усы в белый цвет, был признан худшим певцом на шоу «Таинственный исполнитель» и записывал самые жуткие короткие видео в истории человечества.

View this post on Instagram

🤣

A post shared by Antonio Brown (@ab) on

Но всё-таки кажется, что здесь замешано нечто большее. Мы не видим всего, что происходит в «Питтсбурге». Тамошняя система сломана настолько, что два выдающихся игрока предпочли сбежать, невзирая на все финансовые, имиджевые и исторические потери. Что более вероятно: молния ударила дважды, и «Стилерс» получили двух совершенно одинаково неблагодарных суперталантливых игроков, или же их вытолкнула из клуба какая-то фундаментальная организационная проблема?

Мы знаем ответ на этот вопрос.

Генменеджер «Питтсбурга» Кевин Колбер публично заявил, что Ротлисбергер имеет право критиковать кого угодно и когда угодно. Биг Бен с этим согласился. Одноклубники для него, видите ли, «как дети». Похоже, Ротлисбергер более ценен для организации, чем даже главный тренер Майк Томлин. Браун ясно дал понять, что ему не нравится статус Ротлисбергера как «священной коровы» клуба, и Белл разделяет его мнение. И всё же в «Питтсбурге» раз за разом считали правильным ублажать вечно чем-то недовольного Ротлисбергера.

Посыл понятен. Ротлисбергер — икона «Питтсбурга». Это он отдал тот самый пас на Сантонио Холмса, это он сделал тот самый захват Ника Харпера. Спортивные клубы часто встают на сторону стареющих звёзд, которые обеспечили им величие. С рациональной точки зрения было бы логичнее сделать ставку на более талантливых Брауна и Белла, а не на регрессирующего и стареющего игрока. Но трудно оставаться рациональным, когда речь заходит об истории клуба и человеке, который в ответе за создание династии.

Но мы не должны забывать: эти «Стилерс» не стали династией. Они добились выдающегося успеха более десяти лет назад, и с тех пор смогли собирать хороший состав из года в год. Но это не династия. Это просто хорошая команда. И вряд ли «Питтсбург» сможет удержать стандарт качества, выбросив двух лучших игроков ради отыгравшего свои лучшие годы квотербека, которому повезло играть в экстраординарных командах клуба.

Материал по теме: Как «Питтсбургу» восполнить потери Брауна и Белла

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.