«Мы не могли позволить себе отказаться от того футбола, в который можем играть»

— Что случилось в последней игре регулярки против «Рустерс»? «Валькирии», честно говоря, как-то уже отучили от счетов вроде 0-40.
— Полный провал тренерского штаба. При этом не столько с тактической точки зрения – глядя назад, всегда просто судить о том, как следовало бы играть и какие комбинации назначать. А именно с точки зрения контроля собранности и концентрации команды. Да, у нас была возможность поэкспериментировать с комбинациями и составами в ничего не значащем с турнирной точки зрения матче, но это не значит, что перед ответственной игрой плей-офф можно играть так, как мы играли вчера – а на другую игру настроить коллектив мы не смогли. Целиком и полностью ответственность на нас, прежде всего, на мне.

— На твой взгляд, не стоило прятать козыри перед тем же соперником, с которым вы сыграете теперь в плей-офф? Следовало выкладываться по полной?
— Дело не в том, каким составом мы играли (не скрою, по разным причинам, не оптимальным). Дело в том, что тренеры должны обеспечить такой подход, чтобы каждый игрок, который выходит на поле – играл бы на свой максимум, каким бы этот максимум ни был и какой бы в итоге ни был итоговый счёт. Вот этого настроя мы как раз и не смогли создать, и теперь начнём эту работу с чистого листа.

— Согласись, странно видеть отсутствие настроя у команды, которая, во-первых, тратит кучу времени и денег на выезды, а во-вторых, играет не так много матчей в году и когда-то проигрывала в Финляндии довольно часто и крупно?
— Странно или не странно – это точка зрения зрителя. Для нас, тренеров, это не вопрос странности, это вопрос поиска собственных ошибок и недоработок.

— Если бы вы играли на максимуме возможностей, исход встречи был бы иным?
— Счёт был бы иным – точно. Но, повторюсь: мы могли позволить себе экспериментировать, не оглядываясь на результат в этом матче. А вот не играть так, как можем – нет.

— Для тебя это новый опыт? Мне кажется, раньше вы всегда бились и если проигрывали, то исключительно в силу невезения или качественного футбола в исполнении соперника.
— Нет, к сожалению хотя бы одна такая игра у нас случается почти каждый сезон. Просто против соперников, отличных от «Рустерс», это не выливается в такой счёт.

«Брюховецкая – лучший футболист России независимо от пола и позиции»

— Давай теперь о хорошем. Три момента, благодаря которым этот сезон уже оказывается лучше прошлого?
— Во-первых, нужно, конечно, сказать о (не игравшей на выходных) Даше Брюховецкой. Вы наверняка слышали о ней и раньше, но в этом году она окончательно перешла из статуса главной звезды нашего нападения в статус лучшего футболиста России независимо от пола и позиции. Сегодня в этом не может уже больше быть никаких сомнений! Мы давно уже даже перестали следить за статистикой: по количеству тачдаунов, ярдов на выносе и приёме, а также разрушенных самооценок (набираемых, между прочим, против лучших защит Европы!) она уже настолько впереди всех, что точные цифры перестали быть интересны.

Во-вторых, я бы, наверное, отметил, что в Финляндии не осталось уже больше команд, которых мы не обыгрывали. То есть, если раньше наша цель – победить в этом соревновании – была абстрактной, то сейчас она обрела конкретные очертания. Мы знаем, что и как нужно делать, чтобы обыграть любого из соперников, мы можем этого добиться. И о нас действительно говорят, как о контендерах, а значит, как об одной из лучших команд Европы.

Третьим моментом, думаю, будет как раз продолжением этой темы: в этом году, мы вырвались не только за пределы России и Финки, мы вышли на по-настоящему европейский уровень игры. Официального титула «лучшей команды континента» пока не существует, но мы продемонстрировали самим себе и другим, что можем абсолютно на равных играть с любой командой Европы. И, к примеру, наше приглашение этой осенью на турнир в Англию (которое мы по финансовым соображениям вынуждены были отклонить, к сожалению), где будет играть лучшая женская команда Нью-Йорка «Шаркс», лишнее тому подтверждение.

— В чем секрет Брюховецкой? Талант, работоспособность, лидерские качества? Самый главный ее скилл?
— Все эти вещи действительно могут сделать игрока особенным и успешным. Но игроком, который встречается раз в поколение, Даша стала не из-за какого-то одного из них. А, во-первых, из-за сочетания их всех. Во-вторых, из-за той невероятной степени, в которой они все в ней выражены: она и самый талантливый от природы спортсмен, которого я знаю, и одновременно самый трудолюбивый, и, опять же, одновременно с этим, вселяющий уверенность и делающий лучше всех окружающих, как никто другой.

Воистину, уникальный спортсмен, о котором любой тренер может лишь мечтать.

— Кто из игроков сделал качественный скачок в этом сезоне? Вот так, чтобы прямо прорыв.
— Сложно отметить кого-то одного, игроки во всех наших линиях очень хорошо развиваются и год от года показывают всё более качественный футбол. Если не считать новичков, наверное, хочется отметить нашего центра Асю Николаеву, которая перешла на эту позицию с тэкла нападения и стала в этом сезоне надёжной основой всего нашего блока.

На другой же стороне мяча я не могу не отметить Виринею Яцына. Перейдя в прошлом сезоне на позицию лайнбекера, она провела его, адаптируясь к новому амплуа. И, набравшись опыта, уже в этом сезоне смогла выйти на совершенно потрясающий уровень игры.

«От нас на более высокий уровень уехать можно только уже в Америку»

— Некоторые игроки из других городов периодически переезжают в Петербург ради того, чтобы играть на самом высоком уровне. А сталкиваетесь ли вы с проблемой, что ваших лучших зовут в Европу? Есть предложения на уровне контактов с игроками «Валькирий»?
— Нет, по крайней мере, я не знаю и, честно говоря, не очень этого боюсь. Несмотря на то, что многих наших девушек была бы рада в своих рядах видеть любая финская команда. В отличие от тех, кто едет к нам, от нас на более высокий уровень уехать можно только уже в Америку. В рамках Европы мы и так играем на настолько высоком, насколько только можно. Конечно, может быть ещё и какая-то личная мотивация или финансовая, но это уже не совсем про футбол.

— Есть ли шанс увидеть «Валькирий» в российском турнире, если таковой будет организован в финское межсезонье?
— Такие предложения нам поступают постоянно и мы честно их рассматриваем. Но последний Кубок России показал, что пока ни для кого в этом нет никакого смысла. А ведь с тех пор, после провального для женского американского футбола нашей страны 2017 года, разрыв между «Валькириями» и другими командами только увеличился.

— Почти в любой команде смена стартового квотербека – это большая проблема. Как с этим справляются «Валькирии»?
— Действительно, это так, но в этом сезоне Елена Проскурикова превзошла все наши ожидания, что особенно ценно в контексте того, насколько усложнилась система нашего нападения. Спортсмен от природы и с самого раннего детства, она оказалась не просто способна на этой позиции технически (с точки зрения точности и силы паса, чтения выноса в нашей опшн-схеме), но и уверенно руководит на линии скриммеджа всем нападением через систему одиблов, с которыми по сложности не сравнится ни одна мужская команда России.

— Многие в защите, как и в о-лайне, рано или поздно просят мяч и пробуют уйти на скилл-позиции. За Проскуриковой никто не тянется?
— Конечно, утопично реализовывать такую систему полностью, и иногда нужно делать то, что нужно команде… Но в целом мы стараемся максимально учитывать пожелания и предрасположенность игроков при выборе её позиции и переосмысливаем это каждое межсезонье – она действительно регулярно меняется у многих из наших лидеров. Я твёрдо уверен, что делать на поле то, что ты хочешь – очень важная составляющая в реализации всего потенциала, который есть в каждом футболисте.

«Почти на всех наших тачдауновых драйвах мы реализовывали хотя бы одну четвёртую попытку»

— Раз уж заговорили о сложности нападения, давай отметим того, кто помогает его создать.
— В целом, нашим нападением, как и во все прошлые годы, руководит координатор Даниил Мусиенко. Человек, который никогда не перестаёт учиться и развиваться как тренер, что каждый год выливается во всё более и более эффективную систему, позволяющую максимально эффективно использовать наши сильные стороны и атаковать слабые места в защите соперника.

— Ваша защита по-прежнему сильнее вашего же нападения?
— Я не знаю, как можно объективно сравнивать защиту и нападения одной команды друг с другом, и я совершенно не считаю, что наше нападение сейчас слабее защиты. Конечно же, бывают отдельные матчи, когда игра на одной стороне мяча получается хуже, чем на другой. Но в этом-то и прелесть командности в футболе, что сегодня ты вытягиваешь своего товарища, а завтра – он тебя.

— Ты не так давно писал на First & Goal, что панты лучше не бить. Как с этим обстоит дело у «Валькирий»?
— Да, действительно, я не так давно развёрнуто писал о способах аналитического (а не эмоционального) принятия решений на четвёртом дауне, но тогда это было построено на абстрактных математических выкладках. Самим же играть четвёртую попытку в ответственные моменты на своей половине поля оказалось поначалу не так просто.

Но тем не менее, вся математика подтвердилась в точности: за весь регулярный сезон, мы всего лишь дважды были в положении, когда нам действительно следовало ударить пант (при этом в одном из этих случаев у нас с тренерами была ошибка в коммуникации и попытку мы всё равно разыграли), и это действительно имело очень большой позитивный эффект на наш результат.

После сезона, наверное, я поговорю об этом ещё подробнее. Но смысл в том, что почти на всех наших тачдауновых драйвах мы реализовывали хотя бы одну четвёртую попытку. А это означает, что играя пант, не досчитались бы большинства набранных нами очков. Итоговый результат команды точно был бы совсем иным, и мы может быть вовсе не говорили бы о плей-офф сейчас.

— С другой стороны, с пантом вы и пропустили бы, наверное, меньше?
— А вот и нет. Вернее, как можно быть в этом уверенным или это подсчитать? Играя пант, ты гарантируешь, что не занесёшь очков в этом драйве нападения. Но взамен, гарантируешь ли ты, что не пропустишь сам? Нет, ты всего лишь немного снижаешь вероятность пропущенных очков, но в целом – отдаёшь мяч и все карты в руки сопернику. Поэтому пропустили бы мы, возможно, на пару тачдаунов меньше, но заработали бы при этом, совершенно точно, меньше на десяток.

— Ты сказал, что команда уже знает, как обыгрывать любого в Финляндии. Это же касается и «Рустерс», с которыми играть еще раз?
— Безусловно. Никто не говорит, что самую титулованную команду обыграть будет просто, но если мы сможем чуть дольше держать мяч в нападении и эффективнее создавать давление на их бэкфилд в защите, всё в наших руках.

11 августа в 18:00 МСК смотрите трансляцию полуфинального матча плей-офф между «Валькириями» и «Рустерс». Перед этой игрой в 14:30 пройдет другой полуфинал «Вулверинс» – «Троянс».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.