В начале февраля, прямо перед Супербоулом, произошла церемония вручения индивидуальных наград за регулярный сезон. Если во время неё и были сюрпризы, то связаны они были не с главной наградой вечера – Патрик Махоумс забрал титул MVP за действительно выдающийся сезон. Из гипотетических конкурентов у Махоумса был лишь Дрю Бриз – и больше никого. Такая картина прекрасно олицетворяет текущее господство квотербеков в лиге – разыгрывающие являются самыми ценными игроками команд, а представители других позиций и рядом не стоят. Но может ли такая гегемония быть нарушена хотя бы тем, что в ближайшее время титул самого ценного игрока может получить не-квотербек?

Такой вариант маловероятен, но фантастическим его нельзя назвать. Всегда считалось, что ресиверу практически невозможно стать MVP хотя бы потому, что, как бы хорошо ты ни ловил мячи, больше внимания достанется тому, кто их тебе кидал. Но Деандре Хопкинс уже сумел доказать, что для него не проблема поймать любой, даже самый корявый пас, летящий в его сторону (немало игр с такими квотербеками, как Ти Джей Йейтс и Том Сэвидж это подтверждают), а Дешон Уотсон при всех его достоинствах обладает не самым точным броском в футболе. Если Уотсон кинет 20+ тачдаунов на Хопкинса и выстроит не очень убедительную связь с остальными принимающими, то в лиге может появиться первый в истории ресивер-MVP — даже Джерри Райсу такое достижение не покорилось (по итогам сезона–1987 Райс был признан MVP по версии Pro Football Writers Association и Newspaper Enterprise Association, но считающаяся «официальной» награда от Associated Press ушла Джону Элвею — Прим. ред.).

Аарон Дональд тоже имеет осязаемый шанс нарушить уникальность достижения Лоуренса Тейлора (бывший лайнбекер «Джайентс» по сей день остаётся единственным игроком защиты, получившим главный индивидуальный трофей). Ди-тэкл «Рэмс» является безальтернативно лучшим защитником лиги и при этом каждый год демонстрирует существенный прогресс. Вполне вероятно, что полноценная предсезонка, не обременённая забастовками по поводу нового контракта, подарит лиге в следующем сезоне защитный перфоманс, который будет невозможно игнорировать.

А как же бегущие? После квотербеков именно они – самые яркие и заметные игроки на поле. В лиге полно звёздных раннинбеков, а топ-10 лучших игроков в истории НФЛ невозможно представить без Джима Брауна и Уолтера Пэйтона. Да и третьим финалистом этого года был бегущий «Рэмс» Тодд Гёрли. Тем не менее, шансы кого-нибудь из раннинбеков завоевать награду призрачно малы – и связано это, в первую очередь, с позицией, на которой они играют.

Согласно порталу Spotrac, средняя зарплата бегущих лиги – третья с конца среди всех позиций (ниже только лонг-снэпперы и фуллбеки). Этого уже достаточно, чтобы свидетельствовать о довольно низкой ценности раннинбеков, но малый уровень гонораров лишь следствие этого, а не причина. Причин, тем не менее, достаточно и они довольно весомы.

Явная тенденция на снижение количества выносов если и может быть поводом к обесцениванию бегущих, то едва ли самым главным: количество выносных попыток одной команды за матч (25,9 в сезоне-2018) и активное задействование бегущих в пасовой игре позволяет раннинбекам касаться мяча десятки раз за матч.

Скорее можно выделить три главные проблемы, мешающие раннинбекам хотя бы вернуться на уровень «звёзд второго плана» и делающие  большинство команд, выдавших большой и долгосрочный контракт бегущему, априори проигравшими (об этом чуть ниже):

  • повышенная травматичность позиции
  • заменимость практически любого бегущего, даже самого звёздного
  • неочевидное влияние игры раннинбеков как на результат отдельной комбинации, так и всей игры

Даже на таком коротком отрезке, как один сезон (только что закончившийся) большинство бегущих лиги, даже самых элитных, имели как минимум одну из этих сложностей. Проиллюстрируем это.

Травматичность

Более сложным испытанием для здоровья в футболе, чем игра бегущим, является, разве что, работа на возвратах (которую, к тому же, во многих командах выполняют раннинбеки). Абсолютное большинство выносов сопровождается получением ударов от бугаев, которые с раннего детства учились эти удары наносить. Вполне логично, что позиция хавбека является одной из самых травматичных и игра на ней чревата как серьёзными повреждениями (например, травмами связок колена), так и постоянными болячками, сбивающими игрока с ритма. И примеров таких травм предостаточно даже в этом сезоне.

Железно стартовых бегущих, пропустивших весь сезон-2018 или бОльшую его часть предостаточно: выбор второго раунда драфта Дерриус Гайс так пока и не дебютировал в НФЛ благодаря разрыву «крестов», а два обладателя крайне внушительных долгосрочных контрактов, Девонта Фримен и Джеррик Маккиннон на двоих совершили в прошлой регулярке 14 попыток выноса.

Но долгосрочные травмы регулярно получают игроки более-менее всех позиций. Куда более характерным именно для бегущих явлением считаются мелкие повреждения, не выбивающие футболиста из строя на длительный срок, но мешающие ему играть стабильно и продуктивно. И тут выборка тоже весьма немала.

Embed from Getty Images

Мелвин Гордон в своём здоровом состоянии демонстрирует уровень игры, позволяющий ему претендовать на звание лучшего бегущего лиги. Единственная проблема – полностью здоровым Гордон бывает довольно редко – практически всю карьеру в НФЛ раннинбек «Чарджерс» либо восстанавливается от очередного повреждения, либо набирает форму. «Батарейкам» в это и следующее межсезонье придётся переводить многих важных игроков с новичковых на взрослые контракты – и нестабильность Гордона, являющаяся следствием его травматичности, будет серьёзным соблазном для руководства «Лос-Анджелес» не выдавать своему бегущему значительную сумму денег.

Помимо Гордона из стартовых раннинбеков значительную часть сезона пропускали Тодд Гёрли, Джеймс Коннер, Леонард Фурнет и многие другие игроки. И такое положение вещей едва ли изменится: в отличие от облегчения жизни квотербекам, в вопросе физического контакта с бегущими игроков защиты никто дополнительно ограничивать не собирается.

Легко найти замену

Тодд Гёрли был полноправным претендентом на МВП ещё в сезоне-2017, а в 2018 году выступал ещё лучше, и, как тогда казалось, вполне заслуживал свой контракт на четыре года и 60 млн $ (из которых 45 гарантированны), который вступит в силу в 2020 году. «Рэмс» выступали лучше всех в лиге, а Гёрли рвал соперников, демонстрируя великолепную статистику. Но ближе к концу регулярного сезона он получил травму, а из соседнего Макдональдса в «Рэмс» пришёл Си Джей Андерсон – и стал играть ничуть не хуже, чем Гёрли до него. И дело не только в более активном использовании «Баранами» персонала с двумя тайт-эндами – когда Гёрли выздоровел и вернулся на поле, было непонятно, какой из двух бегущих «Рэмс» – кандидат на МВП, а какого в 2018 году дважды отчислили.

Embed from Getty Images

И это не частный случай. Карим Хант установил рекорд сезона по количеству ярдов на выносе в 2017 году. Прошлой осенью он крайне эффективно оттенял Патрика Махоумса и делал нападение «Канзаса» практически неостановимым. Но в ноябре в интернете распространилось видео, на котором Хант демонстрирует работу ног вне футбольного поля и «Чифс» немедленно отчислили провинившегося раннинбека. Исходя из уровня игры Ханта разумно было предполагать, что нападение «Вождей», лишившись одного из ключевых игроков, несколько померкнет. Но этого и близко не случилось – вакантное место занял комитет бегущих, во главе которого встал «джёрнимен» Дэмиен Уильямс – и снова игрок, кочующий из команды в команду, продемонстрировал даже лучшую игру, чем бывший франчайз-раннинбек (например, доля выносов, закончившихся первым дауном или тачдауном, у Уильямса составила 30% — против 26% Ханта). То, с какой готовностью «Чифс» отчислили одну из главных звёзд команды, также говорит о пониженной ценности раннинбеков (например, когда далеко не самый лучший квотербек лиги Джеймис Уинстон вляпался в похожий скандал, «Тампа» оказала игроку полную поддержку).

Наконец, хедлайнер новостей лиги с июля и до середины ноября, Левеон Белл, всё-таки пропустил весь сезон-2018 в рамках протеста против отсутствия от «Стилерс» предложений по долгосрочному контракту. Казалось бы, Белл своим демаршем должен был нанести крайне серьёзный урон перспективам «Питтсбурга» в сезоне —  и он нанёс, но этот урон не был никоим образом связан с игрой бегущих «Сталеваров». Джеймс Коннер, просидевший под Беллом сезон-2017, взял игру на себя и сделал это в некоторой степени даже успешнее, чем его звёздный предшественник – например, Коннер заработал 13 тачдаунов за столько же игр, в то время, как лучший результат Белла – по 11 в сезонах-2014 и -2017.

Если таких звёзд, как Гёрли, Хант и Белл удалось легко и безболезненно заменить куда менее именитыми игроками, то что говорить об остальных бегущих?

Неочевидное влияние на результат

Попытки отделить вклад бегущего в результат выноса от вклада его линейных нападения делаются уже давно – и, судя по получающимся пока результатам, соотношение заслуг не в пользу раннинбеков. Пока отчётливо виден лишь один факт – «если в команде плохая о-лайн, бегущие в ней не будут эффективны».

Embed from Getty Images

Сакуон Баркли имеет чёткий потенциал лучшего раннинбека современности и уже в своём дебютном сезоне сумел блеснуть талантом – хайлайты, в которых он оставляет в дураках защитников, смотрятся крайне эффектно. Проблема, в том, что, если бы у кого-нибудь хватило сил и терпения смонтировать видео, которое будет содержать все розыгрыши сезона-2018, в которых Баркли утрамбовывают на линии скримиджа или за ней, длиться такой ролик будет многократно дольше любых хайлайтов. В 2017 году у «Нью-Йорка» была одна из худших линий нападения в лиге. В прошлом сезоне её несколько улучшили (подписав Нейта Солдера, выбрав на драфте Уилла Эрнандеса и выгнав к чёртовой матери Эрека Флауэрса), но воз остался там же – эффективность хоть и увеличилась, но явно не настолько, насколько это ожидалось после замены Орлеанса Дарквы одним из лучших бегущих поколения.  Например, по показателю Success Rate (доля успешных розыгрышей, где успешность варьируется в зависимости от попытки и количества ярдов оставшихся до первого дауна или зачётной зоны) выносы Баркли имеют значение 41% — это 41 результат из 47 бегущих, сделавших более 100 выносов в сезоне. Общий результат команды тоже не скакнул вверх — «Джайентс» как были на дне, так на дне и остались.

Дэвид Джонсон в сезоне-2016 был едва ли не самым ярким и ценным игроком лиги. Но в первой же официальной игре 2017 года он серьёзно травмировал запястье (помните первую проблему?), а через год, уже после подписания трёхлетнего контракта с 30 млн$, предстал бледной тенью себя предыдущего – 3,6 ярда за попытку выноса при среднем показателе в лиге 4,4. Впрочем, убогая линия нападения «Кардиналс» и великолепная атакующая система Майка Маккоя (которую не смогли полностью исправить и после увольнения горе-координатора), в которой раннинбек, главные достоинства которого – игра на приёме и неуловимость в открытом поле, ничем, кроме выносов в бокс не занимается, навевают подозрения, что дело не столько в Джонсоне, сколько в персонале и тренерах, его окружавших.

Стоит ли на драфте высоко выбирать бегущих?

Генменеджера  «Джайентс» Дэвида Геттлмена нещадно критиковали за выбор Баркли (опять же, игрока, вполне способного в краткосрочной перспективе стать лучшим на своей позиции) на драфте-2018. Основных претензий две: Геттлмен прошёл мимо возможности выбрать франчайз-квотербека и дать тому поучиться год-два у полумёртвого, но, несомненно, опытного Илая, а также выбрал Баркли без создания для него комфортных условий (удовлетворительная линия нападения у «Джайентс» появится, видимо, нескоро и до этого момента Сакуон будет вынужден играть в стиле Барри Сандерса, пытаясь фактически каждый розыгрыш без особой помощи продираться сквозь защитников).

Целесообразность выбора под высоким пиком часто подвергается сомнению. Чтобы подтвердить или опровергнуть это, стоит посмотреть на таблицу с бегущими, выбранными сравнительно высоко за последние, допустим, три года:

Игрок Год выбора Пик Статус
Сакуон Баркли 2018 2 Новичок года в нападении
Рашад Пенни 2018 27 Третий раннинбек «Сиэтла»
Сони Мишел 2018 31 Лучший игрок плей-офф сезона–2018
Ник Чабб 2018 35 Выиграл борьбу за место стартового бегущего «Браунс»
Роналд Джонс 2018 38 1.9 ярда за попытку выноса в сезоне–2018
Керрьон Джонсон 2018 43 Хорошо играл, но во второй половине сезона попал в IR
Дерриус Гайс 2018 59 Порвал «кресты» до начала сезона
Ройс Фримен 2018 71 Проиграл конкуренцию незадрафтованному агенту
Леонард Фурнет 2017 4 Отличный первый сезон, кошмарный второй
Кристиан Маккафри 2017 8 Нормальный первый сезон, отличный второй
Далвин Кук 2017 41 Больше лечится, чем играет
Джо Миксон 2017 48 Один из лидеров «Цинциннати»
Алвин Камара 2017 67 Точно входит в топ-10 бегущих лиги
Карим Хант 2017 86 Отчислен из «Чифс» после скандала, подписал контракт с «Браунс»
Донте Форман 2017 89 Третий-четвертый раннинбек «Тексанс»
Джеймс Коннер 2017 105 Эффективно заменил Левеона Белла
Иезекиль Эллиот 2016 4 Лидер нападения «Далласа», когда не дисквалифицирован
Деррик Генри 2016 45 Во второй половине сезона–2018 был одним из лучших RB лиги
Кеньян Дрейк 2016 73 Проиграл конкуренцию Фрэнку Гору (в воображении Адама Гейза)
Си Джей Просайс 2016 90 Один тачдаун за три сезона

Едва ли глядя на эту таблицу можно сделать полноценный вывод о том, имеет ли смысл выбирать бегущих высоко или нет. Возможно. Картину прояснит другое сравнение: возьмём десять лучших и десять худших выносных нападений прошлого сезона и посмотрим, в каком раунде были выбраны их ведущие (по крайней мере, по количеству попыток выноса) раннинбеки.

Итак, десять лучших выносных нападений сезона-2018 (по ярдам за попытку выноса, при равенстве – по количеству выносных ярдов):

Команда Бегущий Раунд
Каролина Кристиан Маккафри 1
Грин-Бэй Аарон Джонс 5
ЛА Рэмс Тодд Гёрли 1
Денвер Филип Линдси Не выбран
Сиэтл Крис Карсон 7
Канзас-Сити Карим Хант 3
ЛА Чарджерс Мелвин Гордон 1
Цинциннати Джо Миксон 2
Майами Фрэнк Гор 3
НЙ Джайентс Сакуон Баркли 1

И десять худших:

Команда Бегущий Раунд
Окленд Даг Мартин 1
Питтсбург Джеймс Коннер 3
Миннесота Далвин Кук 2
Джексонвиль Леонард Фурнет 1
Чикаго Джордан Ховард 5
Детройт Легаррет Блаунт Не выбран
НЙ Джетс Айзея Кроуэлл Не выбран
Филадельфия Джош Адамс Не выбран
Тампа-Бэй Пейтон Барбер Не выбран
Аризона Дэвид Джонсон 3

Едва ли такое сравнение можно назвать полностью объективным (например, Даг Мартин и Сакуон Баркли – разные величины в сегодняшней лиге, хоть оба и были выбраны в первом раунде, а среднее количество ярдов за попытку выноса – не самый идеальный показатель оценки выносных нападений), но на его базе есть основания утверждать, что высоко выбирать раннинбеков на драфте имеет смысл.

А имеет ли смысл платить им после того, как истечёт контракт новичка?

Насколько целесообразно выдавать бегущим большие контракты?

Левеон Белл был одним из главных источников новостей прошлого межсезонья и в этом году не планирует сбавлять обороты, по крайней мере, пока не подпишет столь желаемый им долгосрочный контракт. Скорее всего, его желание сбудется, ведь у тех же «Джетс» и «Кольтс» наверняка чешутся руки заполнить кучу свободного места в платёжке. С точки зрения пиара и маркетинга подписание Белла, скорее всего, себя оправдает. А вот в том, что Белл своей игрой окупит крайне внушительный гонорар, есть большие сомнения. Чтобы их подтвердить или развеять достаточно взглянуть на уровень выступления бегущих, играющих на «взрослых» контрактах с зарплатой от 6 млн$ (или ещё не играющих, но уже подписавших соглашения):

Игрок Год контракта Сред. зарплата в год Сред. гарант. зарплата Статус
Тодд Гёрли 2020 $14,25 млн $10,25 млн Лучший раннинбек лиги после Си Джея Андерсона
Дэвид Джонсон 2019 $13 млн $10,63 млн Лучше бы ещё годик полечился
Девонтей Фримен 2018 $8,25 млн $4,41 млн Почти не сыграл в сезоне из-за травмы
Лешон Маккой 2015 $8 млн $3,65 млн Джош Аллен в этом сезоне бегал куда лучше
Джерик Маккинон 2018 $7,5 млн $4,5 млн Молится за своё здоровье и за здоровье Джона Линча
Ламар Миллер 2016 $6,5 млн $3,5 млн После завершения карьеры попадёт в чистилище раннинбеков

Даже если принять во внимание маленькую выборку и то, что Маккой в начале своего контракта играл вполне сносно, ситуация вполне очевидна: давать большие деньги бегущим – серьёзный и малооправданный риск.

«Джетс» это, конечно, вряд ли остановит и Белл, скорее всего, отправится за огромные деньги танцевать за линией нападения «Реактивщиков». Только если у него будет плохая о-лайн и посредственный коучинг, танцы рискуют стать куда менее длительными и зрелищными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.